Файл: Управление рентабельностью на предприятии (Анализ финансовых результатов хозяйственной деятельности КУП «Слонимское ПМС»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночной экономики и высокой конкуренции основными факторами, определяющими благополучное функционирование организации, является эффективное управление бизнесом, поиск резервов рационального использования ресурсов, расширение деятельности. Основной целью деятельности каждой коммерческой организации является получение прибыли.

Финансовый анализ показывает сильные и слабые стороны предприятия, позволяет проконтролировать правильность движения потоков его денежных средств и проверить соблюдение нормативов расходования финансовых и материальных ресурсов и целесообразность осуществления затрат.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия также может выступать в качестве инструмента прогнозирования отдельных показателей предприятия и финансовой его деятельности в целом.

Получение предприятием прибыли по результатам финансово-хозяйственной деятельности повышает его инвестиционную привлекательность, способствует экономической заинтересованности работников и служит основным источником социального и экономического развития.

Цель курсовой работы – изучить управление рентабельностью на предприятии КУП «Слонимское ПМС».

Задачи работы:

— изучить показатели рентабельности деятельности предприятия

— ознакомиться с управлением рентабельностью в организации

— провести факторный анализ прибыли и рентабельности деятельности предприятия.

Теоретической и методологической основой написания курсовой работы послужили труды ученых-экономистов, учебные и методические источники литературы и нормативная документация, регламентирующие область исследования, материалы периодической печати, а также средства удаленного доступа – Интернет. При написании практической части работы были использованы данные бухгалтерской отчетности предприятия за 2014-2015 годы, данные бухгалтерских регистров синтетического и аналитического учета КУП «Слонимское ПМС».

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ


Показатели рентабельности деятельности предприятия

Конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятий (организаций) характеризуется абсолютной величиной прибыли. Сумма прибыли выражает количественную сторону финансового результата хозяйственной деятельности предприятия (организации). Однако она не всегда даёт возможность объективной оценки работы предприятия или разных предприятий в одно и то же время.

В связи с этим для объективной оценки деятельности предприятий используется относительный показатель – рентабельность. Она характеризует эффективность, определяемую как отношение прибыли к одному из показателей функционирования предприятий. Ими могут быть: издержки производства, основные и оборотные средства, фонд заработной платы, ресурсы предприятий. Выбор относительного показателя зависит от того, какая сторона финансово–хозяйственной деятельности изучается. Уровень рентабельности исчисляется в процентах[1].

Производные от прибыли относительные показатели, позволяющие оценивать результативность вложенных средств, используются в экономических расчетах и финансовом планировании.

Рентабельность — показатель эффективности деятельности предприятия, выражающий относительную величину прибыли и характеризующий степень отдачи средств, используемых в производстве[2].

Виды показателей рентабельности подразделяются на три группы:

— рентабельность продукции;

— рентабельность производственных фондов;

— рентабельность вложений в предприятие (рисунок 1 приложение 1).

Рентабельность продукции можно рассчитать, во–первых, по всей реализованной продукции и, во–вторых, по отдельным ее видам (рисунок 2 приложение 1)[3].

Рентабельность всей реализованной продукции определяется как отношение прибыли от реализации к затратам на ее производство и реализацию, то есть:

Рп = П / С * 100%.

Рентабельность отдельных видов продукции зависит от цены, по которым продукция реализуется потребителю, и себестоимость каждого вида.

Ротд. изд. = Пизд. / Сизд. * 100%

Рентабельность продаж рассчитывается как отношение прибыли от реализации товарной продукции к выручке от реализации продукции (рисунок 3).

Рпродаж = Птп / В * 100%;

Показатели рентабельности всей реализованной продукции дают представление об эффективности реализованной продукции.


Уровень рентабельности продукции (работ, услуг) показывает относительную величину прироста средств, которые получены в результате эффективности текущих затрат.

Рентабельность производственных фондов рассчитывается как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости производственных фондов и материальных оборотных средств (рисунок 4):

Рпроизв.фондов = БП / (Оф + Об.ф) * 100%

тот показатель можно рассчитать и по чистой прибыли.

При расчете среднегодовой стоимости производственных фондов пользуются обычно формулой средней хронологической из данных об их остатках на начало каждого месяца[4].

Уровень общей рентабельности является обобщающим показателем по отношению к рентабельности продукции (работ, услуг), так как он характеризует эффективность всей деятельности предприятия, включая виды деятельности, непосредственно не связанные с производством продукции (работ, услуг). Это доходы от сдачи имущества в аренду; доходы, выплачиваемые по акциям, облигациям и другим ценным бумагам.

В странах с развитой рыночной экономикой в качестве показателя рентабельности выступает норма прибыли на вложенный капитал (рисунок 5 приложение 1)[5].

В рыночной экономике инвесторов интересует вопрос окупаемости инвестиций. С этой целью рассчитываются следующие показатели рентабельности:

рентабельность всего (совокупного) капитала (Рк):

Р = ПОП / ССИ (1)

где ССИ – среднегодовая стоимость имущества;

рентабельность инвестиций (Ри):

Ри = (ЧП+ВП) / (СК+ДО) (2)

где ЧП – чистая прибыль; ВП – выплаченные проценты по займам и кредитам; СК – собственный капитал; ДО – долгосрочные обязательства.

