Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Характеристика налоговой системы России до 1991 г.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В последующие годы вышел ряд актов законодательства по на­логообложению отдельных сфер экономической деятельности, ко­торые впоследствии были систематизированы в Законе СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» от 14 июня 1990 г. № 1560-1. Этот Закон обязал предприятия, объединения и организации уплачивать общесоюзные налоги на прибыль, с оборо­та, на экспорт и импорт [9, с.181].

Были внесены изменения в законодательство, устанавливающее порядок налогообложения граждан (физических лиц). В соответст­вии с Законом СССР «О подоходном налоге с граждан СССР, ино­странных граждан и лиц без гражданства» от 23 апреля 1990 г. № 1998-1 были установлены самостоятельные режимы налогообло­жения доходов граждан от ведения крестьянского хозяйства и от индивидуальной трудовой деятельности. При этом Совету Минист­ров СССР к 1 января 1993 г. было поручено разработать и предста­вить в Верховный Совет СССР предложения о проведении второго этапа реформы подходного налога с граждан [17, с.102].

В 1991 г. налогообложение и налоговое законодательство бывшие союзные республики использовали в политических це­лях: повсеместно устанавливались собственные налоги, параду суверенитетов сопутствовал «налоговый сепаратизм». Например, в результате конфликта между Президентом СССР М.С. Горбаче­вым и Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельциным на территории России был введен особый, суверенный режим налогообложения – Верховный Совет РСФСР принял Закон «О порядке применения Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений, и организаций»», согласно которому для предпри­ятий, находящихся под российской, а не союзной юрисдикцией, устанавливался более благоприятный и налоговый режим в виде снижения налоговых ставок и определенных налоговых льгот. Данное положение стимулировало кампанию по переподчинению предприятий и направлению всех потоков в российский, а не в союзный бюджет [17, с.102].

В 1990 г. в составе Министерства финансов СССР была образо­вана Главная государственная налоговая инспекция, которая через год стала Государственной налоговой службой (с 1998 г. – Мини­стерство Российской Федерации по налогам и сборам, с 2004 г. – Федеральная налоговая служба РФ).

1.2. Становление налоговой системы РФ после 1991 г.

Основы налоговой системы и системы налогового законодательства Российской Федерации сформировались в октябре–декабре 1991 г.: был принят Закон РФ «Об основах налоговой системы в Россий­ской Федерации» от 27 декабря 1991 г. № 2118-1; законами РФ от II и 18 октября 1991 г. были установлены земельный налог и нало­ги, зачисляемые в дорожные фонды; 6–7 декабря 1991 г. приняты законы о налоге на добавленную стоимость (НДС), об акцизах, о подходном налоге с физических лиц (НДФЛ) и т.д. Все новые на­логи вводились в действие с 1 января 1992 г. [20, с.57].


В 1992 г. было создано Главное управление налоговых расследо­ваний при Госналогслужбе РСФСР, преобразованное через год в самостоятельный правоохранительный орган в сфере налогообло­жения – Федеральную службу налоговой полиции Российской Фе­дерации (в 2004 г. ликвидировано).

В 1998 г. была принята первая часть НК РФ; в 2000 г. – от­дельные главы второй. Принятие НК РФ явилось историческим моментом в развитии экономических реформ в России. С вступле­нием его в действие начался этап комплексного реформирования всей системы налогообложения [18, с.16].

Первая часть НК РФ регулирует властные отношения по уста­новлению, введению и взиманию налогов и сборов в России. Здесь определены порядок формирования налоговой системы страны, ос­новы налоговых правоотношений, виды налогов и сборов, порядок возникновения и исполнения налоговых обязанностей, формы и методы налогового контроля, ответственность за налоговые нару­шения, порядок обжалования действий (бездействия) налоговых ор­ганов, определены понятия «налог», «сбор», «пошлина», рассмотре­ны методы взимания налогов и т.д. [19, с.63].

