Файл: Управление формированием затрат на предприятии (Сущность понятия «затраты» и «себестоимость продукции»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в) определяется общая величина экономии (увеличение) затрат, Сп, под влиянием всех d-х факторов:

Сп = Сj ; (1.10)

г) определяется плановая себестоимость товарной продукции, Сп:

Сп = С'п ± Сп . (1.11)

Далее обычным порядком рассчитывается плановый уровень затрат на рубль товарной продукции и его снижение [20].

1.3. Современные методы управления формирования затратами на предприятии

Процесс учета, формирования затрат и калькулирование себестоимости продукции в большинстве компаний Российской Федерации основывается на единой методологической основе. Данная методологическая основа при построении учета и формирования себестоимости в компаниях была необходима в целях обеспечения единства в осуществлении планирования показателей объема производства и себестоимости, возможности их обобщить по уровням отраслей промышленности в целом, выявление неиспользованных резервов для дальнейшего снижения себестоимости всей продукции, сопоставимости себестоимости однородной продукции в различных компаниях [25].

К методам, которые наиболее подходят для формирования затрат и калькулирования себестоимости на отечественном предприятии, относятся: простой, попередельный, нормативный, позаказной, метод распределения затрат пропорционально обоснованной базе. Каждый из приведенных методов имеет целый ряд преимуществ и недостатков.

Простой метод используется в компаниях, которые изготавливают однородную продукцию и не имеющие незавершенного производства. Согласно данному методу все производственные расходы за отчетный период и составляют себестоимость всей продукции. Себестоимость вычисляется как деление суммы производственных расходов на количество единиц продукции [28].

При применении попередельного метода компаниями, их технологический процесс составляет несколько и более переделов. Положительными моментами при использовании данного метода является то, что сбор информации по расходам является менее трудоемким в сравнении с позаказным методом. Кроме того, информация, которая отражается по счетам бухгалтерского учета, является более прозрачной. Распределение накладных расходов по цехам проводится более точно. Недостатки данного метода заключаются в невозможности сгруппировать расходы по видам, значительном объеме учетных записей и отсутствии информации о причинах отклонений фактических затрат от нормативных [20].


Позаказной метод формирования затрат является одним из основных методов расчета себестоимости для компаний тяжелого машиностроения, где производственные расходы учитываются на отдельных либо специальных заказах. Данный метод дает возможность рассмотреть каждый заказ в виде отдельной учетной единицы, для чего рассчитываются прямые трудовые и материальные затраты, накладные расходы. На отечественных машиностроительных предприятиях применяют позаказной метод с полуфабрикатной сводкой затрат литейного производства. По данному методу при балансовом определении себестоимости готовой продукции, в случае если потери незавершенного производства не документированы, то они автоматически включаются в себестоимость готовой продукции предприятия, что приводит к одновременной недостоверности результатов и калькулирования себестоимости продукции и контроля затрат [32].

Применение полуфабрикатного варианта формирования затрат производства также искажает достоверность калькулирования себестоимости видов продукции, поскольку распределение себестоимости между видами продукции осуществляется пропорционально его веса без учета трудо- и энергоемкости полуфабрикатов [16]. Более целесообразно отнесение расходов на полуфабрикаты, на конкретные виды продукции только по сумме материальных затрат на его производство с изъятием возвратных отходов с тем, чтобы другие расходы были непосредственно отнесены на соответствующие статьи себестоимости продукции [20]. Обобщение основных характерных признаков позаказного метода приведено в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Характеристика позаказного метода [30]

Признак

Характеристика

Сфера применения

В машиностроении, где единица продукции имеет определенные свойства и легко идентифицируется, то есть основной сферой использования позаказного метода являются индивидуальные и мелкосерийные типы производства. Также, позаказной метод применяется для вспомогательных производств

Объект учета затрат

В виде отдельного производственного заказа, фактическая себестоимость которого вычисляется уже после его изготовления