рентабельность функционирующего капитала(реально участвующего в формировании прибыли) (Рф.к.):

Рф.к. = ПР:ССК, (3)

где ПР – прибыль от реализации; ССK – среднегодовая стоимость капитала (минус незавершенное строительство); рентабельность собственного капитала (Рс.к.):

РСК = ЧП : СССК, (4)

где CCCK – среднегодовая стоимость собственного капитала (рисунок 6 приложение 1).

Кроме прибыли, при расчете рентабельности вложений можно использовать выручку от реализации продукции. Этот показатель характеризует уровень продаж на 1 рубль вложений в имущество предприятия.

Рвлож.= БП / чистые активы *100%

Таким образом, рентабельность предприятий (организаций) характеризуется целой системой показателей. Независимо от того, сколько и какие именно показатели выражают рентабельность, все они отражают отношение эффективности осуществления затрат и использования ресурсов. Рентабельная работа предприятий приобретает особую значимость в условиях рыночной экономики.


На рентабельность оказывают влияние факторы, определяющие направления развития хозяйственного механизма в целом. При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. К ним можно отнести рост тарифов автоперевозки и процентных ставок за кредит, цен товары народного потребления, платежи в бюджет. Ряд факторов непосредственно зависит от работников предприятий. Это совершенствование структуры управления и организационного построения; организация технологического процесса, рекламы; максимальное ускорение оборачиваемости оборотных средств; повышение доли собственных средств в оплате товаров; снижение себестоимости.

Большое влияние на рентабельность оказывают внереализационные расходы, которые являются прямым вычетом из доходов предприятий. Организация чёткой работы с поставщиками, применение в необходимых случаях штрафных санкций и других мер финансового воздействия, жесткий контроль за сохранностью собственности – таковы важнейшие резервы повышения рентабельности[6].

В современных высоко конкурентных условиях все указанные внутрипроизводственные факторы зависят от предпринимательской инициативы. Их мобилизация и трансформация в прибыль требуют инноваций и высокой степени оперативности в управлении бизнесом.

Инновации определяют финансовый успех любого бизнес–проекта, так как позволяют опередить конкурентов, завоевать и расширить рынки сбыта продукции, заработать максимальную прибыль.

Основными направлениями инновационной деятельности предприятий, обеспечивающими рост прибыли, могут быть:

— производственный вектор: разработка и производство нового товара или товара, отличающегося повышенным качеством;

— коммерческий вектор: освоение нового рынка товаров, нахождение новых покупателей на товар, прорыв на иностранный рынок. Следует при этом иметь в виду, что при завоевании новых рынков норма прибыли обычно не увеличивается, даже может сокращаться из–за конкуренции цен, но потери компенсируются ростом объемов продаж;

— технологический вектор: внедрение ресурсосберегающих технологий, повышение производительности труда, новые виды и источники сырья, снижение себестоимости продукции;

— организационно–управленческий вектор: внедрение прогрессивных управленческих технологий, организация полной сопряженности производственного процесса, научная организация труда (рисунок 7 приложение 1)[7].


Большое, а подчас определяющее, влияние на прибыль предприятия оказывает вторая группа факторов – внешние факторы рыночной конкурентной среды. К ним относятся:

— конъюнктура рынка (ей менее подвержены крупные компании, которые сами создают конъюнктуру);

— инфляция, которая искажает реальную прибыль, не позволяет составлять бизнес–прогнозы на перспективный период;

— непредсказуемая налоговая, ценовая, валютная, таможенная политика государства в условиях экономического кризиса.

Из изложенного можно заключить, что получение прибыли требует большого профессионализма в управлении производством и в то же время связано со значительной степенью предпринимательского риска. Задачей в управлении прибылью является расчет и минимизация рисков путем реального планирования и прогнозирования результатов деятельности предприятия с учетом факторов, на них влияющих[8].

1.2 Управление рентабельностью организации

В условиях рыночной экономики и высокой конкуренции основными факторами, определяющими благополучное функционирование организации, является эффективное управление бизнесом, поиск резервов рационального использования ресурсов, расширение деятельности. Основной целью деятельности каждой коммерческой организации является получение прибыли[9].

Показателями, характеризующими эффективность функционирования организации, служат прибыль и рентабельность. При этом каждое предприятие стремится максимизировать прибыль и повысить уровень рентабельности. «Прибыль — это конечный финансовый результат деятельности предприятия, характеризующий абсолютную эффективность его работы». На величину прибыли организации влияют различные факторы, которые можно разделить на внешние и внутренние. К внутренним факторам относятся, такие как:

— изменение объемов производства; себестоимость продукции; политика ценообразования;

— качество и ассортимент продукции;

— эффективность использования ресурсов, которыми располагает

предприятие;

— учетная политика организации, в части оценки материально-производственных запасов, в отношении признания доходов и расходов и т. д. К внешним факторам, влияющим на величину прибыли организации относятся:

— инфляционные процессы;