Файл: Налоговый учет по налогу на добавленную стоимость (Налоговый учет по налогу на добавленную стоимость в ООО «АйПиЭм груп»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Налог на добавленную стоимость - налог, который взимается практически со всех видов товаров и таким образом ложиться на плечи конечного потребителя. На территории РФ, НДС введен в 1992 г. Сегодня его доля достигает 48% от всех налоговых доходов бюджета. Сумма НДС, предназначенная к уплате в бюджет, рассчитывается вычетом из суммы налога, исчисленным со всей суммы реализованных налогоплательщиком товаров и налогом уплаченным поставщикам за приобретенный товар, сырье, материалы, работы, услуги. Таким образом, если продажная цена товара ниже, или равна цене его приобретения, то уплачивать налог не придется, т.к. отсутствует добавленная стоимость. Более того, в соответствии с п.1 ст. 176 НК РФ, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму начисленного налога, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику. В этом существенное отличие НДС от недавно отмененного в России налога с продаж и широко распространенного в 60-е годы в странах- членах ЕС, т.н. налог на продажу. Налогом с продаж облагается вся поступившая выручка, а НДС за редким исключением, только добавленная стоимость (наценка).

Таким образом, особенность данного налога в том, что если в одном месте сделано начисление (продавцом), то в другом на эту же сумму должен быть сделан налоговый вычет (покупателем). Причем два этих действия должны происходить в одном временном отрезке времени.

В противном случае на неопределенное время НДС превращается в налог с оборота по ставке 18%.

Налог на добавленную стоимость занимает важное место в системе налогов России. Учитывая сущность налога на добавленную стоимость, можно сказать, что он довольно эффективное средство пополнения государственного бюджета, так как обложение конечных стоимостей практически всех товаров довольно высоким дополнительным платежом, с взиманием последнего в пользу государства в принципе может быть неэффективным только в случае, если в государстве полностью прекратиться торговля. Однако, это представляется маловероятным.

Актуальность темы обусловлена тем, что налог на добавленную стоимость считается одним из самых сложных налогов, существующих в налоговой системе нашего государства. Однако он является весьма важным налогом для государства.

Суть заключается в том, что методика взимания НДС предполагает исчисление как НДС, подлежащего уплате в бюджет, так и НДС, возмещаемого из бюджета. То есть этот налог в определенных ситуациях возмещается, т.е. возвращается налогоплательщику из бюджета. Это и предопределило основную проблему в отношении НДС -необоснованное возмещение налога из бюджета. Решением этой проблемы занимаются в нашей стране Арбитражные суды, прокуратура, МВД, ФСНП, ФСБ, ФПС, ГТК, МНС. Тем не менее, фактов необоснованного возмещения НДС из бюджета масса, суммы возврата колоссальны и имеют тенденции к росту.


Взимание НДС в Российской Федерации, определение объекта налогообложения, ставок налога, а также порядка уплаты НДС регламентируются главой 21 «Налог на добавленную стоимость», частью II Налогового кодекса Российской Федерации.

Цель данной работы – рассмотреть порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость на примере ООО «АйПиЭм груп».

Достижение поставленной цели осуществляется через решение следующих задач:

1. Изучить экономическое содержание налога на добавленную стоимость, его роль и место в действующей системе налогообложения.

2. Рассмотреть общую характеристику порядка взимания налога на добавленную стоимость.

3. Рассмотреть учет расчетов по НДС в ООО «АйПиЭм груп».

4. Рассмотреть налоговый учет и отчетность по НДС в ООО «АйПиЭм груп».

Объект исследования - ООО «АйПиЭм груп».

Предмет исследования - налоговый учет по налогу на добавленную стоимость.

Степень научной разработанности проблемы. Существенный вклад в разработку теоретических основ налогообложения в целом и НДС в частности, внесли такие ученые как И.А. Майбуров, С.В. Барулин, Г.А. Волкова, О.В. Врублевская, Л.И. Гончаренко, Л.П. Павлова, В.Г. Пансков, А.Б. Паскачев, Г.Б. Поляк, М.В. Романовский, А.М. Соколовская, Д.Г. Черник, В.Г. Князев, и другие.

