Файл: Принципы управления стоимостью проекта (Анализ управления стоимостью проекта и итоговые результаты).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления стоимостью проекта
1.1. Методы и инструменты управления стоимостью проекта
1.2. Структура и расчет бюджета проекта
1.3. Прогнозирование стоимости проекта
2. Управление стоимостью проекта на примере ООО «Техэнерго»
2.1. Концептуальный план проекта
2.2. Анализ управления стоимостью проекта и итоговые результаты
Введение
Одним из наиболее важных вопросов для инвестора является вопрос о стоимости проекта. Понимание стоимости проекта необходимо для принятия адекватного решения о запуске проекта. Однако, точный ответ получают только после окончания проекта. Все остальное время известны лишь предположения о стоимости будущего проекта.
Предположения о стоимости проекта и необходимых средствах для его реализации должны быть представлены в виде четкого структурированного документа, отвечающего на вопросы: сколько, когда и на что будут израсходованы денежные средства в ходе выполнения проекта. В дальнейшем менеджеру проекта придется приложить немало сил, чтобы его предположения сбылись и проект был выполнен в рамках утвержденного бюджета. Перечисленные действия менеджера и команды проекта и составляют содержание управления стоимостью проекта. Таким образом, выбраннач темы курсовой работы является актуальной.
Целью курсовой работы является изучение инструментов и методов управления стоимостью проекта.
Для достижения цели курсовой работы требуется решить следующие задачи:
- изучение теоретических основ управления стоимостью проекта;
- изучение методов и инструментов управления стоимостью проекта ;
- рассмотрение структуры и расчет бюджета проекта;
- прогнозирование стоимости проекта;
- изучение управления стоимостью проекта на примере ООО «Техэнерго»,
- проведение анализа управления стоимостью проекта.
Объект исследования – предприятие ООО «Техэнерго».
Предмет исследования – проектная деятельность на предприятии.
Для достижения поставленных целей был использованы методы: методологический, аналитический, статистический и другие.
Теоретико-методологическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных авторов, исследовавших различные аспекты менеджмента предприятия, справочные и законодательные материалы в части регулирования малого и среднего бизнеса, архив документов ООО «Техэнерго».
В первой главе работы изучены теоретические основы управления стоимостью проекта. Во второй главе работы исследовано практическое управление проектом на предприятии ООО «Техэнерго». В заключении сделаны выводы по проведенному исследованию.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
1. Теоретические основы управления стоимостью проекта
1.1. Методы и инструменты управления стоимостью проекта
Управление стоимостью обеспечивается посредством реализации в ходе проекта следующих процессов: оценки стоимости; разработки бюджета проекта; контроля стоимости проекта.
Процессы управления стоимостью проекта обеспечивают:
- понимание менеджером проекта, заказчиком и инвестором проекта прогнозной стоимости отдельных работ, пакетов работ и всего проекта (процесс оценки стоимости);
- четкое понимание менеджером проекта, когда, сколько и на что будут израсходованы денежные средства в проекте (процесс разработки бюджета);
- отсутствие в проекте непредвиденных расходов, снижение количества изменений и отклонений фактического бюджета от утвержденного базового бюджета (процесс контроля стоимости) [15, c.43].
При этом указанные процессы, как и любые процессы в ходе выполнения проекта, могут быть итеративными и выполняться на принципах последовательной разработки.
Основные задачи менеджера проекта при управлении стоимостью:
- определение общих правил и принципов управления стоимостью проекта;
- разработка системы управления стоимостью проекта;
- привлечение соответствующих функциональных специалистов к работам по оценке стоимости;
- оценка количества ресурсов, необходимых для реализации работ проекта;
- организация разработки сметы и бюджета проекта;
- обеспечение финансирования проекта согласно финансовому плану;
- учет фактических затрат в ходе проекта;
- контроль стоимостных параметров проекта, выявление отклонений и своевременное выполнение корректирующих воздействий;
- архивирование фактической информации о стоимостных параметрах проекта [19, c.22].
Управление стоимостью (затратами) проекта (Project Cost Management) объединяет процессы, выполняемые в ходе планирования, разработки бюджета и контролирования затрат, обеспечивающие завершение проекта в рамках утвержденного бюджета.
