Файл: "Невербальные проявления эмоций".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Эмпирическое исследование особенностей восприятия невербальных сигналов эмоционального состояния человека в общении

2.1. Организация и методы исследования

Эмпирическое исследование направлено на изучение особенностей восприятия невербальных сигналов эмоциональных состояний человека в общении.

Гипотеза нашего исследования: существуют различия при восприятии невербальных проявлений эмоционального состояния в общении, обусловленные гендерными особенностями:

- уровень развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения у женщин и мужчин различается (у женщин выше, чем у мужчин);

- выделяются различные особенности представлений о субъекте затрудненного общения у женщин и мужчин.

С этой целью, работа предполагает такие этапы:

1. Подбор методик диагностического комплекса, направленного на изучение особенностей невербального общения.

2. Определение экспериментальной базы и основных характеристик группы испытуемых.

3. Проведение диагностики.

4. Обработка результатов диагностики.

5. Анализ результатов, полученных на диагностическом этапе исследования.

6. Обобщение результатов экспериментального исследования и выводы.

Экспериментальная база исследования и ее основных характеристики: 20 человек – сотрудники ООО «Гефест», гендерные особенности 10 женщин, 10 мужчин, возраст 24-32 года. На первом этапе исследования нами был подобран комплекс методик, отвечающих цели нашего исследования, рассмотрим методики подробно.

1. Современный вариант методики «Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения» (разработан Лабунской В.А.) включает в себя 8 «задач», объединенных в три группы, решение которых указывает на уровень развития ряда способностей.

Первая группа задач (1-4 задачи) диагностирует адекватность интерпретации состояний и отношений человека на основе его позы; интерпретацию эмоциональных состояний человека на основе его мимики; адекватность интерпретации интеллектуально-волевых эмоциональных состояний и отношений на основе индивидуального невербального поведения; адекватность интерпретации отношений, взаимоотношений людей, включенных в невербальную интеракцию (диада, группа); адекватность интерпретации невербального поведения с помощью определения связей и отличий между психологическим содержанием различных элементов невербального поведения.


Вторая группа задач (5-7 задачи) направлена на диагностику способности к адекватной регуляции отношений в диаде и группе с помощью выбираемых экспрессивных паттернов. Речь идет об умении регулировать отношения в эмоционально-отрицательную сторону; умения регулировать отношения в диаде, группе в эмоционально-положительную сторону с помощью выбираемых экспрессивных паттернов.

Третья группа задач (8 задача) направлена на диагностику уровня развития способности устанавливать адекватные связи между вербальным и невербальным поведением человека.

Обработка результатов решения всех «задач», включенных в методику «Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения», состоит из определения для каждого испытуемого суммарного балла, полученного в процессе решения каждой задачи. Далее определяется уровень развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения. Максимально возможный показатель успешности решения той или иной задачи – 20 баллов. Следовательно, максимальное количество баллов, которое может набрать один участник исследования, равно 160 баллов.

Выделяют такие уровни развития способности к интерпретации вербального поведения:

Низкий уровень – 0-32.

Ниже среднего – 33-64.

Средний уровень – 65-96.

Выше среднего – 97-128.

Высокий уровень – 129-160.

С помощью данной методики мы можем выделить уровни восприятия невербальных сигналов в общении у мужчин и женщин, с учетом направленности нашего исследования.

2. Опросник «Социально-психологические характеристики субъекта общения» (разработан В.А. Лабунской).

В опроснике представлены пять групп характеристик общения (содержит 68 утверждений). Каждая группа включает как позитивные, так и негативные черты, определяющие его эффективность. Суммарная оценка степени влияния различных групп характеристик позволяет выявить степень индивидуальной или групповой чувствительности к определенным сторонам общения («Профиль психологических трудностей общения»), установить степень сензитивности к позитивным и негативным чертам общения, создать «портрет» оптимального или трудного партнера с точки зрения субъекта или группы.

Первая группа утверждений включает экспрессивно-речевые (ЭР) особенности партнеров (15 вопросов);

Вторая группа утверждений отражает социально - перцептивные (СП) особенности партнеров (15 вопросов);

Третья группа утверждений включает суждения, описывающие отношения - обращения (ОО) партнеров друг к другу (15 вопросов);


Четвертая группа утверждений состоит из суждений, раскрывающих умения и навыки организации взаимодействия (НВ) (15 вопросов);

Отдельная группа характеристик дает представление о влиянии на возникновение трудностей общения таких параметров, как интенсивность общения, количество партнеров, наличие свидетелей общения, возраст, пол, статус, т.е. условия общения (УО) (8 вопросов).

