Файл: Экономическая эффективность проектов совершенствования управления кадровым потенциалом в ОАО.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 185

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Теоретические основы кадровой стратегия предприятия в системе рыночных отношений

1.1 Общая характеристика кадровой стратегии

Таблица 1 - Принципиальная схема управления персоналом организации

1.2 Формы работы с персоналом и необходимость улучшения качественного состава персонала

1.3 Оценка эффективности кадрового потенциала предприятия, как аспекта управленческой деятельности

2 Анализ процесса управления кадровым потенциалом в ОАО «Орелэнерго» и основные направления его совершенствования

2.1 Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности исследуемой организации

2.2 Оценка системы управления персоналом ОАО «Орелэнерго»

2.3 Оптимизация кадровой стратегии ОАО «Орелэнерго»

2.4 Экономическая эффективность проектов совершенствования управления кадровым потенциалом в ОАО «Орелэнерго»

Заключение

Список использованных источников

6. Человек стремится к карьере ради того, чтобы быть всегда и везде первым, «обойти» своих коллег.

7. Стиль жизни. Человек ставит перед собой задачу интегрировать потребности личности и семьи, например, получить интересную, достаточно высоко оплачиваемую работу, предоставляющую свободу передвижения, распоряжения своим временем и так далее. Если у человека нет семьи, то на первое место может выйти содержательность работы, ее увлекательность, разнообразие [4].

Но важнейшее место занимает мотивация работника.

Наличие перспектив развития карьеры предоставляет ряд преимуществ, как самому работнику, так и организации, в которой он работает.

Существует несколько моделей планирования и развития карьеры. Наиболее распространенной является модель партнерства (рисунок 3).

Новый сотрудник

Ориентация в организации

Обучение планированию карьеры

нет

Работа в должности

Подготовка плана развития карьеры

Аттестация обсуждение с руководите-лем

Вакансия

Интерес

Результаты

Квалификация

обучение; информация о вакансиях; консультации

Новая должность

Рисунок 3 - Процесс планирования и развития карьеры

Партнерство предполагает сотрудничество трех сторон - работника, его руководителя и отдела человеческих ресурсов. Работник несет ответственность за планирование и развитие собственной карьеры или, говоря языком современного управления, является владельцем этого процесса. Руководитель выступает в качестве наставника или спонсора сотрудника. Его поддержка необходима для успешного развития карьеры, так как он распоряжается ресурсами, управляет распределением рабочего времени и так далее.

Специалисты по человеческим ресурсам проводят обучение сотрудников организации основам планирования и развития карьеры, разъясняют принципы партнерства, ответственность и возможности участвующих в нем сторон. Обучение преследует две основные задачи:

1) сформировать заинтересованность сотрудников в развитии карьеры;

2) предоставить им инструменты для начала управления собственной карьерой [24].


Следующим этапом является разработка плана развития карьеры. Реализация плана развития карьеры зависит, прежде всего, от самого сотрудника. При этом надо иметь в виду весь набор средств, обеспечивающих успешную реализацию плана:

- успешную работу в занимаемой должности. Успешное выполнение должностных обязанностей является важнейшей предпосылкой продвижения;

- профессиональное и индивидуальное развитие. Сотрудник должен демонстрировать приобретенные навыки, знания и зрелость.

Важнейшей составляющей процесса развития карьеры является оценка достигнутого прогресса. Оценка деятельности сотрудника осуществляется, прежде всего, с помощью аттестации. Именно на ее основе делаются выводы о целесообразности, сроках, направлениях продвижения работника, либо о нецелесообразности последнего [7].

Основными формами работы с персоналом в современных условиях хозяйствования являются: планирование деловой карьеры и разработка модели специалиста. Многие современные управленцы занимаются разработкой модели специалиста. Наличие такой модели в организации может либо помочь работнику продвинуться вперед в его деловой карьере, если он по всем показателям соответствует этой модели, либо блокировать развитие карьеры, если сотрудник с точки зрения организации неперспективен.

1.3 Оценка эффективности кадрового потенциала предприятия, как аспекта управленческой деятельности

Система управления персоналом индивидуальна для каждого предприятия. Даже при полном совпадении профилей организаций, организационной структуры и целей не может быть одинаковых людей, составляющих трудовой коллектив и одинаково реализующих эти цели.

Управление персоналом как специфическая деятельность
осуществляется с помощью различных методов (способов) воздействия на сотрудников. В литературе имеются различные классификации таких
методов. Так, в зависимости от характера воздействия на человека
выделяют [11]:

- методы стимулирования, связанные с удовлетворением
определенных потребностей сотрудника;


- методы информирования, предполагающие передачу сотруднику
сведений, которые позволят ему самостоятельно строить свое
организационное поведение;

- методы убеждения, т.е. непосредственного целенаправленного
воздействия на внутренний мир, систему ценностей человека;

- методы (административного) принуждения, основанные на угрозе
или применении санкций.

А.Я. Кибанов предлагает несколько иную (хотя и связанную с предыдущей) классификацию методов управления персоналом, выделяя три группы таких методов [16]:

1) административные методы, формирование структуры и органов
управления; установление госзаказов; утверждение административных
норм и нормативов, издание приказов и распоряжений; подбор и
расстановка кадров; разработка положений, должностных инструкций и
стандартов деятельности организации;

2) экономические методы: технико-экономический анализ; технико-экономическое обоснование; планирование; материальное
стимулирование; ценообразование; налоговая система; экономические
нормы и нормативы;

3) социально-психологические методы: социальный анализ в
коллективе работников; социальное планирование; участие работников в
управлении; социальное развитие коллектива; психологическое
воздействие на работников (формирование групп, создание нормального
психологического климата, моральное стимулирование, развитие у
работников инициативы и ответственности).

