Файл: Процедуры несостоятельности (банкротства). Наблюдение как процедура несостоятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На основании ст. 76 Закона о банкротстве в ходе наблюдения должник на основании решения своих учредителей (участников), органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредители (участники) должника, орган, уполномоченный собственником имущества должника - унитарного предприятия, третье лицо или третьи лица в установленном Федеральным законом о банкротстве порядке вправе обратиться к первому собранию кредиторов, а в случаях, установленных Законом, - к арбитражному суду с ходатайством о введении финансового оздоровления.

Названные субъекты по общему правилу обращаются с ходатайством к первому собранию кредиторов, для чего оно должно быть направлено временному управляющему и в арбитражный суд как минимум за 15 дней до даты проведения первого собрания кредиторов.

Пропуск установленного 15-дневного срока сам по себе не препятствует собранию кредиторов принять решение о введении финансового оздоровления (п. 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29).[10]

Финансовое оздоровление по решению собрания кредиторов может вводиться как с предоставлением обеспечения, так и без такового (п. 33 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29).

Для рассмотрения вопроса о целесообразности введения финансового оздоровления созывается общее собрание учредителей (участников) корпорации, на котором осуществляется голосование большинством голосов лиц, участвовавших в собрании.

К решению об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления прилагаются:

- план финансового оздоровления;

- график погашения задолженности;

- протокол общего собрания учредителей (участников) должника или решение органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия;

- перечень учредителей (участников) должника, голосовавших за обращение к собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления;

- при наличии обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности сведения о предлагаемом учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности;

- иные предусмотренные настоящим Федеральным законом документы.

Арбитражные суды при рассмотрении дел о банкротстве подчеркивают, что прерогативой принятия решения о введении соответствующей процедуры несостоятельности обладает общее собрание кредиторов. Так, например, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 10 апреля 2009 г. № А15-570/2008«В план финансового оздоровления рекомендуется включать проект графика погашения задолженности. Это может быть задолженность бюджету по налогам и сборам, пеням и штрафам, страховые взносы перед государственными внебюджетными фондами с обоснованием возможности обеспечения его выполнения и указанием источника выплат реструктурированной задолженности и оценка изменения результатов деятельности организации и платежеспособности в случае предоставления реструктуризации в соответствии с проектом графика погашения задолженности»[11]


Также Закон о банкротстве предоставляет возможность «по согласованию с должником ходатайство о введении финансового оздоровления может быть подано третьим лицом или третьими лицами. Указанное ходатайство должно содержать сведения о предлагаемом обеспечении третьим лицом или третьими лицами исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности. Закон не устанавливает, в какой форме должно быть выражено указанное согласование. Оно представляет собой договор, и в отношении его формы применимы соответствующие положения ГК РФ о форме сделок.

При обращении к собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления нескольких лиц, в том числе учредителей (участников) должника, обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком задолженности каждым из них определяется соглашением между ними, которое прилагается к ходатайству. Указанное соглашение должно предусматривать солидарную ответственность лиц его заключивших.

На основании ст. 79 Закона о банкротстве исполнение должником обязательств в соответствии с графиком задолженности может быть обеспечено залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством, а также иными способами, не противоречащими Закону о банкротстве.

Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности не может быть обеспечено удержанием, задатком или неустойкой, а также любые способы обеспечения, по которым в качестве предмета обеспечения выступают имущество или имущественные права, принадлежащие должнику.

При введении финансового оздоровления арбитражный суд оценивает договоры и иные обеспечительные сделки с точки зрения их соответствия закону. В случае если такие договоры (сделки) являются ничтожными или использованы недопустимые для данной процедуры банкротства способы обеспечения исполнения обязательств, финансовое оздоровление не может быть введено.

Момент возникновения прав и обязанностей лиц, предоставивших обеспечение зависит от срока заключения договора (совершения обеспечительной сделки) в совокупности с датой введения финансового оздоровления арбитражным судом.

Соглашение об обеспечении обязательств должника заключается во всех случаях до введения финансового оздоровления. Независимо от вида обеспечения соглашение о его предоставлении должно быть заключено в письменной форме. Подписывают такое соглашение, с одной стороны, лицо или лица, предоставляющие обеспечение (залогодатель, поручитель, гарант), а с другой стороны - временный управляющий, действующий в интересах кредиторов.


