Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Характеристика налоговой системы России до 1991 г.).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Особенности развития налоговой системы в России
1.1. Характеристика налоговой системы России до 1991 г.
1.2. Становление налоговой системы РФ после 1991 г.
2. Анализ налоговой системы РФ
2.1. Современная налоговая система РФ
2.2. Недостатки действующей системы налогообложения
2.3. Особенности налоговых систем в зарубежных странах
3. Дальнейшее совершенствование налоговой системы России
3.1. Цели и задачи реформирования налоговой системы
3.2. Пути реформирования налоговой системы РФ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время налоговая система в России приблизилась к тем мировым стандартам, которые характерны для стран с развитой и стабильной экономикой. С выходом в свет Налогового кодекса мы можем считать, что правовые аспекты нашей системы налогообложения являются удовлетворительными. Таковыми можно считать и се основные параметрические характеристики – формы налогообложения и ставки налогов. В этом контексте они максимально приближены к формам и ставкам налогов гармонизируемой системы стран – участниц Евросоюза.
Вместе с тем стимулирующая и регулирующая роль налогов существенно ослаблена из-за неопределенности экономического курса, за которым следует наша налоговая политика.
В период радикальных общественных преобразований налоги не могут быть инструментом оперативного управления и быстрого регулирования, они надежны в предсказуемой ситуации, а в условиях кризиса и неопределенности экономических процессов их подчинение текущим хозяйственным задачам не даст должного эффекта. Мировой опыт показывает, что переход к пониженным ставкам налогов осуществляется только по мере укрепления и стабилизации экономики. В наших условиях это понижение сопровождалось одновременно снижением объемов производства и развитием теневого сектора экономики, что еще раз подтверждает правильность тезиса о том, что только за счет совершенствования налогообложения нельзя существенно улучшить макроэкономическую ситуацию в целом.
Для современной России система налогообложения, заимствованная из развитых стран Запада, не является достаточно аутентичной. С целью повышения ее эффективности необходим частичный возврат к прежним формам отчуждения прибавочного продукта в централизованный доход государства.
Важнейшая задача экономики страны на современном этапе – превращение ее в конкурентоспособное хозяйство, активно участвующее в мирохозяйственных связях. Налоговая система – наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.
Актуальность темы прослеживается в важности и необходимости исследования налоговой системы, выработки принципов и методов работы налоговых органов, которые бы отвечали современным условиям развития отечественной экономики и обеспечили реализацию социально-экономической политики и условия для экономического роста России.
Цель данной работы состоит в исследовании налоговой системы России.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- дать характеристику налоговой системы России до 1991 г.;
- показать становление налоговой системы РФ после 1991 г.;
- выявить особенности современной налоговой системы РФ;
- показать недостатки действующей системы налогообложения;
- описать особенности налоговых систем в зарубежных странах;
- обозначить цели и задачи реформирования налоговой системы;
- исследовать пути реформирования налоговой системы РФ.
Объектом исследования является: налоговая система России.
Предмет исследования: проблемы и перспективы совершенствования налоговой системы России.
Для выполнения поставленной цели и задач использованы следующие методы:
- анализ и синтез информации, представленной в учебной литературе;
- исторический метод: в работе рассматриваются этапы возникновения и развития налоговой системы;
- обобщение полученной информации.
Базой для исследования послужили следующие источники: Налоговый кодекс РФ (1 и 2 части), Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основные направления налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, Основные направления налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, учебная литература, монографии, научные статья, а так же Интернет-источники.
Исследованием данного вопроса занимались такие специалисты, как Анисимова А.А., Баташева Ф.А., Болатаева А.А., Булкаева Р.А., Джагаева В.С., Василенко А.А., Глущенко Я.С., Кукушкина Д.В., Павкина Ю.В., Мылов К.А., Джевицкая Е.С., Пансков В.Г., Петракова М.А. Швецов Ю.Г. и многие другие.
1. Особенности развития налоговой системы в России
1.1. Характеристика налоговой системы России до 1991 г.
Экономическая политика Советской России первоначально была направлена на установление прогрессивного подоходного налога, отмену косвенных налогов на предметы первой необходимости и установление высоких налогов на предметы роскоши [18, с.9].
В период Гражданской войны товарные отношения в промышленности все больше вытеснялись административным подходом к решению экономических проблем. Основным источником доходов центральных органов советской власти была эмиссия денег, а местные органы существовали за счет контрибуций [17, с.101].
Определенный этап в налаживании финансовой системы страны наступил в период нэпа. В то время были сняты запреты на торговлю, на местный кустарный промысел, а так же существовали различные формы собственности, действовали экономические законы.
Налоговую систему того периода можно характеризовать, ка к систему со множеством налогов и многократностью обложения. Первым денежным налогом периода нэпа был промысловый налог, который взимался с частных торговых и промышленных предприятий (1,5% торгового оборота). Так же в состав промышленного налога входил и патентный налог. Стоимость патента зависела от вида занятий и географического положения региона [9, с.180].
В голы НЭПа широко использовались налоговое регулирование, когда необходимо было использовать накопление в частном и государственном секторах экономики в интересах общественного хозяйства, выравнивание уровней развития различных районов страны без покушения на само существование частников, дававших основную массу товарной продукции. В этот период учитывалось, что при больших налоговых изъятиях может исчезнуть сам объект обложения. Результатом экономически обоснованного обложения явилось достаточно сильное развитие частного предпринимательства [9, с.180].
Дифференциация налоговых ставок позволяла направлять капиталы в те отрасли, развитие которых не было обеспечено достаточными государственными ресурсами. В экономической литературе того времени отмечалось, что регулирование частно-хозяйственной деятельности путем налогов (и других мер) может быть доведено до таких размеров, при которых оно становится, по существу, весьма близким к управлению, отличаясь от последнего главным образом лишь организационными формами [17, с.102].
