Файл: Процедуры несостоятельности (банкротства). Наблюдение как процедура несостоятельности.pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 3
Одним из основных этапов осуществления конкурсного производства является формирование конкурсной массы и реализация имущества. В этой связи конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника. Конкурсный управляющий формирует конкурсную массу, которая охватывает все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в его ходе. Из имущества должника, составляющего конкурсную массу, исключается имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное, предусмотренное Законом о банкротстве имущество.
Согласно действующей сегодня редакции ст. 132 социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов России должны продаваться путем проведения торгов в форме конкурса. Начальная продажная цена указанных объектов устанавливается на основании определенной в соответствии с отчетом об оценке их рыночной стоимости. Обязательными условиями конкурса по продаже указанных объектов являются обязательства покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнять требования, установленные законодательством.[32]
При продаже объектов коммунальной инфраструктуры перечень обязательных условий конкурса расширяется за счет обязательств покупателя по предоставлению гражданам и организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда социального использования, а также организациям, финансируемым за счет бюджетных средств, товаров, работ (услуг) по регулируемым ценам (тарифам) с учетом предусмотренных в установленном порядке льгот, в том числе по оплате товаров, работ (услуг).
С победителем конкурса - покупателем социально значимых объектов органом местного самоуправления заключается соглашение об исполнении условий конкурса. При существенном нарушении данного соглашения указанное соглашение и договор купли-продажи социально значимых объектов подлежат расторжению судом на основании заявления органа местного самоуправления. В этом случае приобретенные покупателем объекты подлежат передаче в муниципальную собственность, а денежные средства, выплаченные покупателем по договору купли-продажи социально значимых объектов, возмещаются ему за счет местного бюджета. Социально значимые объекты, не проданные по конкурсу, подлежат передаче в собственность муниципального образования в лице органов местного самоуправления, которые уведомляются об этом конкурсным управляющим.
В составе имущества должника отдельно учитывается и подлежит обязательной оценке имущество, являющееся предметом залога. В случае, установленных Федеральным законом, составляющее ипотечное покрытие имущество должника, осуществляющего в соответствии с Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. №152-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об ипотечных ценных бумагах»[33] эмиссию облигаций с ипотечным покрытием, исключается из конкурсной массы должника, а требования кредиторов-владельцев облигаций с ипотечным покрытием удовлетворяются в порядке, установленных указанным законом.
Продажа предмета залога осуществляется путем проведения торгов. При этом порядок и условия проведения торгов определяются конкурсным кредитором, требования которого обеспечены залогом реализуемого имущества.
В Постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 58 "О некоторых вопросах, связанных с удовлетворением требований залогодержателя при банкротстве залогодателя" внимание арбитражных судов обращено на то обстоятельство, что собрание кредиторов не вправе определять порядок и условия продажи заложенного имущества, а кредитор, требование которого обеспечено залогом, обязан установить особенности порядка и условий проведения торгов в разумный срок с момента обращения к нему конкурсного управляющего. [34]
Одной из принципиальных новелл конкурсного производства следует признать введение очередности удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам. Ранее, как известно, в Законе о банкротстве подобные правила отсутствовали, а порядок удовлетворения текущих требований определялся законоположениями, регулирующими договор банковского счета, об очередности списания денежных средств со счета (ст. 855 ГК РФ).
Теперь же в п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве предусмотрена следующая очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам:
- в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, с взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве; требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц;
- во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, а также требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе о взыскании задолженности по оплате деятельности таких лиц (имеются в виду лица, привлечение которых для арбитражного управляющего не являлось обязательным);
- в третью очередь удовлетворяются требования по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника;
- в четвертую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.
- в пятую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.
В Постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 60 (п. 40) разъясняется, что приведенными законоположениями (п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве) установлена специальная очередность удовлетворения в конкурсном производстве требований кредиторов по текущим платежам, поэтому ст. 855 ГК РФ, определяющая очередность списания денежных средств с банковского счета при их недостаточности для удовлетворения всех предъявленных к счету требований, к этим отношениям не применяется.[35]Вместе с тем контроль за соблюдением предусмотренной ст. 134 Закона о банкротстве очередности при расходовании денежных средств со счета должника должен осуществляться кредитной организацией, которая производит проверку по формальным признакам, определяя очередность платежа на основании данных, имеющихся в расчетном документе. При определении очередности погашения требований по текущим платежам наличие исполнительного листа или иного документа, предусматривающего бесспорный порядок взыскания, значения не имеет.
