Файл: Сетевая форма организации бизнеса (Анализ создания и развития сетевых организационных структур).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Особенности создания и развития сетевых организационных структур
1.1 Понятие и сущность сетевой структуры
1.2 Опыт создания сетевых структур за рубежом
2 Анализ создания и развития сетевых организационных структур на примере ООО «Патио плюс»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Оценка эффективности сетевой организации на предприятии
Далее рассмотрим развитие розничных сетей в России.
Условия для развития розничных сетей на рынке России на настоящем этапе являются достаточно благоприятными. Диктовать условия на розничном рынке страны продолжают такие сети, как «Эльдорадо», «Евросеть», «Магнит», «М.ВИДЕО», «Дикси», «Перекресток», «ИКЕА», «Рамстор», «Метро», «Копейка», «Пятерочка», «Седьмой континент».
Уверенно развиваются «Ашан», «Мосмарт», «Квартал» и «Виктория», «Реал», ВШа и некоторые другие.
Объявили о своем слиянии сети «Перекресток» и «Пятерочка», в ближайшие два года они намереваются выйти на уровень ведущих розничных ритейлеров, а возможно и стать номером один на розничном рынке. Число торговых точек у некоторых сетей превышает 1500, к таковым относится «Магнит», а количество магазинов «Евросети» составляет 3000.
У крупных сетевых супермаркетов число торговых точек пока не превышает 400, но темпы их развития позволяют прогнозировать достижение ими новых показателей уже в ближайшее время.Сегодня, чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке, темпы роста должны быть не менее 35 % в год, а иногда и 50 %.При этом существенным ограничением в укреплении сетевого бизнеса в России является отсутствие развитой инфраструктуры в регионах, складов класса А, низкий уровень логистики, ограниченное количество необходимых торговых площадей или их высокая стоимость, что, например, наблюдается в московском регионе. Все это может приводить не только к замедлению темпов роста той или иной сети, но и ее отставанию в развитии ввиду нехватки на это выделенных бюджетов и отсутствия необходимых площадей[7, с.102].
Закрывается достаточно большое количество небольших розничных сетей, которые не выживают в условиях сегодняшнего рынка и конкуренции со стороны более сильных компаний. Такие сети поглощаются, перекупаются или попросту уходят с рынка, нанося серьезные убытки поставщикам продукции.
Даже такой лидер рынка, как Wal-Mart, столкнулся с серьезными проблемами в Индонезии, где в течение двух лет терпел существенные финансовые убытки и вынужден был приостановить там свое развитие. Большие проблемы были у компании и при экспансии на немецкий рынок[5, с. 99].
В развитии сетевой торговли в России можно отметить и такие новшества, как управление одним юридическим лицом разноформатными магазинами: скажем, «магазином у дома», супермаркетом и гипермаркетом. По сути – это полный нонсенс, поскольку менеджмент не может одновременно эффективно управлять таким количеством форматов. Именно такая ситуация наблюдается сейчас в компании «Седьмой континент», торговые точки которой, не имея своего распределительного центра, разведены внутри сети на различные виды форматов («7 шагов», «7 шагов+», «Универсам», «Универсам+», «5 звезд», «5 звезд+», «Гипермаркет»). Для каждого вида формата создается своя ассортиментная матрица, которая формируется зачастую без учета особенностей магазина, а только исходя из его торговой площади.
За рубежом управление разными форматами магазинов представляет собой отдельные направления бизнеса. Поэтому в группе «Метро» форматы мелкооптовой торговли имеют название Metro, а гипермаркеты, занимающиеся розничной торговлей, – Real, и подчинены они разным структурам. Для управления каждым из форматов требуется своя система подходов, бизнес-процессов, программного обеспечения, планограмм размещения товара в магазинах и расположения торгового оборудования в торговых залах, своя ценовая политика, система BTL, схема маркетинговых мероприятий и т. д.
Больше всего на Западе розничная сеть зарабатывает не на непомерных «входных билетах», а на жесточайшей системе логистики с минимизацией издержек, которая позволяет экономить колоссальные финансовые ресурсы. К примеру, у компании Wal-Martвсе логистические расходы составляют около 1,5 % от оборота. Так для этой розничной сети сокращение издержек «всего» на 0,1 % приведет к дополнительной ежегодной прибыли в размере, превышающем сотни миллионов долларов.
