Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 205
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоеретические основы понимания Государственного бюджета и ДЕфицита
1.1.Социально-экономическая сущность бюджета
1.2. Сущность доходов и расходов бюджета
Глава 2. АНЛИЗ РАСХОДОВ И ДЕФИЦИТА государственного бюджета
2.1. Анализ доходов и расходов бюджета
2.2. Государственный долг как источник покрытия дефицита бюджета
Введение
Предметом науки о финансах является определенная система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства, предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов) в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Финансы возникли в условиях регулярного товарно-денежного обращения в связи с развитием государства и его потребностей в ресурсах. Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми.
Актуальность работы заключается в том, что бюджет — это центральное звено государственной системы финансов, выражающее все ее основные качественные признаки. Другими словами, бюджет — это система императивных (требовательных, обязательных) денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд, который является централизованным денежным фондом, предназначенным для финансирования широкого круга общественных потребностей (благ) — отраслей хозяйства, социальных нужд, управления, обороны и т.д.
Бюджет — это центральное звено государственной системы финансов, выражающее все ее основные качественные признаки. Другими словами, бюджет — это система императивных (требовательных, обязательных) денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд, который является централизованным денежным фондом, предназначенным для финансирования широкого круга общественных потребностей (благ) — отраслей хозяйства, со-циальных нужд, управления, обороны и т.д.
Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном и местном уровнях с предприятиями и организациями всех форм собственности, а также гражданами по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.
Цель работы – рассмотреть бюджет и его роль в функционировании финансовой системы.
Задачи работы: выявить социально-экономическую значимость бюджета, определить роль бюджета в пераспределении ВВП, отобразить принципы бюджета и основы бюджетной политики
Объектом работы выступает бюджет, а предметом роль бюджета.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области финансов, материалы периодических изданий и сети Интернет.
ГЛАВА 1. Теоеретические основы понимания Государственного бюджета и ДЕфицита
1.1.Социально-экономическая сущность бюджета
В финансовой системе любой страны центральное место занимает бюджетная система. Под бюджетом (англ. budget — сумка, кошелек) понимают централизованный денежный фонд, формируемый на определенном уровне для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти (государственной, местной). Бюджет является основой функционирования государства в целом, его национально-государственных и административно-территориальных образований, это источник денежных средств, находящийся в распоряжении органов государственной или муниципальной власти. Централизация денежных средств в бюджетах позволяет маневрировать финансовыми ресурсами, сосредоточивая их на решении экономических и социальных задач, обеспечивая проведение государственной экономической политики.
С развитием общества менялась социально-экономическая роль бюджета, при планово-директивной экономике бюджет был единственным источником финансового обеспечения жизни общества. При рыночной экономике бюджетные средства сосредоточивают на решении глобальных, общенациональных задач — структурной перестройке, научно-техническом развитии, обеспечении конкурентоспособности отечественного производителя и т.п. [11, c. 87]
Социальная направленность федерального бюджета ориентирована на осуществление программ, связанных с обеспечением защищенности населения от рыночных рисков, инфляционных и кризисных явлений на основе правовой и организационной поддержки предпринимательства, развития децентрализованных фондов.
Как экономическая категория, бюджет — это система экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования особого централизованного фонда на удовлетворение важных на данном этапе развития потребностей общества.
Рис. 1 — Основные задачи бюджета [7, c.475]
Как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства, бюджет интерпретируется по источникам формирования и формам, расходования и бюджетным отношениям, составляющим эти процессы.
Как главный финансовый план страны, бюджет закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех звеньев финансовой системы и участников хозяйственных связей через показатели бюджета — финансовые планы, инвестиционные программы и т.п. Например, в финансовых планах предприятий фиксируются размеры обязательных платежей в бюджет, а для ряда предприятий поступления из бюджета — средства, выделяемые по смете госбюджетным органам, структурам, проходят по расходной части соответствующего бюджета.
Бюджет — это универсальный финансовый план, его показатели охватывают все сферы экономического и социального развития страны.
Бюджетным кодексом РФ закреплены принципы:
Принцип единства — правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ — закрепление (частично или полностью) соответственных видов поступлений и полномочий по расходованию средств за органами власти России, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности всех бюджетов значит [12, c. 234], что право представительных (законодательных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы автономно реализовывать бюджетный процесс.
