Файл: Управление формированием затрат на предприятии (Сущность понятия «затраты» и «себестоимость продукции»).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления формированием затрат на предприятии
1.1. Сущность понятия «затраты» и «себестоимость продукции»
1.2. Методы формирования затрат на предприятии
1.3. Современные методы управления формирования затратами на предприятии
2. Анализ формирования затрат на ЗАО «Сургутский пивзавод»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Анализ формирования затрат на предприятии
3. Разработка мероприятий по совершенствованию управления формирования затрат на предприятии
3.1. Мероприятия по управлению формированием затрат на предприятии, нацеленные на их снижение
Среди зарубежных методов формирования затрат на предприятии наибольшее внимание уделяют таким методам: «стандарт-кост», «директ-костинг», «таргет-костинг» и «кайзен-костинг».
Одной из важнейших задач современных российских предприятий является изменение методологии калькулирования себестоимости и учета затрат новых (инновационных) продуктов. Такую задачу может решить «таргет-костинг» - это метод управления формированием затрат по целевой себестоимости.
Метод «кайзен-костинг» заключается в процессе постепенного снижения затрат на этапе производства продукции, результат которого достижения необходимого уровня себестоимости и прибыльности производства. Использование «кайзен-костинг» возможно в любом производстве и, что важно, в совокупности с другими методами учета затрат.
2. Анализ формирования затрат на ЗАО «Сургутский пивзавод»
2.1. Общая характеристика предприятия
Закрытое акционерное общество «Сургутский пивоваренный завод» (далее по тексту АО «Сургутский пивзавод») учреждено в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Юридический адрес АО «Сургутский пивзавод»: 427964, Россия, Ханты-Мансийский автономный округ, г. Сургут, Нефтеюганское шоссе, 8.
АО «Сургутский пивзавод» может создавать самостоятельно и совместно с другими обществами, товариществами, кооперативами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами на территории РФ предприятия и организации с правами юридического лица в любых допустимых законом организационно-правовых формах, в том числе дочерние и зависимые общества, а также филиалы и представительства [33].
АО «Сургутский пивзавод» самостоятельно планирует свою производственно-хозяйственную деятельность. Основу планов составляют договоры, заключаемые с потребителями продукции и услуг, а также поставщиками материально-технических и иных ресурсов.
Основными целями АО «Сургутский пивзавод» являются насыщение рынка производимой продукцией и увеличения прибыли предприятия.
В соответствии с целями были сформулированы и основными задачи АО «Сургутский пивзавод»: расширение производства; расширение ассортимента и повышения качества продукции и оказываемых услуг; развитие межрегиональных связей для расширения рынка; увеличение своей доли на рынке алкогольной продукции; повышение инвестиционной привлекательности предприятия; создание благоприятного имиджа предприятия [32].
АО «Сургутский пивзавод» в целях реализации технической, социальной, экономической и налоговой политики несет ответственность за сохранность документов (управленческих, финансово-хозяйственных, по личному составу и др.); обеспечивает передачу на государственное хранение документов, имеющих научно-историческое значение в архивы; хранит и использует в установленном порядке документы по личному составу.
Основными видами деятельности АО «Сургутский пивзавод» являются: производство и реализация дрожжей; производство и реализации пива; оптовая, розничная торговля другими товарами, услугами; общественное питание.
АО «Сургутский пивзавод» вправе заниматься любыми иными видами деятельности, не запрещенными действующим законодательством РФ.
АО «Сургутский пивзавод» осуществляет торговую, производственную, сервисную, информационно-консультационную, а также иные виды деятельности на территории Российской Федерации.
Все вышеуказанные и другие виды деятельности осуществляются АО «Сургутский пивзавод», как в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством, в том числе посредством совершения сделок в виде риэлторских, товарообменных, торгово-посреднических, бартерных и иных операций. Продукция завода удостоена множества медалей и дипломов всероссийских выставок и ярмарок. В настоящее время завод производит десять сортов пива и дрожжи [33].
Динамика выручки от продаж АО «Сургутский пивзавод» за 2015-2017 годы представлена в таблице 2.1.
