Файл: Процессный подход на российских предприятиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Процессный подход– это один из концепций управления бизнес-процессов, который окончательно сформировался в 80-х годах двадцатого века и поныне является актуальным. Причиной выбора данной курсовой работы является востребованность в России процессного подхода в различных сферах деятельности.

Цель моей работы – рассмотреть процессный подход в целом, разобрать источники возникновения процессного подхода, рассмотреть разные подходы к изучению и внедрению процессного подхода в деятельность какой-либо организации, выяснить пользу процессного подхода для оптимизации современных бизнес-процессов.

Предметом этой курсовой работы является процессный подход как эффективный метод оптимизации бизнес-процессов, отношение к процессному подходу в России.

Глава 1 рассматривает разные способы трактования процессного подхода. Помогает определить готовность компании к оптимизации её бизнес-процесса и правильно пройти этап подготовки на основе утверждённого процессного подхода.

Глава 2 описывает правила и советы по реализации процессного подхода. Показывает роль собственника процессов при реализации процессного подхода. А также неотъемлемость автоматизации при оптимизации бизнес-процесса посредством процессного подхода.

Глава 3 определяет роль процессного подхода в оптимизации современного бизнес-процесса в России. И это показано на конкретных примерах применения процессного подхода в Российских фирмах и их результат.

В процессе написания курсовой работы были использованы всевозможные источники, но большую часть составляют статьи из периодических изданий.

ГЛАВА 1 Возникновение процессного подхода

В любой сфере человеческой деятельности как на сугубо личном, так и на общегосударственном уровне, явно или неявно мы встречаемся с оптимизацией. Экономическое планирование, управление, проектирование сложных объектов всегда направлено на поиск наилучшего варианта с точки зрения намеченной цели.[1][1]

Логически завершенная цепочка взаимосвязанных и взаимодействующих повторяющихся видов деятельности (действий, бизнес-функций, работ), в результате которых ресурсы предприятия используются для переработки объекта (физически или виртуально) с целью достижения определенных измеримых результатов или создания продукции для удовлетворения внутренних или внешних потребителей (клиентов) является бизнес-процессом.[2][2]


Оптимизация бизнес-процессов – это мощное средство сокращения издержек. Ведь издержки не возникают сами по себе, они являются следствием и неотъемлемой характеристикой деятельности любой организации. Поэтому, изменяя деятельность компании, мы неизбежно будем влиять и на издержки.[3][3]

Процесс – это завершенная, с точки зрения содержания, временной и логической очередности, последовательность операций, необходимых для обработки экономически значимого объекта.[4][4]

В настоящее время множество научных подходов. позволяющих оптимизировать бизнес-процессы, среди них: программно-целевой подход, административный, динамический, процессный, воспроизводственный, и др.

Научные подходы должны не заменять друг друга, а применяться все одновременно, так как они освещают совершенно разные аспекты управления. Количество и глубина применяемых научных подходов к управлению (менеджменту) определяется стоимостью и сложностью проблемы.[5][5]

В современном бизнес-процессе применяется два основных подхода к управлению деятельностью организации – функциональный и процессный.

При функциональном подходе организация, предприятие – это набор функций, распределяющихся среди подразделений, работа сотрудников которых жестко определена установленными функциональными обязанностями.[6][6]

Альтернативой функциональному подходу стал процессный подход. Процессный подход – один из ранних подходов к управлению, согласно которому управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощю других – это не какое-то единовременное действие, а серия взаимосвязанных непрерывных действий. [7][7]

Любая деятельность или комплекс деятельности, в которой используются ресурсы для преобразования и входов и выходы, может рассматриваться как процесс. Чтобы результативно функционировать, организации должны определять и управлять многочисленными взаимосвязанными и взаимодействующими процессами. Систематическая идентификация и менеджмент применяемых организацией процессов, и прежде всего обеспечения их взаимодействия могут считаться «процессным подходом».[8][8]

Поскольку в условиях современных рыночных взаимоотношений правила диктует возрастающая конкуренция, функциональный подход реже применяется, отдаётся предпочтение процессному подходу. По причине своей эффективности популярным становится метод процессного управления.[9][9]


Для обозначения процесса часто используется понятие «5M составляющих частей процесса. 5M = Man (персонал), Machine (оборудование), Material (материалы), Method (технология), Measurement. Это всего лишь разные взгляды на то, что термином «процесс» может называться существенный объём видов деятельности, использующий несколько видов ресурсов.[10]{10}

Исследование процессного подхода

Процессный подход был предложен впервые приверженцами школы административного управления. Временные рамки существования административной, или классической школы менеджмента – 1920 – 1950-е гг. По этому подходу подобные действия управленческих работников называются функциями. Каждая функция в свою очередь разбивается на более мелкие и представляет собой в конечном итоге серию взаимосвязанных функций (по А. Файолю).[11][11]

Важным этапом развития процессного принципа в управлении явилась стандартизации управленческих действий. Г. Эмерсон, предложив среди своих 12 принципов управления принцип создания на предприятии «писанных стандартных инструкций»[12][12], обосновал необходимость стандартизации управленческой деятельности в виде моделей процессов управления и даже их улучшения.[13][13]

Вальтер Эндрю Шухарт предложил процессный подход не только при контроле качества, но и при организации производственных связей от операции к операции, т.е. обосновал необходимость организации производства не по функциональным признакам, а следуя процессу производства (процессный подход – «горизонтальная» структура организации и управления производственным процессом). Такую организационную систему управления производством называют системой Шухарта.

Эдвардс Дёминг развил концепцию В. Шухарта о непрерывном (процессном) улучшении качества и ввёл в практику производственного менеджмента использование цикла PDCA: планирование (Plan) → выполнение, реализация (Do) → проверка (Check) → действие (Action). Метод и цикл Шухарта-Дёминга, который чаще называют циклом Дёминга, обычно иллюстрируют схемой управления любым процессом[14][14], в том числе и процессом управления качеством. Дёминг считал, что при управлении качеством любой деятельности и качеством результата (выхода) этой деятельности необходим процессный подход.[15][15]

Весомый вклад в процессный подход также внёс американский специалист в области качества Дж.М.Джуран. Он первым обосновал переход от контроля качества к управлению качеством. Им разработана знаменитая «Спираль качества», послужившая прообразом многих появившихся позже подобных моделей.[16][16]


В конце 60-х с развитием компьютерных технологий, а также в связи с применением системного анализа в программировании процессный подход нашел своё применение про описании и моделировании этапов проектирования в первую очередь программного обеспечения.[17][17]

Не смотря на столь раннее существование задатков процессного подхода сама идея, ориентированная на процессы структуры предприятия, привлекла к себе повышенное внимание лишь с конца 80-х годов, благодаря таким ключевым концепциям, как оптимизация бизнес-процессов (Business Process Reengineering) или управление бизнес-процессами (Business Process Management).[18][18]

В.Шухарт, Э.Дёминг, Д.Джуран по праву считаются основоположниками процессного подхода в сегодняшнем его понимании. Их разработки легли в основу концепции управления качеством, именно поэтому так часто процессный подход ассоциируется именно с управлением качеством.[19][19]

Давенпорт и Шорт (1990) определяют бизнес процесс как «набор логически связанных задач, выполняемых, чтобы достичь определённого бизнес-результата».[20][20]

М.Портер предлагает классификацию процессов, которая базируется на их роли в создании дополнительных ценностей (каждый процесс должен вносить дополнительный вклад по отношению к предыдущему процессу в ценность конечного продукта) В соответствии с этим критерием все процессы подразделяют на три группы:

А) основные, которые связаны непосредственно с производством продукции;

Б) обеспечивающие процессы осуществляют поддержку основных процессов (снабжение, управление персоналом и др.;

В) управленческие процессы включают процессы по установлению целей и формированию условий для их достижения.[21][21]

Широкое распространение приобрела точка зрения, согласно которой всё разнообразие управленческих функций может быть сгруппировано в четыре базовые категории: планирование, организация, мотивирование, контроль, и две так называемые связующие функции – принятие решения и коммуникация. Последние направлены на согласование базовых функций.[22][22]

При управлении процессами говорят о бизнес-процессах и производственных процессах[23][23], отвечающих определению ISO 9000. Кроме стандартов ISO, примером бизнес-процесса управляемого по PDCA является стандарт описания IDEF0 и BPWin.


Стандарт ISO 9000 является фундаментальным. Он определяет восемь принципов менеджмента качества, а также использование процессного подхода с целью постоянного улучшения. Процессный подход согласно ISO 9000 определяет, что процессы создания продукции входят в цепь «поставщик – организация – потребитель». Только такие процессы добавляют ценность, по тому что создают то, что установлено в договоре с потребителем; остальные - вспомогательные, поддерживающие процессы.[24][24]

Цепь, состоящая из звеньев «поставщик – организация – потребитель» демонстрирует то, что процессный подход состоит в непосредственном рациональном воздействии на технологию организационных процессов. Компания как открытая система описывается формально, точно, полно и всесторонне путём построения базовых информационных моделей предприятия во взаимодействии с моделью внешней среды.[25][25]

В целом процессный подход лежит в основе целого ряда современных управленческих методик и концепций: реинжиниринга, концепции «Шесть сигм», стандартов ISO 9001:2000, «бережливого производства», BSC (Balance Score Card) – сбалансированной системы показателей и д.р.[26][26]

Преимущества процессного подхода

С точки зрения процессного подхода, управление рассматривается как процесс взаимосвязанных функций, каждая из которых объединяет наиболее существенные виды управленческой деятельности. При этом каждую из функций можно рассматривать как самостоятельный информационный процесс, который преобразует по заданным правилам исходные информационные ресурсы в выходные результаты.[27][27]

В основе процессного подхода заложены принципы деятельности, характеризующие организацию не в виде модели взаимодействия функциональных подразделений, а как систему бизнес-процессов, которая объединяет различные функции для достижения общего результата. Любое предприятие рассматривается в виде сети из множества процессов, связанных и взаимодействующих между собой. Каждый из них имеет свои критерии входа и выхода. Систему можно представить последовательностью функций преобразования, обеспечивающих ы результате оказание услуги или выпуск продукции. Анализ результатов такой деятельности позволяет выявлять эффективность, определять направления оптимизации, а это в свою очередь стимулирует к постоянному совершенствованию организации.[28][28]