Файл: Процедуры несостоятельности (банкротства). Наблюдение как процедура несостоятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что наличие в правовой системе государства конкурсного права – института несостоятельности (банкротства) - имеет огромное значение как для права, так и для экономики в целом, так как его нормы направлены на исключение из оборота субъектов, не способных осуществлять рентабельную деятельность, а также на восстановление финансового состояния юридических лиц, испытывающих временные финансовые сложности. Все это способствует оздоровлению экономики, недопущению кризиса платежей и функционирования неплатежеспособных юридических лиц.

Институт несостоятельности (банкротства) является одним из главных элементов правовой системы любого государства с рыночной экономикой. Вопросы, которые связаны с отсутствием возможности оплатить поставленные товары, оказанные услуги, вернуть деньги, взятые в долг, возникли практически одновременно с появлением товарно-денежных отношений. На протяжении многих лет люди изучали рынок и все его возможные закономерности, учились прогнозировать различные его модели и всячески его совершенствовать, но, несмотря на все эти действия, эта проблема преследует нас и сегодня.

Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Закона о банкротстве).

Целями курсовой работы являются изучение и анализ вопросов возникающих при применении процедуры банкротства в современных экономических условиях.

В соответствии с этим в курсовой работе поставлена следующая задача:

- исследование всех этапов процедуры несостоятельности (банкротства) юридических лиц.

Процедуры банкротства юридического лица

1 Наблюдение как процедура несостоятельности (банкротства)

Как нам уже известно, российское законодательство о банкротстве основано на концепции «единого входа», означающей, что после принятия арбитражным судом заявления о банкротстве должник автоматически попадает в процедуру наблюдения, которая является предварительным этапом перед выбором основной процедуры (финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства).[1]


Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. В юридической литературе выделяют две основные функции процедуры наблюдения: обеспечительную и подготовительную. Обеспечительная функция состоит в том, что позволяет создать условия для сохранения имущества должника, имеющегося на момент начала дела о банкротстве. Подготовительная функция состоит в содействии организации подготовки дела к судебному разбирательству.

Как отмечает В. Ф. Попондопуло[2], основным вопросом, который решается в процедуре наблюдения, является вопрос о том, возможно ли восстановить платежеспособность должника. При положительном ответе в отношении него вводятся реабилитационные процедуры банкротства (финансовое оздоровление или внешнее управление), при отрицательном – конкурсное производство.

Процедура наблюдения не рассматривается в отношении: ликвидируемого юридического лица; отсутствующего должника; организаций, осуществлявших незаконную деятельность по привлечению денежных средств; кредитных организаций, а также граждан вообще.

Целями введения изучаемой процедуры являются: определение возможности для восстановления платежеспособности должника, одновременно с оценкой его финансового положения и обеспечение сохранности активов должника. Кроме этого, процедура наблюдения предполагает организацию первого собрания кредиторов и составление реестра требований кредиторов.

Основные цели процедуры наблюдения реализуются посредством деятельности временного управляющего (наблюдателя), который назначается арбитражным судом с момента вынесения судом определения о введении наблюдения.

Арбитражный суд вводит процедуру наблюдения по заявлению должника или после признания обоснованности требований заявителя: кредитора или уполномоченного органа. Например, Определение АС Камчатского края от 21 апреля 2016 г. по делу № А24-3736/2015[3]: Согласно пункту 2 статьи 33 Закона о банкротстве заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты,

когда они должны были быть исполнены, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В силу абзаца первого пункта 2 статьи 7 Закона о банкротстве право на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом возникает у кредитора по денежному обязательству с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или судебного акта о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда о взыскании с должника денежных средств. Заявитель реализовал право, предоставленное ему указанной нормой, обратившись в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью «Деликатесрыбпродукт». На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявление кредитора о признании общества с ограниченной ответственностью «Деликатесрыбпродукт» несостоятельным (банкротом) соответствует условиям, установленным пунктом 2 статьи 33 Закона о банкротстве, является обоснованным, поскольку не удовлетворено должником на дату заседания арбитражного суда. В связи с чем, суд считает необходимым ввести в отношении должника наблюдение сроком на четыре месяца на основании статей 3, 6, 48, 62 Закона о банкротстве.


При введении процедуры наблюдения Арбитражный суд назначает временного арбитражного управляющего для осуществления контроля за управлением руководящего органа должника, оценки финансового состояния должника, обеспечения сохранности имущества и т.д. Введение наблюдения и назначение временного управляющего не влекут отстранения руководителя должника, так как в период наблюдения арбитражный суд еще не рассмотрел дело по существу и не вынес соответствующего решения. В целях предотвращения злоупотреблений, ухудшающих положение кредиторов и финансовое состояние должника, полномочия руководителя и иных органов управления должника ограничиваются путем введения контроля со стороны временного управляющего. Контроль осуществляется в отношении сделок должника. Временный управляющий также следит, не принимаются ли органами управления решения, запрещенные Законом.[4]

Временный управляющий выявляет кредиторов, оценивает размер их требований, осуществляет инвентаризацию имущества юридического лица и предпринимает иные действия для оценки финансового состояния должника.