Принятия первой части НК РФ не обеспечило всесторонне­го решения принципиальных вопросов конкретного примене­ния федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Поэтому была продолжена работа над второй, специальной ча­стью НК РФ [23, с.210].

Принятие НК РФ обеспечило не только совершенствование на­логового законодательства, но и повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы, упрощение, стабильность и предсказуемость налоговой системы.

Формирование эффективной налоговой системы – центральная экономическая проблема любого государства. За последние не­сколько столетий становления национальных налоговых систем предложено и апробировано множество их моделей, основанных на самых разнообразных идеях и теориях [19, с.64].

Реформирование налоговой системы – это ее преобразование исходя из направлений государственной политики. Во всех разви­тых странах основными стимулами к реформированию налогообло­жения являются стремление создать справедливую, простую, эф­фективную налоговую систему и поиск способов для снятия всех налоговых преград на пути экономического роста [12, с.185].

В начале XXI в. одним из препятствий на этом пути стало несо­вершенство налоговой системы России, так как она формировалась в условиях спада производства и инфляции и имеет ярко выраженный фискальный интерес; роль регулирующей функции в ней при­нижена. А именно любой налоговой системе необходимо обеспе­чить приоритет производства над интересами бюджета. «Налоги не должны мешать производству», – отмечал итальянский профессор финансового права Ф.С. Нитти (1868–1953) [12, с.186].


В конце 1990-х гг. в рамках структурной перестройки экономи­ки России были определены приоритетные направления развития и совершенствования системы налогообложения.

Первое направление – достижение стабильности и определен­ности налоговой системы. К основным способам реализации отно­сятся: определение исчерпывающего перечня налогов и сборов; ус­тановление предельных ставок региональных и местных налогов; отказ от практики применения в качестве объекта налогообложения выручки от реализации; сокращение числа налогов; устранение противоречий налогового и иных видов законодательства; выравни­вание условий налогообложения за счет сокращения налоговых льгот; упорядочение системы ответственности за налоговые право­нарушения [15, с.75].

Второе направление касалось фискальных стимулов и преду­сматривало следующие меры: введение рыночного механизма нало­гообложения недвижимости; постепенное снижение налогового бре­мени на предприятия, перенос части налоговой нагрузки со сферы производства в сферу обращения; применение агрегированного на­логообложения субъектов малого бизнеса [15, с.76].

Третье направление находилось в области повышения соби­раемости налогов и предполагало: последовательный переход к исчислению налогов по отгрузке; налогообложение у источника выплаты; введение механизма реального контроля доходов физи­ческих лиц; совершенствование методов банковского контроля; усиление контроля и ответственности за неполное отражение в бухгалтерской отчетности операций по наличному денежному обращению [15, с.76].

По поводу нововведений в сфере налогообложения министр финансов России Е.Ф. Канкрин (1774–1845) предупреждал: «В установлении новых налогов нужна очень большая осторож­ность». В последние годы нововведения в налоговое законода­тельство Российской Федерации в основном не нарушают этого правила.

Вывод.

Проводимая в Российской Федерации налоговая реформа является одним из важнейших факторов обеспечения экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в Россию полномасштабных иностранных инвестиций.

Анализ этапов реформирования налоговой системы показал, что на современном этапе приоритетное внимание уделяется решению проблем повышения эффективности налогового администрирования, в том числе налогового контроля как главной его составляющей.

В ближайшей перспективе совершенствование налоговой систе­мы предполагает реформирование имущественных налогов путем введения налога на недвижимость. Одна из текущих задач – обес­печение баланса между снижением налогового бремени и сокраще­нием льгот, которые деформируют налоговую систему и снижают конкурентоспособность отечественного производителя.


Период кардинальных изменений налоговой системы подошел к концу. Основной стала задача сохранения и поддержания стабильности на­логовой системы как фактора легализации бизнеса и увеличения суммы налоговых поступлений в бюджет.

