Файл: Вариант № 22 Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Франчайзинг как одна из форм открытия и ведения собственного бизнеса достаточно прочно закрепился в наиболее промышленно развитых странах мира под влиянием потребностей развития экономики. В зарубежных странах франчайзинг считается не только эффективным, но и престижным способом открытия собственного бизнеса.

В последние годы в российской экономике все большую известность приобретает инструмент франчайзинга. Ежегодно увеличивается количество выданных франшиз международными брендами, которые выходят на российский рынок или увеличивают долю присутствия на рынке нашей страны.

В связи с нестабильностью в экономике наиболее востребованными франшизами остается сегмент недорогих франшиз в сфере торговли и услуг. Это также связано с ситуацией на рынке труда, а в частности с увеличением численности безработных в экономике. Наиболее перспективная и обеспеченная часть из них делает выбор своей занятости в пользу развития собственного бизнеса, а франчайзинг в данном случае становится наилучшим решением ввиду низких рисков, сокращенного времени запуска бизнес-проекта, а также дополнительной поддержки со стороны франшизодателя.

В большинстве наиболее развитых стран в настоящее время налажена система помощи безработным посредством предоставления льготных условий на приобретение бизнеса по франшизе, что создает дополнительные рабочие места и увеличивает ВВП государства. Такая форма ведения бизнеса, как франчайзинг, является одной из востребованных и популярных сфер деятельности, что подтверждает актуальность его изучения.

Покупка франшизы – популярное направление в бизнесе. Начинающий предприниматель может купить франшизу иностранной компании, что позволит сэкономить немало денег и времени. Бизнесмену не придется тратиться на раскрутку бренда – у него уже есть аудитория, поэтому продвижение бизнеса будет более эффективным.

Какой смысл открывать новое заведение, которое может не выдержать конкуренции на рынке, если можно приобрести франшизу у проверенной компании. Прогореть в таком бизнесе практически невозможно, так как вы начнете работать на основе чьих-то трудов, у вас сразу же будет бренд, слоган, рекламная кампания, поэтому найти клиентскую базу не составит труда.

Целью данного исследования является оценка перспектив развития франчайзинга в России и подробное рассмотрение наиболее прибыльных франшиз для создания собственного бизнеса. Для этого были поставлены следующие задачи:


1) рассмотреть структуру рынка франчайзинга в России за последние два года;

2) ознакомиться с лидирующими франчайзинговыми компаниями и их финансовыми результатами;

3) выявить перспективы развития данного рынка в России.

В ходе исследования поставленной проблемы использовались следующие методы: анализ рейтингов популярности франчайзинговых компаний, сравнение финансовых показателей за 2016 и 2017 гг., анализ информационно-аналитических материалов по теме данного исследования.

Рынок франшиз в России продолжает расти, хотя и делает это не так стремительно, как раньше. Количество франчайзинговых концепций в стране в 2017 году увеличилось до 1 500 предложений, при том, что в 2015 году их число достигало 1400. Всего же за десять лет показатели рынка выросли более чем в три с половиной раза. По мнению, многих экспертов, замедление темпов роста рынка,  связано с падением активности в пределах России иностранных франчайзеров в последние годы. Конечно же, компании, которые успели закрепиться на российском рынке до 2015 года, как правило, продолжают активно развиваться, однако новичков почти не появляется. Кроме этого, многие франчайзеры стали более взвешенно относиться к географической экспансии: они работают по входящим звонкам и избирательно относятся к выбору партнеров, предпочитая опытных и сильных.

Несмотря на то, что сегмент непродовольственной розничной торговли до сих пор лидирует в структуре российского франчайзинга, с началом стагнации рынка он пострадал сильнее всего. По данным аналитиков, его доля сократилась до 37%. Одним из следствий такого падения, стал рост числа сделок между франчайзерами, работающими в торговле, и собственниками площадей торговых центров, особенно региональных. С уменьшением количества арендаторов, девелоперы начали сами покупать известные франшизы, открывая магазины одежды и обуви ради сохранения своего основного бизнеса.

Зато в последние годы в структуре российского франчайзинга стремительно выросла сфера услуг, причем в основном за счет роста в сегменте В2В. Предлагать свои франшизы стали даже компании, услуги которых достаточно сложно стандартизировать, и развитие бизнеса которых напрямую зависит от опыта и компетенции конкретных людей. Из примера, можно привести, предоставление юридических услуг.

Продолжает стабильно прирастать сектор общественного питания. Однако делает он это не только за счет традиционного фаст-фуда («в ассортименте» которого появились бургерные), но также благодаря сегменту полноформатных ресторанов. Продажа франшиз продуктовой розницы тоже все еще на подъеме. Рынок начинают активно осваивать монобрендовые продуктовые сети, а также, сети фирменных магазинов мясокомбинатов  и птицефабрик.


Глава 1. Теоретические основы франчайзинга

1.1 История франчайзинга

За рубежом франчайзинг известен уже больше века. Особенно популярен этот тип отношений в США. Возможно, этому способствуют и большая территория страны, и соответствующая законодательная база. В нашей стране размеры вклада фрачайзинговых компаний в ВВП составляет около 1 %. В последние годы заметно увеличился рост подобных организаций на рынке и, возможно, будет расти и дальше.

Считается, что развитие франчайзинга в России началось еще в 80-х годах, во времена СССР, когда компания PepsiCo открыла у нас несколько заводов по производству безалкогольных газированных напитков. Это был первый опыт наших людей в ведении бизнеса на международном уровне.

Чуть позже, в начале 90-х, сначала москвичи, а потом и жители других городов узнали вкус «Дока-пиццы» и «Дока-хлеба», а затем и импортного мороженого «Баскин Робинс». Эту компанию можно считать пионером иностранного франчайзинга в нашей стране. Следом за ними стали появляться и другие компании, которые даже образовывали собственные сети. Однако не многие из этих компаний смогли пережить дефолт в 1998 году.

