Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Характеристика налоговой системы России до 1991 г.).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Особенности развития налоговой системы в России
1.1. Характеристика налоговой системы России до 1991 г.
1.2. Становление налоговой системы РФ после 1991 г.
2. Анализ налоговой системы РФ
2.1. Современная налоговая система РФ
2.2. Недостатки действующей системы налогообложения
2.3. Особенности налоговых систем в зарубежных странах
3. Дальнейшее совершенствование налоговой системы России
3.1. Цели и задачи реформирования налоговой системы
3.2. Пути реформирования налоговой системы РФ
Во Франции, например, налоги и сборы являются главным источником поступлений в центральный бюджет, формируя около 90 % бюджета страны. Основные виды налогов во Франции - косвенные, прямые, гербовые сборы, причем преобладают косвенные налоги, из которых 50 % составляет НДС.
Вывод.
Для современных налоговых систем федеративных государств характерно параллельное использование основных видов налогов, как федеральным правительством, так и правительством штатов и местными органами власти.
Первоочередное значение для российской налоговой системы имеет проблема собираемости налогов. Последние инициативы Президента и Правительства по данной проблеме являются как нельзя актуальными и необходимыми, т.к. действующее налоговое законодательство крайне либерально в части, касающейся налоговых правонарушений и ответственности за их совершение.
3. Дальнейшее совершенствование налоговой системы России
3.1. Цели и задачи реформирования налоговой системы
Реформирование налоговой системы должно происходить постепенно на основе длительного и тщательного анализа ситуации с поступлением налогов. Любые кардинальные изменения в налоговой системе Российской Федерации, особенно те изменения, которые ущемляют экономические интересы налогоплательщиков, не только не смогут увеличить налоговые поступления в бюджет, но и приведут к потерям источников дохода, поскольку налоговая нестабильность станет тем решающим фактором, который заставит многих налогоплательщиков уйти в «теневую» экономику [11, с.43].
В последние годы все чаще высказываются мнения о необходимости кардинального изменения налоговой системы. В программе мер по налоговой политике до 2020 г. говорится о двух возможных направлениях:
- совершенствовании существующей налоговой системы;
- о ее структурной перестройке [4].
В связи с этим многие экономисты придерживаются позиции неприемлемости кардинальной ломки и видоизменения существующей налоговой системы [11, с.43].
Во-первых, с позиций всех участников принципиально важно обеспечивать преемственность и стабильность налоговой системы. Это гораздо важнее, чем налоговые эксперименты с заранее неопределенным результатом.
Во-вторых, существующая налоговая система адаптирована к структуре российской экономики и вполне удовлетворительно выполняет свою фискальную функцию.
В-третьих, налоговая система демонстрирует повышательный тренд налогового бремени в период устойчивого экономического роста и понижательный тренд – в период экономического спада (кризиса).
В-четвертых, наблюдается заметное улучшение налогового администрирования. На роль количественного показателя качества налогового администрирования может претендовать показатель «налоговых ножниц». «Налоговые ножницы» – это показатель, напрямую свидетельствующий об уровне налоговой дисциплины, эффективности функционирования системы налогового администрирования, состояния экономики.
В-пятых, достаточно сбалансированной можно признать эффективную налоговую нагрузку на отдельные элементы ВВП: на оплату труда (с учетом страховых взносов), на валовую прибыль в экономике, на фактическое конечное потребление [16, с.17].
Главная цель реформирования налоговой системы в Российской Федерации заключается в снижении налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков, которая предусматривает упрощение налоговой системы, выравнивание условий налогообложения, придание налоговой системе стабильности и большей прозрачности [16, с.17].
Проводимые реформы системы налогообложения РФ в настоящее время преследуют ряд следующих конкретных целей:
– отказаться от большинства федеральных налоговых льгот по региональным и местным налогам, ввести новый принцип установления льгот посредством оценки их эффективности и определения срока действия;
– ввести новые принципы налогообложения недвижимого имущества физических лиц и доходов от его продажи (переход на исчисление налога с кадастровой стоимости объектов налогообложения, освобождение от НДФЛ продажи отдельных категорий недвижимости вне зависимости от срока владения и др.) Новый налог на недвижимое имущество получат возможность вводить органы местного самоуправления в тех субъектах Российской Федерации, где законом субъекта Российской Федерации будет отменен действующий налог на имущество физических лиц (для чего органам государственной власти субъектов Российской Федерации будут предоставлены соответствующие полномочия.
– с учетом складывающейся экономической ситуации осуществлять индексацию акцизов (в том числе будет продолжена работа по достижению договоренности о гармонизации ставок акцизов на табачную продукцию в государствах – членах ТС);
– рассмотреть вопрос о возможности установления налоговых льгот для приоритетных проектов с участием зарубежных инвесторов в области газодобычи и транспортировки газа;
– предоставить налоговые преференции для развития туристической отрасли, виноградарства и виноделия [14, с.79].
3.2. Пути реформирования налоговой системы РФ
Чтобы налоговая система в РФ была более эффективной, следует её усовершенствовать:
1. Предоставить финансовым органам РФ право издавать дополнительные нормативно-правовые акты по вопросам налогового регулирования, которые необходимо конкретизировать и детализировать, если той информации, которая содержится в других нормативно-правовых документах в области налогов и налогообложения недостаточно;
2. Наделить Правительство РФ аналогичными правами;
3. Дополнить первую и вторую части НК РФ специальным налоговым режимом для налогообложения организаций, которые осуществляют инновационную деятельность в сфере высоких технологий. В нем предусмотреть полное освобождение от налогов данных организаций [20, с.62].