Административные методы отличаются прямым характером
воздействия; они обязательны для выполнения, не допускают свободы
выбора сотрудников и предполагают санкции за невыполнение
распоряжений.

Экономическим и социально-психологическим методам
присущи косвенный характер воздействия, отсутствие четко
определенного времени и обязательности этого воздействия. Они
допускают в известных пределах свободу индивидуального выбора и
поведения, во многом зависят от индивидуальных особенностей
работников. Точно установить силу и конечный эффект воздействия
указанных методов довольно трудно. Однако в целом данные способы
управления, - особенно экономические, занимают ведущее место в
управлении персоналом, выступая как бы фундаментом управленческого
воздействия. Все методы управления персоналом взаимосвязаны и
используются в комплексе.

Функции управления персоналом представляют собой основные
направления этого рода деятельности, ориентированные на
удовлетворение определенных потребностей предприятия. Существует
несколько методов определения функций управления персоналом, их
значимости и удельного веса в управлении. Один из них — анализ
соответствующей литературы и выделение описываемого в ней перечня
задач по управлению сотрудниками. После осуществления такой
процедуры список задач передается менеджерам для их ранжирования по
степени важности, и на этой основе устанавливаются важнейшие функции
управления персоналом и их значимость.


Другой, более точный, но и более дорогостоящий метод
определения функций и задач в области управления персоналом - фиксация их перечня и затрачиваемого времени посредством наблюдения
за работой менеджеров. Этот метод предполагает наличие специально
подготовленных профессионалов-наблюдателей и изучение деятельности
многих менеджеров; он требует больших финансовых и временных затрат.
Поэтому данный метод используется достаточно редко и обычно в целях
верификации и уточнения отдельных функций.

Оценка результативности труда является одной из функций по управлению персоналом, направленная на определение уровня эффективности выполнения работы руководителем или специалистом. Она характеризует их способность оказывать непосредственное влияние на деятельность какого-либо производственного или управленческого звена.

На показатели конечных результатов труда работников и его содержание влияет совокупность факторов, представленных на рисунке 5.

В самом общем виде результат труда работника характеризуется уровнем и степенью достижения цели управления при наименьших затратах. При этом важное практическое значение имеет правильное определение количественных или качественных показателей, отражающих конечные цели организации.

Персонал организации характеризуется, прежде всего, своей численностью, которая определяется характером, масштабами, сложностью, трудоемкостью производственных процессов, степенью их механизации, автоматизации.

Социально-экономический фактор

Социально-психологический фактор

Конечный

результат

Рыночный фактор

Технико-организационный фактор

Рисунок 5 - Факторы, определяющие конечный результат труда

Эти факторы задают нормативную численность работников, которую на практике почти никогда не удается обеспечить, поэтому кадровый потенциал более объективно характеризуется списочной численностью, то есть теми сотрудниками, которые официально работают в организации в данный момент. В условиях дефицита кадров списочная численность может существенно отличаться от нормативной.

К списочной численности относятся все категории работников: постоянные, сезонные, временные, оформленные не менее чем на пять дней.

Так как не все работники по тем или иным причинам ежедневно бывают на рабочем месте, истинную величину персонала в каждый данный момент характеризует его явочная численность [19].


Персонал не является чем-то застывшим: он находится в постоянном движении вследствие приема на работу одних и увольнения других.

Поскольку списочная и явочная численность персонала постоянно меняются, на практике принято определять их среднюю величину – среднесписочную численность. Для этого суммируются соответствующие каждодневные показатели, в том числе за праздничные и выходные дни, которые приравниваются к предшествующим рабочим дням, и полученный результат делится на количество дней за период.

Рср = Σ Р / n, (1)

где: Σ Р – сумма численности персонала за определенный период;

n – период (дней, месяцев, лет).

Число принятых или выбывших работников за соответствующий период времени есть оборот персонала. Он может быть необходимым, то есть который составляют те, кто уволился или бы уволен по объективным причинам (призыв на военную службу, сокращение штатов вследствие изменения масштаба деятельности, структуры организации, системы управления ею, выход на пенсию и так далее), и излишним, связанным с субъективными причинами (уход по собственному желанию, увольнения за нарушения трудовой дисциплины). Излишний оборот характеризует текучесть кадров [15].

Основными косвенными критериями эффективности деятельности служб управления персоналом являются показатели текучести кадров и абсентизма.

Текучесть кадров является одной из наиболее распространенных организационных форм подвижности кадров. На практике к текучести принято относить как увольнение по собственному желанию, так и увольнение по инициативе администрации в связи с систематическими нарушениями трудовой дисциплины. В любом случае текучесть очень дорого обходится любой организации, так как она вкладывает материальные ресурсы, в персонал, надеясь на его отдачу впоследствии.

Но в тоже время нельзя подходить к текучести однозначно, поскольку данный процесс выполняет и ряд позитивных функций: межотраслевого и территориального перераспределения рабочей силы, профессионального продвижения кадров и т.д.

Абсолютные масштабы текучести определяются количеством уволенных работников, а относительный – коэффициентом текучести кадров и определяется по формуле:

Кт = Рв / Рсрּ100 , (2)

где: Кт – коэффициент текучести;

Рв – численность работников, уволенных по причинам текучести;