Файл: Принципы управления стоимостью проекта (Анализ управления стоимостью проекта и итоговые результаты).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализируя отклонение по стоимости CV = -4000 руб., можно утверждать, что имеется перерасход средств, и это плохо. Однако, рассматривая значение отклонения по расписанию SV = = 5000 руб., можно сделать другой вывод. Действительно, существует перерасход средств в 4000 руб. Но при этом отклонение по расписанию составляет +5000 руб., т. е. выполнено работ больше, чем планировалось. Возможно, перерасход средств обусловлен высокой скоростью выполнения работ. Как известно, время — это деньги. Выполнено больше работ, чем планировалось, за это приходится платить.

1.3. Прогнозирование стоимости проекта

Прогнозирование дальнейшего хода выполнения проекта и изменения его стоимости является второй и важнейшей составляющей контроля. Для прогнозирования также может применяться метод освоенного объема.

Абсолютные показатели CV и SV дают возможность сделать выводы о текущем, мгновенном состоянии проекта. Чтобы понять тенденции и прогнозы, необходимы относительные показатели.

В методе освоенного объема предусмотрены не только абсолютные, но и относительные показатели выполнения проекта.

CPI(Cost Performance Index) — индекс выполнения стоимости:

  • относительный показатель, характеризующий эффективность расходования денежных средств в проекте;
  • отношение значений освоенного объема и фактической стоимости.

CPI = EV / AC. (1.1)

SPI(Schedule Performance Index) — индекс выполнения расписания:

  • относительный показатель, характеризующий степень достижения показателей проекта по объемам работ и выполнения расписания проекта;
  • отношение значений освоенного объема и планового объема.

SPI = EV / PV. (1.2)

Индекс выполнения стоимости проекта характеризует стоимостные параметры проекта:

  • если CPI < 1, в проекте имеет место перерасход средств;
  • если CPI > 1, в проекте имеет место экономия бюджета.

Индекс выполнения расписания характеризует параметры выполнения расписания и объемов выполненных работ:

  • если SPI < 1, в проекте имеет место отставание по срокам;
  • если SPI > 1, в проекте имеет место опережение графика.

Индексы помогут менеджеру проекта в расчете прогнозов дальнейшего хода выполнения проекта. Для прогнозирования будущих стоимостных показателей проекта, в частности расчета оценки по завершении проекта, менеджеру проекта понадобится:


  • понимание, сколько денег уже израсходовано;
  • прогноз, сколько денег еще предстоит израсходовать.

Именно прогноз оставшейся стоимости проекта и является главной задачей команды управления стоимостью. Метод освоенного объема дает возможность рассчитать его с учетом реальной ситуации в проекте.

Для понимания возможностей метода освоенного объема по прогнозированию будущих стоимостных показателей проекта введем еще несколько понятий.

BAC(Budget At Complete, бюджет по завершении) — плановая стоимость вы! полнения всех работ проекта, зафиксированная в базовом бюджете проекта. Бюджет по завершении вычисляется в ходе планирования и разработки смет и бюджета проекта.

EAC(Estimate At Complete, оценка по завершении) — расчетная (прогнозная) стоимость выполнения работ проекта, вычисляемая на базе имеющейся фактической информации о ходе проекта и его стоимостных показателях на текущий момент. Оценка по завершении может вычисляться в любой момент проекта. Для того чтобы вычислить ее корректное значение, требуется значение фактических затрат в проекте. В начальный момент проекта, когда фактических затрат еще нет, оценкой по завершении является значение бюджета по завершении:

EAC = BAC (в момент фиксации базового бюджета).

ETC(Estimate To Complete, оценка до завершения) — прогнозное значение стоимости выполнения оставшихся работ проекта от момента анализа до окончания проекта. Вычисление оценки до завершения и является главной задачей менеджера проекта при прогнозировании стоимостных его показателей. Обладание значением оценки до завершения делает расчет оценки по завершении технической задачей:

EAC = AC + ETC. (1.3)

Более наглядно основные прогнозные и базовые оценки стоимости проекта представлены на рисунке 1.4.