Введение в отношении должника после прекращения процедуры финансового оздоровления внешнего управления, открытие конкурсного производства или заключение мирового соглашения не прекращают обязательства по обеспечению исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности. При этом если условия утвержденного арбитражным судом мирового соглашения приводят к новации обязательств должника, то обязательства, обеспечивающие исполнение должником обязательств, включенных в упомянутый график, прекращаются, если только соответствующие стороны не договорятся об ином (п. 3 ст. 414 ГК РФ).[12]

При введении новой процедуры расчеты с кредиторами не производятся, а денежные средства, вырученные от реализации обеспечительных механизмов, включаются в состав имущества должника. По смыслу нормы п. 6 ст. 79 Закона о банкротстве указанные суммы идут на погашение требований кредиторов в порядке, предусмотренном для соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве, которая вводится следом за финансовым оздоровлением.

В соответствии со ст. 80 Закона о банкротстве финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. К примеру можно привести Определение АС города Москвы от 15 октября 2015 г. по делу № А40–6980/15[13]09.10.2015 г. временным управляющим проведено первое собрание кредиторов должника, на котором присутствовали кредиторы, обладающие в совокупности 98 % голосов от включенных в реестр, а также представитель должника. Данное собрание большинством голосов от включенных в реестр кредиторов приняло решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении в отношении должника процедуры финансового оздоровления сроком на два года. Но в ст. 80 Закона установлены также исключения, предусмотренные п. п. 2 и 3 ст. 75.Например Определение «о введении финансового оздоровления» АС Республики Адыгея от 30 марта 2016 г. по делу № А01-1561/2015[14]. Учредитель должника в судебном заседании ходатайствовал о введении

финансового оздоровления сроком на один год (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), просил утвердить план финансового оздоровления и график погашения задолженности должника.» Суд счел, что ходатайство учредителя должника о введении в отношении ООО ПКФ «Пактар» процедуры финансового оздоровления подлежит удовлетворению, так как к судебному заседанию в материалы дела не представлено доказательств проведения собрания кредиторов и принятого решения о дальнейшей процедуре банкротства в отношении должника и ввиду отсутствия возможности отложить рассмотрение дела в пределах срока, установленного статьей 51 Закона о банкротстве.


Статья 81 Закона о банкротстве определяет последствия введения финансового оздоровления. Закон предусматривает специальные последствия введения финансового оздоровления, которые во многом схожи с последствиями введения внешнего управления и установления моратория.

Требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка предъявления требований к должнику, установленного Законом.

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления наступают следующие последствия:

- требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения финансового оздоровления, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка предъявления требований к должнику, установленного настоящим Федеральным законом;

- отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов; - аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве. (данное положение распространяется на арест и любые иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом вне зависимости от того, какой государственный или иной орган уполномочен на их совершение);

- приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда;

- запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

- запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;

- не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения установленных пунктом 4 статьи 134 Закона о банкротстве требований кредиторов;


- не начисляются неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления.

После введения финансового оздоровления суд также назначает административного управляющего. Деятельность административного управляющего регламентируется ст. 83 Закона о банкротстве и начинается с даты его утверждения арбитражным судом до прекращения финансового оздоровления либо до его отстранения или освобождения арбитражным судом.

Не более чем за месяц до окончания срока финансового оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах финансового оздоровления. Отчет о выполнении графика погашения задолженности должен содержать сведения об удовлетворенных в установленные графиком сроки требованиях кредиторов, о требованиях кредиторов, удовлетворенных с просрочкой, о неудовлетворенных требованиях. В части выполнения плана финансового оздоровления содержание отчета включает данные о выполнении предусмотренных планом мероприятий, в том числе о выполнении их в части, указание на возможность дальнейшего осуществления этого плана, сроки выполнения конкретных действий во исполнение плана. В случаях, когда финансовое оздоровление вводилось по ходатайству третьих лиц (ст. 78 Закона), а также в иных случаях отсутствия плана (п. 1 ст. 84 Закона) отчет о выполнении плана финансового оздоровления может не представляться.

К отчету должника прилагаются:

- баланс должника на последнюю отчетную дату;

- отчет о прибылях и об убытках должника;

- документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

На основании рассмотрения отчета административный управляющий в течение 10 дней с момента получения отчета должника составляет свое заключение. В этом заключении делается вывод о выполнении плана финансового оздоровления, графика погашения задолженности, об удовлетворении требований кредиторов.

Если должник не предоставил отчет, либо из документов следует, что не все реестровые требования удовлетворены (удовлетворить требования можно и после направления отчета - на момент его рассмотрения управляющим), административный управляющий созывает собрание кредиторов, которое решает либо ввести внешнее управление, либо признать должника банкротом.

Арбитражный суд по итогам рассмотрения результатов проведения финансового оздоровления вправе вынести определение о введении внешнего управления в случае: