Файл: Государственные и муниципальные финансы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 3. Перспективы увеличения доходной базы федерального бюджета

3.1 Оптимизация доходов федерального бюджета

Поскольку налоговые доходы составляют приблизительно 84% всех доходов Федерального бюджета, перед Российским правительством и органами власти Российской Федерации стоит главнейшая задача формирования такого налогового режима, при котором бы обеспечился совершенный и своевременный сбор налогов и, в то же время, создавались бы подходящие условия для стабилизации экономики, раскручивания производства и повышения благосостояния населения. Функционирующая же в настоящий момент налоговая система не в состоянии полностью выполнить данную задачу. Основная причина данного заключается в нежелании разработчиков и субъектов управления налоговым процессом уйти от стандартных подходов к налоговой политике.

Налогообложение имеет направленность, в общем, на повышение налоговых поступлений, что приводит к формированию фактически завышенного совокупного бремени начисленных налогов, которое не может нести даже среднестатистический налогоплательщик. Это одна из причин того, что приблизительно половина промышленных организаций являются убыточными, а ещё столько же прибыльных предприятий - низкорентабельными.

Не менее большое налоговое давление оказывается и на граждан, хотя формально оно представлено только ставкой подоходного налога величиной 13%. Однако необходимо учитывать скрытую форму обложения доходов населения посредством косвенных налогов.

Нездоровая направленность российской налоговой системы на косвенные формы налогообложения является ещё одним негативным стереотипом налоговой политики. Около 70% от общего числа всех налоговых поступлений составляют косвенные налоги на предпринимательскую деятельность (НДС, акцизы, таможенные пошлины; все налоги, относящиеся к издержкам производства и обращения). Подобного дисбаланса производственной структуры в пользу инфляционных регрессивных налогов относительно доходов потребителей, каковыми являются косвенные налоги, не имеется ни в одном развитом государстве мира. Безусловно, в тяжёлых российских условиях косвенные налоги выглядят наиболее надёжными, устойчивыми и независящими от инфляции источниками доходов федерального бюджета. Тем не менее, большие косвенные налоги приводят к сокращению платежеспособного спроса, а, таким образом, и объёмам производства, реализации и потребления продукции, что, в свою очередь, приводит к сокращению налоговых поступлений. Кроме того, конечными плательщиками подобных налогов являются граждане, государственные предприятия и организации, предприятия-производители.


Вследствие этого большие косвенные налоги также оказывают воздействие на финансовое положение предприятий-производителей, вынуждая данные предприятия совершенно или отчасти уходить в сферу теневой экономики, от которой государство не получает абсолютно никаких налоговых поступлений.

Предпринимателям приходится скрывать действительные масштабы собственного бизнеса, продаж, доходов и применять противозаконные схемы именно из-за чрезмерного общего бремени начисленных налогов. Следовательно, при неблагоприятном налоговом режиме происходит увеличение теневого и льготного секторов экономики, не участвующих в формировании государственных доходов.

Общее налоговое давление на денежные доходы граждан, учитывая и косвенные налоги, составляет приблизительно 45%. Ещё хуже дело обстоит с уровнем налоговых начислений на оплату труда, даже не учитывая косвенные налоги, в настоящее время он составляет 43%, включая: 13% - налог на доходы физических лиц и 30% - которые необходимо перечислять в качестве страховых взносов. Данное является одной из главнейших причин того, что отечественные налогоплательщики стремятся всеми возможными и невозможными методами занизить фактически уплаченную заработную плату, применяя разнообразные противоправные схемы оплаты труда. В особенности часто это можно наблюдать в малом бизнесе, в котором прибыль и заработная плата, довольно часто не обладают чёткими границами.

Таким образом, для того, чтобы перейти к стимулирующей бюджетно-налоговой политике, нужно одновременно найти решение двум казалось бы взаимоисключающим задачам: с одной стороны, увеличить налоговые доходы, которые поступают в бюджет в целях усиления государственного регулирования экономики. С другой стороны, снизить налоговую нагрузку до уровня, который создавал бы заинтересованность в увеличении инвестиций и производства.

