Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Характеристика налоговой системы России до 1991 г.).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Особенности развития налоговой системы в России
1.1. Характеристика налоговой системы России до 1991 г.
1.2. Становление налоговой системы РФ после 1991 г.
2. Анализ налоговой системы РФ
2.1. Современная налоговая система РФ
2.2. Недостатки действующей системы налогообложения
2.3. Особенности налоговых систем в зарубежных странах
3. Дальнейшее совершенствование налоговой системы России
3.1. Цели и задачи реформирования налоговой системы
3.2. Пути реформирования налоговой системы РФ
В последующие годы вышел ряд актов законодательства по налогообложению отдельных сфер экономической деятельности, которые впоследствии были систематизированы в Законе СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» от 14 июня 1990 г. № 1560-1. Этот Закон обязал предприятия, объединения и организации уплачивать общесоюзные налоги на прибыль, с оборота, на экспорт и импорт [9, с.181].
Были внесены изменения в законодательство, устанавливающее порядок налогообложения граждан (физических лиц). В соответствии с Законом СССР «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» от 23 апреля 1990 г. № 1998-1 были установлены самостоятельные режимы налогообложения доходов граждан от ведения крестьянского хозяйства и от индивидуальной трудовой деятельности. При этом Совету Министров СССР к 1 января 1993 г. было поручено разработать и представить в Верховный Совет СССР предложения о проведении второго этапа реформы подходного налога с граждан [17, с.102].
В 1991 г. налогообложение и налоговое законодательство бывшие союзные республики использовали в политических целях: повсеместно устанавливались собственные налоги, параду суверенитетов сопутствовал «налоговый сепаратизм». Например, в результате конфликта между Президентом СССР М.С. Горбачевым и Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельциным на территории России был введен особый, суверенный режим налогообложения – Верховный Совет РСФСР принял Закон «О порядке применения Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений, и организаций»», согласно которому для предприятий, находящихся под российской, а не союзной юрисдикцией, устанавливался более благоприятный и налоговый режим в виде снижения налоговых ставок и определенных налоговых льгот. Данное положение стимулировало кампанию по переподчинению предприятий и направлению всех потоков в российский, а не в союзный бюджет [17, с.102].
В 1990 г. в составе Министерства финансов СССР была образована Главная государственная налоговая инспекция, которая через год стала Государственной налоговой службой (с 1998 г. – Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, с 2004 г. – Федеральная налоговая служба РФ).
1.2. Становление налоговой системы РФ после 1991 г.
Основы налоговой системы и системы налогового законодательства Российской Федерации сформировались в октябре–декабре 1991 г.: был принят Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. № 2118-1; законами РФ от II и 18 октября 1991 г. были установлены земельный налог и налоги, зачисляемые в дорожные фонды; 6–7 декабря 1991 г. приняты законы о налоге на добавленную стоимость (НДС), об акцизах, о подходном налоге с физических лиц (НДФЛ) и т.д. Все новые налоги вводились в действие с 1 января 1992 г. [20, с.57].
В 1992 г. было создано Главное управление налоговых расследований при Госналогслужбе РСФСР, преобразованное через год в самостоятельный правоохранительный орган в сфере налогообложения – Федеральную службу налоговой полиции Российской Федерации (в 2004 г. ликвидировано).
В 1998 г. была принята первая часть НК РФ; в 2000 г. – отдельные главы второй. Принятие НК РФ явилось историческим моментом в развитии экономических реформ в России. С вступлением его в действие начался этап комплексного реформирования всей системы налогообложения [18, с.16].
Первая часть НК РФ регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в России. Здесь определены порядок формирования налоговой системы страны, основы налоговых правоотношений, виды налогов и сборов, порядок возникновения и исполнения налоговых обязанностей, формы и методы налогового контроля, ответственность за налоговые нарушения, порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов, определены понятия «налог», «сбор», «пошлина», рассмотрены методы взимания налогов и т.д. [19, с.63].