Следует иметь ввиду, что в соответствии с п.4 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве»[5] определение о введении наблюдения в части введения наблюдения может быть обжаловано и пересмотрено только до окончания наблюдения, то есть до даты введения следующей процедуры. При поступлении жалобы или заявления о пересмотре указанного определения в рассматриваемой части после окончания наблюдения, а также в случае окончания наблюдения в ходе рассмотрения таких жалобы или заявления суд прекращает по ним производство на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ. Аналогичные правила применяются в случае обжалования судебных актов о введении финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства. Так, в качестве примера предлагаем Определение ВАС РФ от 20.03.2013 № ВАС-2760/13 по делу № А41-19314/12.[6]

После подготовительного этапа и назначения временного управляющего необходимо выделить следующую стадию процедуры наблюдения – анализ финансового состояния должника.

Анализ финансового состояния должника - одна из важнейших обязанностей временного управляющего, определяющая основное содержание процедуры наблюдения.

Анализ финансовой деятельности проводится временным управляющим в определенных целях. Главная из них - установление возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и сроки, предусмотренные Законом. Временный управляющий осуществляет финансовый анализ на основе результатов проведенной им инвентаризации имущества либо уже имеющейся инвентаризации, анализа документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав собственности. Другой целью проведения финансового анализа должника является определение стоимости принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим.[7]


Немало важным моментом также является установление размера требований кредиторов, которые вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения.

Проведение первого собрания определяется внешним управляющим, которое должно состояться не позднее чем за десять дней до даты окончания наблюдения. Участниками первого собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых были предъявлены в порядке и в сроки, которые предусмотрены законодательством, и внесены в реестр требований кредиторов.На первом собрании кредиторов принимаются следующие решения:

- решение первого собрания кредиторов о введении финансового оздоровления, которое должно содержать предлагаемый срок финансового оздоровления, утвержденные план финансового оздоровления и график погашения задолженности;

- решение о введении внешнего управления должно содержать предлагаемый срок внешнего управления;

- решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

- решение о заключении мирового соглашения.

Процедура наблюдения завершается рассмотрением арбитражным судом дела о банкротстве и принятием решения (определения) о применении к должнику одной из следующих процедур банкротства: внешнего управления, конкурсного производства, мирового соглашения либо прекращения производства по делу о банкротстве.

Решение арбитражного суда должно быть вынесено на основании решения первого собрания кредиторов.

Подводя итог, можно сделать вывод, что процедура наблюдения служит для обеспечения интересов кредитора и должника. Должника в большей мере, так как по результатам данной процедуры должник может узнать о своих ошибках в управлении и менеджменте, что позволит избежать банкротства в дальнейшем. Кроме этого, данная процедура обеспечивает сохранность активов должника и направлена на восстановление его платежеспособности.

2 Финансовое оздоровление и внешнее управление как реабилитационные процедуры

Закон о банкротстве предусматривает две процедуры реабилитационной направленности: финансовое оздоровление и внешнее управление.


Несомненно, положительной особенностью Закона о банкротстве является введение им новой процедуры банкротства – финансового оздоровления – процедуры, применяемой к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии в соответствии с графиком погашения задолженности, без передачи полномочий по управлению должником арбитражному управляющему. В ранее действовавшем Законе 1998 г. данная процедура отсутствовала, что не позволяло должнику воспользоваться еще одной возможностью восстановить свою платежеспособность и продолжить свою хозяйственную и иную деятельность. [8]

Однако термин "финансовое оздоровление" был известен действовавшему ранее Федеральному закону от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Согласно ст. 26 Закона о банкротстве 1998 г. ряд лиц (учредители (участники)) должника, собственник имущества унитарного предприятия, кредиторы и иные лица по соглашению с должником были вправе до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимать меры, направленные на финансовое оздоровление должника.

Некоторое сходство можно найти у финансового оздоровления с процедурой санации (оздоровления предприятия-должника), которая была предусмотрена и регулировалась ст. 13 Закона о банкротстве 1992 г. В рамках этой реорганизационной процедуры собственником предприятия-должника, кредитором (кредиторами) или иными лицами такому предприятию оказывалась финансовая помощь, и должник продолжал самостоятельно осуществлять хозяйственную деятельность. Однако имеется и существенное отличие финансового оздоровления от санации, которая осуществлялась не за счет должника, а за счет лиц, предоставивших финансовую помощь, - участников санации. С момента заключения с участниками санации соответствующего соглашения они, а не должник, должны были выполнить принятые на себя обязательства перед кредиторами в полном объеме и несли за их выполнение солидарную ответственность (п. 7 ст. 13 Закона о банкротстве 1992 г.). В финансовом оздоровлении акценты смещены - ответственным по обязательствам остается должник, который, прежде всего, за счет своего имущества должен исполнить обязательства. Лишь в случае неисполнения должником графика погашения задолженности такое исполнение возлагается на лиц, предоставивших обеспечение (ст. 89 Закона).[9]

Финансовое оздоровление, таким образом, представляет собой новую реабилитационную процедуру, направленную на преодоление финансового кризиса должника с предоставлением определенных гарантий кредиторам. Эта процедура предусматривает на срок ее введения возможность для должника выплачивать долги в соответствии с утвержденным в определенном порядке графиком и получать средства из источников, предусмотренных планом финансового оздоровления.