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов — расходы и доходы другие обязательные поступления необходимо отражать в полном объеме. Все муниципальные и государственные расходы подлежат финансированию посредством бюджетных средств, а также средств государственных внебюджетных фондов, которые аккумулированы в бюджетной системе России [4, c. 169].
Принцип сбалансированности бюджета — объем запланированных расходов должен отвечать общему объему поступлений и доходов из источников финансирования.
Принцип экономности и эффективности — при составлении и исполнении бюджета органы власти и получатели средств должны отталкиваться в своих действиях от необходимости получения заданного эффекта с использованием обусловленного бюджетом объема ресурсов.
Принцип общего покрытия расходов — расходы должны быть покрыты общей суммой поступлений из источников финансирования дефицита бюджета.
Прозрачность — освещение в СМИ утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, доступность другой информации по решению представительных (законодательных) органов власти всех уровней.
Принцип достоверности бюджета — надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответственной территории и адекватность определение доходов и расходов бюджета.
Адресность и целевой характер бюджетных средств — средства направляются в использование конкретных субъектов с обозначением их назначения на финансирование определенных мероприятий.
Принцип подведомственности расходов бюджетов обозначает, что получатели бюджетных ресурсов имеют право получать бюджетную поддержку и пределы бюджетных обязательств лишь от главного распорядителя бюджетных ресурсов, в ведении которого они состоят.
Принцип единства кассы обозначает поступление всех кассовых доходов и реализация всех кассовых расходов с единого счета бюджета.
1.2. Сущность доходов и расходов бюджета
Государственная бюджетная система РФ – это совокупность всех бюджетов страны. В странах, имеющих федеративное устройство, имеются промежуточные бюджеты штатов, земель, регионов и соответствующих им административных образований. Свод федерального бюджета и бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований образует консолидированный бюджет.
В отличие от госбюджета консолидированный не утверждается ни на каком уровне, а представляет собой свод статистических показателей, используемых для расчетов и анализов.
Федеральный бюджет в РФ играет особую роль. В условиях перехода к рынку в нем концентрируется около 70% финансовых ресурсов бюджетной системы страны. Из федерального бюджета финансируются мероприятия общегосударственного характера (оборона и безопасность страны, государственное управление, внешнеэкономические связи), программы развития народного хозяйства и социальной сферы.
Региональные бюджеты формируются от поступлений в виде налогов на прибыль предприятий и организаций (полностью или частично), подоходного налога с физических лиц (полностью или частично), налогов за использование природных ресурсов, земли (полностью или частично), платежей за землю (частично) и других поступлений.
Местные бюджеты формируются за счет налогов с предприятий и организаций, подоходного налога, а также местных налогов и сборов за счет части госзаймов, проведения лотерей, доходов от приватизации и пр.
Местные бюджеты используются для финансирования расходов на образование (около 60%), на здравоохранение (около 80%) и почти полностью покрывают расходы на содержание и развитие жилищно-коммунального хозяйства. Из региональных бюджетов финансируются выплата дотаций сельскому хозяйству, на содержание объектов социальной инфраструктуры села и другие расходы АПК, а также на приобретение автотранспорта для пассажиров и содержания некоторых служб МВД.
Основными функциями государственного бюджета как основного финансового плана государства являются: 1) перераспределение национального дохода и ВВП, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики; 2) контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств [12, c. 154].
Налоговая и бюджетная политики являются основными инструментами государственного регулирования экономики. Бюджетная политика позволяет реализовывать основные функции государственной власти, а налоговая обеспечивает правительство финансовыми ресурсами. Налоговая и бюджетная политики должны рассматриваться во взаимодействии исходя из того, что снижение налогового бремени и сокращение доходов бюджета связано с сокращением бюджетных расходов.
Налоги являются важным элементом бюджетных отношений. Источником налога является ВВП, т.е. добавленная стоимость всего объема товаров и услуг во всех сферах экономики за определенный период времени (в основном год). Мобилизованная с помощью налогов часть созданного ВВП становится собственностью государства, в результате налоги выступают инструментом перераспределения ВВП и НД [8, c. 158].
Как экономическая категория налоги представляют собой отчуждение доли собственности физических и юридических лиц в денежном выражении в пользу властных структур государства и являются инструментом реализации экономической политики государства. Элементами налоговой системы являются совокупность налогов; принципы их построения; способы уплаты и методы формирования; порядок изменения и отмены налогов; методы осуществления контроля. Элементы определяются уровнем экономического развития страны и текущей государственной политикой.