Управление стоимостью и финансированием проекта (Project Cost and Finance Management)— раздел управления проектами, включающий процессы, необходимые для формирования и контроля выполнения утвержденного бюджета проекта [18, c.8].
Важной особенностью процессов управления стоимостью проекта является их очень тесная связь с иными процессами планирования. В частности, сложно предположить, что удастся разработать корректный бюджет, не имея информации о необходимых ресурсах и без календарного плана.
Информация о рисках проекта также может значительно повлиять как на величину, так и на структуру проекта.
Одним из первых шагов, выполняемых менеджером проекта в ходе управления стоимостью проекта, является разработка концепции управления стоимостью. Эта концепция должна содержать общие правила организации управления затратами проекта, принципы учета и документирования, рекомендуемые методики и технологии [32, c.40].
Разработка концепции управления стоимостью и финансированием проекта:
- выработка стратегии управления стоимостью и финансами проекта (определение целей и задач, критериев успеха и неудач, ограничений и допущений);
- проведение экономического анализа и обоснования проекта (маркетинг, оценка стоимости и источников финансирования, прогноз выполнения);
- общая экономическая оценка проекта;
- разработка укрупненного графика финансирования;
- определение требований к системе управления стоимостью и финансированием в проекте;
- утверждение концепции [19, c.77].
Все затраты в проекте могут быть подразделены на три вида:
1.обязательства;
2.бюджетные затраты;
3.фактические затраты.
Обязательства— это плановые, будущие затраты, которые возникают при заключении договоров, контрактов, заказе каких-либо товаров или услуг. Обычно это происходит заранее согласно плану проекта. Счета, выставляемые поставщиками, подлежат обязательной оплате. Однако оплата может производиться по различным правилам в различные моменты времени:
- в момент готовности материалов и комплектующих;
- после поставки товаров и услуг;
- на условиях полной или частичной предоплаты;
- согласно политике организации, закупающей или предоставляющей товары и услуги.
В зависимости от того, как организован учет в организации, можно раньше или позже произвести документальное уменьшение бюджета на сумму обязательств. В некоторых организациях данные затраты не учитываются до момента получения счета или его оплаты. В таком случае текущее состояние бюджета проекта доступно менеджеру в искаженном виде и не дает полноценной картины для принятия решений [20, c.70].
Бюджетные затраты представляют собой сметную стоимость работ, распределенную во времени. Это график расходов проекта. Иногда его называют планом затрат. Он содержит информацию о величине и сроках планируемых расходов проекта при производстве работ.
Фактические затраты показывают реальный отток денежной наличности в проекте. Отчет о фактических затратах содержит информацию о реальных расходах проекта. При этом они могут произойти:
- во время выполнения работ проекта;
- в момент выплаты денежных средств;
- в момент списания денежных средств со счета.
Для повышения эффективности системы управления затратами проекта в концепции управления стоимостью и финансированием проекта желательно четко определить:
- политику оплаты работ (предоплата, оплата по факту и др.);
- политику оплаты счетов (в день получения, в течение определенного срока и др.);
- принципы списания затрат на рабочую силу, материалы и комплектующие;
- принципы учета затрат в проекте;
- принципы оплаты работ при привлечении субподрядных организаций;
- взаимосвязь графика выполнения работ и списания затрат на рабочую силу и оплату механизмов [14, c.18].
Оценка стоимости — процесс определения всех затрат, необходимых для успешной и полной реализации проекта. Оценка стоимости — итеративный процесс получения примерных данных о стоимости работ и ресурсов. Оценки могут уточняться по ходу проекта. Допустимая погрешность оценок зависит от назначения получаемых данных и от фазы проекта. Таким образом, любая оценка стоимости в проекте приблизительная. Но все же приблизительно — это от слова «близко». По ходу проекта оценки должны уточняться и становиться более реальными.
В проектном менеджменте можно выделить четыре типа оценок:
1.грубый порядок величины — стоимостные ожидания проекта, находящегося на фазе замысла или идеи;
2.порядок величины — предположения стоимости проекта, рассчитанные в бизнес-плане или аналогичном документе;
3.бюджетная оценка — оценка стоимости проекта, полученная на основе данных, предоставленных поставщиками и исполнителями работ;
4.точная — оценка стоимости, включаемая в бюджет при определении окончательной плановой стоимости проекта перед переходом к фазе реализации [22, c.9].