Во времена нэпа в значительной мере реализовывалась фискальная и регулирующая функции налогов. Вместе с тем налоговая система была достаточно громоздкой. Действовало в общей сложности порядка 86 видов платежей в бюджет. Одни и те же товары облагались многократно в процессе их производства и обращения.
Опыт 1920-х гг. интересен в том отношении, что он показывает, что нормальное налогообложение возможно лишь при определенном построении отношений собственности, которые обеспечивали бы правовую обособленность национализированных предприятий от государственного аппарата управления [9, с.181].
В конце 1920-х гг. был взят курс на полное вытеснение несоциалистических элементов из экономики. Новая экономическая политика свертывалась не только административными мерами, но и экономическими: усиление прогрессии налогообложения вело к исчезновению легально работавших частных предприятий. Таким образом, налоги начинают использоваться как орудие политической борьбы с частными производителями. Постепенно в связи с изменением и ужесточением внутренней политики СССР, свертыванием нэпа, индустриализацией и коллективизацией система налогообложения была заменена административными методами изъятия прибыли предприятий и перераспределения денежных средств через бюджет страны [9, с.181].
Усиление централизации в народном хозяйстве и реорганизация управления промышленностью привели к существенным изменениям в области финансов. Так, финансовая система от налогов перешла к административным методам изъятая прибыли предприятий и перераспределению финансовых ресурсов через бюджет. Налоговая реформа 1930 г. привела к упразднению множественности налогов и введению двухканальной системы изъятия: отчислений от прибыли и налога с оборота. Россия на десятки лет лишилась реальной налоговой системы.
С 1930 по начало 1990 г. юридически перестали существовать косвенные налоги. Платежи, объединенные в налог с оборота, давали в 1930 г. около 6% всех доходов, в том числе акцизы – около 30%, промысловый налог – 20%. В 1931 г. было принято положение о ежемесячном перечислении в бюджет установленной доли плановой прибыли [18, с.11].
В советский период вводились и отдельные целевые налоги. В связи с дополнительными потребностями бюджета в военный период с 1941 г. были введены военный налог и налог на холостяков, который просуществовал до 1980 г. Его предназначение – покрытие государственных расходов на помощь одиноким и многодетным матерям, а также на содержание и воспитание детей, родители которых погибли на войне [18, с.11].
В послевоенные годы наметился рост поступлений в государственный бюджет в виде налога с оборота и отчислений от прибыли восстановленных предприятий, что позволило снизить налоги с населения.
В этот период население уплачивало подоходный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных, сельскохозяйственный налог, земельный налог, налог с владельцев строений и налог с владельцев транспортных средств [9, с.181].
Однако в Советском государстве в идеологическом смысле налоги рассматривались как чуждый для социалистического строительства элемент. Так, как чистый доход, созданный в государственном секторе, полностью принадлежит государству. Платежи с прибыли называли отчислениями из прибыли. Осуществление рыночных преобразований в экономике Российской Федерации в конце 1980-х гг. потребовало создания адекватной новым условиям хозяйствования налоговой системы. В таких условиях и начала формироваться российская налоговая система. Основы ныне действующей налоговой системы Российской Федерации были заложены в период перехода к рыночным отношениям на рубеже 1990-х гг [18, с.13].
Как известно, вся организационная структура управления налоговым хозяйством бывшего СССР противоречила самой природе и сути процесса налогообложения. Не было никаких предпосылок в плане научных теорий и тем более практического опыта. Сжатые сроки, отсутствие опыта регулирования реальных налоговых отношений, быстро меняющееся правовое пространство, экономический и социальный кризис были причинами врожденных недостатков российской налоговой системы. Поэтому формирование налоговой системы в нашей стране до сих пор продолжается.
В 1986 г. в бывшем СССР была разрешена индивидуальная трудовая деятельность граждан, в связи с чем Законом СССР «О государственном предприятии (объединении)» от 30 июня 1987 г. № 7284-XI была установлена плата за патент на право занятия индивидуальной трудовой деятельностью [18, с.13].
До начала занятия индивидуальной трудовой деятельностью граждане обязаны были получить регистрационное удостоверение или приобрести патенте финансовом отделе исполкома Совета народных депутатов по месту постоянного жительства. Виды деятельности, на которые мог быть приобретен патент, и размеры ежегодной платы за него устанавливали советы министров союзных республик. За выдачу регистрационного удостоверения и патента взималась государственная пошлина [9, с.181].
Доходы, получаемые от занятия индивидуальной трудовой деятельностью, облагались налогами, размер которых определялся в зависимости от суммы доходов и с учетом общественных интересов. Граждане, имевшие патенты на право занятия индивидуальной трудовой деятельностью, освобождались от уплаты подоходного налога с доходов от занятия данным видом деятельности [17, с.102].
Кроме того, с принятием вышеназванного Закона началась реформа системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет [9, с.181].
Постепенно формировалась правовая база налогообложения, основными законодательными актами в которой стали:
- Закон СССР «О кооперации в СССР» от 26 мая 1988 г. № 8999-XI;
- постановления Совета Министров СССР «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран–членов СЭВ» от 13 января 1987 г., «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран»;
- указ Президиума Верховного Совета СССР «О вопросах, связанных с созданием на территории СССР совместных предприятий» от 13 января 1987 г.;
- постановление Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций» от 2 декабря 1988 г.;
- указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1988 г., которым был установлен налог с владельцев транспортных средств [17, с.102].