Файл: Контрольная функция налогового учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, формирование адекватной модели ведения налогового учета и составления налоговой отчетности стало нереальным без дальнейшего совершенствования российского законодательства в сфере налогообложения.

На основании анализа, который был проведен для сравнения системы налогового и бухгалтерского учета, мы можем утверждать, что между данными системами учета стоит большое количество противоречий. Эти противоречия касаются требований, которым налоговый и финансовый учет должны отвечать. К таким явным отличиям мы относим:

  • Цели налогообложения;
  • Методы оценки незавершенного производства и готовой продукции;
  • Допустимые способы амортизации и начисления основных средств, а также нематериальных активов;
  • Порядок распределения расходов текущего отчетного периода. [[67]]

В настоящее время среди работников налогового и бухгалтерского учета ведется огромное количество дискуссий и споров на тему необходимости введения отдельного вида учета в работе предприятия для последующего исчисления налогов на прибыль. Сухарев И.Р. выдвигает теорию, что введение на предприятии налогового учета обязывает руководство выделить дополнительные вложения предприятия для создания группы налогового учета. При этом, скорее всего, произойдет активное изменение или ликвидация классической системы бухгалтерского учета. [[68]]

В противовес вышесказанному выступает мнение Беликовой Т.Н. касательно поддержки введения налогового учета, так как это существенно облегчит работу сотрудникам налоговых органов, так как при введении налогового учета будет учитываться только та информация, которая непосредственно необходима для исчисления налогов на прибыль и не будет затрагивать данные остальных пользователей бухгалтерской информации. Кроме этого, налоговый учет как самостоятельный вид учета встречается крайне редко, так как все сведения налогового учета базируются на информации полученной их данных бухгалтерского учета. Ведение обоих видов учета существенно облегчает работу экономической сферы предприятия. [[69]]

Исходя из этого, в тот момент, когда для исчисления налогов в бюджет применяются данные бухгалтерского учета, он прекращает выполнять исключительно финансовые и учетные задачи, а объединяется с налоговым учетом.

Тесное взаимодействие налогового и бухгалтерского учета помогает сконцентрировать аналитическую работу на принципиальных расхождениях правил признания расходов и доходов при налогообложении прибыли и в бухгалтерском учете, а также обеспечивает упрощение и повышение качества анализа. [[70]]


В завершение хочется отметить, что для того, чтобы достичь цель по интеграции и тесному взаимодействию систем налогового и бухгалтерского учета, нужно провести кропотливую работу по максимальному сближению правил учета расходов и доходов, необходимо провести унификацию правил и разгладить различия между непринципиальными правилами. При отсутствии работы над данным вопросом проблема ведения налогового учета и составления периодической отчетности на основе информации от бухгалтерского учета способом их корректировки по правилам налогового законодательства не будет решена.

Подготовка налоговых деклараций, налоговое администрирование и расчет налогового обязательства будет проще при соответствии правил налогового учета правилам и принципам бухгалтерского учета. Но нельзя забывать, даже при тесном взаимодействии и унификации понятий и правил, эти виды и системы учета всегда будут различны. Различия эти основываются на задачах и целях, а именно: налоговый учет отражает приоритеты налоговой политики государства, а бухгалтерский учет служит для измерения экономического благосостояния организации.

Исходя из этого, мы делаем вывод, что подлинная и полная интеграция бухгалтерского и налогового учета способствует совершенствованию и развитию всей налоговой системы страны.

3.2.Проблемные вопросы в области ведения налогового учета

Необходимо отметить, что в Налоговом Кодексе Российской Федерации подробно изложены положения об исчислении налога на прибыль для предприятий, однако там нет пояснений по налоговому учету амортизируемых средств, порядку освоения природных ресурсов, расходов на ремонт основных средств предприятия. Здесь же нет разъяснений по налогообложению за реализацию иностранной валюты и ценных бумаг, а также расчету расходов и доходов, связанных с исполнением договоров доверительного управления. [[71]]

Тарасевич Л.С. говорит о том, что налоговый учет в организациях был введен сравнительно недавно, не подготовив при этом достаточно ясную нормативно-правовую базу по регулированию, все это привело к некоторым затруднениям по ведению налогового учета и составлению налоговой отчетности. Основные трудности были выявлены в том, что предприятию теперь стало необходимо вести два вида учета - бухгалтерский и налоговый – это повысило затраты фирмы, помимо этого бухгалтерам добавилась двойная работа по учету одних и тех же показателей в разных ведомостях. [[72]]


Носкова Ю.В. из позитивных моментов ведения налогового учета выделяет возможность построить правильную систему налогового учета, при которой снижается количество налоговых проверок, становится более четкой и ясной налоговая документация. Помимо этого налогоплательщики прекращают занижать свою налоговую базу по налогу на прибыль, так как в бухгалтерском учете будет занижаться стоимость предприятия – это опять невыгодно. [[73]]

Особенность развития налогового учета в Российской Федерации может поставить под риск исчезновения бухгалтерского учета на некоторых предприятиях. Таким образом, бухгалтерский учет будет вестись исключительно в крупных фирмах, ведомости которых несут ответственность по предоставлению информации акционерам, для получения кредита, а свою очередь бухгалтерский учет на малых и средних предприятия утратит свою актуальность. [[74]]

Для искоренения проблем, которые влияют на ведение налогового учета в российской экономике и на предприятия, которые являются обязанными на исчисление налогов на прибыль в бюджет государства необходимо предпринять некоторые решительные действия. [[75]]

В первую очередь, по мнению Крамаренко Л.А. необходимо окончить процесс внесений изменений и дополнений в действующее налоговое законодательство, чтобы система начала работать четко и слаженно. В доработке нуждаются положения, касающиеся государственных пошлин, налога на имущество, дарения и наследования и других моментов. Уже в начале 2004 года была введена в налоговый Кодекс Российской Федерации глава, касающаяся налога на имущество организаций и ведения налогового учета в них, а в 2005 году было отложено рассмотрения налога на имущество физических лиц и земельного налога. [[76]]

Таким образом, с момента возникновения в российской экономике понятия налогового учета эта специальная учетная система прошла нелегкий путь совершенствования и видоизменения. Даже спустя десятилетия мы не можем утверждать, что процесс формирования и становления окончен.