Теневой сектор экономики является абсолютно или отчасти свободным от налогового бремени. Нелегальный экспорт капитала за рубеж оценивается десятками миллионов долларов в год. Следовательно, имеется потенциальная возможность для того, чтобы существенно увеличить налоговые поступления в бюджет при параллельном ослаблении налогового давления на отечественных товаропроизводителей.

Наряду с этим нужно сформировать условия, которые позволили бы на деле осуществить данную возможность. Первое, необходима политическая воля в последовательном проведении стимулирующей бюджетно-налоговой политики, которая в состоянии разрушить отрицательные налоговые стереотипы. Второе, нужна последовательная реформа налоговой системы в целом, а не выравнивание некоторых налоговых инструментов из общего налогового контекста. Третье, необходимо полностью переориентировать систему налогового льготирования на стимулирование инвестиционной производственной деятельности с тем, чтобы массовые отмены функционирующих и введение новых льгот не привели к разрушению приоритетных для государства звеньев товаропроизводящей и социальной сфер.


Налоговые льготы и государственные приоритеты существуют как бы сами по себе. Обширное распространение приобрела практика предоставления личных и групповых льгот, что приводит к увеличению коррупции, вызывает цепочку налоговых послаблений через использование льготных прав одного налогоплательщика иными налогоплательщиками.

Далеки от идеальности система и порядок использования налоговых санкций. Российское правительство всё время ужесточает их, однако задолженность по налоговым платежам не уменьшается. Штрафы все больше превращаются из контрольно-регулирующего инструмента в существенный устойчивый источник государственных доходов.

На мой взгляд, основными путями к эффективной налоговой политике, которая способствовала бы повышению доходов федерального бюджета являются:

1. Проведение структурной перестройки отечественной системы налогов и налогообложения. Нужно поменять соотношение между косвенными налогами на производство и импорт и прямыми подоходными налогами в сторону повышения доли последних до 60% в общем объёме налоговых доходов. В составе же косвенных налогов на производство и импорт увеличить значение поимущественных налогов и налогов за пользование природными ресурсами.

2. Необходимо снизить налоговое бремя на товаропроизводящую сферу до наилучшего для Российской Федерации уровня посредством оптимизации ставок и упорядочения обложения ключевых налогов, которые определяют структуру доходов федерального бюджета.

3. Необходимо разработать механизм наиболее полного изъятия в бюджет доходов.

Для осуществления данных стратегических направлений эффективной бюджетной политики в сфере доходов нужно найти решение целому комплексу задач, среди которых:

1. Сделать проще порядок начисления НДС, акцизов на нефтепродукты, налога на прибыль, налога на доходы физических лиц и единого социального налога;

2. Ввести рентные налоги на сверхдоход при добыче полезных ископаемых и при заготовке леса;

3. Установить оптимальные ставки основных налогов: НДС, налога на прибыль, налога на имущество;

4. Ввести полную государственную монополию на вывоз углеводородного сырья в целях абсолютного изъятия в бюджет ценовой ренты, усилить борьбу с «лжеэкспортёрами» и существенно пополнить за счёт этого государственную казну;

5. Снять ограничения с налоговых льгот инвестиционного характера, в том числе с инвестиционного налогового кредита, связанных с развитием производства, прикладной науки и техники; установить налоговые льготы по лизингу в производственной и научно-технической области;


6. Создать условия, ограничивающие бартерные сделки, которые являются одним из методов обхода или уклонения от налогов, к примеру, установить по подобным операциям повышенные в 1,5 - 2 раза ставки НДС;

Второй путь для повышения доходов федерального бюджета и уменьшения налоговой нагрузки заключается в оптимизации системы неналоговых поступлений в бюджет.

Резерв для пополнения неналоговых доходов связан в основном с увеличением эффективности использования собственности посредством эффективного регулирования ставок арендной платы, стимулирования наращивания рентабельности государственных и муниципальных унитарных учреждений. Продажа малоэффективной муниципальной собственности инвесторам должна содействовать понижению расходов на содержание объектов, которые финансируются за счёт средств федерального бюджета.