Потихоньку, к 2004 году, ситуация начинает меняться: в бизнес приходят люди, готовые учиться и строить новые отношения. Современные предприниматели покупают франшизы у Sbarro, Subway, Sela и других компаний.

Сегодня бизнесмены приобретают франшизы у отечественных и иностранных компаний. Рынок франчайзинга в нашей вырос почти в два раза, по сравнению с началом 2000-х годов. И, по оценкам экспертов, несмотря на существенные недостатки и продолжающийся экономический кризис, продолжает расти.

Термин «франчайзинг» образован от английского «franchising» - право, привилегия, который, в свою очередь, образован от французского «franchise» - льгота, привилегия. «Привилегия» (от лат. privilegium) означает исключительное право, преимущество. В Оксфордском словаре английского языка «franchising» определяется как «все права и свободы епископатов, пожалованные королевской короной», a «franchises» - «ярмарки, рынки и другие места, отведенные для торговли» [18].

Рисунок 1 – Сущность франчайзинга


Прототипом современной системы франчайзинга принято считать систему продаж и обслуживания швейных машин Зингера. Основатель всемирно известной компании «Singer Sewing machine company» Исаак Зингер стал родоначальником современного франчайзинга. Начиная с 1851 года, фирма Зингера заключала с дистрибьюторами товара письменный договор на передачу франшизы, договором передавалось право на продажу и ремонт швейных машинок на определенной территории США [6].

Возникла необходимость организации полноценного сервиса. Создание сервисной системы на такой огромной территории оказалось достаточно сложным и дорогим делом. Чтобы решить эту проблему Исаак Зингер стал заключать договоры с независимыми предпринимателями и компаниями, по которым они получали исключительное право на торговлю продукцией «Singer Sewing machine company» на определенной территории и были обязаны предоставлять сервис конечным покупателям [3].

Первые франчайзинговые договоры, по своей сути и были дистрибьюторскими соглашениями, подразумевающие не только непосредственные продажи, но и дополнительные обязанности дилера: производить обслуживание, ремонт и оказывать сопутствующие сервисные услуги.

Современный франчайзинг испытал настоящий подъем в 1898, когда компания «Дженерал моторс» начала применять франчайзинговое дилерство. Чтобы стать дилером этой компании фирмам необходимо было вложить собственные средства в подтверждение своего серьезного отношения к делу. Также, по договору, дилеры могли торговать машинами только компании «General Motors», были обязаны обеспечивать высокий уровень обслуживания и поддерживать имидж франчайзера [10].

В 1920-х годах в США начал развиваться стандартный товарный франчайзинг. По принципу франчайзинга начали строить свои взаимоотношения с владельцами розничных магазинов крупные оптовые поставщики. Оптовый продавец (или франчайзер) давал возможность небольшим розничным торгующим организациям получать дополнительно многочисленные скидки, использовать марку торговой фирмы и при этом сохранять свою независимость.

После кризиса в экономике США 1930 года франчайзинг начали осваивать нефтеперерабатывающие компании. Так появились первые сетевые бензоколонки, принадлежавшие независимым франчайзи. Как правило, заправочные станции передавались мелким местным предпринимателям на условиях аренды.

Классический товарный франчайзинг, распределяющий в системе франчайзер - франчайзер товары, и услуги начал видоизменяться только в 50-х годах прошлого века.


В 1958 году появилась франшиза Baskin Robbins. Перед компаньонами, двоюродными братьями Бертом Баскиным и Ирвом Роббинсом, создателями нового формата заведения кафе-мороженое стояла задача повысить доходность предприятия [10]. Они столкнулись с тем, что наемные управляющие не могли управлять кафе также эффективно, как это сделали бы сами братья, то есть хозяева. И тогда Баскин и Робинс приняли решение продавать кафе франчайзи, а самим заниматься производством. Идея сработала. Новые хозяева сами стали заботиться о доходах предприятия. В настоящее время сеть Baskin Robbins насчитывает более 6000 кафе в 35 странах мира.

В последующие годы франчайзинг бурно развивался в США и странах Европы. Не обошлось и без неприятных моментов. Появлялись мошеннические схемы, по которым продавались «дутые» франшизы.

На сегодняшний день доля франчайзинговых предприятий в США составляет более 40% от общего товарооборота. В странах Европы этот показатель составляет от 5 до 30% [8]. На первом месте по распространению франчайзинга в Европе находится Франция, на втором – Германия и на третьем – Великобритания.

Первый иностранный франчайзер, начавший работать в нашей стране была компания PepsiСo. Это произошло в 1980 годах, еще в Советском Союзе. В 1993 году было открыто первое франшизное предприятие Baskin Robbins [4].

Первой российской франшизой считается компания «Дока» Владимира Довганя.

1.2 Сущность, формы и виды франчайзинга

Как и всякий бизнес-процесс франчайзинг имеет определенный механизм или сущность. В основе чего лежит коммерческое взаимодействие, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату право на определённый вид бизнеса, используя разработанные правила его ведения. Схема процесса франчайзинга представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Процесс франчайзинга

Удобства франчайзинга, его преимущества, о которых мы написали выше, позволили этому бизнес-процессу получить очень широкое распространение в экономике. Это позволяет выделить его наиболее распространенные формы и виды.

Франчайзинговые системы можно поделить по многим критериям. Рассмотрим наиболее популярную классификацию [15].

1. Согласно продукту, который реализуется через франчайзинговую систему (вида деятельности), франчайзинг бывает: торговый, сервисный, производственный, смешанный.