Файл: Нотариат в РФ (Юридические основы нотариата в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из текста Конституции Российской Федерации и определения международного договора следует, что таковым будет только обязательство Российской Федерации как государства, субъекта международного права. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на некоторые ошибочные мнения по поводу вхождения в 1995 г. российского нотариата в Международный институт латинского нотариата. Так, Р. И. Вергасова отмечает: «Почти сразу же после создания свободного нотариата Российская Федерация в 1995 г. была принята в Международный Союз Латинского Нотариата (МСЛН) [Вергасова Р. И. Нотариат в России./ Вергасова Р. – И. М. 2000. – С . 45]. После прочтения таких строк складывается мнение, что именно Россия, как государство, стала членом международной организации.

Международный Союз Латинского Нотариата – неправительственная организация, куда входят национальные объединения нотариусов, допускается также индивидуальное членство граждан-нотариусов. Россия, как государство, естественно, в данную организацию не вступала и не могла стать ее членом. Федеральная нотариальная палата действительно является членом Международного Союза Латинского Нотариата, но подобные отношения двух неправительственных организаций никак не могут повлиять на объем правомочий государства [О. В. Романовская. Г. Б. Романовский Нотариат в Российской Федерации / О. В. Романовская. Г. Б. Романовский. - Юридический центр Пресс, 2004. – С. 34]. Поэтому любые рекомендации, нотариальные стандарты, разъяснения, источником которых является международный профессиональный союз, не имеют обязательного характера для государственных органов, а также нотариусов, поскольку один из главных принципов российской нотариальной деятельности – независимость.

Рассмотрим мнение И. Г. Черемных: «Нормы Устава (Международного Союза Латинского Нотариата) обязательны для всех 12 стран – членов Европейского союза, обязательны они и для нашей страны после вступления ее в Европейский союз… Представляется, что Россия должна быть последовательной в отношении заключения и выполнения принятых на себя международных обязательств» [Черемных И. Г. Общая характеристика современного этапа развития российского нотариата / Черемных И. Г. // Нотариус. 2000. № 3. – С. 19. ]. Российская Федерация стала членом Совета Европы и обязана учитывать нормы европейского права. Непосредственное отношение к нотариату имеет Резолюция Европейского парламента A3-0422/93 «О положении и организации нотариата в 12 государствах – членах Сообщества». Однако не следует рассматривать данную резолюцию как устанавливающую принципы построения нотариата в странах Европейского Сообщества. Она в большей мере определяет направления развития и изучения нотариата [О. В. Романовская. Г. Б. Романовский Нотариат в Российской Федерации / О. В. Романовская. Г. Б. Романовский. - Юридический центр Пресс, 2004. – С. 33].


Актуальной представляется возрастающая роль конвенций о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Российская Федерация заключила подобные акты со многими государствами, аналогичная Конвенция подписана в рамках Содружества Независимых Государств. Значительное количество норм касается определения формы сделок, придания юридической силы официальным документам, наследственного права. Особое место в системе правовых актов занимают решения Конституционного Суда РФ.

Развитие юридической составляющей нотариата продолжается. Перед наукой и практикой ставится задача поиска решения, отвечающего в первую очередь интересам государства и общества. Законодатели еще будут заниматься поиском наиболее эффективной модели российского нотариата, назрела необходимость принятия Федерального закона «О нотариате», который обобщил бы научное исследование практики деятельности нотариата за последние годы действия Основ о нотариате.

Глава 3. Управление нотариатом в Российской Федерации

На протяжении нескольких тысячелетий человек существует в рамках феноменальной социальной общности – государства. Юриспруденция берет на себя освещение правовых вопросов, связанных с его возникновением, развитием и прекращением. Предметом административного права выступают отношения, проявляющиеся в сфере государственного управления. В настоящее время вопросами управления занимается не только административное право, но и экономическая наука – менеджмент.

Государственное управление нотариатом как властная функция государства подчиняется тем же закономерностям, которые характерны для государственного управления в целом. Согласно ст. 1 Основ о нотариате [Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2017) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_1581/ (Дата обращения: 04.06.2017)] нотариат «призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, Конституциями республик в составе РФ, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени РФ». Данной формулировкой законодатель подчеркивает, что нотариальная деятельность жестко подчинена Конституции и закону, а нотариальные действия осуществляются от имени государства.