В Российской Федерации государству принадлежит около 50 тысяч юридических лиц, представляющих приблизительно 40% экономики. Из них больше 35 тысяч юридических лиц находятся практически на абсолютном бюджетном финансировании (школы, больницы, вузы, НИИ, федеральные казённые предприятия оборонного значения).

Итоги деятельности государственных предприятий показывают их экономическую неэффективность. По сведениям Счётной палаты Российской Федерации, каждый год вследствие неэффективного использования государственной собственности страна недополучает от унитарных предприятий до 100 млрд. рублей. В промышленно развитых странах неналоговые доходы (доходы от использования имущества) составляют около 5% ВВП, а в Российской Федерации - меньше 1% ВВП.

Один из методов оптимизации сети федеральных государственных учреждений заключается в их приватизации или продаже. Другое направление увеличения эффективности неналоговых доходов в Российской Федерации заключается в управлении собственностью, а не избавлении от неё. В настоящее время являются практически не задействованными подобные формы управления имуществом, как аренда, трастовое доверительное управление, вклады уставных капиталов акционерных обществ, выпуск акций под конкретный проект. Продавать имущество можно и даже необходимо в крайних случаях, когда его никак нельзя результативно использовать.

Одним из действенных способов управления государственной собственностью, как показывает мировой опыт, является передача его в концессию. Главное различие передачи имущества по договору концессии от аренды состоит в том, что концессионеру передаётся право осуществления деятельности или предоставления услуг, которые относятся к функциям государства. И уже для обеспечения подобной деятельности передаётся государственное имущество. При помощи механизма концессии в общественный сектор привлекаются частные инвестиции.


На мой взгляд, для того, чтобы успешно решить задачу по увеличению эффективности использования государственного и муниципального имущества необходимо предпринять следующие меры:

- усовершенствовать механизм управления имуществом федеральных государственных предприятий и учреждений;

- оптимизировать деятельность государственных и муниципальных предприятий в части предоставления нужного количества и качества производства товаров, работ, услуг;

- обеспечить прозрачность деятельности федеральных органов исполнительной власти и государственных предприятий по распоряжению государственным имуществом.

3.2 Доходы федерального бюджета как элемент социально-экономической устойчивости

Бюджетная политика играет определяющую роль в формировании условий жизни граждан и развитии страны. Через бюджетную систему проходят средства, эквивалентные более трети ВВП, она обеспечивает финансирование всех направлений деятельности государства: поддержание безопасности страны и общественного порядка, бесплатное образование и здравоохранение, создание условий для развития экономики, предоставление пенсий по старости и инвалидности, снижение бедности и сглаживание межрегиональных различий.

Конечная цель бюджетной политики состоит в повышении уровня и качества жизни населения. Это подразумевает создание условий для устойчивого повышения уровня жизни и состояния здоровья граждан, их всестороннего развития, защиту их безопасности, обеспечение социальных гарантий.

Создание условий для будущего развития -- важнейшая миссия социально ответственного государства. Развитие природного и научного потенциала, конкурентоспособной системы образования, формирование инновационной среды, поддержка передовых технологий, обеспечение прав и свобод граждан, развитие демократии и гражданского общества, эффективная организация самого государства, борьба с коррупцией - необходимые предпосылки для достижения этой цели. Непосредственный вклад в ее достижение должно внести комплексное решение демографической проблемы.

Основа для решения перечисленных проблем -- высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, увеличение доходов граждан и расширение финансовых возможностей государства. Это требует, прежде всего, поддержания макроэкономической стабильности, которая играет решающую роль в формировании инвестиционной привлекательности страны. Должно быть также обеспечено безусловное выполнение государством своих обязательств независимо от колебаний внешней конъюнктуры, поддержание стабильного уровня цен и стоимости национальной валюты и устранение других макроэкономических рисков.