Аккумулирование затрат

Прямые материалы и прямые затраты труда относятся непосредственно к конкретному виду работ, затраты, прямо не прослеживаются, такие расходы, как заводские накладные расходы, относятся к отдельным работам с применением заданной ставки (распределения) накладных расходов

Формирование затрат

После окончания процесса по изготовлению изделия либо выполнению работы заказ должен закрыться. Затем осуществляется подсчет расходов на его реализацию, которые за вычетом возвратных отходов, а также возврата не использованных материалов на складе выступают фактической индивидуальной себестоимостью всего заказа. Для мелкосерийного производства фактическая себестоимость единицы продукции вычисляется как деление суммы издержек производства на количество произведенной из данного заказа продукции


Нормативный метод обеспечивает разложение фактических затрат по нормам, отклонения от норм и изменения норм. Преимуществами такого метода является возможность текущего оперативного учета затрат путем учета отклонений от норм. Недостатки нормативного метода заключаются в том, что контроль расходов осуществляется не по видам ресурсов в натуральных измерителях, а в виде статей калькуляции, наблюдается значительная часть отклонений от норм, связанных с использованием сырья и материалов на производство, выявляется с помощью инвентаризации в целом по структурным подразделениям и за весь отчетный период. К этому приводит наличие значительного количества неучтенных расходов [16].

Метод формирования затрат пропорционально обоснованной базе используется, когда в результате производственного процесса получается несколько видов продукции, на которую коэффициенты не установлены. Расходы в данном случае распределяются по видам продукции пропорционально установленной базе [20]. Такой базой, к примеру, может служить продажная стоимость продукции. Главное преимущество такого метода – это его простота. Но он имеет и серьезные недостатки, которые заключаются, прежде всего, в распределении расходов на содержание и эксплуатацию машин и оборудования: зарплата не выступает в качестве точной базы распределения расходов, потому что в условиях разного уровня механизации труда она не может адекватно отражать затраты машинного времени; при данном распределении затраты по каждому изделию определяются как средние по подразделению вне зависимости от того, на каком виде оборудования изделие будет обрабатываться; при осуществлении процессов по комплексной автоматизации и механизации производства в функциях рабочих уже преобладают функции регулирования и контроля работы производственных систем [27].

Среди зарубежных методов формирования затрат на предприятии наибольшее внимание уделяют таким методам: «стандарт-кост», «директ-костинг», «таргет-костинг» и «кайзен-костинг».

Понятие «стандарт-кост» означает себестоимость, которая установлена заранее. Смысл этого состоит в том, что должно произойти (нормативные или стандартные расходы), а не то, что уже произошло (фактические расходы). Преимуществами метода является то, что на базе установленных стандартов возможно определить сумму ожидаемых затрат на производство и реализацию товара, вычислить себестоимость единицы товара для определения цены. Недостатком является тяжесть составления стандартов в соответствии с технологической картой производства. При выполнении предприятием большого количества разных по типу и характеру заказов за сравнительно сжатые сроки исчислять стандарт на каждый заказ трудоемко и неудобно [18]. Основные отличия «стандарт-костинга» от нормативного метода представлены в таблице 1.2. При калькулировании с неполным распределением затрат внимание уделяется «директ костингу», сущность которого заключается в определении по изделиям маржинальных издержек, то есть суммы прямых расходов и переменной части косвенных расходов (общепроизводственных).


Таблица 1.2

Основные отличия «стандарт-костинг» от нормативного метода [32]

Операция

Стандарт-кост

Нормативный метод

Учет изменения норм

Не предусмотрено

Ежемесячный, ежеквартальный. Проводится в разрезе причин и виновных.

Учет отклонений от норм

Отклонение не всегда документируются и относят их на финансовый результат

Всегда документируется, списывают на себестоимость или виновных лиц

Аналитический учет

Расходы накапливаются по установленным нормативам на дебете счета «Производство»

Фактические расходы в бухгалтерских документах накапливаются на дебете счета «Производство»

Степень регламентации

Не имеет регламентации для разработки норм

Регламентируется

Степень существенности отклонений

Не учитываются отклонения, не являются существенными

Учитываются все отклонения

Нормы

Являются жесткими, напряженными, «Идеальными»

Нормы часто завышаются

Основные преимущества и недостатки метода «директ костинг» приведены в таблице 1.3.

