Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание (Характеристика феномена профессионального выгорания).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 230
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы исследования профессионального стресса и профессионального выгорания
1.1. Понятие и сущность феномена «стресс»
1.2. Характеристика феномена профессионального выгорания
1.3 Эмоциональное выгорание как результат профессионального стресса
2. Исследование профессионального выгорания и стресса на примере работников социальной сферы
2.1. Процедура и методы исследования
2.2. Обработка и анализ результатов исследования
3. Рекомендации по преодолению профессионального выгорания и стресса
3.1 Рекомендации по профилактике и преодолению профессионального выгорания
Вторая стадия сопровождается сильными ощущениями и переживаниями стресса. Многие стрессогенные ситуации могут не вызывать соответствующих переживаний, поскольку происходит конструктивное оценивание своих возможностей и осознаваемых требований рабочей ситуации. Движение от первой стадии эмоционального выгорания ко второй зависит от ресурсов личности и от статусно-ролевых и организационных переменных.
Третья стадия сопровождается реакциями основных трех классов (физиологические, аффективно-когнитивные, поведенческие) в индивидуальных вариациях.
Четвертая стадия представляет собой эмоциональное выгорание как многогранное переживание хронического психологического стресса. Будучи негативным последствием психологического стресса, переживание выгорания проявляется как физическое, эмоциональное истощение, как переживание субъективного неблагополучия - определенного физического или психологического дискомфорта. Четвертая стадия образно сопоставима с "затуханием горения" при отсутствии необходимого топлива.
Согласно модели М. Буриша развитие синдрома эмоционального выгорания проходит ряд стадий. Сначала возникают значительные энергетические затраты - следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе. Следует, однако, отметить, что развитие эмоционального выгорания индивидуально и определяется различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека.
В развитии синдрома эмоционального выгорания М. Буриш выделяет следующие стадии или фазы [23].
Предупреждающая фаза
а) Чрезмерное участие: чрезмерная активность, отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение из сознания переживаний неудач и разочарований, ограничение социальных контактов.
б) Истощение: чувство усталости, бессонница, угроза несчастных случаев.
Снижение уровня собственного участия
а) По отношению к сотрудникам, пациентам: потеря положительного восприятия коллег, переход от помощи к надзору и контролю, приписывание вины за собственные неудачи другим людям, доминирование стереотипов в поведении по отношению к сотрудникам.
б) По отношению к остальным окружающим: отсутствие эмпатии, безразличие, циничные оценки.
в) По отношению к профессиональной деятельности: нежелание выполнять свои обязанности, искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени, акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворенности работой.
г) Возрастание требований: потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях, чувство переживания того, что другие люди используют тебя, зависть.
Эмоциональные реакции
а) Депрессия: постоянное чувство вины, снижение самооценки, безосновательные страхи, апатия.
б) Агрессия: защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах, отсутствие толерантности и способности к компромиссу, подозрительность, конфликты с окружением.
Фаза деструктивного поведения
а) Сфера интеллекта: снижение концентрации внимания, отсутствие способности выполнить сложные задания, ригидность мышления.
б) Мотивационная сфера: отсутствие собственной инициативы, снижение эффективности деятельности, выполнение заданий строго по инструкции.
в) Эмоционально-социальная сфера: скука, безразличие, избегание неформальных контактов, самодостаточность, одиночество, отказ от хобби.
Психосоматические реакции и снижение иммунитета: неспособность к релаксации в свободное время, бессонница, боли в позвоночнике, сексуальные расстройства, повышение давления, головные боли, расстройства пищеварения, зависимость от никотина, кофеина, алкоголя.
Разочарование и отрицательная жизненная установка: чувство беспомощности и бессмысленности жизни, экзистенциальное отчаяние.
Согласно М. Буришу сильная зависимость от работы приводит в итоге к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте. [39]
Выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для синдрома выгорания [26]:
Физические симптомы: усталость, физическое утомление, истощение, уменьшенный или увеличенный вес, бессонница, плохое общее состояние здоровья, затрудненное дыхание, отдышка, тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание, гипертензия, язвы, сердечные болезни.
Эмоциональные симптомы: недостаток эмоций, пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, безразличие и усталость, ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность, агрессивность, тревога, депрессия, чувство вины, душевные страдания, увеличение деперсонализации своей или других, потеря идеалов или профессиональных перспектив.
Поведенческие симптомы: рабочее время больше 45 часов в неделю, во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть, безразличие к еде, малая физическая нагрузка, оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств, импульсивное эмоциональное поведение.
Интеллектуальное состояние: уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе, уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем, увеличение скуки, тоски, апатии, цинизм или безразличие к нововведениям, увеличение предпочтения стандартным шаблонам, формальное выполнение работы.
Социальные симптомы: нет времени или энергии для социальной активности, уменьшение активности и интереса к досугу, хобби, социальные контакты ограничиваются работой, скудные взаимоотношения с другими, ощущение изоляции, непонимания других и другими, ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег. Рассмотрим факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания.
Ключевым компонентом развития синдрома выгорания является стресс на рабочем месте: несоответствие между личностью и предъявляемыми ей требованиями.
К организационным факторам, способствующим выгоранию, относятся следующие: высокая рабочая нагрузка; отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и начальства; недостаточное вознаграждение за работу, как моральное, так и материальное; невозможность влиять на принятие важных решений; двусмысленные, неоднозначные требования к работе; постоянный риск штрафных санкций (выговор, увольнение, судебное преследование); однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность; необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным, например, необходимость быть эмпатичным; отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы.
