Файл: АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Понятие, сущность и виды корпоративной социальной ответственности

1.2 Принципы формирования корпоративной социальной ответственности в производственном бизнесе

1.3 Перспективы использования корпоративной соц. ответственности в России и за рубежом

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПАО «ГАЗПРОМ»

2.1 Анализ внешней и внутренней корпоративной социальной ответственности ПАО «ГАЗПРОМ»

2.2. Оценка перспектив роста корпоративной социальной ответственности ПАО «ГАЗПРОМ»

ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ОСТРОЙ РЫНОЧНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

3.1 Разработка экологического проекта в рамках KCO предприятия

3.2 Использование KCO как залога внутренней стабильности производственного бизнеса

3.3 Экономическая целесообразность перспектив развития корпоративной социальной ответственности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

││ ││││ потребители ││

│└───────────────────────────────────┘││└────────────────────────────────┘│

│┌───────────────────────────────────┐││┌────────────────────────────────┐│

││ реструктуризация бизнеса ││││ права человека ││

│└───────────────────────────────────┘││└────────────────────────────────┘│

│┌───────────────────────────────────┐││┌────────────────────────────────┐│

││ управление экологическим ││││ глобальные экологические ││

││ воздействием ││││ проблемы ││

│└───────────────────────────────────┘││└────────────────────────────────┘│

└─────────────────────────────────────┘└──────────────────────────────────┘

Рис.6. Внутренние и внешние измерения KCO ПАО «Газпром»

Стандарт учитывает лучшие подходы к подготовке социальных отчетов, присущие российской практике ведения бизнеса, и направлен на удовлетворение разумных ожиданий стейкхолдеров. В нем предусмотрено раскрытие существенных результатов деятельности, рекомендованных руководствами GRI и РСПП, а также дополнительных результатов деятельности, не рекомендованных ими. Для каждого рекомендованного результата определена информационная база его формирования. Автором была разработана структура стандарта подготовки социальной отчетности, представленная в таблице 7.

Таблица 7

Структура стандарта подготовки социальной отчетности ПАО «Газпром»

Раздел, подраздел стандарта

Информационная база составления

социальной отчетности - область

управленческого учета

(УФУ, КУУ)

Периодичность формирования социальной

отчетности

-

Краткая характеристика организации и ее

стратегия

-

Ключевые показатели эффективности

КУУ

Анализ заинтересованных сторон

-

Принципы обеспечения качества отчета

-

1. Результаты экономической деятельности

УФУ, КУУ

1.1. Экономическая результативность

УФУ

1.2. Присутствие на рынках

УФУ, КУУ

2. Результаты социальной деятельности

УФУ, КУУ

2.1. Подходы к организации труда

и достойный труд

УФУ, КУУ

2.2. Благотворительная деятельность

УФУ

2.3. Права человека

-

2.4. Взаимодействие с обществом

-

2.5. Ответственность за продукцию

-

3. Результаты экологической деятельности

УФУ

3.1. Экологическая результативность

УФУ

3.2. Потребление ресурсов и материалов

-

3.3. Охрана и восстановление

биоразнообразия

-

3.4. Выбросы, сбросы и отходы

-

Описание структуры отчетности

и приложение ее формата

-


--------------------------------

УФУ - управленческий финансовый учет, КУУ - корпоративный управленческий учет.

В целях раскрытия результатов деятельности компании для каждого из них была определена область управленческого учета, позволяющая генерировать информацию для составления социальной отчетности, что привело к выводу о необходимости реформирования системы управленческого учета путем расширения учитываемых фактов хозяйственной деятельности. В качестве приложения к стандарту автором был разработан формат представления данных с учетом специфики каждого приведенного результата деятельности ПАО «Газпром». Он представляет табличный вариант изложения информации, который позволяет унифицировать раскрытие актуальных и общественно значимых результатов деятельности организации в рамках экономического, социального и экологического направлений ее деятельности.

