Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы доходов федерального бюджета
1.1 Понятие и сущность доходов федерального бюджета
1.2 Виды доходов федерального бюджета
Глава 2 Особенности формирования доходов федерального бюджета в Российской Федерации
2.1 Анализ доходов федерального бюджета за 2018 год
2.2 Анализ структуры и динамики доходов федерального бюджета на 2017-2018 год
Глава 3. Перспективы увеличения доходной базы федерального бюджета
3.1 Оптимизация доходов федерального бюджета
3.2 Доходы федерального бюджета как элемент социально-экономической устойчивости
Нефтегазовые доходы федерального бюджета РФ составили в январе-июне 2018 года 3,935 трлн рублей, увеличившись по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года на 1,047 трлн рублей, или на 36,2%, говорится в докладе Счетной палаты РФ. Доля нефтегазовых доходов составила 45,6% от общего объема доходов бюджета РФ, что на 5 процентных пунктов больше, чем годом ранее. Они могут использоваться на замещение объемов государственных заимствований Российской Федерации и (или) поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации, либо на иные цели, установленные указанным Федеральным законом. На замещение объемов государственных заимствований Российской Федерации направлено 1 043 770 846,5 тыс. рублей.
Наиболее существенное недопоступление отдельных налоговых доходов по сравнению с уточненным прогнозом имело место по НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, на сумму 35 094,5 млн. рублей, что обусловлено снижением объемов импорт а, предусмотренных при формировании проекта бюджета; по государственной пошлине - на сумму 10175,0 млн. рублей, что обусловлено уменьшением сумм государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств и иные юридически значимые действия, связанные с изменениями и выдачей документов на транспортные средства, регистрационных знаков, водительских удостоверений (за счет снижения количества выданных регистрационных знаков и водительских удостоверений, а также передачи функций по проведению технического осмотра от МВД России операторам, аккредитованным Российским союзом автостраховщиков); по НДПИ на газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья на сумму 3081,6 млн. рублей, что обусловлено в основном завышением объемов добычи, учтенных при формировании федерального бюджета; по акцизам на нефтепродукты (бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей) - на общую сумму 1851,7 млн. рублей, из которых 1 550,7 млн. рублей - уменьшение поступлений по автомобильному бензину в связи с ростом доли автомобильного бензина, облагаемого по более низкой ставке акциза, и 301,1 млн.рублей - уменьшение за счет снижения объемов реализации остальных видов нефтепродуктов; по налогу на прибыль с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам - на сумму 1009,8 млн. рублей; по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации, - на общую сумму 414,3 млн. рублей, что обусловлено в основном снижением объемов импорта подакцизных товаров.
Наибольшее увеличение поступлений отдельных видов налоговых доходов по сравнению с уточненным прогнозом составило: по НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, - на 5 624,9 млрд. рублей; по акцизам по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, - на 5 945,7 млн. рублей, в том числе по акцизам на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 %, в том числе на напитки, изготавливаемые на основе пива, произведенные с добавлением спирта этилового (за исключением пива, вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, натуральных напитков с объемной долей этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления спирта этилового), производимую на территории Российской Федерации, - на 4072,0 млн. рублей; по акцизам на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации,- на 2 606,1 млн. рублей.
Наибольшее недопоступление отдельных неналоговых доходов по сравнению с 2017 годом имело место по вывозным таможенным пошлинам на газ природный (на 20146,5 млн. рублей в связи со снижением объемов экспорта газа); прочим доходам от оказания платных услуг (работ) получателями средств федерального бюджета (на 15 271,4 млн. рублей); по вывозным таможенным пошлинам на нефть сырую (на 11 053,1 млн. рублей в связи со снижением объемов экспорта нефти и курса доллара США по отношению к рублю); по процентам, полученным от предоставления бюджетных кредитов внутри страны за счет средств федерального бюджета (на 2 682,1 млн. рублей); по прочим вывозным таможенным пошлинам (на 2 267,4 млн. рублей); по доходам от реализации высвобождаемого движимого и недвижимого военного и иного имущества федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней 64 служба (в части реализации основных средств и материальных запасов по указанному имуществу) (на 1 950,8 млн. рублей).
Исполнение федерального бюджета по доходам администраторами доходов свидетельствует о неравномерности их поступления по сравнению с показателями уточненного в конце финансового года прогноза поступлений доходов .
