Файл: Контрольная функция налогового учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

За последние несколько десятилетий в Российской Федерации произошло множество изменений в области экономики и политики. Особое внимание при этом уделяется процессу интегрирования российской экономики в мировую, где существуют отдельные правила ведения налоговой политики.

В настоящее время перед экономистами стоит главная задача по организации многопланового комплекса методологических, правовых, организационно-технических мероприятий, по исполнении которых представится возможность построить эффективную, справедливую и стабильную налоговую систему Российской Федерации.

Важной реформой в экономике страны стало вступление в силу 25 главы Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой было внедрение в организациях самостоятельной системы налогового учета, которая значительно разнится с бухгалтерской системой учета, особенно касательно порядка исчисления производственных расходов. В связи с этим, перед фирмами при осуществлении расчета по налогу на прибыль встала задача создать такие условия ведения налогового учета, чтобы сочетать выполнение норм налогового законодательства и минимизировать все затраты, которые связаны с этим.

Ведение правильной и справедливой налоговой политики играет важную роль в построение экономических отношений. Любые изменения в экономической сфере впоследствии отражаются и на налоговой политике. Поэтому актуальность изучения ведения налогового учета в полной мере раскроется в процессе написания данной курсовой работы.

В российской экономике каждый день происходят изменения, в след за которыми совершенствуется налоговое законодательство, стремительно повышаются требования по подготовке квалифицированных специалистов.

Введение налогового учета и налоговой отчетности выступает в качестве одной из первостепенных задач налоговой политики государства, именно поэтому данная курсовая работа раскрывает актуальность поэтапного изучения и выделения информации, связанной с особенностями понятия и ведения налогового учета, а также специфики тех функций, которые выполняет налоговый учет.

Актуальность изучения особенностей налогового учета и функций, которые он выполняет, связана с его внедрением на предприятия, так как нормы нового Налогового Кодекса Российской Федерации вступают в некоторые противоречия с действующими нормами бухгалтерского учета. Помимо этого актуальность выбранной темы обуславливается тем, что налоговая система напрямую влияет на организацию бухгалтерской деятельности различных организаций, и впоследствии на экономический уровень жизни населения, которые от них зависят.


Целью данной курсовой работы является проанализировать особенности организации налогового учета в Российской Федерации, а также выявить специфику функций, которые он выполняет.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

  1. Изучить литературу, темой написания которой выступает налоговый учет;
  2. Рассмотреть цели налогового учета и принципы его ведения и составления налоговой отчетности;
  3. Определить функции, которые выполняет налоговый учет;
  4. Рассмотреть проблемные вопросы в ведении налогового учета, а так же способы взаимодействия налогового учета и бухгалтерского учета;
  5. Провести анализ перспектив развития налогового учета в Российской Федерации и предложить возможные пути совершенствования.

В качестве объекта данной курсовой работы выступают функции налогового учета. Предметом курсовой работы является налоговый учет, его задачи, функции, принципы, а также перспективы развития налогового учета в ближайшем будущем.

В данной курсовой работе будут рассмотрены такие вопросы как налоговый учет, принципы налогового учета, функции налогового учета, взаимодействие налогового и бухгалтерского учета, пути совершенствования налогового учета в Российской Федерации.

Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Структура курсовой работы непременно отражает логику и содержание исследования.

Практическая значимость данной курсовой работы состоит в том, что в ней подробно рассмотрены особенности налогового учета и налоговой отчетности, предложены меры по дальнейшему совершенствованию налоговой политики в этой сфере, благодаря которым появится возможность облегчить работу бухгалтерам, а также ускорить процесс интеграции России в мировое экономическое сообщество.

Все перечисленные задачи будут рассматриваться исключительно в соответствии с нормативно - правовыми актами Российской Федерации и установленными положениями, регулирующие отношения, связанные с ведением налоговой политики и составлением налоговой отчетности.

Помимо нормативных источников тщательно были изучены и методологические основы исследования. К ним можно отнести труды таких отечественных ученых и специалистов как Анциферова И.В., Бабаев Ю.А., Воронина Л.И., Касьянова Г.А., Кругляк З.И., Нестеров Г.Г., Перов А.В., Хендриксен Э.С., 4Цыденова Э., Носкова Ю.В., Сухарев И.Р. и других отечественных ученых.

При написании курсовой работы, были использованы такие общенаучные методы, как индукция и дедукция, научная абстракция, синтез и системный анализ источников по теме исследования, экономико-статистический анализ, абстрактно-логический анализ, систематизация данных, анализ библиографических источников, выборка необходимой информации и другие методы познания.


1. Налоговый учет в Российской Федерации.

1.1Понятие и сущность налогового учета

Под налоговым учетом принято понимать комплекс мер, которые устанавливаются налоговым законодательством и осуществляются налоговыми органами в целях регистрации всех налогоплательщиков в уполномоченных на этого органах. Помимо этого налоговый учет осуществляется в целях сбора и анализа информационных данных о налогоплательщиках в едином государственном реестре налогоплательщиков. [[1]]

Важной особенностью налогового учета состоит в том, что он применяется исключительно к налогоплательщикам и к налоговым агентам.

