Файл: "Невербальные проявления эмоций".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. На современном этапе развития психологической науки наблюдается повышенный ин­терес к различным сторонам невербального обще­ния, но больше всего внимание людей обращено к не­вербальному, экспрессивному «языку» как показателю индивидно-личностных характеристик человека, его от­ношений и взаимоотношений, его эмоционального состояния как средству влияния на другого человека. Все больше открываются центры физиогноми­ческой диагностики, работают различные тренинговые группы, цель которых обучить «читать человека как книгу». Поток услуг, направленных на быстрое обучение учителей, врачей, менеджеров, специалистов таможенных, рекламных служб и многих других про­фессионалов овладению невербальным общением, про­должает нарастать.

Но, к сожалению, в большинстве предлагаемых программ обуче­ния упрощаются представления о связи невербаль­ного поведения и речи, о роли невербальных средств в формировании образа, в дости­жении определенного воздействия или формировании эмоционального отклика определенной модальности, преувеличиваются и преуменьшаются диагностические, коммуникативные, регулятивные воз­можности невербального общения, не выделяются особенности процесса восприятия невербального общения.

Вышеуказанные противоречия обусловили актуальность и новизну нашего исследования, целью которого является – изучение невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.

Объект исследования: невербальное общение.

Предмет исследования: особенности восприятия невербальных проявлений эмоциональных состояний человека у мужчин и женщин.

Гипотеза нашего исследования: существуют различия при восприятии невербального общения, обусловленные гендерными особенностями:

- уровень развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения у женщин и мужчин различается (у женщин выше, чем у мужчин);

- выделяются различные особенности представлений о субъекте затрудненного общения у женщин и мужчин.

Категориальный аппарат исследования обусловил выполнение следующих задач:

  1. Выделить сущность, содержание и функции невербальных проявлений в общении в современных психологических исследованиях.
  2. Охарактеризовать особенности восприятия невербальных эмоциональных сигналов в общении .
  3. Провести эмпирическое исследование особенностей восприятия невербальных сигналов эмоционального состояния человека в общении.

Методы исследования:

- теоретические – анализ, синтез и обобщение научной литературы по теме изучения невербального общения и особенностей его восприятия;

- практические – наблюдение, диагностика (тестирование), методы обработки данных (качественный, количественный анализ, методы математической статистики).

В качестве диагностического инструментария нами был использован комплекс методик, разработанных Лабуновской В.А. и направленных на изучение особенностей восприятия невербального общения, в том числе и параметров затрудненного общения.

Теоретико-методологической основой исследования явились труды таких ученых как: Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Н.В. Казаринова, В.Н. Князев, В.Г. Крысько, В.Н. Куницына, Л.Г. Лаптев, Д. Майерс, В.Н. Панферов, Б.Д. Парыгин, А.В. Филиппов, Н.И. Шевандрин и др.

Общие проблемы невербального общения раскрыты в работах М.С. Андрианова, И.Н. Горелова, Н.В. Казариновой, Г.В. Колшанского, Г.Е Крейдлина, Ю.С. Крижанской, В.Н. Куницыной, В.А. Лабунской, A.A. Леонтьева, О.В. Москаленко, А.Ю. Панасюка, Б.Д. Парыгина, Е. А. Петровой, В.М. Погольши, Е.В. Руденского, В.П. Третьякова, Н.И. Шевандрина и др.

Интерпретацию и понимание невербального поведения рассматривали в своих исследованиях Г.М. Андреева, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, В.А. Барабанщиков, Г.В. Гриненко, Е.А. Ермолаева, В.А. Лабунская, В.П. Морозов, Г.В. Парам ей, О.О. Пугачевский, Е.И. Фейгенберг и др. Проблема обучения интерпретации невербальной информации раскрыта в трудах Н.Р. Битяновой, Ю.Н. Емельянова, В.А. Лабунской, Т.А. Шкурко, Э. А. Эм и др.

Однако анализ литературы по проблеме особенностей восприятия невербального общения позволяет сделать вывод, что тема развития социально-перцептивной компетентности не изучена в должной мере. Можно назвать лишь отдельные работы, авторы которых (Г.А. Алтухова, И.А. Мейжис, С.А. Езова, Н.М. Спирина и др.) рассматривают особенности невербального поведения и его восприятия в качестве отдельного аспекта других более широких вопросов.

Экспериментальная база исследования и выборка: ООО «Гефест», испытуемые в количестве 20 человек, гендерные особенности – 10 мужчин, 10 женщин. Возраст испытуемых – 24-32 года.

Структура работы включает в себя введение, 2 главы основной части, заключение, список использованных источников.


Теоретический обзор проблемы невербальных появлений эмоций в зарубежной и отечественной психологии

1.1. Сущность, содержание и функции невербальных проявлений в общении в современных психологических исследованиях

Необходимость изучения невербального общения предопределена самой спецификой как прак­тической психологии, так и феномена «экспрессия человека». По мнению В.А. Лабуновской, «каждый психолог — это не только професси­онал, решающий те или иные задачи, но и человек, который, как и все люди, живущие на нашей планете, с момента рождения и до последних дней погружен в мир противоречивых, а порой драматических связей между экспрессивным поведением и психологическими характеристиками партнера по общению» [20]. Обыден­ный опыт интерпретации экспрессии положил начало формированию практической психологии экспрессив­ного невербального общения. На протяжении веков статус «психолога» приобретал именно тот, кто умел интерпретировать экспрессивное поведение и исполь­зовать его для воздействия на других людей. В этой связи психолог-практик оказывается в весьма непрос­той для него ситуации. Он должен в своей работе по­стоянно демонстрировать способности, которые прису­щи каждому человеку, и в то же время обладать таким уровнем развития этих способностей, который бы обес­печивал эффективность его деятельности, свидетель­ствовал бы о его профессиональном статусе, страхую­щем от ошибок обыденной интерпретации экспрессии, и вместе с этим, делающем его открытым в отношении спонтанно накопленного опыта. Проблема социальных способностей психолога актуализируется в связи с рас­смотрением взаимосвязей между экспрессией и психо­логическими характеристиками личности [20].