Каждый результат экономической, социальной и экологической деятельности, приведенный в стандарте подготовки социальной отчетности, предоставляет максимально возможное количество полезной информации и имеет формат изложения, удобный для последующей работы заинтересованных пользователей с данными. Количественные данные приводятся за три отчетных периода, сведения описательного характера (в том числе информация о сущности проведенных мероприятий) раскрываются только за отчетный период. Подобный вариант раскрытия данных о результатах деятельности организации обеспечит повышение качества социальной отчетности, ее транспарентность и сопоставимость, а также предоставит стейкхолдерам возможность анализировать динамику результатов деятельности в рамках ПАО «Газпром» за три отчетных периода и сравнивать результаты различных организаций за одинаковые отчетные периоды.

В подобной унификации раскрытия результатов деятельности ПАО «Газпром» заинтересованы многие категории стейкхолдеров в целях повышения качества социальных отчетов и удобства их анализа. Учитывая, что социальная отчетность организаций должна быть ориентирована на ожидания стейкхолдеров, организациям необходимо обеспечить возможность проведения анализа данных как в рамках одной компании, так и сравнения с результатами иных организаций. По мнению автора, при раскрытии данных в формате, приведенном выше, подобная возможность заинтересованным пользователям предоставлена.


3.3 Экономическая целесообразность перспектив развития корпоративной социальной ответственности

Изученный массив социальной отчетности свидетельствует о различиях в понимании и методах реализации принципов социальной ответственности российскими предприятиями. Проведенный классификационный анализ позволил определить признаки этапов внедрения социальной ответственности в управленческую практику российского бизнеса.

I этап - этап «неформальной корпоративной социальной ответственности», который соответствует спорадическому характеру реализации мероприятий социальной и экологической направленности в деятельности предприятий. Данный этап характеризуется разовой благотворительностью, а также многочисленными примерами, когда PR-акции выдаются за социальные инициативы. Этот этап следования социальной ответственности предприятий характеризуется акциями спонсорства и благотворительности неформального сектора при ограничении своей социальной активности отрывочными, несистемными и некомплексными мероприятиями.

II этап - этап текущей KCO. Характерной чертой этого этапа становится появление у больших компаний своих благотворительных фондов, что объясняется неудовлетворенностью «доноров» результатами своих благотворительных акций и необходимостью профессиональной подготовки людей, которые реализуют благотворительные инициативы. При этом компании могут реализовывать контроль за деятельностью этих фондов.

III этап - этап «систематической социальной ответственности» характеризуется осознанными попытками позиционирования своей деятельности в свете социальной ответственности. Именно на этом этапе находится большинство российских предприятий, представляющих социальную отчетность. Проведенное исследование показывает, что несмотря на все преимущества социально ответственного ведения бизнеса, более 58% из 222 рассмотренных российских предприятий не отражают социальные цели в своих стратегиях. Только 67 предприятий имеют в своих долгосрочных стратегиях позиции, соответствующие понятиям социальной ответственности. При этом ограничивают свои приоритеты связями с общественностью 82% предприятий, взаимоотношениями с акционерами и инвесторами - 76% предприятий, социальной благотворительностью в регионах размещения - 68% предприятий. Официальные сайты российских социально ответственных компаний свидетельствуют, что политики, утвержденные этими организациями, а значит, отражающие принятую стратегию предприятий, не являются открытыми. В лучшем случае на обозрение общества представляются неоднозначные по своему содержанию экологические политики и некие конгломераты социальных политик, раскрывающие только позиции благотворительной деятельности предприятий. Исследование и анализ корпоративных социальных отчетов показали, что экологическая политика многих предприятий строится на простом декларировании своего бережного отношения к окружающей среде. В документах трети этих предприятий нет не только связей со стандартом GRI, но и со стандартами семейства ISO 14000 (табл.8).


