Файл: Нотариат в РФ (Юридические основы нотариата в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конституция Российской Федерации конкретно не фиксирует статус нотариата. Общие принципы организации общественных отношений, закрепляемые в основах конституционного строя, отнюдь не налагают обязательств на государство по созданию нотариальных органов, а тем более основанных на негосударственном секторе экономики и управления. Эти принципы применимы к нотариату как к уже существующей системе (как и ко всем субъектам права). Если государство ликвидирует нотариат, то эти нормы будут также применимы к той системе органов, которые будут выполнять нотариальные функции. Одновременно не следует рассматривать нотариат как панацею защиты конституционных прав и свобод. Так, Е. Воронин отмечает: «Вполне очевидно, что никакая печать нотариуса (какая бы большая и круглая она ни была) не страхует участников сделок с недвижимостью от того, что дальнейшее изменение каких-либо обстоятельств (или возникновение неизвестных ранее) у сторон сделки или третьих лиц не повлечет признание сделок недействительными (ст. 166–181 ГКРФ)» [Воронин Е. Защищают ли частнопрактикующие нотариусы интересы граждан? / Воронин Е. // Российская юстиция. 1997. № 5. ].

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются частью ее правовой системы. В условиях вхождения России в мировое экономическое и правовое пространство возрастает значение международных договоров по правовым вопросам [Законодательство о нотариате Российской Федерации // Нотариат. URL: http://librisum.com/notarius/sherb05.htm (Дата обращения: 14.06.2017)]. Например, нотариусами применяются Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 г.), Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.), ряд других международных соглашений и договоров. Существенное значение для правоприменительной практики имеет Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Основные права и свободы человека, закрепленные в данной Конвенции, имеют приоритетное правоприменительное значение и для нотариусов, которые обязаны соблюдать ее положения [Законодательство о нотариате Российской Федерации // Нотариат. URL: http://librisum.com/notarius/sherb05.htm (Дата обращения: 14.06.2017)].

Из федеральных нормативных актов базовыми являются Основы о нотариате, принятые в феврале 1993 г. (особо следует отметить – до принятия Конституции Российской Федерации). Нормативный акт принадлежит к устаревшей типологии, предусмотренной Федеративным договором. Нотариат в нем указан как предмет совместного ведения. По предметам совместного ведения Российская Федерация могла принимать Основы законодательства, кодексы и законы, а далее регион осуществлял собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции. В настоящее время такая форма правового акта не предусмотрена. При подготовке нового законодательного акта о нотариате нередко возникают дискуссии, по какому пути должна строиться проектная работа: изложение Основ о нотариате в новой редакции или принятие самостоятельного федерального закона, влекущее утрату силы Основ о нотариате. Представляется, что наиболее целесообразным должно быть принятие нового федерального закона о нотариате. [О. В. Романовская. Г. Б. Романовский Нотариат в Российской Федерации / О. В. Романовская. Г. Б. Романовский. - Юридический центр Пресс, 2004. – С. 28]


Главенствующими законодательными актами выступают также Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и др.

Некоторые вопросы нотариальной деятельности регулируют и другие законы, в том числе и кодифицированные. Так, Налоговым кодексом Российской Федерации регулируются вопросы, связанные с уплатой государственной пошлины за совершение нотариальных действий [Законодательство о нотариате Российской Федерации // Нотариат. URL: http://librisum.com/notarius/sherb05.htm (Дата обращения: 14.06.2017)]. Главой 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ установлены: порядок взимания государственной пошлины, размеры и особенности уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий, льготы при обращении за совершением нотариальных действий, основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины и т.д [Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (НК РФ ч.2) 5 августа 2000 года N 117-ФЗ // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_28165/ (Дата обращения: 04.06.2017)].

Гражданский кодекс РФ как источник нотариального законодательства в основном относится к самому содержанию нотариальной деятельности, определяя существо конкретных нотариальных действий. Множество процедурных норм нотариального производства содержится в разделе V «Наследственное право». Вопросы обжалования отказа в совершении нотариального действия и его неправильного совершения регулируются Гражданским процессуальным кодексом РФ, главой 37 которого определяется порядок рассмотрения заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении [Гражданский кодекс Российской Федерации часть 2 (ГК РФ ч.2)// КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/ (Дата обращения: 23.07.2017)].

Вопросы, относящиеся к нотариальной деятельности, предусмотрены и в других федеральных законах.

Из подзаконных актов следует отметить инструкции, разъяснения, письма Министерства юстиции Российской Федерации. Некоторые из этих актов согласованы с Федеральной нотариальной палатой. Особенность этих документов состоит в том, что многие из них утверждены совместными решениями Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной нотариальной палаты, которая не является государственным органом.