В п. 4 ст. 134 Закона о банкротстве устанавливается следующая очередность удовлетворения требований кредиторов:
- в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также расчеты по иным установленным настоящим Федеральным законом требованиям;
- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
- в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами, в том числе кредиторами по нетто-обязательствам.
- после расчетов с кредиторами третьей очереди производятся расчеты с кредиторами по удовлетворению требований по сделке, признанной недействительной на основании Закона о банкротстве.
- требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога в порядке, установленном статьей 138 Закона о банкротстве.
Деятельность конкурсного управляющего завершается представлением в арбитражный суд отчета, к которому прилагаются:
- документы, подтверждающие продажу имущества должника;
- реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований;
- документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.
После погашения требований кредиторов у должника может остаться имущество, например то, которое предполагалось к продаже, но не было реализовано в ходе конкурсного производства. Такое имущество при отсутствии заявлений о правах на него собственника унитарного предприятия, учредителей юридического лица подлежит передаче на баланс соответствующих органов муниципального образования. [36]
После рассмотрения отчета конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, которое подлежит немедленному исполнению. Данное определение в пятидневный срок представляется конкурсным управляющим в орган, осуществляющий государственную регистрацию.
На основании п. 4 .ст. 149 Закона о банкротстве с даты внесения записи о ликвидации должника в Единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным.
Итак, резюмируя, полагаем, что конкурсное производство - это судебная процедура ликвидации юридического лица или распределения имущества физического лица, применяемая к должнику, признанному несостоятельным решением суда, осуществляемая под контролем судебного органа в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. [37]
Указанная процедура важна регулирования отношений данной области, так как направлена, главным образом, для защиты прав кредиторов, а не регулирования вещных прав по кругу лиц, что формирует исполнение принципа справедливости российского законодательства.
4 Мировое соглашение
Мировое соглашение в соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве, рассматривается как процедура банкротства, которая принимается на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства путем достижения соглашения между должником и кредиторами.[38]
Данное соглашение предполагает применение к должнику отсрочки или рассрочки исполнения обязательств, исполнения обязательств должника третьими лицами и иными способами, не противоречащими законодательству. На наш взгляд, «мировое соглашение» необходимо понимать в двух смыслах: как процедура банкротства и как гражданско-правовая сделка. Такая двойственность мирового соглашения доказывает, тем, что, во-первых, мировое соглашение – это определенный порядок прекращения производства по делу о банкротстве, а во-вторых – это соглашение, договоренность между сторонами конкурсного производства.[39]
С точки зрения В.С.Белых по своей юридической природе мировое соглашение - это гражданско-правовая сделка, чаще всего представленная в виде многостороннего договора и двухстороннего договора.[40]
Мировое соглашение чаще всего заключается в самом начале конкурсного процесса – при проведении процедуры наблюдения. В период наблюдения имеются благоприятные факторы для заключения мирового соглашения, которое сокращает процесс рассмотрения дела и позволяет полностью или частично удовлетворить требования кредиторов. Специфика мирового соглашения заключена в том, что при его заключении кредиторы преследуют своей целью получение удовлетворения своих требований вне производства по делу о несостоятельности, а для должника – сохранение своей юридической и экономической состоятельности и возможности дальнейшего функционирования. В связи с таким соглашением достигается консенсус относительно дальнейшей судьбы должника.
Закон определяет, что решение о заключении мирового соглашения осуществляется простым большинством голосов конкурсных кредиторов.Данное соглашение заключается должником и большинством кредиторов, которые не были согласны с егоусловиями в принятии решения, либо были вынуждены подчиняться воле большинства, поскольку такое принятие этого решения влечет определенные правовые последствия. Таким образом, к мировому соглашению, принцип свободы договора применяется в меньшей степени, так как при этом присутствует определенный элемент принуждения в отношении указанных кредиторов.
В соответствии со ст. 143 АПК РФ[41] и ст. 32 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (Закон о банкротстве) дела о банкротстве
рассматриваются согласно правилам АПК РФ и в соответствии с установленными Законом о банкротстве особенностями. АПК РФ предусматривает возможность заключения мирового соглашения, но не регламентирует порядок его заключения, поскольку предъявляет только требование соответствия соглашения законам и нормативно-правовым актам и не допускает нарушение прав других организаций. Закон о банкротстве детально регламентирует порядок заключения и содержание мирового соглашения, а также порядок его расторжения.