Данные таблицы 2.1 показывают, что выручка от продаж за исследуемый период значительно выросла: с 490612 тыс.руб. до 572234 тыс.руб., что является активной сбытовой политикой и выпуском новых сортов пива. Наибольшему снижению подверглось снижение производства и реализации пива, объем продаж которого увеличилось с 378045 тыс.руб. до 429955 тыс.руб. Производство и реализация пива на предприятии стабильно, более 75% объема продаж предприятия, что явилось следствием высокой специализации предприятия.
Все структурные подразделения АО «Сургутский пивзавод» являются самостоятельными структурными единицами и подчиняются директору. Организационная структура АО «Сургутский пивзавод» в целом по заводу относится к линейно-функциональной структуре, представлена в Приложении 1.
Таблица 2.1
Динамика выручки от продаж АО «Сургутский пивзавод» за 2015-2017гг.
Наименование |
2017г. |
2016г. |
2015г. |
2017г. к 2016г. |
2017г. к 2016г. |
||
абсолютное отклонение |
относительное отклонение, % |
абсолютное отклонение |
относительное отклонение, % |
||||
Производство и реализация дрожжей |
36589 |
32546 |
29658 |
4043 |
112,42 |
2888 |
109,74 |
Производство и реализация пива |
429955 |
429725 |
378045 |
230 |
100,05 |
51680 |
113,67 |
Оптовая, розничная торговля другими товарами, услугами |
96584 |
79658 |
76985 |
16926 |
121,25 |
2673 |
103,47 |
Общественное питание |
3265 |
3695 |
3265 |
-430 |
88,36 |
430 |
113,17 |
Прочее |
5841 |
3101 |
2659 |
2740 |
188,36 |
442 |
116,62 |
Итого |
572234 |
548725 |
490612 |
23509 |
104,28 |
58113 |
111,85 |
Субъектом управления формированием затрат в АО «Сургутский пивзавод» выступают руководители и специалисты организации и производственных подразделений, т. е. управляющая система. Субъектами управления формированием затрат выступают руководители и специалисты предприятия и производственных подразделений (производств, цехов, отделов, участков и т.п.) [33].
Основные экономические показатели АО «Сургутский пивзавод» за 2015-2017 годы представлены в таблице 2.2.
Данные табл. 2.2 отображают, что уровень затрат на рубль продаж за исследуемый период увеличился с 97,61 коп. в 2015г. до 99,10 коп. в 2017г., что говорит об уменьшении эффективности производственной деятельности компании. Данный факт подтверждают значения показателей рентабельности продаж, рентабельности производства, демонстрирующие тенденцию к снижению по итогам 2017 года. Показатели фондовооруженности и производительности труда демонстрируют увеличение: так, когда уровень фондовооруженности и производительности по итогам 2015 г. составили 132,80 тыс. руб. и 1043,86 тыс.руб., то по итогам 2017 г. их значения увеличились до 166,93 тыс. руб. и 1268,81 тыс.руб. соответственно, что подтверждает рост эффективности управления персоналом компании.
Таблица 2.2
Основные экономические показатели
АО «Сургутский пивзавод» за 2015-2017гг.
Наименование |
2017г. |
2016г. |
2015г. |
2017г. к 2016г. |
2016г. к 2015г. |
||
абсолютное отклонение |
относительное отклонение, % |
абсолютное отклонение |
относительное отклонение, % |
||||
Выручка от продаж, тыс.руб. |
572234 |
548725 |
490612 |
23509 |
104,28 |
58113 |
111,85 |
Себестоимость продаж, тыс.руб. |
567059 |
533249 |
478871 |
33810 |
106,34 |
54378 |
111,36 |
Прибыль от продаж, тыс.руб. |
5175 |
15476 |
11741 |
-10301 |
33,44 |
3735 |
131,81 |
Основные средства, тыс.руб. |
75285 |
89580 |
62414 |
-14295 |
84,04 |
27166 |
143,53 |
Численность персонала, чел. |
451 |
497 |
470 |
-46 |
90,74 |
27 |
105,74 |
Затраты на рубль продаж, коп. |
99,1 |
97,18 |
97,61 |
1,92 |
101,98 |
-0,43 |
99,56 |
Рентабельность продаж, % |
0,9 |
2,82 |
2,39 |
-1,92 |
31,91 |
0,43 |
117,99 |
Рентабельность производства, % |
0,91 |
2,9 |
2,45 |
-1,99 |
31,38 |
0,45 |
118,37 |
Прибыль на рубль основных средств, тыс.руб. |
6,87 |
17,28 |
18,81 |
-10,41 |
39,76 |
-1,53 |
91,87 |
Фондовооруженность, тыс.руб. |
166,93 |
180,24 |
132,80 |
-13,31 |
92,62 |
47,44 |
135,72 |
Производительность труда персонала, тыс.руб. |
1268,81 |
1104,07 |
1043,86 |
164,74 |
114,92 |
60,21 |
105,77 |
Можно сделать вывод о том, что основные экономические показатели свидетельствуют о снижении эффективности хозяйственной деятельности компании за анализируемый период.