Структура работы сосит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы налога на добавленную стоимость

1.1 Понятие, экономическая сущность и история возниновения налога на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость - представляет собой косвенный налог, эволюционировавший в течение 20 века от налога на рост оборота, имевшего «каскадный» характер (при поставке товаров налогом каждый раз облагалась вся продажная стоимость товара), до налога, которым облагается лишь дополнительная стоимость, в то время как основная стоимость переходит от сделки к сделке в неизменном размере.


НДС налог на сумму, добавленную продавцом товара или услуги на стоимость производства либо покупки этого товара или услуги (в эту стоимость не включаются: зарплата персонала; расходы на услуги и товары, приобретенные у неплательщиков НДС).

НДС включается производителем или продавцом в цену товара и оплачивается покупателем. НДС, который производитель или продавец вносит в Государственный бюджет, является разницей суммы НДС, полученного от покупателя за реализованные им товары, работы, услуги (налогового обязательства) и суммы НДС уплаченного поставщикам товаров, ресурсов, используемых в производстве товаров, робот и услуг (налогового кредита).

Примитивная форма НДС существовала во Франции уже в 1950-е гг., а в начале 1960-х, после создания Европейского общего рынка, было принято решение о переходе на НДС во всех государствах-участниках. Сейчас его взимают 135 стран. . Из развитых стран НДС отсутствует в США и Австралии, где в место него действует налог с продаж по ставке от 2 % до 11 %.

Налог на добавленную стоимость , имеет французское происхождение. Само понятие «налог на добавленную стоимость» (НДС), впервые было сформулировано в 1954 году французским экономистом Морисом Лоре, а с 1958 года этот обязательный платеж вошел в налоговую систему Франции, а затем начал завоевывать Европу. М.Лоре описал схему действия НДС и обосновал его преимущества перед налогом с оборота, выражающиеся в устранении каскадного эффекта при взимании последнего. Однако в течение более чем десяти лет НДС применялся в экспериментальном, так сказать «локальном» варианте, а опытным полигоном для его применения послужило зависимое от Франции африканское государство Кот ди Вуар.

Налог на добавленную стоимость является сравнительно молодым налогом. Большинство из ныне действующих налогов были введены в практику в XIX веке. Некоторые налоги, такие как акцизы, земельный налог, известны еще с древних времен. НДС стал применяться лишь в XX веке.

Широкое распространение НДС получил благодаря подписанию в 1957 году в Риме договора о создании Европейского экономического сообщества, согласно которому страны его подписавшие должны были гармонизировать свои налоговые системы в интересах создания общего рынка. В 1967 году вторая директива Совета ЕЭС провозгласила НДС главным косвенным налогом Европы, предписывая всем членам Сообщества ввести данный налог в свои налоговые системы до конца 1972 года. В том же 1967 году налог на добавленную стоимость начал функционировать в Дании, в 1968 году в ФРГ. Шестая директива Совета ЕЭС 1977 года окончательно утвердила базу современной европейской системы обложения НДС, чем способствовала унификации взимания данного налога в Европе.


Последние уточнения в механизм обложения НДС были сделаны в 1991 году десятой директивой, и ее положения были включены во все налоговые законодательства стран-членов ЕЭС.

Обширная география распространения НДС свидетельствует о его жизнеспособности и соответствии требованиям рыночной экономики. Во Франции налог на добавленную стоимость в том виде, который он имеет сегодня, был введен 1 января 1968 года с вступлением в силу Закона Пятой Республики N 66-10. Своей целью Закон ставил: объединить, упростить и обобщить порядок взимания и исчисления налога на добавленную стоимость с тем, чтобы превратить его в единый и современный налог на производственные расходы (издержки). [1]

В 70-е годы распространение НДС стало общеевропейским. Этому в значительной степени способствовало принятие ЕЭС 17 мая 1977 года специальной директивы об унификации правовых норм, регулирующих взимание налога на добавленную стоимость в странах - членах Сообщества, в которой НДС утверждался в качестве основного косвенного налога, и устанавливалось его обязательное введение для всех стран - членов ЕЭС до 1982 года. Для стран же имеющих намерение в будущем вступить в Сообщество, необходимым условием становилось наличие функционирующей системы НДС. Налог на добавленную стоимость относится к семье налогов, удерживаемых с оборота. Последние появились в 1916 году в Германии и облагали по пропорциональной шкале ставок оборот предприятия в течение определенного времени.