Особенно актуальными становятся выводы психологии невербального общения в связи с развитием социальной психотерапии, социально-психологического тренинга. Работая в этих областях, отечественные психологи-прак­тики столкнулись с фундаментальной ошибкой, сформировавшейся в результате полного игнорирования тех идей психологии невербального общения, которые име­ли отношения к «вечной» проблеме взаимосвязи «души и тела», экспрессии и психологических особенностей человека [8; 13].


На протяжении длительного этапа развития советской психологии многими исследователями недо­оценивалась возможность невербального общения, как в плане коммуникации, так и в плане психодиагностического средства, способа управления общением, влияния на его модальность, на появление затрудненного и незатрудненного общения. Преодоление этих заблуждений отечественной психо­логии предполагает обращение к психологии невербального общения с определенных теоретических и методологических позиций.

Но создать стройную концепцию психологии невербального общения на данном этапе ее развития, учи­тывая существенный разрыв между ее теоретическими и практическими ветвями, чрезвычайно сложно. Кро­ме этого, поскольку психология невербального общения является частью психологической науки, постольку ей присущи все те особенности, которые характерны для всей психологии, и в первую очередь столкновение подходов, сформировавшихся в рамках естественно­научного и гуманитарного знания, конфликт идей праг­матического и гуманистического направлений, дефицит адекватных исследовательских методов и практических технологий.

Поэтому одна из главных задач отечествен­ной психологии невербального обще­ния заключается в том, чтобы составить современное представление об этой области психологии, включая и те противоречия, которые названы выше, и попытки их преодолеть, опираясь на ряд теоретических схем.

В изучении сущности понятия невербального общения интересен подход зарубежных и отечественных ученых: личностно-динамический подход к феномену «экспрессия челове­ка», структурно-функциональный подход к анализу невербального общения, подход к интерпретации как к творческому процессу. Невербальное общение и его особенности его восприятия рассмат­риваются в пространстве социокультурных, социально-психологических и индивидно-личностных координат. Особое место отводится рассмотрению таких явлений, как экспрессивное Я личности, кинесико-проксемические паттерны отношений и взаимоотно­шений личности, феномены общения и межличностно­го познания, порожденные экспрессией человека [17; 21].

Как известно, в психологии и не только в ней изучаются произвольные и непроизвольные движе­ния; предметно-изобразительные; танцевальные движе­ния; ритуалы; спортивные движения (например, аэро­бика), экспрессивные движения и т.д. Современные попытки установить круг движений, имеющих отноше­ние к невербальному общению и, по сути, рассматри­вающихся или как средство, или как способ передачи определенной информации, базируются на идеях Ч. Дарвина, Ф. Дельсарта, В. Райха, Д. Эфрона, Р. Бердвистелла, А. Шефлена, Е. Холла, П. Экмана и многих других.


Исходя из этих работ, система движений, рас­сматриваемых в контексте психологии невербального общения, включает: телодвижения, позы; движения рук, жесты; движения и выражения лица; прикоснове­ния; движения, выражения и контакт глаз; параязык, интонационно-вокальные движения; передвижения в пространстве. В зависимости от степени их формали­зованное они относятся то к невербальному поведе­нию, то к невербальным коммуникациям [11].

В отечественной психологии понятие «общение» охватывает широкий круг явлений, включающих про­цессы взаимодействия, взаимовлияния, взаимопонимания, сопереживания (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Б.Д. Парыгин, В.Н. Панферов и многие другие). В со­циальной психологии принято рассматривать общение как особый вид психологической деятельности, резуль­татом которой являются образования и изменения в когнитивной (образы, впечатления, понятия, представ­ления, интерпретации, эталоны, стереотипы и т.д.), в эмоциональной сфере личности (чувства, состояния и т.д.), изменения в области ее отношений и взаимоот­ношений, в формах поведения и способах обращения к другим людям [16].

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что понятие «невер­бальное общение» является более широким, чем поня­тие «невербальные коммуникации». Невербальные ком­муникации — это система невербальных символов, знаков, кодов, использующихся для передачи сообще­ния с большой степенью точности, которая в той или иной степени отчуждена и независима от психологичес­ких и социально-психологических качеств личности, которая имеет достаточно четкий круг значений и мо­жет быть описана как лингвистическая знаковая сис­тема [27]. Проблеме невербальных коммуникаций (в узком смысле данного понятия) посвящено достаточно боль­шое количество работ, которые убеждают в том, что конвенциальные, интенциональные, произвольные же­сты, телодвижения, позы, выражения лица успешно кодируются и декодируются, выступают в роли знаков, имеющих ограниченный крут значений, и выполняют функции сообщения.

Иными словами, оценка «научности — практичности» психологии невербального общения во многом зависит от того, как решается в ней проблема жесткости — вариативности связей между невербальным поведением и психологи­ческими, социально-психологическими характеристика­ми личности и группы, и выделением особенностей восприятия невербального общения.