В настоящее время торговая сеть – единственный путь к покупателю. За последние годы в России существенно уменьшились финансовые риски, небывалыми темпами идет рост современных торговых площадей, растет оборот розничной торговли и все больше международных ритейлеров приходит в страну.
2 Анализ создания и развития сетевых организационных структур на примере ООО «Патио плюс»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Компания «Патио плюс» начала свою деятельность в 2006 году.
В 2008 году салоны сотовой связи были объединены под единой торговой маркой «АЛЛО!». На данный момент это более 60 собственных торговых объектов в 35 городах Республики Беларусь.
Сеть салонов сотовой связи «АЛЛО!» входит в тройку лидеров по продажам мобильных телефонов в Беларуси. В сети представлен широкий ассортимент товаров: мобильные телефоны, телефоны DECT, фотоаппараты, ноутбуки и планшеты, электронные книги, плееры, навигаторы, видеорегистраторы и др. Также компания предлагает подключение и дополнительные услуги операторов сотовой связи (Velcom, MTC) и оформление потребительских кредитов.
ООО «Патио плюс» продолжает непрерывно развиваться, не только расширяя торговую сеть «АЛЛО!», но и открывая салоны нового формата. Так, в 2012 году ООО «Патио плюс» открыли свой первый салон цифровой техники «АЛЛО плюс», теперь эта сеть представлена уже в 7 городах Беларуси.
В 2013 года ООО «Патио плюс» открыли интернет-магазин «АЛЛО плюс», был полностью обновлен сайт alloplus.by. Теперь покупатели получили возможность приобретать товар онлайн с доставкой по всей РБ.
Товары, предлагаемые покупателям в сети магазинов «АЛЛО!» - это исключительно легальная техника, официально ввезенная в Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Вся техника сертифицирована, с гарантией производителя на ремонт и послепродажным обслуживанием.
Цель деятельности ООО «Патио плюс» – укрепление лидирующих позиций на рынке Беларуси за счет постоянного совершенствования. ООО «Патио плюс» стремится оставаться в лидерах сотовых ритейлеров Беларуси.
ООО «Патио плюс» работает над безупречной репутацией бренда «АЛЛО!». Доверие, симпатия и уважение со стороны покупателей и деловых партнеров - все это очень важно для ООО «Патио плюс». В любом салоне «АЛЛО! « работают опытные, доброжелательные, ответственные специалисты. ООО «Патио плюс» строит долгосрочные отношения с нашими партнерами.
ООО «Патио плюс» уверено, что достигнет стоящих перед нами задач. Ведь ООО «Патио плюс» знает потребности наших клиентов, предлагает консультацию квалифицированных специалистов, системно развивает бизнес. ООО «Патио плюс» делает доступными новые технологии для всех жителей страны.
Организационная структура ООО «Патио плюс» представлена в приложении А.Организационная структура предприятия представлена линейным многоуровневым типом. При таком типе организации управления имеет место передача задач и полномочий от руководителя к подчиненным и далее к другим подчиненным, при этом образуются уровни управления. Основной характеристикой структуры является сосредоточение всех полномочий и всей информации в руках руководителя каждого уровня. Основными преимуществами являются быстрота принятия управленческих решений и доведения их до исполнителей, легкость контроля за исполнителями, а основным недостатком - высокий уровень требований к компетентности руководителей любого ранга, поскольку руководитель должен быть компетентен при выполнении любых управленческих функций. На основании положений Устава ООО «Патио плюс» обществом руководит генеральный директор. Генеральный директор ООО «Патио плюс» принимает решения по важнейшим вопросам деятельности предприятия, направляет и координирует работу сотрудников. У него в подчинении находится весь персонал компании.
В целях адаптации знаний и умений сотрудников предприятия к современным условиям развития управленческий персонал ООО «Патио плюс» систематически проходят обучение и переподготовку.