Государственное управление является предметом изучения двух наук: собственно теории управления, или менеджмента, и административного права. Традиционная точка зрения исходит из того, что теория государственного управления изучает «администрацию в ее взаимосвязях с государством» [О. В. Романовская. Г. Б. Романовский Нотариат в Российской Федерации / О. В. Романовская. Г. Б. Романовский. - Юридический центр Пресс, 2004. – С. 36]. Это означает, что институт нотариата должен быть оценен исходя из двух требований: его эффективности и соответствия общим принципам построения отношений, закрепленным в Конституции РФ.

Специфика управления нотариатом заключается в том, что эта система создана для обеспечения правовой помощи населению. Государство с помощью нотариата реализует свою позитивную роль в укреплении института прав и свобод человека и гражданина, что нашло свое отражение в Российской Конституции. Согласно ст. 48 каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи [Конституция Российской Федерации" (12.12.1993) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_28399/ гл. 2 ст. 48 (Дата обращения: 21.06.2017)]. Следовательно, сам институт нотариата выполняет управленческую функцию. В этом случае можно говорить о различных уровнях управления. Государство создает систему специальных органов, при этом оно должно выполнять определенные управленческие функции по отношению к этой системе. Следует четко очерчивать круг задач, которые тем самым государство должно выполнять. Нотариальные органы также выполняют определенные управленческие функции, поскольку созданы для упорядочивания общественных отношений. Выстраивается цепочка связей: государство – нотариальные органы – гражданин. Каждое из звеньев этой цепочки нельзя оценивать по единому принципу. Одновременно нельзя забывать, что защита прав человека и гражданина – первейшая обязанность государства. Соответственно государство не может отдать на откуп «стихии» отношения нотариальный орган – гражданин. Они должны не просто подчиняться правовым нормам, установленным в государстве, но и находиться под его контролем [О. В. Романовская. Г. Б. Романовский Нотариат в Российской Федерации / О. В. Романовская. Г. Б. Романовский. - Юридический центр Пресс, 2004. – С. 46]. Гражданин не может быть оставлен один на один с нотариальным органом, в противном случае появляется почва для намеренного нарушения его прав со стороны нотариального органа.

В соответствии со ст. 163 ГК РФ нотариальное удостоверение сделки осуществляется путем совершения на документе «удостоверительной надписи нотариусом или другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие» [Гражданский кодекс Российской Федерации часть 2 (ГК РФ ч.2) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/-cons_doc_LAW_9027/ (Дата обращения: 23.07.2017)]. В Гражданском кодексе РСФСР не говорилось о сущности нотариального удостоверения. При ранее действовавшем законодательстве нотариус отчасти выполнял функцию арбитра в гражданских правоотношениях. Поскольку сейчас его роль сводится только к совершению удостоверительной надписи, все меньше оснований утверждать о прямых управленческих функциях нотариата. Н. Сучкова указывает: «Как представляется, исключение нотариата из сферы гражданского оборота, по сути дела, продиктовано тем, что Гражданский кодекс Российской Федерации стал рассматривать российский нотариат как частноправовой институт. Статья 163 Кодекса предусматривает именно такой вариант, когда сводит нотариальное удостоверение просто к проставлению соответствующей надписи» [Сучкова Н. Развитие российского нотариата и некоторые тенденции современного гражданского законодательства / Сучкова Н. // Нотариальный вестник. 1998. № 9. – С. 18. ]. Движение в этом направлении может привести к тому, что нотариус станет равным участником гражданских правоотношений без наличия особых властных полномочий т. е. лицом, оказывающим физическим и юридическим лицам правовые услуги на основании гражданско-правового договора.


Как говорилось выше, нотариат сам нуждается в государственном управлении. Проанализируем, кто в данном случае является субъектом управления, и определим сферу государственного управления нотариатом, т. е. границы практической деятельности соответствующего государственного органа.