Рисунок 1.4. Прогнозирование стоимости по методу освоенного объема

Метод освоенного объема позволяет вычислить оценку до завершения с учетом складывающейся ситуации в проекте. Для этого анализируется существующая фактическая информация и выбирается способ расчета прогнозных показателей. Варианты и формулы расчета прогнозных показателей стоимости проекта по методу освоенного объема приведены в таблице 1.4.

Как видно из приведенных формул, индекс выполнения стоимости CPI вводится в расчетную формулу для учета тенденции выполнения стоимости в проекте.

Если в проекте имеется перерасход средств, введение в формулу значения CPI < 1 в знаменатель увеличивает значение оценки до завершения. Это логично. Раз есть перерасход сейчас, то сохранение тенденции приведет к общему перерасходу по итогам проекта.


Если в проекте на данный момент наблюдается экономия средств, то введение в формулу значения CPI > 1 в знаменатель увеличивает значение оценки до завершения. Раз есть экономия сейчас, сохранение тенденции приведет к экономии всего бюджета.

Таблица 1.4

Расчет прогнозных показателей стоимости проекта
по методу освоенного объема [13, c.44]

Оценка до завершения ETC

Условия применения

Оценка по завершении EAC

Оценка до завершения, основанная на новой оценке

Формула:

новый прогноз

Применяется в случае наличия отклонений по стоимости. При этом фактическая информация о стоимостных параметрах проекта позволяет сделать вывод о значительных принципиальных ошибках при расчете бюджета по завершении (BAC) в ходе планирования проекта. Команда проекта принимает решение провести новый расчет стоимости в изменившихся условиях

Оценка по завершении с использованием новой оценки. Она равна фактической стоимости работ на дату анализа плюс новый прогноз ETC, представленный командой проекта:

EAC = AC + ETC

Оценка до завершения, основанная на нетипичных отклонениях

Формула:

ETC = BAC - EV

Применяется в случае наличия отклонений по стоимости. При этом команда проекта принимает решение, что подобное отклонение (перерасход или экономия бюджета) является случайным и предположительно больше не повторится. Тенденция неустойчивая

Оценка по завершении, основанная на нетипичных отклонениях.

Формула:

EAC = AC + (BAC - EV)

Оценка до завершения, основанная на типичных отклонениях

Формула:

ETC = (BAC - EV)/CPI

Применяется в случае наличия отклонений по стоимости. При этом команда проекта принимает решение, что подобное отклонение (перерасход или экономия бюджета) является не случайным и предположительно будет повторяться в дальнейшем. Тенденция устойчивая, необходимо использовать индекс выполнения стоимости CPI

Оценка по завершении, основанная на типичных отклонениях.

Формула:

EAC = АС + (BAC - EV)/ CPI

Для повышения точности прогнозов необходимо организовать регулярный сбор фактической информации о стоимостных показателях и пересчет прогнозных оценок. На базе полученных оценок следует составлять графики и анализировать существующие тренды и тенденции.

Если три-четыре отчетных периода расчетные показатели основных оценок имеют одинаковое значение, например «перерасход бюджета», доверие к такой оценке значительно возрастает. Если же три-четыре отчетных периода оценки показывают различные значения (то «перерасход», то «экономия»), возможно, это связано с особенностями стоимостного учета в проекте или с другими причинами.


2. Управление стоимостью проекта на примере ООО «Техэнерго»

2.1. Концептуальный план проекта

В настоящей главе детально рассматривается управление проектом на примере производства трансформаторов тока компанией ООО «Техэнерго».

Постоянными клиентами ООО «Техэнерго» по направлению реализации трансформации тока являются предприятия энергетического комплекса, жилищно-коммунальной сферы, жилищного строительства, машиностроения и другие. Кроме того, сформировалась группа крупных торговых компаний, которые являются партнерами на протяжении 5-10 лет.