2. Анализ налоговой системы РФ

2.1. Современная налоговая система РФ

Система налогов – это совокупность налоговых платежей, взимае­мых на территории страны. Представляет собой ядро налоговой системы, вокруг которого расположены другие ее элементы [7, с.42].

С учетом федеративного устройства России НК РФ предусмот­рена трехуровневая система взимания налогов: федеральные налоги и сборы, региональные и местные налоги. Перечень налогов, взи­маемых в РФ регулируется ст. 13-15 Налогового кодекса. Дейст­вующую на современном этапе систему налогов и сборов РФ представлена на рисунке 1 [10, с.436].

Рисунок 1. Система налогов и сборов в РФ [10, с.436]

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, установленные НК РФ и обязательные к уплате на всей территории страны. Состав федеральных налогов и сборов и основные их эле­менты (объект налога, налоговая база, размер налоговых ставок, порядок их исчисления и уплаты) определяются на федеральном уровне в соответствии с Налоговым кодексом [7, с.44].

В соответствии со ст. 13 НК РФ к федеральным налогам и сбо­рам относятся:

  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • акцизы;
  • налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сборы за пользование объектами животного мира и объекта­ми водных биологических ресурсов;
  • государственная пошлина [10, с.437].

Так, в таблице 1 приведена динамика поступлений рассматриваемых налогов в бюджетную систему и соответствующих налоговых баз за последние десять лет. Как показывают эти данные, заметное снижение сборов внутреннего НДС частично компенсировалось ростом НДС на импорт. Поступления налога на прибыль резко сократились (с 6,1 до 3,3 % ВВП), напротив, сборы налогов на труд заметно повысились. Обращает на себя внимание тот факт, что уровень собранного НДС снижался на фоне роста макроэкономической оценки базы этого налога.


Таблица 1. Поступление в бюджет основных видов налогов, % ВВП [6]

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

НДС

6 2

5.6

6.1

5.2

5.3

5.4

5.8

5.7

5.3

5.5

внутренний

4.1

3.4

3.5

2.4

3.0

2.9

3.1

3.0

2.8

3.1

на импорт

2.1

2.2

2.6

2.7

2.3

2.5

2.7

2.7

2.5

2.5

Продолжение таблицы 1

Налог на прибыль

6.1

6.2

6.3

6.1

3.3

3.8

4.1

3.8

3.1

3.3

НДФЛ

3.3

3.5

3.8

4.0

4.3

3.9

3.6

3.6

3.8

3.8

Социальные взносы

5.5

5.4

6.0

5.1

5.9

4.9

6.3

6.6

7.1

6.7

Проведенный анализ показал, что уровень собираемости некоторых важнейших налогов (определяемый как поступление налогов по отношению к их возможному объему) последовательно снижается. Кроме того, собираемость отдельных налогов чувствительна к макроэкономическим шокам и в силу этого резко падает в кризисные периоды. Чувствительность уровня собираемости налогов к внешним шокам и решениям в области налоговой политики представляет собой дополнительный риск для доходов бюджетной системы. Снижение собираемости налогов в кризис может увеличивать масштабы выпадения доходов, усиливая негативные эффекты от сокращения налоговых баз и структурных сдвигов.

Таким образом, необходимо рассмотреть недостатки действующей системы налогообложения и возможные направления ее совершенствования.

2.2. Недостатки действующей системы налогообложения

Немаловажной составляющей экономической системы является стабильность и устойчивость налогообложения в стране, поскольку она играет важную роль в государственном регулировании экономики, финансовом обеспечении государства, а также оказывает влияние на социальную стабильность [13, с.17]. Поэтому, государству необходимо выработать оптимальную налоговую систему. Построение оптимальной налоговой системы одномоментно – практически невыполнимая задача, так как любая деталь может повлечь за собой совершенно разные последствия. Также, государство и экономика постоянно развиваются, поэтому и налоговая система не может быть статичной, она должна совершенствоваться и постоянно доводиться до уровня экономики, а также способствовать дальнейшему развитию и совершенствованию экономики [20, с.57].