Широкому распространению НДС способствовали соответствующие решения Европейского Экономического Сообщества, которые утверждали НДС в качестве основного косвенного налога для стран-участниц ЕЭС.

Одним из необходимых условий вступления в эту влиятельную европейскую организацию является наличие в стране-претенденте функционирующей системы налог на добавленную стоимость. Основными причинами роста популярности НДС являются:

- возможность вступления в ЕЭС;

- стремление увеличить государственные доходы за счет налогов на потребление. НДС способствует значительному увеличению поступлений в бюджет страны по сравнению с другими налогами;

- НДС позволяет оперативно проводить налоговые операции;

- НДС более эффективен, по сравнению с налогом с продаж в розничной торговле, для создания льготных условий налогообложения отдельных товаров и услуг.

Вместе с тем, несмотря на популярность НДС, опыт зарубежных стран, в частности Великобритании, показывает, что во многих случаях его использование довольно сложно и требует множества дополнительных уточнений и исключений из общих правил.


В настоящее время НДС введен во всех странах ЕЭС.

С 1992 года НДС действует во всех странах Содружества независимых государств. В Российской Федерации НДС, так же, был введен в 1992 году для продукции, производимой на ее территории, а с 01.02.93 распространен также на ввозимые, на ее территорию импортные товары за исключением тех, по которым в законодательном порядке установлены льготы. Он заменил налог с оборота и налог с продаж, намного превзойдя их по своему влиянию на формирование дохода бюджета, экономику, формирование ценовых пропорций и финансы предприятий и организаций.

В отличие от своих исторических предшественников - налога с оборота и налога с продаж - НДС .обладает рядом замечательных свойств, прежде всего свойством экономической нейтральности. Иначе говоря, этот налог не вносит искажений в систему экономических мотиваций хозяйствующих субъектов, а, значит, «невидимая рука рынка» Адама Смита по-прежнему заставляет их действовать оптимальным для общественного блага образом. Налог с оборота, при котором все торговые операции облагаются налогом без права вычета, вносит, как это уже давно известно, серьезные диспропорции в экономическую систему. Налог с продаж в своей "идеальной" форме является, подобно НДС, экономически нейтральным налогом на потребление. Однако по многочисленным техническим причинам при взимании налога с продаж очень непросто вычленить для обложения налогом продажи именно конечному потребителю. Изящным теоретическим решением многих связанных с этим проблем является система обложения налогом только добавленной стоимости, то есть введение НДС вместо налога с продаж. При этом процесс сбора налога и контроля оказывается распределенным по всей цепочке продавцов и покупателей товара, что дает своего рода эффект «саморегулирования».

Налог на добавленную стоимость в настоящее время очень распространен в мире по следующим причинам:

- основным преимуществом НДС является то, что он позволяет точно определить налоговую составляющую цены товара на каждой стадии производства и распределения, что исключает ее повторное налогообложение.

- НДС позволяет освободить от налога экспорт и облагать налогом импорт, что необходимо для отмены внутренних фискальных границ и обеспечения конкуренции, следовательно, и для достижения основной цели ЕС - построения внутреннего рынка.

Цели и задачи Закона об НДС: он определяет плательщиков НДС, объекты, базу и ставки налогообложения, перечень не облагаемых налогом и освобожденных от налогообложения операций, особенности налогообложения экспортных и импортных операций, понятие налоговой накладной, порядок учета, отчетности и внесения налога в бюджет.