Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы доходов федерального бюджета
1.1 Понятие и сущность доходов федерального бюджета
1.2 Виды доходов федерального бюджета
Глава 2 Особенности формирования доходов федерального бюджета в Российской Федерации
2.1 Анализ доходов федерального бюджета за 2018 год
2.2 Анализ структуры и динамики доходов федерального бюджета на 2017-2018 год
Глава 3. Перспективы увеличения доходной базы федерального бюджета
3.1 Оптимизация доходов федерального бюджета
3.2 Доходы федерального бюджета как элемент социально-экономической устойчивости
Обеспечение обороноспособности и безопасности -- необходимое условие для развития страны. Обеспечение суверенитета страны и поддержание одной из самых сильных армий в мире, включающей ядерную составляющую, является особенностью российского бюджета. Обеспечение высокой боеготовности вооруженных сил, их техническое переоснащение, создание мобильной армии, борьба с терроризмом, предупреждение локальных конфликтов, предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий входят в число основных приоритетов бюджетных расходов.
Эффективность правового регулирования, способность государства принимать справедливые законы и добиваться их исполнения наряду с финансовым обеспечением являются столь же необходимым условием для достижения целей бюджетной политики.
Заключение
Реализуя возложенные на него функции, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура, искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое. Именно для этого оно аккумулирует денежные средства в федеральном бюджете, которые выступают в форме его доходов.
Госрегулирование процессов распределения и использования доходов как в целом по стране, так и по ее регионам является стержнем системы экономической и финансовой политики государства, которая охватывает широкий круг вопросов социально-экономического, финансово-денежного, геополитического, правового и инструментального характера. Анализ этих вопросов показывает, что в силу неэффективности и неправильности курса указанной политики, включая несовершенство действующего бюджетно-налогового законодательства, а также отсутствия должного государственного контроля над системой ценообразования в стране имеет место неоптимальное и несправедливое распределение доходов.
Именно поэтому решающее значение для сохранения объема доходов федерального бюджета в современных кризисных условиях и снижения налоговой нагрузки на экономику имеют реформы налоговой сферы, направленные на обеспечение ее стабильности, эффективности, сбалансированности, повышение ее прозрачности и справедливости, совершенствование налогового законодательства.
Через налоговый механизм и методы налогообложения государство получает возможность воздействовать на весь воспроизводственный процесс (производство, обмен, потребление), включая воздействие госрегулирования на пропорции распределения, перераспределения и использования доходов в обществе. Регулирующая функция налогов тесно связана с их социальной функцией. С помощью ее реализации обеспечивается общественное (социальное) равновесие в распределении и использовании доходов хозяйствующих субъектов. Для этой цели государства во всем мире используют, например, метод прогрессивного налогообложения (низкие ставки налога с малых доходов физических и юридических лиц и высокие – с больших доходов), освобождение от некоторых налогов отдельных категорий людей (малоимущих, инвалидов, пенсионеров, многодетных и пр.), низкое обложение социально значимых товаров и услуг (понижение ставок НДС) или повышение косвенных налогов на предметы роскоши и т. д.
Важную роль в формировании налоговых доходов бюджета играет налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), в функционировании которого также имеются некоторые недоработки. Основные параметры налоговой системы, в том числе в отношении нефтяного сектора, должны изменяться в соответствии с принципом целостности системного подхода, и по возможности синхронно, вместе с изменениями внешних и внутренних условий, в которых находится финансово-экономическая система страны и функционируют основные отраслевые предприятия. Это будет способствовать минимизации налоговых потерь при неблагоприятных экономических условиях и увеличению бюджетных поступлений в периоды экономического роста.
Совершенствование налоговой системы должно привести к появлению автоматизированных систем налогообложения, основанных на четких алгоритмах расчета налоговых поступлений, сопоставимых и открытых статистических данных, современных информационно-коммуникационных технологиях. Что касается нефтяного сектора, то здесь уже в настоящее время необходим постоянный мониторинг крупных налогоплательщиков с использованием информационных технологий и моделей контроля.
Следующая позиция совершенствования налогообложения нефтяного сектора экономики — разработка на основе системного подхода модели крупного налога на нефть — альтернативы налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Налоговая база предлагаемого налога определяется как произведение объема добытой нефти в натуральном выражении на единицу ее стоимости, устанавливаемой с помощью биржевого механизма отдельно для внутреннего и внешнего рынков. Ставка налога устанавливается в процентах от налоговой базы.