Файл: "Невербальные проявления эмоций".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Н1 – восприятие умений и навыков в организации взаимодействия в аспекте группы психологических трудностей в общении у мужчин выше, чем у женщин.

Расчет критерия представлен в таблице 8.

Таблица 8

Расчет U-критерия Манна-Уитни (по группе умений и навыков организации взаимодействия)

Выборка мужчин

Ранг 1

Выборка женщин

Ранг 2

1

19 

17.5 

13 

10 

2

19 

17.5 

3

19 

17.5 

4

19 

17.5 

11 

5

18 

13 

6

18 

13 

7

19 

17.5 

8

18 

13 

9

19 

17.5 

10 

10

17 

11 

Суммы:

155

55



Результат: UЭмп = 0

Критические значения

UКр

p≤0.01

p≤0.05

19

27

Вывод: Полученное эмпирическое значение Uэмп(0) находится в зоне значимости, что означает достоверность гипотезы Н1, что говорит о том, что уровень восприятия в затрудненности общения умений и навыков в организации взаимодействия у мужчин выше, чем у женщин.

Таким образом, по результатам эмпирической работы нами сделаны такие выводы:

1. Женщины более адекватно, чем мужчины воспринимают невербальные сигналы эмоционального состояния в общении, что говорит о более высоком развитии эмоционального интеллекта у них, чем у мужчин. Мужчинам больше свойственно ошибаться в направленности общения, воспринимая искаженно сигналы невербальной информации.


Такие данные подтверждают гипотезу исследования в части того, что уровень восприятия невербального общения обусловлен гендерными различиями.

2. Выделены особенности представлений затрудненного общения в контексте гендерных различий, качественный анализ результатов показал, что женщин характеризуют трудности восприятия невербальных проявлений эмоциональных состояний человека в общении с точки зрения восприятия экспрессивно-речевых особенностей партнера по общению, а мужчины – с точки зрения социально-перцептивных особенностей и умений и навыков организации взаимодействия. Качественный анализ данных диагностики выявил, что для женщин ассоциируется субъект затрудненного общения по таким параметрам как: вялая, невыразительная жестикуляция, систематическое передвижение во время общение, отсутствие внешней привлекательности, тихая речь, застывшая поза или неподвижность лица, длительные паузы в речи, нежелание партнера поддерживать зрительный контакт.

У мужчин более выражены психологические трудности в группах социально-перцептивных особенностей партнера, что характеризуется, согласно качественному анализу данных диагностики такими категориями как: неумение соотносить действия и поступки людей с их качествами личности и неумение поставить себя на место другого человека, ошибки в оценке чувств и настроений другого человека, отсутствие проницательности. Так же мужчинами выделена другая группа психологических трудностей в общении – умения и навыков организации взаимодействия, характеризующаяся такими категориями как: привычка перебивать разговор, неумение выйти из общения, вовремя его прекратить, неумение аргументировать свои замечания в общении, желание навязать свою точку зрения.

Такие данные подтверждают гипотезу нашего исследования в части различия гендерных представлений о субъекте затрудненного общения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках психологии социального познания, меж­личностного восприятия и понимания уделяется особое внимание определению роли различных компонентов невербального общения и невербальных проявлений эмоциональных состояний человека в формировании представлений о нем.

На протяжении всей истории изучения личности с точки зрения психологии общения и познания людьми друг друга исследователи обращают­ся к одному и тому же кругу вопросов: насколько точ­но можно судить о психологических особенностях че­ловека на основе его невербального общения; каковы социально-перцептивные механизмы, обеспечи­вающие точность понимания другого на основе восприятия невербального общения; какие факторы, условия межличностного общения влияют на адекватность интерпретации восприятия невербальных сигналов; какое место занимают характеристики личности в различных социально-перцептивных обра­зованиях (эталонах, стереотипах, представлениях), в таких феноменах, как первое впечатление и т.д.


Традиции изучения социально-перцептивной сторо­ны невербального общения складывались под влиянием работ, вы­полненных в общепсихологическом и социально-психо­логическом планах. В результате многочисленных исследований как одного, так и другого направления, совершенно очевидным стал факт о том, что познающий субъект включает в образ о другом человеке наряду с его физическими, индивидуально-психологическими особен­ностями деятельностные, коммуникативные, рефлексив­ные характеристики, стремится к интерпретации причин, мотивов поведения, к социально-психологической типи­зации. Иными словами, в образах и представлениях о другом человеке отражаются все компоненты структуры личности и характер ее связей с другими людьми в про­цессе общения и совместной деятельности.

Таким образом, невербальное общение и его структурные компоненты — это одна из форм объективизации внут­реннего мира личности, один из путей ее познания. Она включается в общение как реальность, имеющая само­стоятельное значение для социально-перцептивных процессов, и в такой же степени может детерминиро­вать содержание социально-перцептивных результатов, как и другие факторы. Вопрос заключается в том, ка­кую в психологическом и социально-психологическом планах несет информацию невербальное общение человека, с ка­кими компонентами личностной структуры она непо­средственно связана и каким образом эта связь фиксируется и закрепляется в общении, каким образом выделяются особенности восприятия невербальных сигналов в общении, обусловленные определенными различиями, в том числе этническими, социальными, гендерными, возрастными и т.п.