Анализ исполнения доходов федерального бюджета показал, что из 79 администраторов доходов по 54 администраторам объем поступивших доходов превысил прогнозные показатели на 2017 год. Основной причиной превышения является поступление в федеральный бюджет доходов, которые администраторами не были предусмотрены в прогнозе.
2.2 Анализ структуры и динамики доходов федерального бюджета на 2017-2018 год
Бюджет федерального уровня на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов содержит ряд особенностей, обусловленных текущим экономическим положением. Будут использованы мобилизация доходов, сокращение и перераспределение расходов федерального бюджета, ограничение его дефицита. Это позволит сбалансировать бюджет в среднесрочном периоде.
Одним из ключевых решений на ближайшую трехлетку стала «заморозка» расходов федерального бюджета в номинальном выражении на уровне 15,8 трлн рублей.
Проведем сравнительный анализ расходной части бюджета федерального уровня на 2015-2019 годы.
Представим характеристику расходов бюджета федерального уровня за указанный период как таблицу. (Таблица 1)
Таблица 1
Расходы федерального бюджета по статьям функциональной классификации на 2015-2019 года
Млрд. руб. |
% |
|||||||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Расходы всего, в том числе: |
15620 |
16403 |
16181 |
15978 |
15964 |
19,3 |
19,8 |
18,6 |
17,3 |
16,1 |
Общегос. вопросы |
1118 |
1098 |
1170 |
1126 |
1115 |
1,4 |
1,3 |
1,3 |
1,2 |
1,1 |
Нац. оборона |
3181 |
3889 |
2840 |
2728 |
2856 |
3,9 |
4,7 |
3,3 |
3,0 |
2,9 |
Нац. безопасность и |
1966 |
1943 |
1968 |
1945 |
2007 |
2,4 |
2,3 |
2,3 |
2,1 |
2,0 |
Нац. экономика |
2324 |
2166 |
2292 |
2247 |
2054 |
2,9 |
2,6 |
2,6 |
2,4 |
2,1 |
ЖКХ |
144 |
57 |
60 |
30 |
27 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
Охрана окр. среды |
50 |
65 |
76 |
78 |
80 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Образование |
611 |
558 |
568 |
589 |
586 |
0,8 |
0,7 |
0,7 |
0,6 |
0,6 |
Культура и кинематография |
90 |
92 |
94 |
88 |
80 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Здравоохранение |
516 |
466 |
377 |
394 |
360 |
0,6 |
0,6 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
Соц. политика |
4265 |
4631 |
5080 |
4962 |
5054 |
5,3 |
5,6 |
5,9 |
5,4 |
5,1 |
Физкультура и спорт |
73 |
66 |
86 |
55 |
34 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,0 |
СМИ |
82 |
76 |
74 |
68 |
67 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Обслуживание госдолга |
519 |
640 |
729 |
848 |
870 |
0,6 |
0,8 |
0,8 |
0,9 |
0,9 |
Межбюджетные трансферты |
682 |
656,4 |
768 |
770 |
776 |
0,8 |
0,8 |
0,9 |
0,8 |
0,8 |
Функциональная классификация предусматривает 14 разделов.
Наибольший удельный вес в классификации расходов занимает социальная политика. В 2017 году доля расходования этих средств составит 5,9%. Если рассуждать о динамике данного показателя, то уже в следующем году (2018) он понижается на 0,5 %. К 2019 году предусмотрено увеличение расходов на социальную политику до 5054 млрд. рублей.
Вторым разделом является национальная оборона. Минфин России радикально - практически на треть - с 3,89 трлн. до 2,84 трлн. руб.- сокращает военные расходы в 2017 г. Это на 27% меньше, чем запланировано на 2016 г., и на 11% меньше, чем в 2015 г. Новый бюджет также не учитывает финансирование переформатирования правоохранительных органов. При этом расходы на национальную безопасность будут почти неизменными - 1,943 трлн. руб. В ближайшие 3 года тенденция сокращения средств, выделяемых на оборону, продолжится, хотя очевидно, что это один из ключевых устоев страны, имеющий национальное жизнеобеспечивающее значение.
Национальная экономика занимает третье место в распределении средств бюджета. В 2016 году сумма составила 2166 миллиардов рублей, в 2017 году она снизилась до 2292 миллиардов рублей, но это не отразилось на процентном соотношении.