К профессиональным факторам риска относят: "помогающие", альтруистические профессии, где сама работа обязывает оказывать помощь людям (врачи, медицинские сестры, социальные работники, психологи, учителя и даже священнослужители). Также предрасполагает к выгоранию и работа с "тяжелыми" клиентами. В медицине это геронтологические, онкологические пациенты, агрессивные и суицидальные больные, пациенты с зависимостями. В последнее время концепция синдрома эмоционального выгорания расширилась на специальности, где контакт с людьми вообще не характерен.
2. Исследование профессионального выгорания и стресса на примере работников социальной сферы
2.1. Процедура и методы исследования
Для изучения эмоционального выгорания как формы профессиональной деформации личности работников социальной сферы в октябре-ноябре 2016 года на базе N было проведено экспериментальное исследование, которое состояло из двух этапов:
Диагностика эмоционального выгорания работников социальной сферы.
Разработка рекомендаций работникам по коррекции и профилактике эмоционального выгорания.
Цель эмпирического исследования: выявить особенности проявления эмоционального выгорания как формы профессиональной деформации личности у работников социальных служб.
Задачи эмпирического исследования:
Изучить особенности проявления эмоционального выгорания у работников социальных служб, выполняющих различные функциональные обязанности;
2. Определить взаимосвязь трудового стажа, возраста работников и функциональных обязанностей с отдельными компонентами эмоционального выгорания;
3. Разработать рекомендации для работников по предупреждению и преодолению эмоционального выгорания.
Гипотезы исследования:
1. Работники социальной службы, постоянно контактирующие с гражданами имеют более высокие показатели эмоционального выгорания
2. У молодых специалистов и специалистов работающих с сфере социальной работы менее 5 лет показатели эмоционального выгорания не выражены.
3. Работники, обслуживающие граждан на дому имеют более высокий уровень эмоционального выгорания, чем сотрудники, работающие в условиях учреждения.
4. Уровень удовлетворенности профессией и работой связан с уровнем эмоционального выгорания
Для реализации поставленных целей и проверки выдвинутых гипотез использовались следующие методики:
Анкетирование
Методика на выявление степени удовлетворенности своей профессией и работой (по Н. Журину и Е. Ильину)
Опросник на выявление уровня профессионального "выгорания" и деформации (модификация Н.Е. Водопьяновой).
Диагностика уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко
Анкета направлена на получение информации о социально-демографических особенностях и профессиональных задачах работников социальных служб (бланк см. приложение А). Анкета содержит 6 закрытых вопросов.
Методика на выявление степени удовлетворенности своей профессией и работой (по Н. Журину и Е. Ильину)
Цель методики - выявить степень удовлетворенности специалиста своей профессией как в целом, так и различными аспектами профессиональной деятельности.
Описание методики: стимульный материал теста состоит из 17 вопросов.
Методика позволяет выявить шесть степеней удовлетворенность/неудовлетворенности профессией и работой.
Процедура проведения методики: испытуемым предлагается ответить на вопросы, заполняя предложенный бланк.
Инструкция: На каждый вопрос следует ответить "да", "не знаю" или "нет", отметив соответствующую клетку. При ответе долго не задумывайтесь. Помните, что первый ответ, который пришел в голову, как правило, самый верный.
. Опросник на выявление уровня профессионального "выгорания" и деформации - Maslach Burnout Inventory (MBI) (модификация Н.Е. Водопьяновой).
Авторы - американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Методика предназначена для измерения степени "выгорания" и деформации в профессиях типа "человек-человек", в настоящее время признана базовой методикой выявления "эмоционального выгорания". Испытуемым необходимо ответить, как часто они испытывают чувства, перечисленные в опроснике. Для этого на бланке для ответов надо отметить по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте мыслей и переживаний испытуемого: "никогда", "очень редко", "иногда", "часто", "очень часто", "каждый день". Всего опросник имеет три шкалы:
Описание методики: стимульный материал теста состоит из 22 утверждений, предполагающих 7 вариантов ответов ("никогда", "очень редко", "редко", "иногда", "часто", "очень часто", "всегда").
Методика позволяет выявить четыре показателя:
Эмоциональное истощение - основную составляющую "профессионального выгорания": переживание пониженного эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное пресыщение.
Деперсонализация - деформация отношений с другими людьми: в одних случаях - повышение зависимости от других; в других случаях - повышение негативизма, циничности установок и чувств относительно реципиентов (пациентов, клиентов, подчиненных, коллег и др.).
Редукция личных достижений - тенденция к отрицательному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизм относительно служебных достоинств и возможностей или редукция собственного достоинства, ограничение своих возможностей, обязанностей по отношению к другим, снятие с себя ответственности и перекладывания ее на других.
Суммарное значение (выраженность профессиональной деформации).
Процедура проведения методики: испытуемым предлагается ответить на вопросы, заполняя бланк.
Инструкция: пожалуйста, ответьте, как часто Вы испытываете чувства, перечисленные в каждом из пунктов. Над ответами долго не задумывайтесь, отвечайте, руководствуясь первым впечатлением.
Диагностика уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко
Цель: диагностика "синдрома эмоционального выгорания", возникающего у человека в процессе выполнения различных видов деятельности, связанных с длительным воздействием ряда неблагоприятных стресс-факторов.