Принятия первой части НК РФ не обеспечило всестороннего решения принципиальных вопросов конкретного применения федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Поэтому была продолжена работа над второй, специальной частью НК РФ [23, с.210].
Принятие НК РФ обеспечило не только совершенствование налогового законодательства, но и повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы, упрощение, стабильность и предсказуемость налоговой системы.
Формирование эффективной налоговой системы – центральная экономическая проблема любого государства. За последние несколько столетий становления национальных налоговых систем предложено и апробировано множество их моделей, основанных на самых разнообразных идеях и теориях [19, с.64].
Реформирование налоговой системы – это ее преобразование исходя из направлений государственной политики. Во всех развитых странах основными стимулами к реформированию налогообложения являются стремление создать справедливую, простую, эффективную налоговую систему и поиск способов для снятия всех налоговых преград на пути экономического роста [12, с.185].
В начале XXI в. одним из препятствий на этом пути стало несовершенство налоговой системы России, так как она формировалась в условиях спада производства и инфляции и имеет ярко выраженный фискальный интерес; роль регулирующей функции в ней принижена. А именно любой налоговой системе необходимо обеспечить приоритет производства над интересами бюджета. «Налоги не должны мешать производству», – отмечал итальянский профессор финансового права Ф.С. Нитти (1868–1953) [12, с.186].
В конце 1990-х гг. в рамках структурной перестройки экономики России были определены приоритетные направления развития и совершенствования системы налогообложения.
Первое направление – достижение стабильности и определенности налоговой системы. К основным способам реализации относятся: определение исчерпывающего перечня налогов и сборов; установление предельных ставок региональных и местных налогов; отказ от практики применения в качестве объекта налогообложения выручки от реализации; сокращение числа налогов; устранение противоречий налогового и иных видов законодательства; выравнивание условий налогообложения за счет сокращения налоговых льгот; упорядочение системы ответственности за налоговые правонарушения [15, с.75].
Второе направление касалось фискальных стимулов и предусматривало следующие меры: введение рыночного механизма налогообложения недвижимости; постепенное снижение налогового бремени на предприятия, перенос части налоговой нагрузки со сферы производства в сферу обращения; применение агрегированного налогообложения субъектов малого бизнеса [15, с.76].
Третье направление находилось в области повышения собираемости налогов и предполагало: последовательный переход к исчислению налогов по отгрузке; налогообложение у источника выплаты; введение механизма реального контроля доходов физических лиц; совершенствование методов банковского контроля; усиление контроля и ответственности за неполное отражение в бухгалтерской отчетности операций по наличному денежному обращению [15, с.76].
По поводу нововведений в сфере налогообложения министр финансов России Е.Ф. Канкрин (1774–1845) предупреждал: «В установлении новых налогов нужна очень большая осторожность». В последние годы нововведения в налоговое законодательство Российской Федерации в основном не нарушают этого правила.
Вывод.
Проводимая в Российской Федерации налоговая реформа является одним из важнейших факторов обеспечения экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в Россию полномасштабных иностранных инвестиций.
Анализ этапов реформирования налоговой системы показал, что на современном этапе приоритетное внимание уделяется решению проблем повышения эффективности налогового администрирования, в том числе налогового контроля как главной его составляющей.
В ближайшей перспективе совершенствование налоговой системы предполагает реформирование имущественных налогов путем введения налога на недвижимость. Одна из текущих задач – обеспечение баланса между снижением налогового бремени и сокращением льгот, которые деформируют налоговую систему и снижают конкурентоспособность отечественного производителя.
Период кардинальных изменений налоговой системы подошел к концу. Основной стала задача сохранения и поддержания стабильности налоговой системы как фактора легализации бизнеса и увеличения суммы налоговых поступлений в бюджет.
2. Анализ налоговой системы РФ
2.1. Современная налоговая система РФ
Система налогов – это совокупность налоговых платежей, взимаемых на территории страны. Представляет собой ядро налоговой системы, вокруг которого расположены другие ее элементы [7, с.42].
