Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Характеристика налоговой системы России до 1991 г.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К основным проблемам российской системы налогообложения можно отнести способ расчета налога на доходы физических лиц. Большинство экономистов сходятся на мнении, что прогрессивная процентная ставка (вместо действующей сейчас пропорциональной) по этому виду налогов заметно смягчила бы расслоение общества на «бедных» и «богатых», способствовала бы расширению «среднего класса», численность которого в России критически мала [16, с.15].

Неравномерность распределения налогов между плательщиками, также является проблемой. В настоящее время в России процветает теневая экономика, в которой вращаются большие деньги. Компании, незаконным образом уходящие от налогов богатеют, а законопослушные налогоплательщики возмещают недостачи в государственный бюджет. Таким образом, снова усиливается расслоение общества.

Налоги собираются в том регионе, в котором зарегистрировано предприятие, следовательно, если главный офис компании находится в одном городе, а основная деятельность ее развернута в другом, то вся налоговая прибыль все равно поступит в город, где зарегистрирована организация. Так как основная масса крупных российских компаний зарегистрированы в Москве, то и огромные налоговые сборы направлены туда, не смотря на то, что работают в этих компаниях люди из совершенно разных регионов страны [8, с.49].

Таким образом, налоговые сборы в России распределяются не равномерно, вследствие чего одни регионы развиваются быстрее, а другие отстают.

Также, одной из главных проблем отечественной налоговой системы является наличие большой доли теневой экономики в государстве. Это означает, что важным направлением совершенствования должно быть усиление налогового контроля. Необходимо предоставить налоговой службе России возможность проведения анализа доходов как физических, так и юридических лиц, исходя из их расходов. На примере зарубежного опыта (налоговая система Франции), можно создать способ исчисления реального дохода физических лиц, при их несогласии с расчетами налоговой службы, гражданин должен будет доказать неправоту служб, раскрыв источник своего дохода. Также, необходима серьезная проверка движения капитала юридических лиц, так как огромное количество денежных средств уходят из государства в оффшорные зоны [16, с.15].

Одним из путей утечки капиталов является зона свободной торговли СНГ, через Белоруссию и Казахстан. Под видом покупки товаров организации России отправляют денежные средства за пределы государства, но товары на российский рынок не поступают. То есть из-за слабого контроля на границе, путем подделки товарно-транспортных накладных, незаконно переводятся деньги на банковские счета других стран, а оттуда в оффшоры, а отечественный рынок не получает товаров [10, с.437].


Белорусские власти предоставляют российским банкам возможность проверки достоверности транспортных документов, а также положения на рынке организаций-получателей денежных средств на предмет их состоятельности, однако, российское государство на законодательном уровне не обязует банки осуществлять подобного рода проверки, имеется лишь такая рекомендация, и небольшие банки пренебрегают ею. Таким образом, сокращение оттока капитала из страны станет возможным, если государство усилит контроль над поступающими товарами через границу, а также обязует проверять межгосударственные переводы денег [10, с.438].

Сейчас между Россией и Белоруссией налажен крупный канал движения денежных средств, которые, уйдя в оффшоры, больше не работают внутри страны, тем самым не способствуют росту национальной экономики и не обеспечивают налоговых поступлений. Также изменения требует и способ взыскания налоговых задолженностей. В последние годы задолженность по налоговым сборам в среднем составляет семьсот миллиардов рублей, а это шесть с половиной процентов от налоговых поступлений. Штрафы за просрочку в уплате налогов должны представлять серьезную проблему для должников. Сейчас часто случается так, что организации или физическому лицу проще уплатить штраф, чем вовремя погасить налоговую задолженность. А от подобного поведения налогоплательщиков, государство лишается средств, направление расходования которых уже определено, а также возможной прибыли от использования этих средств. Государство вынуждено сокращать расходы на различные социальные программы [20, с.59].

Таким образом, для решения вышеизложенных проблем, налоговой службе Российской Федерации необходимо больше полномочий, чем она имеют сейчас. Если контроль будет осуществляться более серьезно и жёстко, то и уклоняющихся от уплаты станет гораздо меньше [20, с.60].

Наличие всех этих проблем позволяет говорить, во-первых, о кризисе российской налоговой системы, во-вторых, о том, что современная налоговая политика является одним из главных факторов, препятствующих социально-экономическому развитию. Реформа налоговой системы должна рассматриваться государством как первоочередная задача.

2.3. Особенности налоговых систем в зарубежных странах


Надежная финансовая система является стержнем в развитии и ус­пешного функционирования экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. В мире используется множество моделей, концепций социального налогообложения, которые можно клас­сифицировать с позиций социального или субсидиарного государства и соответствующей налоговой политики: социально-нагруженной или либе­рально-ограниченной. Социальная функция и направленность налогооб­ложения напрямую связаны с моделью финансового обеспечения соци­альной политики (британской, франко-германской, североевропейской, американской). Налоговые системы развитых стран подвержены воздейст­вию различных экономических, политических и социальных условий и различаются по набору, структуре, способам взимания, ставкам налогов, по фискальным полномочиям различных уровней власти и так далее [22, с.138].

Мировая практика располагает весьма обширными исследованиями в области оптимизации налогов и предлагает конструктивные подходы, которые позволяют определить предельно допустимые уровни налогового давления на экономику и население, при повышении которых возникают те или иные негативные социально-экономические процессы [24, с.6].

В настоящее время в мире реализуются две основные модели налоговой политики: либерально-ограниченная и социально-напряженная. Первая модель характерна для стран (Бразилия, Мексика, Китай), основной целью которых является наращивание (восстановление) производства товаров, выход и экспансия на новые внешние рынки. В рамках этой модели жестко ограничивается доля налоговых изъятий (при одновременном ограничении социальных гарантий), предоставляются широкие налоговые льготы для инвестиций в производственном секторе. Вторая модель характерна для постиндустриальных стран, которые вынуждены поддерживать высокие стандарты потребления и социального обеспечения основной массы насе­ления. Для системы налогообложения второй модели характерны:

  • высокие ставки налогов, в том числе социальных налоговых пла­тежей,
  • устранение налоговых ограничений на международную миграцию капиталов в целях контроля над инвестиционной политикой дру­гих стран [19, с.160].

Все существующие сейчас в зарубежных странах налоги можно клас­сифицировать следующим образом:

  1. Налоги с натуральной базой обложения:
  • подомовые налоги;
  • подушевые налоги;
  • специфические таможенные пошлины и т.п.;

2. Налоги со стоимостной базой обложения:


2.1. Налоги на базе валового дохода:

  • акцизы;
  • налог с оборота;
  • таможенные пошлины;
  • налоги на имущество, капитал;
  • налоги на проценты, дивиденды и т.д.
    1. Налоги на базе чистого дохода:
  • корпоративный налог;
  • налог на индивидуальные доходы;
  • налог на добавленную стоимость;
  • налог на наследство [19, с.162].

Более 150 стран применяют систему косвенного налогообложения, и их количество растет год от года. В большинстве стран Западной Европы действует система налогов на добавленную стоимость (value added tax). Родиной налога на добавленную стоимость (НДС) является Франция. По­ступления по линии НДС составляют в среднем примерно 0,4 % ВВП на один процент ставки НДС. Изменение ставки немедленно приводит к из­менению дохода бюджета [10, с.438].

Налог на добавленную стоимость - это налог зачетного типа, который исключает кумулятивный эффект налогообложения, поскольку дает воз­можность зарегистрированным в качестве плательщиков этого налога фирмам вычитать суммы, уплаченные зарегистрированным поставщикам- плательщикам НДС, из сумм выручки за реализацию товаров и услуг [19, с.163].

Отличительной чертой «правильного, справедливого» налога на до­бавленную стоимость являются:

  • нейтральность по отношению к сложившейся в стране системе производства и распределения товаров и услуг;
  • товары и услуги облагаются НДС в стране назначения или месте их потребления, а не по месту происхождения или производства;
  • НДС не зависит от того, является технология трудоемкой, капита­лоемкой или наукоемкой;
  • НДС не зависит от конкретной организационно-правовой формы предприятий, участвующих в производстве и распределении това­ров и услуг;
  • при прочих равных условиях независимо от того, где был произ­веден продукт - в государственном или частном секторе, на круп­ной или на мелкой фирме - сумма налога остается одной и той же [13, с.18].

Регулировать воздействие НДС на налогоплательщиков принято за счет введения освобождения от его уплаты, либо обложения по нулевой или пониженной ставке товаров, потребляемых в основном бедными слоями населения, либо за счет применения повышенной ставки для пред­метов роскоши, потребляемых богатыми. Количество ставок НДС в раз­ных странах различное. В большинстве стран, в налоговых системах кото­рых применяются дифференцированные ставки НДС, их три: две ненулевых - базовая и пониженная, и нулевая ставка. В то же время в некоторых странах существует единая ненулевая ставка НДС [19, с.163].


В разных странах значение одних и тех самых налогов неодинаковое. Так, во Франции доля косвенных налогов в доходах бюджета равняется 62,7 %, в Нидерландах - 41,3 % [13, с.18].

В развитых странах значительная часть всех доходов населения изы­мается с помощью подоходного налога, который является массовым и распространяется на большинство членов общества. Впервые подоходный налог ввела Великобритания, как временную меру в период наполеонов­ских войн, но окончательно подоходный налог утвердился в английской налоговой практике только в 1842 г. В других странах он функционирует с конца XIX - начала XX века. Объектами подоходного налога являются доходы плательщиков (физических лиц). Исторически сложились две фор­мы построения подоходного налога: шедулярная и глобальная. Шедулярная форма появилась в Великобритании и предполагала разделение дохода на части (шедулы) в зависимости от источника дохода (заработная плата, дивиденды, рента), причем обложение каждой шедулы происходило от­дельно. Глобальная форма предполагала обложение совокупного дохода плательщика независимо от источника дохода (возникла в Пруссии) [7, с.214].

Основное распространение получила система налогообложения на ос­нове годовой суммы чистого дохода налогоплательщика, то есть обложе­нию подлежит чистый доход плательщика за минусом разрешенных зако­ном вычетов и налоговых льгот, к которым относятся: необлагаемый ми­нимум, профессиональные расходы, семейные скидки, скидки на детей и иждивенцев, взносы в фонды и т.п. Список исключений в разных странах различен и зависит от национальных особенностей и традиций [7, с.214].

Принципы построения налоговых систем различны в федеративных и унитарных государствах.

Показатель уровня налогообложения в среднем в индустриальных странах достигает 38 %. Так, в США один из самых низких уровней налогооб­ложения - их доля составляет всего 28 % ВВП. Это объясняется денежной эмиссией терпимости» американского бюджета к дефициту, который фи­нансируется денежной эмиссией [7, с.215]. Для современных налоговых систем федеративных го­сударств характерно параллельное использование основных видов нало­гов, как федеральным правительством, так и правительством штатов и местными органами власти. В налоговой системе США это относится к подоходному налогу и акцизам на отдельные виды товаров, к налогам с наследств и дарений, взносам в фонды социального страхования. Наибо­лее значимыми в федеральном бюджете является подоходный налог с фи­зических лиц и налог на прибыль корпораций; в налоговых системах шта­тов - акцизы; в местных бюджетах - поимущественный налог [13, с.19].