Согласно Налоговому Кодексу Российской Федерации, под налоговым учетом понимается система обобщения сведений для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе информации по первичным документам, собранных и сгруппированным в соответствии правил, установленных налоговым законодательством. [[2]]

Анциферова И.В. считает, чтобы правильно осознать значимость введения налогового учета необходимо отменить важность его выделения из бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет в Российской Федерации является инструментом финансового регулирования и проведения единой государственной финансовой политики, который реализует конституционное право на информацию в области предпринимательской деятельности. Все это основывается на принципах экономического и юридического равенства сторон и договорных отношений. [[3]]

Бухгалтерский учет представляет собой гарантию единого рынка, единого экономического пространства. В связи с этим государственные органы обязали все предпринимательские организации вести бухгалтерский учет, а некоторых участников рынка дополнительно ввести налоговый учет и составление налоговой отчетности. Это делается для предоставления документирования при налоговом учете вычетов сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, которые непосредственно связаны с извлечением доходов. [[4]]

В отличие от бухгалтерского учета, налоговый учет позволяет более детализировано собрать и обобщить информацию касательно доходов и расходов предприятия, чтобы конкретизировано вычесть налог на прибыль. Порядок введения налогового учета на предприятии определяется руководством фирмы в соответствии с нормами налогового законодательства. [[5]]


Так, Скворцов О.В. к пользователям информации налогового учета относится любые лица, заинтересованные в получении информации и имеющие к ней доступ, а именно налогоплательщики, которые исчисляют налоговую базу после прошествии налогового периода. [[6]]

Благодаря налоговому учету пользователи информации могут осуществлять контроль над полнотой, правильностью и своевременностью исчисления налога на прибыль и уплаты его в бюджет государства.

После того как налоговым законодательством был введен налоговый и учет и отчетность, перед организациями встал вопрос о ведение двойной формы отчетности – налоговой и бухгалтерской, которые впоследствии представляются в н6алоговые органы государства.

Налоговый учет обязательно должен вестись последовательно от одного отчетного периода к следующему. Благодаря этому правилу внесение изменений в правила и норма налогового учета реально осуществить только после начала следующего календарного года. [[7]]

При ведении налогового учета составляется налоговая отчетность, она может быть представлена такими документами как первичные учетные документы, среди которых принимается и справка бухгалтера, расчет налоговой базы, а также аналитические регистры налогового учета.

Форма аналитического регистра выступает в качестве документации налогового учета, которая содержит такие реквизиты как период или дату составления, наименование регистра, измерители операции в денежном и при возможности натуральном выражении, подпись лица, уполномоченного составлять регистры и наименование хозяйственных операций. [[8]]

Нельзя забывать о том, что информация налогового учета несет в себе сведения о прибыли предприятия, а это в свою очередь является коммерческой тайной, поэтому разглашения данных налогового учета может преследоваться по закону.

Статья 313 Налогового Кодекса Российской Федерации закрепляет задачи налогового учета касательно информации, которая должна быть отражена в налоговой отчетности, а именно:

  • Сумма расходов и доходов в текущем налоговом периоде;
  • Доля расходов, которые учитываются для целей налогообложения в текущем налоговом периоде;
  • Сумма задолженности по расчетам с бюджетом по налогу:
  • Информация касательно создаваемых резервов;
  • Сумма расходов, которые будут понесены предприятием в следующем отчетном периоде. [[9]]

Ведение налогового учета на предприятии возможно как на бумажном, так и на электронном носителе. Перед бухгалтерами строго стоит задача защитить данные от несанкционированных исправлений. Проблема состоит в том, что согласно со статьей 314 Налогового Кодекса Российской Федерации правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их, а это требование выполнить достаточно сложно. [[10]]

Как ранее говорилось, налоговый учет обязаны вести все компании, это правило также касается и тех организаций, к которым применяется специальный налоговый режим.

Крамаренко Л.А под внутренними пользователями информации по налоговому учету подразумевает представителей администрации организации. К внешним же пользователям относятся налоговые органы, среди обязанностей которых числится оценка правильности формирования налоговой базы и налоговых расчетов. Налоговые органы также ведут контроль поступления налогов в государственный бюджет. [[11]]

Если рассматривать этапы ведения налогового учета, то можно определить что налоговый учет занимается только обобщением информации, в то время как ее сбор, регистрация и документирование производится отделом бухгалтерского учета.

Предметом налогового учета является производственная и непроизводственная деятельность организации, по итогам которой у налогоплательщика возникает необходимость уплачивать соответствующие платежи в бюджет.

В качестве объекта налогового учета мы может выделить обязательства, имущество и хозяйственные операции предприятия, стоимостная оценка которых будет определять размер налоговой базы текущего или будущего отчетного периода. [[12]]

Под единицей налогового учета понимается объект налогового учета, информация о котором используется более чем один отчетный период. [[13]]

Порядок ведения налогового учета, по мнению Филиной Ф. обязательно прописывается в учетной политике предприятия и утверждается руководителем организации. Этот документ впоследствии применяется в качестве основного при исчислении налогов. В том случае, если в налоговой политике предприятия не установлен порядок распределения общих расходов и доходов, то представители налоговых органов и налоговой службы самостоятельно при проведении налоговой проверки распределяют такие расходы и доходы по удельному весу, в общей сумме доходов, которые были получены налогоплательщиком за отчетный период. [[14]]