С учетом федеративного устройства России НК РФ предусмотрена трехуровневая система взимания налогов: федеральные налоги и сборы, региональные и местные налоги. Перечень налогов, взимаемых в РФ регулируется ст. 13-15 Налогового кодекса. Действующую на современном этапе систему налогов и сборов РФ представлена на рисунке 1 [10, с.436].
Рисунок 1. Система налогов и сборов в РФ [10, с.436]
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, установленные НК РФ и обязательные к уплате на всей территории страны. Состав федеральных налогов и сборов и основные их элементы (объект налога, налоговая база, размер налоговых ставок, порядок их исчисления и уплаты) определяются на федеральном уровне в соответствии с Налоговым кодексом [7, с.44].
В соответствии со ст. 13 НК РФ к федеральным налогам и сборам относятся:
- налог на добавленную стоимость (НДС);
- акцизы;
- налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
- государственная пошлина [10, с.437].
Так, в таблице 1 приведена динамика поступлений рассматриваемых налогов в бюджетную систему и соответствующих налоговых баз за последние десять лет. Как показывают эти данные, заметное снижение сборов внутреннего НДС частично компенсировалось ростом НДС на импорт. Поступления налога на прибыль резко сократились (с 6,1 до 3,3 % ВВП), напротив, сборы налогов на труд заметно повысились. Обращает на себя внимание тот факт, что уровень собранного НДС снижался на фоне роста макроэкономической оценки базы этого налога.
Таблица 1. Поступление в бюджет основных видов налогов, % ВВП [6]
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
НДС |
6 2 |
5.6 |
6.1 |
5.2 |
5.3 |
5.4 |
5.8 |
5.7 |
5.3 |
5.5 |
внутренний |
4.1 |
3.4 |
3.5 |
2.4 |
3.0 |
2.9 |
3.1 |
3.0 |
2.8 |
3.1 |
на импорт |
2.1 |
2.2 |
2.6 |
2.7 |
2.3 |
2.5 |
2.7 |
2.7 |
2.5 |
2.5 |
Продолжение таблицы 1
Налог на прибыль |
6.1 |
6.2 |
6.3 |
6.1 |
3.3 |
3.8 |
4.1 |
3.8 |
3.1 |
3.3 |
НДФЛ |
3.3 |
3.5 |
3.8 |
4.0 |
4.3 |
3.9 |
3.6 |
3.6 |
3.8 |
3.8 |
Социальные взносы |
5.5 |
5.4 |
6.0 |
5.1 |
5.9 |
4.9 |
6.3 |
6.6 |
7.1 |
6.7 |
Проведенный анализ показал, что уровень собираемости некоторых важнейших налогов (определяемый как поступление налогов по отношению к их возможному объему) последовательно снижается. Кроме того, собираемость отдельных налогов чувствительна к макроэкономическим шокам и в силу этого резко падает в кризисные периоды. Чувствительность уровня собираемости налогов к внешним шокам и решениям в области налоговой политики представляет собой дополнительный риск для доходов бюджетной системы. Снижение собираемости налогов в кризис может увеличивать масштабы выпадения доходов, усиливая негативные эффекты от сокращения налоговых баз и структурных сдвигов.
Таким образом, необходимо рассмотреть недостатки действующей системы налогообложения и возможные направления ее совершенствования.
2.2. Недостатки действующей системы налогообложения
Немаловажной составляющей экономической системы является стабильность и устойчивость налогообложения в стране, поскольку она играет важную роль в государственном регулировании экономики, финансовом обеспечении государства, а также оказывает влияние на социальную стабильность [13, с.17]. Поэтому, государству необходимо выработать оптимальную налоговую систему. Построение оптимальной налоговой системы одномоментно – практически невыполнимая задача, так как любая деталь может повлечь за собой совершенно разные последствия. Также, государство и экономика постоянно развиваются, поэтому и налоговая система не может быть статичной, она должна совершенствоваться и постоянно доводиться до уровня экономики, а также способствовать дальнейшему развитию и совершенствованию экономики [20, с.57].