В практической работе нами был проведен эксперимент, направленный на изучение гендерных особенностей восприятия невербальных сигналов эмоциональных состояний в общении, и представлениях о субъекте затрудненного общения.

Качественный, количественный и статистический анализ результатов опытно-экспериментальной работы позволил нам доказать гипотезу исследования о том, что существуют различия при восприятии невербального общения, обусловленные гендерными особенностями:

- уровень развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения у женщин и мужчин различается (у женщин выше, чем у мужчин);

- выделяются различные особенности представлений о субъекте затрудненного общения у женщин и мужчин.

Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза доказана, структура работы соответствует заявленному содержанию.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Акишина А.А., Кано Х., Акишина Т.Е. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь. - М.: Русский язык, 1991. —146 с.
  2. Андрианов М.С. Анализ процесса невербальной ком­муникации как паралингвистики // Психологический журнал. - 1995. - № 3. - C. 115–121.
  3. Аршавская Е.А. Некоторые проблемы психолингвистики (по материалам пленарных докладов XVI симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации) // Проблемы филологии: язык и литература. – 2010. - №3. – С. 63-72.
  4. Бгажнаков Б.X. Очерки этнографии общения адыгов. — Нальчик: Эльбрус, 1983. — 232 с.
  5. Бгажнаков Б.X. Психология и техника коммуникатив­ного поведения адыгов // Национально-культурная специфика речевого общения народов СССР. - М., 1982. - С. 47-75.
  6. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека чело­веком. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 200 с.
  7. Галичев А.И. Кинесический и проксемический компо­ненты речевого общения: диссертация ... кандидата филологических наук. - Москва, 1987. - 189 с.
  8. Знаков В.В. Психология понимания в познании и об­щении: автореферат дис. ... доктора психологических наук. - Москва, 1995. - 77 с.
  9. Кахиани С.Н., Кахиани 3.Н„ Кахиани Д.3. Экспрес­сивность эмоций человека. - Тбилиси: Ганатлеба, 2002. — 128 с.
  10. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Академический Проект, 2009. — 943 с.
  11. Кириленко Г.Л. Проблемы исследования жеста в зару­бежной психологии // Психологический журнал. - 1987. - №4. - С. 138-148.
  12. Ковалев Г.А. Некоторые аспекты исследования невер­бальной коммуникации человека // Вопросы психоло­гии общения и познания людьми друг друга. Красно­дар. - 1978. - № 2. - С. 14-24.
  13. Кузнецова Е.В. Теоретико-методические основы под­готовки личности к невербальным коммуникациям // Эмоциональные и познавательные характеристики об­щения. - Ростов н/Д, 1990. - С. 115-127.
  14. Кузнецова Е.В. Развитие межличностных невербаль­ных коммуникаций средствами социально-психологи­ческого тренинга: автореферат дис. ... кандидата психологических наук. - Москва, 1989. - 19 с.
  15. Лабунская В.А. Интерпретация и коррекция невербального поведения в общении // Эмоциональные и познавательные характеристики общения. - Ростов-н/Д, 1991. - С. 74-108.
  16. Лабунская В.А. Не язык тела, а язык души! Психология невербального выражения личности. Ростов - н/Д: Феникс, 2009. – 344 с.
  17. Лабунская В.А. Невербальное поведение: социально-перцептивный подход. - Ростов - н/Д: РГУ, 1986. - 136 с.
  18. Лабунская В.А. Невербальные паттерны ролевого поведения // Психол. вестник РГУ. - 1997. - №2. - С. 467-486.
  19. Лабунская В.А. Особенности развития способности к психологической интрепретации невербального поведения // Вопр. психол. - 1987. №3. - С. 70-77.
  20. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. — Ростов- н/Д: Феникс, 1999. — 608 с.
  21. Луговая Е.К. О невербальной форме общения в куль­туре. Танец как язык и миф // Вестник МГУ. - 1991. - № 3.
  22. Психофизиология профессиональной деятельности: учебник / Р.В. Козьяков, Н.Р. Коро, Е.А. Орлова и др. — М.: КНОРУС, 2018. — 414 с.
  23. Рогов Е.И. Эмоции и воля. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 312 с.
  24. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2017. – 718 с.
  25. Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. - М.: Логос, 2017. - 156 c.
  26. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. - СПб.: Питер, 2017. – 336 с.
  27. Эмоции, чувства и прощение. — СПб.: Питер, 2014. - 160 с.
  28. Яковлев Б.П., Бабушкин Г.Д. Психодиагностика: теоретические и практические аспекты: учебник. – Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2017. – 215 с.