В торговых объектах ООО «Патио плюс» представлены следующие ассортиментные группы: мобильные телефоны; телефоны DECT; фотоаппараты: ноутбуки; планшеты; видеорегистраторы; аксессуары в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Структура товарного портфеля компании ООО «Патио плюс»
Наименование продукции |
2013 |
2014 |
2015 |
Отклонения, +, - |
||||||
Объем реализации, млн. руб. |
Удельный вес в общем объеме, % |
Объем реализа-ции, млн. руб. |
Удельный вес в общем объеме, % |
Объем реализа- ции, млн. руб. |
Удельный вес в общем объеме, % |
2014 от 2013 |
2015 от 2014 |
|||
По общему объему реализации, млн. руб. |
По удельному весу в общем объеме, % |
По общему объему реализа- ции, млн. руб. |
По удельному весу в общем объеме, % |
|||||||
2115445 |
37,34 |
4011248 |
41,23 |
3539698 |
39,28 |
1895803 |
3,89 |
-471550 |
-1,95 |
|
Телефоны DECT |
211410 |
3,73 |
588454 |
6,05 |
440611 |
4,89 |
377044 |
2,32 |
-147843 |
-1,16 |
Фотоаппараты |
412100 |
7,27 |
991654 |
10,19 |
786910 |
8,73 |
579554 |
2,92 |
-204744 |
-1,46 |
Ноутбуки |
312004 |
5,51 |
806400 |
8,29 |
621528 |
6,90 |
494396 |
2,78 |
-184872 |
-1,39 |
Планшеты |
812441 |
14,34 |
1580108 |
16,24 |
1377757 |
15,29 |
767667 |
1,90 |
-202351 |
-0,95 |
Видео-регистр аторы |
410788 |
7,25 |
817297 |
8,40 |
705126 |
7,82 |
406509 |
1,15 |
-112171 |
-0,58 |
Аксессуары |
511405 |
9,03 |
664735 |
6,83 |
714488 |
7,93 |
153330 |
-2,19 |
49753 |
1,10 |
Прочая продукция |
880468 |
15,54 |
269833 |
2,77 |
825094 |
9,16 |
-610635 |
-12,77 |
555261 |
6,38 |
Итого |
5666061 |
100,00 |
9729729 |
100,00 |
9011211 |
100,00 |
4063668 |
0,00 |
-718518 |
0,00 |
Источник: собственная разработка автора на основании приложения Б
Анализ показал, что в структуре товарного портфеля ООО «Патио плюс» в 2013-2015 гг. наибольший удельный вес принадлежит мобильным телефонам -37,34-39,28 %. Продажи планшетов занимают 14,34-15,29 % в общем объеме продаж, ноутбуки - 5,51-6,9 %.
Наименьший объем продаж в 2013-2015 гг. приходится на телефоны DECT (3,73-4,89%).
2.2 Оценка эффективности сетевой организации на предприятии
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Патио плюс» представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Патио плюс» за 2013-2015 гг.
Наименование показателей |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Отклонение 2014 г. к 2013 г., млн.руб. |
Отклонение 2015 г. к 2014 г., млн.руб. |
Темп роста 2014 г. к 2013 г,% |
Темп роста 2015 г. к 2014 г,% |
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг |
5666061 |
9729729 |
9011211 |
4063668 |
-718518 |
171,7 |
92,6 |
Себестоимость реализованной продукции, товаров, |
5484315 |
9597486 |
8797412 |
4113171 |
-800074 |
175,0 |
91,7 |
Валовая прибыль |
181746 |
132243 |
213799 |
-49503 |
81556 |
72,8 |
161,7 |
Управленческие расходы |
109946 |
101692 |
98104 |
-8254 |
-3588 |
92,5 |
96,5 |
Прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров, работ, услуг |
71800 |
30551 |
115695 |
-41249 |
85144 |
42,6 |
378,7 |
Прибыль (убыток) от текущей деятельности |
49132 |
162077 |
302301 |
112945 |
140224 |
329,9 |
186,5 |
Прибыль (убыток) от инвестиционной, финансовой и иной деятельности |
-35145 |
-37584 |
-153430 |
-2439 |
-115846 |
106,9 |
408,2 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
13987 |
124493 |
148871 |
110506 |
24378 |
890,1 |
119,6 |
Налог на прибыль |
2797 |
24899 |
29774 |
22102 |
4875 |
890,2 |
119,6 |
Прочие налоги и сборы, исчисляемые из прибыли (дохода) |
174 |
194 |
211 |
20 |
17 |
111,5 |
108,8 |
Чистая прибыль (убыток) |
11016 |
99400 |
118886 |
88384 |
19486 |
902,3 |
119,6 |