Особенность российского нотариата заключается в том, что Основы о нотариате не определяют уполномоченный орган управления данной сферой. В статьях 2, 3, 4 Основ [Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2017) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1581/ (Дата обращения: 04.06.2017)] говорится, например, о том, что Министерство юстиции РФ определяет порядок прохождения стажировки, уполномоченными органами юстиции субъектов РФ выдается лицензия на право нотариальной деятельности, квалификационная и апелляционная комиссии создаются также при органах юстиции. Однако Министерство юстиции не закрепляется как уполномоченный орган государственной власти, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность по отношению к нотариусам. Это касается не только полномочий органов юстиции в отношении нотариата [О. В. Романовская. Г. Б. Романовский Нотариат в Российской Федерации / О. В. Романовская. Г. Б. Романовский. - Юридический центр Пресс, 2004. – С. 47].

Как уже говорилось, государство выполняет управленческие функции по отношению к нотариату, создавая, в частности, саму систему нотариата. Так, законодательный орган принял Основы законодательства РФ о нотариате. Данный правовой акт выполняет первичную функцию организации, предусматривает наличие соответствующего правового института, определяет его правовой статус, порядок получения статуса нотариуса и т. д.

Особенностью современного нотариата является также и то, что государство не создавало его с нуля. Нотариат как таковой существовал и до принятия Основ о нотариате, законодательным образом были внесены лишь коррективы в систему. Данный факт мог бы послужить преимуществом, так как существовала бы преемственность, что очень важно именно при реализации государственного управления. Но из-за непродуманности концепции развития нотариата и наличия большого числа недостатков правового акта государственное управление нотариатом было просто разрушено [Черемных И. Г. Общая характеристика современного этапа развития российского нотариата / Черемных И. Г. // Нотариус. 2000. № 3. – С. 27. ].

Парадоксом Основ о нотариате является то, что они не определяют уполномоченный орган управления нотариатом. И только анализируя Основы в целом, можно прийти к выводу, что Министерство юстиции РФ – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции управления в общегосударственном масштабе.


Положение о Министерстве юстиции РФ четко определяет функции государственного органа [Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 (ред. от 23.04.2017) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons-_doc_LAW_49892/ (Дата обращения: 21.07.2017)]. В п. 6 названы три самостоятельные функции:

– наделение нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации;

– осуществление в установленном порядке контроля за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей, в том числе правил нотариального делопроизводства;

– организация выдачи лицензий на право осуществления нотариальной деятельности, утверждение форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей, осуществление иных полномочий, предусмотренных Основами о нотариате.

Несмотря на это, очень важный институт управления (управление нотариатом) не получил своего точного закрепления в документе, являющемся основой деятельности государственного органа, определяющем его статус как субъекта публичных правоотношений [О. В. Романовская. Г. Б. Романовский Нотариат в Российской Федерации / О. В. Романовская. Г. Б. Романовский. - Юридический центр Пресс, 2004. – С. 50]. Основы о нотариате чаще всего прямо указывают, что относится к компетенции федерального министерства, а что – к компетенции органов юстиции в субъекте РФ. Например, полномочия, связанные с принятием актов нормативного характера, отнесены к компетенции Министерства юстиции РФ. В числе таких полномочий установление порядка выдачи лицензий (ст. 3), утверждение Положения о квалификационной и апелляционной комиссиях (ст. 4) и т. д. [Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2017) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_-1581/ (Дата обращения: 04.06.2017)]

Следует отметить также, что Основы о нотариате не предусматривают ни процедуры согласования принятия решения с органами государственной власти субъектов РФ, никакого-либо иного их участия в порядке принятия таких правовых актов. При создании территориальных органов юстиции в регионах еще сложнее говорить о таком участии. Даже принятый региональный закон о нотариате ставится в двусмысленное положение. С одной стороны, субъект Российской Федерации реализует свои полномочия, а с другой – на каком основании региональный правовой акт сможет изменить компетенцию федерального органа государственной власти [О. В. Романовская. Г. Б. Романовский Нотариат в Российской Федерации / О. В. Романовская. Г. Б. Романовский. - Юридический центр Пресс, 2004. – С. 50].