Файл: Контрольная функция налогового учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • Функция формирования достоверной и полной информационной базы о порядке налогового учета в целях налогообложения хозяйственных операций, которые осуществляются налогоплательщиками в течение определенного налогового отчетного периода;
  • Функция раздельного ведения налогового и бухгалтерского учета;
  • Функция оправданного применения различных льгот и вычетов в отношении определенной группы налогоплательщиков;
  • Функция, согласно которой ведется раздельный учет в ситуации исчисления налога и других платежей в бюджет по различным ставкам или при разных порядках налогообложения;
  • Функция по обеспечению необходимыми сведениями службы внутреннего контроля и руководства организации по контролю и надзору за движением средств фирмы по его назначению и в целях предотвращения злоупотребления полномочиями ответственных лиц;
  • Функция по обеспечению налоговых органов необходимыми сведениями для установления правильности, своевременности и полноты исчисления налогов в бюджет;
  • Функция создания у компании имиджа добросовестного налогоплательщика перед инвесторами, кредиторами, партнерами и клиентами. [[49]]

Основываясь на информации, раскрытой в данной главе курсовой работы мы можем сделать несколько конкретных выводов.

Некоторые авторы российских научных трудов считают, что функция налогового учета это то, что выражает его основные направления реализации, обеспечение и содержание. Налоговый учет выполняет такие функции как фискальная, информационная, контрольная и функция невмешательства в систему бухгалтерского учета. [[50]]

Соглашаясь с мнением Никитина В.М. можно утверждать, что при выполнении налоговым учетом фискальной функции, государство способно аккумулировать собственные средства в бюджетной системе и внебюджетных фондах. Формирование в государственном бюджете доходов на основе централизованного стабильного взимания налогов способствует превращению государства в крупный экономический субъект. [[51]]

Информационная функция налогового учета реализуется посредством выполнения налоговых расчетов на основе постоянного документирования и фиксирования хозяйственных операций.

При выполнении информационной функции налогового учета происходит предоставление сведений для составления налоговых деклараций, прогнозирование и планирование налоговых затрат, управление по отклонениям методом полной регистрации операций, которые подлежат налогообложению. [[52]]


Благодаря выполнению контрольной функции налогового учета Нестерова В.А. определяет, что появляется возможность оценить эффективность работы налогового механизма, обеспечить абсолютный контроль над движением финансовых ресурсов. Эффективность контрольной функции налогового учета, ее глубина и полнота в большинстве случаев зависят от налоговой дисциплины. Она заключается в том, чтобы плательщики налогов своевременно и в полном объеме выплачивали в пользу государственного бюджета установленные налоги. [[53]]

Функция невмешательства в систему бухгалтерского учета способствует внедрению налогового учета на предприятии как отдельного и самостоятельного вида учета помогает сберечь основные принципы бухгалтерского учета и обеспечить реализацию его основных задач. Ведение налогового учета отдельно от бухгалтерского учета позволяет прекратить искажение сведений о реальном финансовом положении организации в угоду фискальной политики Российской Федерации.

Таким образом, выполнение вышеперечисленных функций налогового учета необходимо для поддержания связи между задачами и целями налогового учета с одной стороны и содержанием налогового учета со второй стороны. Исходя из этого, можно утверждать, что функции налогового учета выступают в качестве элемента налоговой системы.

3. Основные проблемы налогового учета и пути их решения

3.1. Проблемы взаимодействия налогового и бухгалтерского учета

Начиная с 2004 года, на государственном уровне были предприняты решительные меры по сближению налогового и бухгалтерского учета. В концепции развития бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности на среднесрочную перспективу было определено, что одним из основных моментов для сближения налогового и бухгалтерского учета станет базирование налогового учета на основе данных, полученных от бухгалтерского учета, путем ее корректировки по правилам налогового законодательства. [[54]]

В 25 главу Налогового Кодекса Российской Федерации в 2005 году были внесены изменения для упрощения учета отдельных объектов налогообложения, которые касались уточнения отдельных норм, а именно порядка признания прямых и косвенных расходов в целях налогообложения, определения расходов по торговым операциям, незавершенного производства. Также изменениям подверглись отдельные объекты налогообложения, касательно следующих положений: резерв по сомнительным долгам, материально-производственных запасов, неотделимых улучшений арендованного имущества, амортизационной премии и так далее. [[55]]


Ведение бухгалтерского и налогового учета во многом схоже, смежные законодательные акты по регулированию, обязательное предоставление отчетности внешним пользователям, ведение учета бухгалтерскими службами. Поэтому, при оптимизации своей работы, бухгалтеры стремятся применять одни и те же способы учета для налогового и бухгалтерского учета. [[56]]

На основе изучения научных трудов, автором которых является Кругляк З.И., мы можем выделить два пути сближения и взаимодействия систем налогового и бухгалтерского учета.

При первом варианте сближение происходит путем параллельного ведения двух подсистем на основе единой информационной системе организации. Этот вариант как раз таки и рассматривается российским законодательством.