Производственная мощность трансформаторов тока представлена в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Производственная мощность трансформаторов тока

Дата

Производственная мощность

Фактический выпуск

Использование производственной мощности, %

штук

тыс.руб.

штук

тыс.руб.

штук

тыс.руб.

01.01.2014 г.

822 893

139 333,5

681 881

127 187,0

82,8

91,2

01.01.2015 г.

822 893

139 333,5

652 554

117 639,3

79,3

84,4

01.01.2016 г.

822 893

139 333,5

520 024

104 265,2

74,8

63,2

Производственная мощность по состоянию на 01.01.2016 г осталось без изменений по сравнению с состоянием на 01.01.2015 г. и на 01.01.2014 г., поскольку не было ввода и вывода оборудования. Однако, фактический выпуск снижается, что требует принятия организационных решений.

Предприятие ООО «Техэнерго» не использует все имеющиеся возможности оборудования. В целом, по предприятию, производственные мощности эксплуатируются лишь на 63,2%, что составляет чуть больше половины всего потенциала производства измерительных трансформаторов.

Главная причина недозагрузки оборудования - это планирование объемов производства с учетом принятых заявок от покупателей. Ограниченное количество заявок объясняет неполное использование производственных мощностей на участке измерительных трансформаторов.


При этом недозагрузка мощностей оказывает отрицательное влияние на деятельность предприятия в целом. Не используя имеющиеся производственные мощности, ООО «Техэнерго» теряет часть потенциального выпуска продукции, реализация которой принесла бы дополнительную прибыль предприятию.

Возможны следующие варианты рационального использования производственных мощностей ООО «Техэнерго».

Первый вариант, реализация которого принесет предприятию наибольший эффект, - это использование всех имеющихся производственных мощностей предприятия в полную силу. Известно, что причиной недозагруженности мощностей является, главным образом, недостаток покупателей-заказчиков.

Вторая, не менее важная причина, - дефицит качественного сырья, что также влияет на снижение объемов производимой продукции. Решением данной проблемы может быть освоение новых рынков сбыта, завоевание большего сегмента потребителей, успешное позиционирование своей продукции на рынке. Необходимо усилить маркетинговую стратегию, активно вести рекламную политику с целью повышения информированности о торговой марке.

Новые заказы позволят увеличить выпуск продукции, загрузив производственные мощности предприятия. Однако этот путь развития потребует значительных денежных вложений на продвижение продукции в Костромской области и других регионах. Окупаемость проекта происходит посредством повышения объема продаж.

Стратегическая цель проекта - завоевание доли рынка или ее расширения до определенных показателей. Эта стратегия предполагает достижение намеченных показателей нормы и массы прибыли, при которых обеспечивается рентабельность и эффективность производства. Завоевание доли рынка или его сегмента осуществляется посредством выпуска и внедрения на рынок новой продукции, формирования новых потребностей у потребителей, проникновения в новые сферы ее применения. Расширение доли рынка традиционной продукции в условиях, когда все товарные рынки уже поделены, возможно, лишь за счет вытеснения с рынка конкурента.

Этапы жизненного цикла проекта приведены в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Этапы жизненного цикла проекта

Показатель

Сроки и характеристика

1

2

1. Инициация и запуск проекта

До 01.02.2016г.

 Решение о целесообразности проекта.

 Назначение руководителя проекта.

 Приказ Начальника колонии о запуске проекта

2.Предпроектное исследование

До 1.03.2016 г.

  Проведение маркетингового исследования

 Выбор поставщиков

 Описание рисков проекта и мероприятий по их снижению

  Разработка производственного, маркетингового, финансового планов

  Подготовка нормативно-справочной информации

- Подготовка документации по проекту (Устав, Положения и т.п.)

3. Реализация проекта

1.04.2016 - 31.12.2016 г.

  Организация рабочих мест

- Организация производства и сбыта дополнительной продукции

4. Завершение проекта

До 01.02.2017

- Подведение итогов проекта, оценка достижения целей и задач проекта

- Принятие решения о развитии производства