Любопытно, что даже точная оценка, которая, собственно, и используется при ценообразовании и окончательной корректировке бюджета, имеет погрешность (см. рис. 1.1).
Рис 1.1 Диапазоны точности оценок стоимости [14, c.87]
В качестве исходных данных для оценки стоимости менеджеру проекта необходима информация о содержании проекта. На первоначальных этапах это будет Устав или ИСР проекта, а на последующих потребуется его подробный календарный план. Все зависит от номера итерации по оценке стоимости. Чтобы получить оценку грубого порядка величины стоимости проекта, иногда достаточно лишь идеи и замысла проекта. Для более точных оценок требуется более точная информация.
В оценке стоимости работ должны быть учтены все статьи затрат на выполнение работы:
- материалы и комплектующие;
- закупаемое оборудование, транспорт;
- арендные платежи (площади, оборудование, транспорт);
- затраты на лизинг (покупка, взятие в аренду, лизинг);
- производственные мощности;
- стоимость труда персонала;
- затраты на расходные материалы;
- затраты на обучение и стажировки;
- затраты на проведение мероприятий (конференции, семинары);
- командировочные расходы;
- затраты на логистику;
- представительские расходы.
Подобную содержательную работу менеджер проекта может выполнить лишь с привлечением квалифицированного сметчика или при наличии активного содействия со стороны функциональных специалистов, которые будут выполнять соответствующие работы [24, c.13].
Методы, которые будут использованы при стоимостной оценке, зависят от конкретного проекта, квалификации экспертов и других факторов. Например, для получения качественного результата оценки стоимости методом «снизу вверх» необходимо иметь достаточно детально проработанную иерархическую структуру работ. Качественно проработанная ИСР не будет лишней при использовании и других методов оценки. В случае отсутствия подробной иерархической структуры работ, возможно, придется для начала использовать метод «сверху вниз» [22, c.15].
Выделяют следующие методы оценки стоимости:
- параметрическая оценка;
- оценка по аналогам;
- оценка «снизу вверх»
- оценка «сверху вниз»;
- анализ предложений исполнителей.
В случае проведения тендера по выбору поставщиков все составляющие предложения анализируются в комплексе. Анализу подвергаются предложенные сроки, критерии качества и иные показатели, а не только цена, и данная проблема теряет остроту.
Сравнительная характеристика различных методов оценки стоимости приведена в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Сравнительная характеристика различных методов оценки стоимости проекта [8, c.70]
Метод оценки |
Основания для применения и сфера (этап) |
Необходимые условия |
1 |
2 |
3 |
Параметрическая оценка |
Наличие оценок объемов работ и нормативной стоимости отдельных элементов работ. Применяется на любых этапах проекта. Точность зависит от точности оценок объемов работ и их нормативной стоимости |
Наличие возможности нормирования стоимости работ. Возможность расчета оценок исходя из объемных параметров работ. Наличие нормативов стоимости отдельных типовых операций |
Оценка по аналогам |
Недостаток детальной информации. Применяется на ранних фазах проекта |
Схожесть работ по содержанию и типу. Наличие информации о фактической стоимости работы-аналога. Наличие опыта у участников |
Оценка «снизу вверх» |
Необходимость в уточненной оценке стоимости. Повторная оценка стоимости. Рекомендуется для фазы детального планирования |
Невысокие трудоемкость и объем работ отдельных операций. Наличие достаточно точных оценок необходимых ресурсов для отдельных операций. Историческая информация о стоимости отдельных типовых операций. Наличие нормативов затрат. Тщательно проработанная ИСР |
Оценка «сверху вниз» |
Необходимость быстрой укрупненной оценки стоимости. Применяется для фазы замысла (идеи) проекта |
Возможность укрупненной оценки стоимости всего проекта |
Анализ предложений исполнителей |
Закупка оборудования у поставщиков. Организация тендера. Наличие возможности выполнить работы силами внешних организаций |
Качественная тендерная (конкурсная) документация. Детализированные предложения конкурсантов (оферты). Доступность экспертной оценки. Сбалансированная система показателей |