В учебном пособии Перова А.В. мы нашли информацию о том, что одним из основных аргументов за введение налогового учета отдельно от бухгалтерского учета является их значительные отличия в правилах системы. Проблема целесообразности введения системы налогового учета обуславливается тем, что налогообложение прибыли компаний составляет примерно 10 процентов всего государственного бюджета. Из причин, касающихся нецелесообразности мы выделяем следующие: в бухгалтерской нормативно - правовой базе уточнены все моменты по исчислению уплаты налога на прибыль для организаций. Все положения предельно ясны и дополнительное самостоятельное исчисление не требуется. Помимо этого создание отдельной системы ведения налогового учета становится затратным для руководства организации, так как необходимо увеличить издержки на поддержание и создание дополнительных информационных систем. [[77]]


В связи с выявлением проблем, связанных с введением налогового учета Министерство Финансов Российской Федерации предложило ряд мер по упрощению налогового учета. Такое упрощение предусматривает методы списания себестоимости запасов в расходы, в этом пункте предусматривается сближения налогового и бухгалтерского учета. На основании этого законопроекта появится возможность амортизации малоценного имущества, произойдет признание убытков от уступки прав требования на промежуток даты уступки права требования. [[78]]

В завершение вышесказанного необходимо отметить, что между бухгалтерами и экономистами Российской Федерации ведется огромное количество споров и дискуссий о целесообразность выделения налогового учета из бухгалтерской системы, и на данный момент ученые не пришли к единому мнению.

3.3 Перспективы развития налогового учета

Процесс создания и принятия законодательной базы по налогообложению занял долгий период времени. В трудах Касьяновой Г.А. пишется, что уже в 2003 году налоговая система была практически создана, естественно, пройдет еще много времени, пока будут исправлены и доработаны некоторые нюансы, чтобы в работе налоговых органов не осталось пробелов. К тому же совершенная налоговая система благоприятствует снижению налоговой нагрузки, созданию понятного, стабильного и усовершенствованного налогового режима, а так же способствует росту инвестиций и экономическому подъему. [[79]]

В данной части курсовой работы мы можем выделить ряд направлений, по которым будет совершенствоваться налоговое законодательство и система ведения налогового учета в Российской Федерации.

Первым направлением Кругляк З.И. выделяет создание эффективной и экономичной системы налогового учета и упрощенной законодательной базы, которая будет охватывать всех субъектов налогоплательщиков, налоговых служащих, контроль над поступлением налогов и на обработку, хранений информации, касающейся налогового учета. [[80]]

Лукаш А.Ю. в качестве второго направления развития рассматривает необходимость создать налоговую систему, которая будет работать с учетом определенных условий и адекватной обстановки с внутренними и внешнеполитическими изменениями. В этом случае регуляторами выступают своевременное изменение налоговых ставок и налоговой базы в сторону увеличения или уменьшения, отмена или ввод новых видов платежей в бюджет, введение принципов налогообложения для субъектов налога. [[81]]


Помимо вышеперечисленных факторов в качестве аналогичных регуляторов могут выступать утверждение единого налогового органа, который будет отвечать за установлением контроля над уплатой, поступлением и исчислением налогов в бюджет, а также и за изъятие налогов, изменения совокупность видов налогов или объединение их в определенные группы для упрощения процесса налогообложения. [[82]]

На основании выше изложенного мы можем утверждать, что данные направления совершенствования систему налогового учета не смогут разрешить противоречий в налогообложении, но, тем не менее, помогут получить экономичную, оптимальную, достаточно эффективную налоговую систему, которая будет удовлетворять многочисленным требованиям современной системы налогообложения.

Необходимо отметить, что Перов А.В. считает, что государство, в лице налоговых органов выступило с одобрением создания собственной информационной системы – налогового учета, понимая, что система бухгалтерского учета не удовлетворяет всем фискальным целям. [[83]]

Для того чтобы создать эффективную модель сосуществования налогового и бухгалтерского учета, необходимо выдвинуть соответствующие требования, которые предъявляются любой современной модели налоговой системы. Сухарев И.Р основными показателями в данном случае называет:

  • чувствительность к конъюнктуре рынка выпускаемой продукции;
  • чувствительность к платежеспособному спросу предприятий на рынках факторов производства;
  • доступность и простота для восприятия налогоплательщиком;
  • способность обеспечить необходимые темпы повышения объемов производства и обновления выпускаемой продукции;
  • нейтральное отношение ко всем налогоплательщикам;
  • способность стимулировать приток иностранных инвестиций и капиталов в экономику страны;
  • совместимость с моделями налоговых систем других стран;
  • способность обеспечивать равномерное распределение капитала внутри страны в тех отраслях, которые более приоритетны на данный промежуток времени. [[84]]

Построение эффективной системы налогового учета и его взаимодействия с бухгалтерским учетом должно строиться на базисных принципах.

В первую очередь необходимо выделить единство этих двух систем. Это вовсе не означает, что бухгалтерский учет должен полностью подчиняться правилам и интересам политики налоговой системы. Наоборот, нужно исходить из приоритета правил бухгалтерского учета, поступаясь в адекватных пределах интересами налогообложения. [[85]]