Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (Анализ жизненного цикла предприятия и управления).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы жизненного цикла предприятия
1.1 Понятие жизненного цикла организации. Его основные этапы
1.2. Стадии жизненного цикла организации
1.3. Продление жизненного цикла предприятия
2. Анализ жизненного цикла предприятия и управления на ГЛУ «Ушачский лесхоз»
2.1. Технико – экономическая характеристика ГЛУ «Ушачский лесхоз»
2.2. Анализ жизненного цикла ГЛУ «Ушачский лесхоз»
2.3. Анализ поведения ГЛУ «Ушачский лесхоз» на стадии расцвета.
Введение
Актуальность работы. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными. Руководитель должен знать о законе циклического развития организации и принимать решения, в соответствии с особенностями этого этапа, на котором находится организация. Любая организация, фирма в процессе своего развития постоянно изменяется, но это предсказуемые изменения. Выигрывают те, кто может предвидеть системное поведение организации. Опыт преуспевающих компаний показывает, что путь революционных преобразований не только теоретически возможен, но и реализуется современной практикой бизнеса.
Жизненный цикл организации - ее предсказуемые изменения с определенной последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходит организация, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу.
Модель жизненного цикла принимает следующий вид: зарождение и становление организации, развитие, подразумевающее заполнение выбранного рынка, зрелость, заключающаяся в удержании захваченной части рынка, и старение, сопровождающееся вытеснением с рынка конкурентами или исчезновением рынка.
Окончание жизненного цикла может состоять не только в упадке и исчезновении вида/организации, но и в распаде на новые виды/организации, которые в зависимости от начальных условий могут сразу оказаться на этапе зрелости или развития.
Цель работы: исследование жизненного цикла организации, определение способов управления процессом развития предприятий на основе анализа жизненных циклов.
Задачи работы:
1. Рассмотреть этапы и стадии жизненного цикла организации.
2. Проанализировать этапы и стадии жизненного цикла организации.
3.Обосновать целесообразность применения модели жизненных циклов как инструмента управления изменениями на предприятиях.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Исследованиям жизненного цикла организации посвящено большое количество литературы. Однако наиболее комплексно данная проблематика исследована в учебнике Б.З. Мильнера, Т.Ю. Базарова, Г.Р. Латфуллина, А.В. Райченко.
1 Теоретические основы жизненного цикла предприятия
1.1 Понятие жизненного цикла организации. Его основные этапы
Теория организации как прикладная дисциплина способствует пониманию организационных проблем, достоверно их диагностировать и действовать в оптимальном управленческом режиме, естественно, представляя собой образ мышления относительно организации, который вооружает менеджера способностью увидеть и проанализировать всю ширину организационных проблем. Теория организации формирует навыки понимания и осмысления сути всего происходящего на основе установленных стандартов проектирования организационного развития, а также – организацию поведения. Стандарты тщательно устанавливаются учеными-исследователями, изучаются и оцениваются (соизмеряются) ими, а затем становятся предметом гласности и доводятся до широкого сведения. При этом важны как сами факты, которые исследуются, так и, в первую очередь, общие закономерности и глубинные причины, определяющие функционирование организационных систем.[1]
В теории организации под термином «организация» понимается социальная общность или структура, которая движется в направлении к определенной цели и которая характеризуется четко структурированной системой деятельности, имеющей явно выраженные границы, при этом являясь центральным объектом в управлении.[2]
В современном понимании, организация - это группа людей, деятельность которой сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
Организация создается и формируется для достижения конечной цели, определяемой высшим руководителем и (или) группой высшего управленческого звена. Этой цели служит организационная структура и «дизайн» организации.[3]
Высшее руководство несет принципиальную ответственность за постановку организационных целей и задач, стратегию и организационный дизайн, способствуя, адаптации организации к меняющейся окружающей среде. Менеджеры среднего звена решают те же задачи применительно к подразделениям (в рамках основных направлений развития, которые определяет высшее руководство).
Актуальность исследований неопределенности в задачах принятия решений обусловлена тем, что это дает возможность с единых позиций рассмотреть действия человека в сложных условиях с учетом не только параметров системы и внешней среды, но и его внутреннего состояния.
Принятие решений в условиях неопределенности является по существу выбором той или иной возможности из их многообразия, а сам процесс принятия решений неразрывно связан с превращением неопределенности в определенность.
Принятие решений, так же как и обмен информацией, является составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления, связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности и является её квинтэссенцией. С целью дальнейшего проведения исследования необходимо определиться с основным понятийным инструментарием, предлагаемым в научной литературе.
В процессе любой деятельности возникают ситуации, когда человек или группа людей сталкивается с необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантов дальнейшего действия. Результат этого выбора и будет являться решением. Таким образом, решение – это выбор альтернативы.