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность. Наблюдается не стабильная динамика, понижение к 2018 году на 23 млрд. руб. и резкое увеличение, в денежном выражении ожидаемое в 2019 году на 62 млрд. руб. Но в процентном соотношение показатели уменьшаются, этому должно поспособствовать более высокие доходы федерального бюджета.
Общегосударственные вопросы. В период с 2016 до 2018 года их доля в общем объеме расходов Федерального бюджета РФ характеризуется тенденцией повышения. Это является свидетельством увеличения затрат на финансирование аппарата государства. В каждом подразделе большое количество ассигнований, что является свидетельством роста данного показателя в целом.
Расходы на охрану окружающей среды с 2015 года по 2017 год увеличились на 26 млрд. руб. Данный раздел неразрывно связан с развитием инфраструктуры. На плановый период до 2019 года, так же ожидается стабильное увеличение расходов на охрану окружающей среды.
Трансферты регионам. Общая цифра -- 768 млрд рублей, или менее 5% расходов бюджета. Более того, уменьшаться доходы регионов в 2017 году примерно на 119 млрд рублей, так как ставка отчислений налога на прибыль в федеральный бюджет повышена с 2% до 3%, за счет соответственно уменьшения норматива ее отчисления в региональные бюджеты с 18% до 17%.
В целом на поддержку СМИ выделено 74 млрд рублей (цифра довольно стабильна все последние годы), из них 84% (почти 65 млрд) -- на поддержку ТВ и радио, в основном это, конечно, телевидение.
Обслуживание госдолга. Надо сказать, что в последние годы стремительными темпами растут расходы на обслуживание госдолга -- еще в 2015 году они составляли 519 млрд рублей, по бюджету на 2017 год -- уже 729 млрд. Примерно три четверти госдолга -- внутренние заимствования, которые и растут быстрыми темпами: в 2015 году внутренний госдолг составлял всего 7,3 трлн. рублей (9% ВВП), в 2017-м предусмотрено его увеличение до 12,8 трлн. рублей (13% ВВП).
За несколько последних лет правительством и Президентом РФ утверждено 45 приоритетных государственных программ. В бюджете на 2017 год нет ресурсов для полноценной реализации каждой из них. Но расходы на несколько приоритетных проектов предусмотрены: развитие здравоохранения - 3,84 млрд. рублей; развитие образования на 2013-2020 годы - 42 млрд. рублей; ЖКХ и городская среда - 10 млрд. рублей; международная кооперация и экспорт - 41 млрд. рублей; комплексное развитие моногородов - 6,5 млрд. рублей; экология - 20,19 млрд. рублей и др.
Наличие программы в списке не означает достаточный объем вложений, так, например, на “Развитие здравоохранения” в бюджете 2017 году планируется потратить на 25% меньше средств, чем в 2016 году.
млрд. рублей
В целом необходимо отметить важность возвращения к «бюджетному правилу» использования конъюнктурных доходов федерального бюджета, учитывая, что в кризис действие соответствующих норм Бюджетного кодекса было приостановлено. Также можно оценить положительно отказ от концепции фиксированного в процентах ВВП нефтегазового трансферта и переход к расчетам на основе долгосрочной базовой цены на нефть. Однако следует отметить, что выбранный период ее определения (10 лет) требует дополнительного анализа и обоснований. Определенные вопросы вызывает также установленная нормативная величина Резервного фонда в 7% ВВП, что на 3% меньше аналогичного показателя, установленного в 2017 году при создании Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. За 2017-2018 года из Резервного фонда на покрытие дефицита федерального бюджета было израсходовано по данным Минфина России около 4138,3 млрд. руб. или как раз 10% ВВП.
Бюджетные проектировки предполагают заметное увеличение доли косвенных налогов: доли НДС с 30,1% в 2017 г. до 36,2% в 2018 г. и доли акцизов с 3,2 до 5,9%. Столь значительное увеличение доли акцизов связано, прежде всего, с индексацией ставок отдельных видов акцизов в рассматриваемый период. Рост поступлений НДС в соответствии с материалами пояснительной записки связан в том числе с заложенным в прогнозе ростом доли начисленного налога в ВВП и ростом его собираемости. В то же время прогнозируется снижение доли доходов от внешнеэкономической деятельности с 42,1% в 2017 г. до 34,5% в 2018 г.