Таблица 8

Основные принципы, обязательства и намерения, указываемые

в экологической политике социально ответственными

российскими предприятиями[1]

Декларируемый принцип

% использования

Уменьшение отрицательного воздействия на окружающую

среду

87

Учет мнений заинтересованных лиц (стейкхолдеров)

в экологических аспектах деятельности предприятия

45

Обеспечение «экологической прозрачности» деятельности

86

Выполнение природоохранного законодательства

100

Достижение экоэффективности деятельности предприятия

46

Рациональность использования ресурсов

48

Политика предупредительных мер по рискам отрицательного

воздействия на окружающую среду

32

Охрана здоровья и безопасность персонала и населения

64

Следование принципу последовательного улучшения

экологической деятельности

12

Разработка и распространение инициативной экологической

отчетности

38

Расширение экологических обязательств и осуществление

инициативной экологической деятельности в спектре

социальной ответственности в решении экологических

проблем (производство, территории, общество)

48

Экологическое лидерство

2

Только 27 (12%) предприятий декларируют построение своей экологической политики в спектре последовательного улучшения, 100 (45%) - в основе учитывают мнение заинтересованных лиц (стейкхолдеров), 106 (48%) - определяют задачей рациональное использование природных ресурсов, только 71 (32%) предприятие указывает на существующие меры предупреждения по рискам экологической деятельности. Российские предприятия пока не стремятся к достижению экологического лидерства в отрасли (только 4 предприятия из 222 ставят такую цель).

Охрана здоровья и экологическая безопасность персонала и населения выделяются только в 142 (64%) политиках. Вероятно, менеджеры просто не выделяют эту позицию в отдельный принцип. Многие предприятия упускают такую важную позицию экологической политики, как расширение своих экологических обязательств по решению производственных, территориальных и глобальных экологических проблем, что свидетельствует о недостаточности следования принципам международных стандартов GRI и ограниченном уровне управления качеством окружающей среды российских предприятий. Причинность данного явления находится на уровне недопонимания роли предпринимательства в условиях социальной экономики, как результат - упущения значения социального вектора результатов экологической деятельности бизнеса как основополагающего принципа социальной ответственности. Исходя из этого, эколого-социальная политика должна не только содержать публично декларируемые принципы и обязательства, связанные с экологическими аспектами деятельности предприятия, но и обеспечивать основу для определения его эколого-социальных целей и задач, в том числе:


- совмещение экологических целей и задач с целями и задачами развития предприятия в целом;

- сознательное использование в практической деятельности предприятия основ современной экологической культуры и экологической этики (экосправедливость);

- добровольное расширение экологических обязательств предприятия;

- охрана здоровья и экологическая безопасность персонала и населения в зоне влияния предприятия;

- достижение экономической эффективности осуществляемой природоохранной деятельности;

- повышение качества продукции и услуг за счет развития экологической деятельности (экоэффективность);

- предупреждение отрицательного воздействия на окружающую среду в источниках его образования, рациональное использование ресурсов;

- обеспечение «прозрачности» и информирование об экологической деятельности всех заинтересованных лиц;

- создание условий мотивации и вовлечения всего персонала в процессы реализации экологических программ;

- соответствие действующему природоохранному законодательству, экологическим нормам и правилам, разработка и использование собственных экологических норм и правил, дополняющих государственные требования.

Только при реализации этих основных требований компании могут подойти к новой качественной ступени социальной ответственности - получению преимуществ от ее внедрения. По мнению зарубежных исследователей KCO, характерным признаком перехода к следующему уровню социальной ответственности является пересмотр миссии - важнейший идентификационный признак интеграции принципов социальной ответственности в управление предприятияconsultantplus://offline/ref=A8CBFA791491B3F23404ECD7C33247D3DA0E34C741F05D0A03B693EAE3A086A7B66F406D5C037F1CuFmAQ.

На базе результатов оценки, построен профиль экономической эффективности использования инструментов КСО в ПАО «Газпром».

Рис.7. Ожидаемые результаты после предложенных мероприятий

Таким образом, набор инструментов используемых в национальной практике КСО достаточно широк. Однако, наблюдаются определенные диспропорции – информация про внешние инструменты КСО более доступна для анализа, в отличие от внутренних инструментов.

Целесообразно усилить этот аспект в социальной отчетности в ПАО «Газпром», выделив в его рамках раздел, посвященный данным вопросам.