Слово «решение» («decision») в переводе с английского языка означает процесс и результат выбора способа и цели действий из ряда альтернатив в условиях неопределенности.[4] В словаре современного русского языка С.И. Ожегова истолкование слова «решение» означает «заключение, вывод из чего-нибудь».[5]
В современной отечественной литературе большинством авторов (В.Ж. Ерузинов, А.Г. Венделин, Н.Н. Нежданова и другие) предлагается следующее определение понятия: «решение - выбор из множества; имеющихся альтернатив; одного варианта действий, направленного на достижение поставленной цели».[6]
На практике каждому человеку ежедневно приходит необходимость в выборе вариантов последующего действия, при этом на собственном опыте развивая способности и приобретая навыки принятия решений.
Примерами могут служить выбор кандидата на государственный пост или руководящую должность из предлагаемого количества претендентов, выбор определенного товара из общего количества, представленного на рынке и так далее. Любому поступку индивида или действию коллектива предшествует принятое решение. Решения являются универсальной формой поведения, как отдельной личности, так и социальных групп. Эта универсальность объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности.
Однако, несмотря на универсальность решений, их принятие в процессе управления организацией или динамической системы (например, решение о бюджетном финансировании, об увеличении выпуска продукции, об изменении системы управления дорожным движением в городах и другие) существенно отличается от решений, принимаемых в частной жизни.[7]
Отличия управленческих или организационных решений от прочих решений состоят в следующих особенностях:
- достижение цели. Субъект управления (индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации;
- последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Руководитель или менеджер высокого ранга выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и её работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей, что может отразиться на социально–экономической ситуации целых регионов. Например, решение о замене льгот на денежную компенсацию при отсутствии соответствующей государственной финансовой поддержки вызвало волну протеста и недоверия к власти среди социальных слоев населения или решение о закрытии нерентабельного предприятия может повысить уровень безработицы в регионе;
- разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определённое разделение труда: одни работники (менеджеры организации) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) – реализацией уже принятых решений;
- профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений – гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Безусловно, далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определёнными профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями самостоятельно принимать определённые решения.
Анализ научных публикаций позволяет отметить существования различных направлений в разработке и реализации управленческих решений и многообразие представлений о месте решений в системе управления, которые формируют далеко неоднозначное понятие управленческого решения. Многообразие существующей терминологии подчеркивают, в частности, Р.А. Фатхутдинов, Ф.М. Русинов и другие авторы, считая при этом, что, термин «управленческое решение» используется в трех значениях, таких как: нахождение определенного варианта; действия, сам процесс деятельности и его конечный результат.
Другие авторы отмечают, что это определение должно отражаться с позиции разных дисциплин: математики, социологии, психологии, кибернетики. Это обусловлено тем, что, сложный характер современного процесса управления предъявляет высокие требования к руководителю (менеджеру), который одновременно должен быть и социологом, и психологом, и математиком, и философом.[8] Данное обстоятельство подтверждает широкую интерпретацию содержания; понятия «управленческое решение» в различных областях знаний.
Анализируя труды авторов, отражающих сущностное содержание управленческого решения, следует выделить следующие группы определений формирующих основу данного термина; такие как:
- выбор альтернативы;
- заключительный или предполагаемый результат управления;
- продукт управленческого труда руководителя (менеджера) в рамках его полномочий;
- управленческий акт, созданный или необходимый для решения
проблем организации;
- управленческое решение как модель, или объект, разработка
которого включает определенные процедуры и методы;
- управленческий объект, зависящий от лица принимающего решение, и конкретных условий.
Отечественные учёные (О.С. Виханский, М.М. Максимцев и другие) отмечают, что «управленческое решение - это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации», при этом выделяют иерархию полномочий управляющего звена организации, принимающего решение.[9] Для данного подхода в понимании сущности управленческих решений характерен признак выбора альтернативы, что не в полной мере отражает современное определение понятия.
По мнению других авторов (Г.В. Атамчук, Т.А. Гайденко, Б.Г. Литвак), выбор альтернативы направлен на достижение поставленных целей организации, что справедливо: все управленческие решения в организациях изначально направлены на выполнение какой-либо ее цели. Управленческое решение рассматривается ими как концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии. При этом Г.В. Атаманчук управленческое решение представляет как сложное социально-интеллектуально-волевое образование, так как оно всегда выступает продуктом сознания, завершения и фиксации определенного мыслительного процесса (индивидуального или коллективного).[10]
Следует согласиться с мнением ряда исследователей (Н.Н. Нежданова, Ю.Г. Учитель) в том, что управленческое решение - это творческий акт, который решает проблемы организации и также направлены не только на решение уже назревшей проблемы, но и на предупреждение их возникновения.[11] Управленческое решение – это средство, акт осуществления управляющего воздействия, способ выражения управленческих решений, разработка которого включает определенные процедуры и методы, это результат анализа, прогнозирования, оптимизации экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели в системе менеджмента. По своей сути управленческое решение есть разработанный и принятый, формально зафиксированный проект социальных изменений, регулирования их в конкретных условиях. Качественная специфика управленческого решения заключается: в стабилизации социального объекта, - непосредственной регуляции связей между людьми, - в оказываемом воздействии на положение и роль человека в обществе, коллективе на всех уровнях социальной организации. Управленческое решение должно быть ориентировано на потребности и интересы человека, а потому определяет содержание и направленность его деятельности.[12]