В период с 2015 по 2017 гг. приоритетным направлением для Минфина РФ станет дальнейшее повышение эффективности налоговой системы. При этом Правительство РФ не планирует повышения налоговой нагрузки на экономику в среднесрочной перспективе путем повышения ставок основных налогов. Эта политика будет продолжена и по завершении планового периода – в 2018 г. [6].
Основными целями налоговой политики являются, с одной стороны, сохранение бюджетной устойчивости, получение нужного объема бюджетных доходов, а с другой стороны, поддержка предпринимательской и инвестиционной активности, обеспечивающей налоговую конкурентоспособность страны на мировой арене. При этом любые нововведения, даже направленные на предотвращение уклонения от уплаты налогов, не должны приводить к нарушению конституционных прав граждан, ухудшать сложившийся к настоящему времени баланс прав налогоплательщиков и налоговых органов, негативно влиять на конкурентоспособность российской налоговой системы [20, с. 62].
Значительным резервом повышения эффективности налогового контроля является устранение пробелов и неточностей, выявляемых правоприменительной практикой, в законодательном порядке, вплоть до подготовки в среднесрочной перспективе новой редакции соответствующих глав Налогового кодекса. Для подготовки соответствующих законодательных положений необходимо использование практики, накопленной арбитражными судами, а также зарубежного опыта [13, с.19].
Приоритетом деятельности налоговых органов должна стать проверка исполнения налогового законодательства, а не выполнение каких бы то ни было планов по сбору налогов и сборов. Налоговый контроль призван способствовать созданию рациональной системы налогообложения и достижению такого уровня исполнения налоговой дисциплины, при которой минимизируются нарушения законодательства о налогах и сборах.
Проблемы налогового контроля приводят к увеличению налоговых правонарушений, снижению объемов поступлений налогов в бюджет, разбалансированности действий уполномоченных государственных органов и созданию неблагоприятной экономической ситуации в целом [13, с.19].
Основными направлениями повышения эффективности налогового контроля можно выделить в первую очередь – это совершенствование всей налоговой системы, которое скажется на результатах работы налоговых органов, далее реформирование системы налогового администрирования и непосредственное совершенствование налогового контроля на отдельных участках работы налоговых инспекций.
Важным направлением налоговой политики РФ до 2018 г. является переход к налогу на недвижимое имущество не только для физических лиц, но и для организаций. Предполагается, что, как и в отношении физических лиц, новым налогом будет облагаться только недвижимое имущество, находящееся у организаций на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления). При этом предполагается, что новый налог будет отнесен к региональным налогам с передачей части поступающих сумм в местные бюджеты [4].
Для введения налога на недвижимое имущество организаций необходимо создать условия для его введения в субъектах РФ. В этих целях необходимо, прежде всего, определить концепцию налогообложения объектов недвижимости, принадлежащих юридическим лицам, а именно: определить состав объектов налогообложения, налоговую базу, пределы для установления налоговых ставок и возможные налоговые преференции по налогу [10, с.438].
Так, в целях обеспечения единообразного подхода к налогообложению имущества организаций и физических лиц в качестве налоговой базы по налогу на недвижимое имущество организаций предлагается определить кадастровую стоимость объектов недвижимости.
В этой связи заинтересованным федеральным органам исполнительной власти необходимо разработать методику определения кадастровой стоимости объектов недвижимости нежилого назначения (в том числе промышленных зданий, офисов, сооружений, линейных объектов и др.), обеспечить наполняемость Единого государственного кадастра недвижимости сведениями об объектах недвижимости, принадлежащих юридическим лицам, и об их кадастровой стоимости в целях создания условий для формирования в налоговых органах фискального реестра по налогу на недвижимость [13, с.18].
Граждане, которые не получают налоговые уведомления и не уплачивают налоги по имеющимся у них объектам недвижимого имущества и транспортным средствам, начиная с 01.01.2015 г. обязаны представить в налоговые органы сведения о таком имуществе. Сделать это нужно один раз. Данное правило закреплено Федеральным законом «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ» от 02.04.2014 г. № 52-ФЗ [15, с.75].
В случае если физическое лицо получало налоговое уведомление или не получало его в связи с предоставлением налоговой льготы в отношении имеющихся у него объектов недвижимого имущества или транспортных средств, сведения о таких объектах в налоговый орган не представляются. Важно подчеркнуть, что функции по расчету суммы имущественных налогов и направлению налоговых уведомлений, как и прежде, сохраняются за налоговыми органами [20, с.66].
Введение упомянутой выше нормы для большинства налогоплательщиков (получающих налоговые уведомления) принципиально ничего не изменит, но при этом позволит вовлечь в налоговый оборот объекты недвижимого имущества и транспортные средства, имущественные налоги по которым не уплачиваются.
Вывод.
В условиях мобилизационной модели российской экономики все больше увеличивается необходимость опоры на собственные силы, это касается и повышения доходной части бюджета и эффективности всей налоговой системы государства. Все вышесказанное означает, что для инновационного развития и модернизации всей отечественной экономической системы необходимо дальнейшее совершенствование в первую очередь - налоговой системы.
Важным направлением в совершенствовании нашей налоговой системы является перераспределение налоговой нагрузки с юридических лиц на физические. Это обусловлено органическими изменениями в хозяйственных системах развитых стран, в которых существенно расширяется круг собственников. В настоящем в процесс капиталообразования вовлечены более широкие массы населения в виде держателей акций, облигаций, вкладов, а также собственников недвижимости потребительского назначения, что позволяет существенно расширить налогооблагаемую базу и тем самым снизить налоговую нагрузку с предприятий, функционирующих в базовых отраслях экономики. Это окажет благотворное влияние на весь воспроизводственный процесс и существенно улучшит основные параметрические характеристики современной экономической динамики.