На основе соотношения степени оценки каждой группы характеристик определяется тип «Профиля психологических трудностей общения». Те суждения, которые у 50-75 % участников исследования оценивались как очень сильно или сильно затрудняющие процесс общения, включаются в «портрет трудного партнера общения». Так составляется групповое представление о субъекте затрудненного общения. На основе анализа этих представлений определяются характеристики общения партнера, по отношению к которым наблюдается повышенная чувствительность, и устанавливаются количественные и качественные различия «портретов» в зависимости от изучаемых детерминант общения.

С помощью данной методики мы можем определить групповое представление гендерных выборок о субъекте затрудненного общения вследствие трудностей восприятия невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.

2.2. Анализ результатов исследования

Результаты проведения диагностики по 1 методике Лабунской В.А. представлены в таблице 1 и таблице 2.

Таблица 1

Результаты диагностики уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения в группе мужчин

№ исп.

Решение задач (в баллах)

Общ балл

уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

3

6

5

4

4

5

2

1

30

Низкий

7

4

3

8

6

7

7

10

52

Ниже среднего

8

5

4

9

7

8

8

10

61

Ниже среднего

11

8

6

13

10

11

10

15

83

Средний

6

3

4

5

5

4

3

1

31

Низкий

9

10

8

7

11

13

16

12

98

Выше среднего

19

17

14

18

13

16

16

8

121

Выше среднего

11

9

8

7

9

4

5

8

63

Ниже среднего

10

8

9

7

9

5

8

4

62

Ниже среднего

16

12

11

9

17

10

5

10

90

Средний


Анализируя результаты проведенной диагностики, представленные в таблице 1, можно сделать вывод о том, что:

- общий уровень развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения в группе мужчин – средний (усредненный групповой показатель– 69 баллов).

По группе:

- мужчин с низким уровнем – 20%;

- мужчин с уровнем ниже среднего – 40%;

- мужчин со средним уровнем – 20%;

- мужчин с уровнем выше среднего – 20%.

- мужчин с высоким уровнем не выявлено.

Наглядно результаты диагностики представлены на рис. 1.

Рис. 1. Распределение показателей уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения в группе мужчин

Таблица 2

Результаты диагностики уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения в группе женщин

№ исп.

Решение задач (в баллах)

Общ балл

уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

17

9

10

13

12

16

96

Средний

19

15

14

12

17

13

5

10

105

Выше среднего

4

8

3

6

8

7

10

7

53

Ниже среднего

12

16

13

11

7

8

10

9

95

Средний

19

17

18

16

17

16

18

19

140

Высокий

18

14

13

14

19

12

5

10

102

Выше среднего

9

10

8

7

11

13

16

12

95

Средний

19

19

19

18

19

19

18

18

151

Высокий

10

9

13

17

12

14

15

19

105

Выше среднего

9

12

10

16

8

13

7

11

95

Средний


Анализируя результаты проведенной диагностики, представленные в таблице 2, можно сделать вывод о том, что:

- общий уровень развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения в группе женщин – выше среднего (усредненный групповой показатель– 104 балла).

По группе:

- женщин с низким уровнем – не выявлено;

- женщин с уровнем ниже среднего – 10%;

- женщин со средним уровнем – 40%;

- женщин с уровнем выше среднего – 30%.

- женщин с высоким уровнем - 20%

Наглядно результаты диагностики представлены на рис. 2.

Рис. 2. Распределение показателей уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения в группе женщин

Сравнительные данные обеих групп представлены на рис. 3.

Рис. 3. Сравнительные показатели по гендерным группам уровней развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения

Анализируя данные, представленные наглядно на рис. 3, мы можем сделать вывод о том, что в группе женщин выявлена тенденция к развитию более высокого уровня способности к адекватной интерпретации невербального поведения, чем у мужчин.

Проведя диагностику уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения в группах с гендерными различиями, мы можем сделать обобщающий вывод о том, что женщины более восприимчивы к восприятию невербальных сигналов в общении, что говорит о более высоком развитии эмоционального интеллекта, чем у мужчин. Мужчинам более свойственно ошибаться в смысле общения, воспринимая сигналы невербальной информации, искажая ее.

Таким образом, нами частично доказана гипотеза исследования в части того, что уровень восприятия невербального общения обусловлен гендерными различиями.

Для того чтобы проверить достоверность различий по выделенным выше особенностям невербального общения (гендерные различия) нами был применен метод математической статистики (U-критерий Манна-Уитни).

Данный метод позволит нам полностью подтвердить гипотезу в части предположения о гендерных различиях в восприятии невербального общения.

Гипотезы расчета критерия:

Н0 – уровень развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения у мужчин и женщин не имеет различий.

Н1 – уровень развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения у женщин выше, чем у мужчин.