Таблица 1.3

Преимущества и недостатки метода «директ-костинг» [17]

Преимущества

Недостатки

Применяется в управленческом учете для оперативного прогнозирования, осуществления контроля, экономического анализа и принятия управленческих решений

«Директ-костинг» создает тенденцию для того, чтобы игнорировать необходимость воспроизводства постоянных расходов из-за цены изделия

Метод является достаточно эффективным при внутреннем расчете

Ведение учета в разрезе только производственной себестоимости

Упрощение и точность исчисления себестоимости услуг (продукции, работ); отсутствие сложных расчетов при распределении постоянных затрат

При использовании демпинга возникает опасность, где сумма постоянных затрат не сможет быть покрыта маржинальным доходом, то есть предприятие попадает в зону убыточности. На практике возникают трудности при распределении расходов

Возможность управлять объемом производства товаров при их массовом выпуске на рынок

Не рекомендуется для составления финансовой отчетности и налогообложения

Возможность расчета уровня рентабельности, запаса прочности компании и нижнего уровня цены услуг (продукции, работ) или заказа


Одной из важнейших задач современных российских предприятий является изменение методологии калькулирования себестоимости и учета затрат новых (инновационных) продуктов. Такую задачу может решить «таргет-костинг» - это метод управления формированием затрат по целевой себестоимости. «Таргет-костинг» более эффективно применять в компаниях, работающих в инновационных отраслях, к которым относится и машиностроение, в частности автомобилестроения. Такая система имеет определенные преимущества: служащие и менеджеры, которые пытаются приблизиться к целевой себестоимости, часто находят нестандартные, новые решения в ситуациях, требующих инновационного мышления [9]. Использование этой концепции не такое уж и сложное, чтобы стать невозможным для российских предприятий. Для реализации «таргет-костинга» должно быть налажено тесное взаимодействие между различными подразделениями и работниками; создана система управленческого учета; коллектив должен быть единой командой, которая воспринимает цель своей совместной работы [22].

Метод «кайзен-костинг» заключается в процессе постепенного снижения затрат на этапе производства продукции, результат которого достижения необходимого уровня себестоимости и прибыльности производства. Использование «кайзен-костинг» возможно в любом производстве и, что важно, в совокупности с другими методами учета затрат. Этот метод идейно схож с «таргет-костинг». Он также может быть применим для достижения целевой себестоимости, но, в отличие от «таргет-костинга», заключается в постоянном совершенствовании качества процесса на всей организации с участием всего штата работников. Преимуществом «кайзен-костинг» является то, что он обеспечивает постоянное снижение расходов и сохранение их на определенном уровне, а основным недостатком – необходимость мотивации работников и корпоративной культуры, поддерживающей вовлечение персонала в деятельность организации [20]. Рассмотрев сущность, характерные черты методов управления производственными затратами, надо отметить, что каждый метод имеет свои преимущества и свои недостатки.

Выводы по главе 1

В современных условиях вопросы снижения расходов и формирование себестоимости продукции становятся все острее, поскольку благодаря умелому планированию и управлению затратами, предприятия удерживают свои позиции на рынке, повышают эффективность хозяйственной деятельности и конкурентоспособность.

Процесс учета, формирования затрат и калькулирование себестоимости продукции в большинстве компаний Российской Федерации основывается на единой методологической основе. Данная методологическая основа при построении учета и формирования себестоимости в компаниях была необходима в целях обеспечения единства в осуществлении планирования показателей объема производства и себестоимости, возможности их обобщить по уровням отраслей промышленности в целом, выявление неиспользованных резервов для дальнейшего снижения себестоимости всей продукции, сопоставимости себестоимости однородной продукции в различных компаниях.