2.2. Анализ формирования затрат на предприятии
Метод планирования и формирования затрат на производство и реализацию продукции в АО «Сургутский пивзавод» - способ калькулирования себестоимости на основе прямых затрат (direct-сosting) [33].
Специфика управленческого учета при формировании затрат в АО «Сургутский пивзавод» в расчете затрат по видам или статьям себестоимости и распределении на прямые (производственное сырье, зарплата производственных рабочих) и накладные затраты (должностные оклады служащих, затраты на содержание помещений).
Прямые затраты — это все затраты, которые возникают при управленческом учете в связи с отдельными калькулируемыми объектами (такими, например, носителями затрат, как продукты, места возникновения затрат и т.п.), и могут быть отнесены непосредственно на них в соответствии с целью их применения.
Накладные затраты, напротив, являются затратами, которые возникают при управленческом учете затрат совместно для нескольких продуктов и не могут быть непосредственно отнесены к отдельному калькулируемому объекту. Они могут быть причислены к местам возникновения затрат и тем самым к продуктам только с помощью базы распределения при расчете затрат.
Для организации бухгалтерского учета формирования производственных затрат большое значение имеет выбор номенклатуры синтетических и аналитических счетов и объектов калькуляции.
Схема учета затрат на производство в АО «Сургутский пивзавод» представляет собой определенную последовательность выполнения учетных работ, а именно:
-
- Фактические затраты на основании первичных документов списываются в дебет счетов затрат (20, 26, 28);
- Определение фактической себестоимости выпущенной продукции, на сумму отклонения от плановой себестоимости делается дополнительная или сторнировочная запись [33].
Организация для проведения бухгалтерского и налогового учета использует формы специальных, стандартных регистров. Регистры предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
В АО «Сургутский пивзавод» применяется автоматизированная, журнально-ордерная формы ведения бухгалтерского учета, здесь используется своя программа по ведению учета, а именно программа «Капитал», разработанная в соответствии с условиями работы на предприятии и объединяет учет по всем производствам, отделам. Программа позволяет облегчить работу сотрудникам предприятия, уменьшить ручной труд при расчетах (позволяет увеличить объем работы). Большая часть информации представлена в программе, уменьшены бумажные носители.
Программа «Капитал» позволяет оперативную связь между отделами (например: производство и отдел логистики, отдел учета – бухгалтер по производству, экономический отдел). Экономист по производству выполняет расчет потребности сырья, вспомогательных материалов на месяц на основании сформированного план - задания и утвержденных норм расхода сырья и тары; расчет себестоимости продукции АО «Сургутский пивзавод»; анализ себестоимости за три месяца, причины изменения себестоимости [33].
Динамика затрат на производство продукции АО «Сургутский пивзавод» за 2015-2017г. по статьям калькуляции представлена в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Динамика затрат на производство продукции АО «Сургутский пивзавод» за 2015-2017г. по статьям калькуляции, тыс.руб.
Наименование |
2017г. |
2016г. |
2015г. |
2017г. к 2016г. |
2016г. к 2015г. |
||
абсолютное отклонение |
относительное отклонение, % |
абсолютное отклонение |
относительное отклонение, % |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Сырье и материалы |
194531 |
183139 |
169587 |
11392 |
106,22 |
13552 |
107,99 |
Транспортные расходы |
6445 |
5853 |
4587 |
592 |
110,11 |
1266 |
127,60 |
Затраты на оплату труда |
14529 |
10173 |
11362 |
4356 |
142,82 |
-1189 |
89,54 |
Социальные отчисления |
4288 |
2999 |
3585 |
1289 |
142,98 |
-586 |
83,65 |
Энергия технологическая |
13710 |
12603 |
12253 |
1107 |
108,78 |
350 |
102,86 |