Второй вариант – это ведение учета по отклонениям. В основу здесь ложится именно та учетная система, которая более достоверно, полно и максимально удовлетворяет всем требованиям потребителей информации учета. На основе этой системе в последующем производится специальная корректировка отклонениями для потребностей других пользователей. [[57]]

Интеграция налогового и бухгалтерского учета неизбежна. Для начала необходимо добиться приближения правил признания расходов и доходов в налоговом учете к тем правилам, которые приняты в бухгалтерском учете. Различия между этими двумя видами учета неизбежны и объективны, так как правила бухгалтерского учета подчинены задачам по формированию достоверной и полной информации об имуществе, хозяйственных операциях предприятия и обязательствах на основе принципов, которые признаны международными и отечественными стандартами бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

С другой стороны, правила налогового учета устанавливаются на основе налоговой политики государства. Тем не менее, отличие этих систем учета диктуется достаточно продуманными и научно обоснованными функциями и целями системы налогообложения Российской Федерации. [[58]]

Только при соблюдении вышеуказанных доводов правила признания расходов и доходов при налогообложении будут понятны налогоплательщикам. Фирмы и частные лица перестанут воспринимать процесс налогообложения как механический спонтанный набор бесконечных, отличающихся по непонятным причинам от правил бухгалтерского учета сбор денег. В этом случае налогоплательщики с удовольствием и полным осознанием будут самостоятельно исчислять налоги в государственный бюджет.


Другим вариантом сближения Федосова Т.В. определяет ликвидацию непринципиальных, неоправданных и случайных различий в суммах расходов и доходов, которые признаются по одним причинам, как в налоговом, так и бухгалтерском учете. Эти различи стали следствием применения разнообразных расходов и доходов, которые отличаются техническими приемами определения доходов и расходов и способами их учета. [[59]]

Вышеуказанные различия негативно сказываются на функционировании налоговой системы в стране. Информация, которая необходима для налогообложения прибыли предприятий, формируется в регистрах налогового учета, которые отличаются от бухгалтерских регистров. Однако упущением является то, что в налоговом учете отсутствуют надежные способы по контролю достоверности учетной информации. К ним относятся балансовое обобщение, проверка тождества сведений аналитического и синтетического учета и другие.

Все это способствует созданию дополнительной возможности для уклонения от уплаты налогов посредством разных манипуляций с учетными данными о расходах и доходах, а так же усложняет выполнений обязанностей налоговыми органами по проверке правильности и достоверности расчета налогов на прибыль. Помимо этого большое количество несовпадений в правилах учета расходов и дохоов в системе налогового и бухгалтерского учетов приводит к затруднению провести анализ эффективности действующей в настоящее время системы налогообложения. [[60]]

Как было сказано ранее, введение на предприятии налогового учета совместно с бухгалтерским учетом повлекло повышение дополнительных материальных и временных затрат. К примеру, Чикишева А.Н. считает, что это произошло, несмотря на то, что в корне бухгалтерский учет очень сход с налоговым учетом, а именно:

  • Ведение налогового учета закреплено в Налоговом Кодексе Российской Федерации, а обязанность вести бухгалтерский учет закреплено Законом о бухгалтерском учете;
  • Оба вида учета ведутся в денежном измерении – рубли;
  • Объектом бухгалтерского учета является вся организация в целом, в то время как для налогового учета важны все хозяйственные операции, произведенные предприятием за определенный налоговый отчетный период;[[61]]
  • Оба вида учета должны отвечать определенным условиям – вестись периодично и своевременно предоставлять отчетности в уполномоченные государственные органы;
  • Оба вида учета должны иметь документальное подтверждение всех хозяйственных операций;
  • Пользователями бухгалтерского и налогового учета могут выступать как внутренние, так и сторонние, внешние лица;
  • Оба вида учета имеют исторический характер, то есть в отчетности всегда отражаются результаты предшествующих отчетных периодов. [[62]]

Взаимодействие и тесное пересечение налогового и бухгалтерского учета ярко прослеживается в том, что без ведения бухгалтерской отчетности невозможно отследить некоторые операции по налоговому учету. Основой составления налоговой отчетности выступают первичные документы и многие показатели, которые были взяты из бухгалтерского учета. [[63]]

Важно отметить, что налоговый и бухгалтерский учет являются одним целым в структуре управления предприятием и непосредственно связаны друг с другом, хоть и являются разными подсистемами.

Ученые всего мира пытались вывести концепции построения взаимной связи налогового и бухгалтерского учетов на основе политических, географических и социально-экономических факторов. Среди социально-экономических факторов представители науки выделяют количество инвесторов и кредиторов, характер развития рынков капитала, размеры и организационная структура организации, участие в международных рынках капитала, типы законодательных систем.

Мы согласны с утверждениями Носковой Ю.В. касательно необходимости введения налогового учета стала последствием желания совместить интересы пользователей финансовой отчетности и фискальных интересов государства. [[64]]

В российской Федерации развитие налогового учета взяло свое начало еще с девяностых годов при соотношении между расходами и доходами государства, которое было определено посредством ценностных критериев социалистической экономики и командно-административной системы управления. На первых этапах была создана несбалансированная налоговая система, которая не давала нормальных условия для построения предпринимательской деятельности. [[65]]

С 1993 года были замечены попытки налоговых органов вмешаться не только в процесс регулирования налогового законодательства, но и основные правила ведения бухгалтерского учета. Бабаев Ю.А., Петров А.М указывают, что далее были изданы разнообразные инструктивные документы, которые негативно повлияли на ведение бухгалтерского учета и затрудняли ведение предпринимательской деятельности, в связи с этим было принято решение выделение налогового учета как самостоятельную систему отдельно от бухгалтерского учета. [[66]]

На основании этого можно сделать вывод, что основная проблема взаимодействия налогового и бухгалтерского учета обусловлена источниками различий сведений этих учетов.