Файл: Процедуры несостоятельности (банкротства). Наблюдение как процедура несостоятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- установления возможности восстановления платежеспособности должника;

- подачи в арбитражный суд ходатайства собрания кредиторов о переходе к внешнему управлению;

- подачи в арбитражный суд ходатайства собрания кредиторов о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, если после проведения собрания кредиторов возникли обстоятельства, дающие основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена в установленные Законом о банкротстве сроки.[15]

По смыслу Закона о банкротстве в первом и в третьем случаях арбитражный суд вправе вынести определение о введении внешнего управления по собственной инициативе и при отсутствии соответствующего волеизъявления со стороны собрания кредиторов.

Но законодатель устанавливает также ограничения в п.2 ст. 92 Закона о банкротстве «В случае, если с даты введения финансового оздоровления до датырассмотрения арбитражным судом вопроса о введении внешнего управления прошло более чем восемнадцать месяцев, арбитражный суд не может вынести определение о введении внешнего управления». [16]

С практической точки зрения указанные ограничения позволят ввести внешнее управление после финансового оздоровления, если последнее вводилось на сравнительно непродолжительный срок.

Внешнее управление по своей сути также является важнейшей формой предупреждения банкротства в рамках узаконенных процедур банкротства. Основанием для назначения внешнего управления имуществом должника является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность должника с тем, чтобы он мог продолжить свою экономическую деятельность. Восстановление платежеспособности и есть конечная цель этой процедуры банкротства. [17]

Внешнее управление является процедурой, наиболее часто используемой по сравнению с другими реабилитационными процедурами, применяемыми в деле о банкротстве. В то же время судебная статистика показывает в основном устойчивое сокращение количества дел о банкротстве, в которых применялось внешнее управление. Сказанное свидетельствует, что действующая регламентация отношений сторон не создает такого необходимого баланса интересов участвующих в деле о банкротстве лиц, который позволял бы сохранять действующие предприятия, побуждая к принятию решений о введении в отношении должника внешнего управления.

Длительность внешнего управления претерпела изменения. В соответствии с Законом 1992 г. и Законом 1998 г. оно вводилось на срок до двенадцати месяцев, который мог быть продлен не более чем на шесть месяцев, то есть продолжительность внешнего управления по ранее действующему законодательству не могла превышать восемнадцати месяцев. По новому законодательству максимальная продолжительность внешнего управления может равняться двум годам.


Внешнее управление направлено на оздоровление финансового состояния должника; результатом осуществления мероприятий внешнего управления должно быть, во-первых, удовлетворение всех требований кредиторов и, во-вторых, продолжение функционирования должника. При этом следует обратить внимание на вопрос, который, к сожалению, в настоящее время остался вне внимания законодателей: необходимо, чтобы должник не только сохранил свою организационно-правовую форму, но и смог осуществлять те виды деятельности, которые осуществлялись им ранее; иначе говорить о восстановлении платежеспособности (и, следовательно, о достижении целей внешнего управления) мы не можем.[18]

Статья 93 Закона о банкротстве устанавливает порядок введения внешнего управления. Выбор данной реабилитационной процедуры находится в компетенции собрания кредиторов. Ее применение судом, таким образом, зависит по общему правилу от наличия волеизъявления большинства кредиторов.(Например, Определение АС Ульяновской области от «26» октября 2015г. по делу №А72-5091/2015[19]: 21.10.2015г. состоялось первое собрание кредиторов должника, на котором было принято решение о введении процедуры внешнего управления сроком на 18 месяцев и обращении в суд с соответствующим ходатайством, избрании кандидатуры внешнего управляющего ХХХХХХХ ХХХХ ХХХХ, члена НП СО «Ассоциация арбитражных управляющих». В соответствии ст. 93 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» внешнее управление вводится на срок не более чем 18 месяцев. В соответствии с п.1 ст.93 Закона о банкротстве, внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев,

предусмотренных настоящим Федеральным законом. По смыслу указанных правовых норм определение дальнейшей судьбы должника после окончания процедуры наблюдения возлагается на собрание кредиторов. Исключением являются прямо предусмотренные законом случаи, в частности, если первым

собранием кредиторов не было принято какого-либо решения.Таким образом, при наличии решения собрания о введении в отношении должника внешнего управления в соответствии со ст. 75 Закона о банкротстве суд пришел к выводу о возможности введения в отношении должника внешнего управления.)

Когда первым собранием кредиторов не принято решения о применении какой-либо процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления арбитражный суд может ввести процедуру внешнего управления, если у суда есть достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена.


Введение внешнего управления влечет возникновение ряда последствий, целью наступления которых является решение задач данной реабилитационной процедуры.

С момента введения внешнего управления полномочия руководителя прекращаются сразу и в полном объеме, при этом функции руководителя по управлению делами должника принимает на себя внешний управляющий. При этом внешний управляющий компетентен издать приказ об увольнении руководителя должника или о переводе его на другую работу (порядок и условия совершения таких действий определяются трудовым законодательством).

В соответствии с п. 1 ст. 278 Трудового кодекса РФ [20]дополнительным основанием прекращения трудового договора с руководителем организации выступает отстранение от должности руководителя организации - должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве).

«Руководитель должника, чьи полномочия прекращены при введении, непосредственно после завершения наблюдения или финансового оздоровления, процедуры внешнего управления, вправе обжаловать соответствующие судебные акты». Пункт 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29.[21]

Прекращаются полномочия всех органов управления и собственника имущества должника - унитарного предприятия, за исключением тех, которые необходимы для принятия соответствующих корпоративных решений, предусмотренных п. п. 2 и 3 ст. 94 Закона о банкротстве. Органы управления должника обладают сохраненной компетенцией - имеют право принимать решения, направленные на осуществление дополнительной эмиссии акций, и иные решения, затрагивающие положение учредителей (участников) должника.

Отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов. Принятые арбитражным судом в соответствии со ст. 46 Закона о банкротстве меры по обеспечению требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, а также меры по обеспечению сохранности имущества должника со дня введения внешнего управления отменяются в силу Закона о банкротстве, о чем может быть указано в определении о введении внешнего управления. Пункт 38 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29.

Аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве, за исключением арестов и иных ограничений, налагаемых в гражданском или арбитражном судопроизводстве либо исполнительном производстве в отношении взыскания задолженности по текущим платежам, истребования имущества из чужого незаконного владения.


Требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.

Серьезным последствием введения внешнего управления является установление моратория, т.е. приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей.

Мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. На сумму данных требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа начисляются проценты в порядке и размере предусмотренном ст. 95 Закона о банкротстве. По общему правилу, проценты начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату введения внешнего управления уполномоченных органов.

Мораторий не распространяется на требования кредиторов 1-й и 2-й очередей (по возмещению вреда жизни и здоровью, морального вреда, по выплате выходных пособий и оплате труда работников, по выплате вознаграждений по авторским договорам). Указанные кредиторы могут в любое время обращаться к должнику либо в суд с соответствующими требованиями и использовать все имеющиеся механизмы в целях удовлетворения своих требований.

По общему правилу кандидатура управляющего должна утверждаться определением суда одновременно с вынесением определения о введении внешнего управления. В случае, когда это невозможно, обязанности внешнего управляющего (за исключением обязанности по составлению плана внешнего управления) будет исполнять лицо, исполнявшее обязанности временного либо административного управляющего.Об утверждении внешнего управляющего, равно как и о возложении его обязанностей на другого арбитражного управляющего, может быть указано в определении о введении внешнего управления. Суд может принять отдельное определение об утверждении внешнего управляющего. В случае утверждения внешнего управляющего после введения внешнего управления принимается отдельное определение об утверждении внешнего управляющего.[22](Например, в Определении АС Ульяновской области от «03» февраля 2015 года по делу № А72-10380/2014[23] суд утверждает внешнего управляющего после введения внешнего управляющего: Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 16.01.2015г. в отношении ООО «Интерстрой» введено внешнее управление сроком на 18 месяцев, исполнение обязанностей внешнего управляющего возложено на ХХХХХХ Х.Х., члена НП СРО АУ «Развитие», назначено судебное заседание по вопросу утверждения внешнего управляющего. 02.02.2015г. НП СРО АУ «Развитие» представило в арбитражный суд информацию о соответствии кандидатуры ХХХХХХ Х.Х. требованиям, предусмотренным ст. 20 и 20.2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». В судебном заседании представитель ФНС России пояснила, что не обладает сведениями, препятствующими утверждению внешним управляющим должника ХХХХХХ Х.Х. Исследовав и оценив материалы дела, выслушав представителя уполномоченного органа, суд считает необходимым утвердить внешним управляющим ООО «Интерстрой» ХХХХХ Х.Х., члена НП СРО АУ «Развитие».)


Освобождение внешнего управляющего по смыслу Закона о банкротстве (ст. 97) производится при отсутствии каких-либо нарушений с его стороны. Отстранение управляющего, напротив, связано, как правило, с наличием нарушения требований закона.

Закон о банкротстве наделяет внешнего управляющего широким кругом полномочий. Внешний управляющий имеет право на распоряжение имуществом должника, когда как собственники имущества и руководящие органы должника не имеют права каким-либо образом препятствовать в таком случае действиям внешнего управляющего. Но с целью предотвращения злоупотребления своим правом внешним управляющим и обеспечению интересов должника и кредиторов, законодатель вводит некоторые ограничения в части распоряжения внешним управляющим имуществом должника: так, все крупные сделки с недвижимым имуществом и иным имуществом, чья балансовая стоимость превышает 10 % балансовой стоимости активов на последнюю отчётную дату, до заключения такой сделки, а также сделки, в совершении которых имеется личная заинтересованность, совершаются с согласия собрания кредиторов. Помимо прочего внешний управляющий может заключать мировые соглашения от имени должника и заявлять отказы от исполнения договоров должника.

Важными обязанностями внешнего управляющего является разработка (не позднее чем через один месяц с даты своего утверждения) и представление на утверждение собранию кредиторов плана внешнего управления. План должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника. Платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии определенных этим законом признаков банкротства. Утвержденный собранием кредиторов план внешнего управления представляется внешним управляющим в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов. План может быть изменен в порядке, установленном для его рассмотрения.[24]

Когда внешний управляющий в рамках внешнего управления удовлетворил все включенные в реестр требования кредиторов, это дает основание сделать вывод об успешном завершении внешнего управления. Осуществив удовлетворение всех требований, внешний управляющий через месяц после этого (очевидно, после удовлетворения последнего требования) направляет каждому кредитору, чьи требования были внесены в реестр, уведомление об окончании удовлетворения всех требований. Управляющий составляет отчет, который должен быть представлен на рассмотрение собрания кредиторов и утверждение арбитражного суда. Содержание отчета определяется законом: баланс должника на последнюю отчетную дату; отчет о движении денежных средств; сведения о прибылях и убытках; информация о де-нежных и иных средствах должника, которые могут быть использованы для удовлетворения требований кредиторов (речь идет как о конкурсных (реестровых) кредиторах, так и о кредиторах, которые еще не заявили свои требования; о кредиторах, срок исполнения требований которых еще не наступил; о текущих кредиторах); расшифровка нереализованной дебиторской задолженности; информация о нереализованных правах требования должника; сведения об удовлетворенных требованиях конкурсных кредиторов, включенных в реестр; сведения о возможности (или невозможности) погашения оставшейся кредиторской задолженности должника.