Такая практика не совсем отвечает требованиям современного законодательства. Можно привести следующие доводы [О. В. Романовская. Г. Б. Романовский Нотариат в Российской Федерации / О. В. Романовская. Г. Б. Романовский. - Юридический центр Пресс, 2004. – С. 29]:


1. Нормативные акты обязательны как для нотариусов, которые работают в государственных нотариальных конторах, так и для занимающихся частной практикой. Иными словами, для государственных служащих (а именно к ним относится нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе) обязательны решения негосударственной организации, к которой они не имеют никакого отношения. Причем эта организация одновременно может влиять на объем их правомочий.

2. Непонятна природа правового акта, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти и негосударственной организацией. Ни Конституция Российской Федерации, ни любой иной закон не дают обоснования включения такого вида правового акта в правовую систему России.

3. Совместное принятие нормативных актов напоминает советскую историю права, когда практически все наиболее значимые государственные решения утверждались Советом Министров СССР и ЦК КПСС. В этом виделось проявление социалистической демократии, поскольку общественная организация участвовала в принятии государственного решения.

Проблематично определить и официальное издание нормативных актов, принимаемых совместно органами юстиции и нотариальной палатой. Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» устанавливает обязательность опубликования и государственной регистрации подобных актов, если они изданы федеральными органами исполнительной власти. Исключение предусмотрено только в отношении актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера [Указ Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 (ред. от 29.05.2017) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_ LAW_10482/ (Дата обращения: 11.07.2017)]. При этом нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение 10 дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации. Ни в том, ни в другом издании данные акты не были опубликованы, и массовый читатель может ознакомиться с их текстами только в различных сборниках или справочных информационных системах. Хотя, наверное, никто не станет отрицать, что аналогичные правовые акты затрагивают права и свободы гражданина [О. В. Романовская. Г. Б. Романовский Нотариат в Российской Федерации / О. В. Романовская. Г. Б. Романовский. - Юридический центр Пресс, 2004. – С. 29].


Пункт 10 упомянутого Указа так определяет правовые последствия неопубликования актов: «Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров» [Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (ред. от 29.05.2017) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_ LAW_10482/ (Дата обращения: 11.07.2017)].

Если обратиться к Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации [Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009. // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15490/ (Дата обращения: 18.07.2017)], то можно прийти к выводу, что логика Правил вообще исключает какое-либо участие негосударственных учреждений в непосредственном принятии нормативных актов. Пункт 3 лишь допускает, что «нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими». Негосударственная организация как субъект совместного с федеральным органом государственной власти принятия правового акта не упоминается.

15 марта 2000 г. Приказом № 91 Минюст России «в целях оказания практической помощи нотариусам по совершению нотариальных действий» утвердил Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации. Рекомендации являются лишь нормой, цель которой – унифицировать нотариальное делопроизводство. Обязательной юридической силы для нотариусов они не имеют. Об этом говорит само наименование – методические рекомендации. Нельзя не сказать, что работа по унификации делопроизводства Министерством юстиции продолжает идти своим чередом. Так, приказом Минюста России от 10 апреля 2002 г. № 99 утверждены формы реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах [Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2002. № 20.].


Рассмотрим уровень субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 72 (пп. «л») Конституции Российской Федерации нотариат является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это означает, что согласно ст. 76 Основного закона по данному предмету ведения издаются федеральные законы и «принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации» [Конституция Российской Федерации" (12.12.1993) //КонсультантПлюс. гл. 3 ст. 72, 76 URL: http://www.consultant.ru/document/co-ns_doc_ LAW_28399/// (Дата обращения: 04.06.2017)].

Указанное положение о нотариате как сфере совместного ведения накладывает отпечаток на построение нотариального законодательства как двухуровневого, сочетающего законоположения федерального уровня и уровня субъектов РФ. В ряде статей Основ законодательства РФ о нотариате есть отсылки к законодательству субъектов РФ, в пределах которого допускается более детальное правовое регулирование. Однако пока на уровне субъектов Российской Федерации законов о нотариате принято не так уж много [Законодательство о нотариате Российской Федерации // Нотариат. URL: http://librisum.com/notarius/sherb05.htm (Дата обращения: 14.06.2017)].

Региональные органы исполнительной власти активно участвуют в правовом регулировании нотариальной деятельности. Все отследить достаточно трудно, но необходимо учитывать их при характеристике организации нотариата в России [О. В. Романовская. Г. Б. Романовский Нотариат в Российской Федерации / О. В. Романовская. Г. Б. Романовский. - Юридический центр Пресс, 2004. – С. 32]. Обращает внимание, что на региональном уровне некоторые правовые акты также утверждались как органом юстиции, так и нотариальной палатой.

Нельзя не отметить международные правовые акты, касающиеся развития нотариата. В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора [Конституция Российской Федерации" (12.12.1993) // КонсультантПлюс. гл. 1 ст. 15 URL: http://www.consultant.ru/document/cons-_doc_LAW_28399/// (Дата обращения: 04.06.2017)].

Согласно ст. 2 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» международный договор Российской Федерации означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования [Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" от 15.07.1995 N 101-ФЗ// КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_7258/ (Дата обращения: 23.07.2017)].