Файл: Роль международного валютного фонда в регулировании международного финансового рынка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отметим iтакже, iчто iчерез iсвои iЕвропейские iотделения iМВФ iактивно iсотрудничает iс iорганизациями, iштаб-квартира iкоторых iнаходится iв iЕвропе, iв iтом iчисле iс iОЭСР iи iЕвропейским iсоюзом, iс iкоторым iФонд iсотрудничает iв iряде iпрограмм iв iЦентральной iи iВосточной iЕвропе, iи iсовсем iнедавно iв iслучае iГреции. iНесомненно, iчто iработу iфонда iв iобласти iрасширения iмеждународного iсотрудничества iнеобходимо iподдерживать iи iвсячески iразвивать.

Заключение

За шесть десятилетий со времени Бреттон-Вудса мировая экономика и МВФ претерпели значительные изменения. Бoльшая часть объема кредитования со стороны МВФ теперь ориентирована на случаи кризисов, в связи с чем Фонд принимает более активное участие в предотвращении и урегулировании кризисов. Поскольку более половины государств-членов сейчас имеют устойчивый статус кредитора или дебитора и переход их из одного лагеря в другой маловероятен, многие государства воспринимают себя главным образом как члена данной группы, а не как часть мирового сообщества. Кроме того, государства-члены МВФ теперь гораздо более многочисленны, более разнообразны и включают почти все страны мира, в связи с чем, соответственно, возросли его обязанности в управлении мировой экономикой. Существенно расширились масштабы участия МВФ в выработке политики в государствах-членах, особенно в странах-заемщиках.

Эволюция МВФ определялась — и обусловливалась — сдвигами в мировых экономических и политических условиях. Если бы изложенные в первой главе работы события не повлияли на МВФ подобным образом, то организация отошла бы на второй план или даже утратила бы свою актуальность. Перед МВФ всегда стояла сложная задача придерживаться своего жизненно важного центра (первоначального узкого мандата содействовать упорядоченной корректировке платежей и финансовой стабильности во всем мире) и в то же время приводить свою деятельность в соответствие с новыми обстоятельствами и новыми идеями. Шестидесятая годовщина Бреттонвудских учреждений, отмечавшаяся в 2011 году, дала МВФ стимул взяться за решение этой задачи, начав проведение стратегического обзора, с тем чтобы эта организация была в состоянии гибко реагировать на новые изменения, которые будут происходить в мировой экономике в предстоящие десятилетия. Кейнс и Уайт создали МВФ, так как они верили в то, что миру необходима официальная организация для содействия многостороннему сотрудничеству вместо автаркистской экономической политики и для корректирования ограничений, присущих частным рынкам. Как бы ни менялись мир и сама организация, эти цели остаются главными соображениями, лежащими в основе роли МВФ.


В работе делается вывод, что МВФ является особой, отличной от других международной финансовой организацией. Уникальность Фонда по сравнению с другими международными межправительственными организациями определяется тем, что в своей деятельности он сочетает регулирующие, консультативные и финансовые функции, направленные на достижение целей, во имя которых он был создан, а именно:

- содействовать сбалансированному росту международной торговли;

- поддерживать устойчивость обменных курсов валют;

- способствовать созданию многосторонней системы расчетов по текущим операциям между членами МВФ и устранению валютных ограничений, препятствующих росту международной торговли;

- предоставлять государствам-членам кредитные ресурсы, позволяющие регулировать несбалансированность внешних платежей без использования ограничительных мер в области внешней торговли и расчетов;

- служить форумом для консультаций и сотрудничества в области международных валютных отношений.

Следовательно, МВФ занимается не только проблемами отдельных стран, но и вопросами функционирования международной валютной системы в целом, выступая в качестве ее институционного механизма.

Международный экономический кризис, разразившийся в 2015 г., возобновил дискуссии о месте и роли международных институтов регулирования валютно-финансовой системы в предотвращении и урегулировании кризисных явлений в мировой экономике. Центральное место в международной валютно-финансовой системе по праву принадлежит МВФ, который имеет статус специализированного учреждения ООН и является системообразующим элементом мировой валютной системы. Кроме того, в условиях глобализации мирового хозяйства, следствием которой является формирование целостной глобальной экономики, МВФ является и выступает одновременно ее признаком и структурообразующим стержнем.

Основываясь на проведенном в работе исследовании, можно заключить, что МВФ продолжит курс на укрепление зарождающегося экономического укрепления мировой экономики, основываясь на 4 элементах: мандат Фонда, его финансовая роль, многостороннее наблюдение и сильные правительства. В посткризисный период для МВФ приоритетными направлениями деятельности станут: осуществление практической помощи государствам-членам в совершенствовании фискальной, денежно-кредитной и финансовой политики, пополнение ресурсов МВФ с целью создания необходимого резерва прочности, усиление совместного наблюдения с «Группой двадцати» за состоянием мировой экономики, реформ квот и установление прозрачности в выборе руководства МВФ, удвоение объема льготных кредитных возможностей МВФ.


В настоящее время можно говорить о том, что, участвуя вместе с Парижским клубом в разработке мер по повышению платежеспособности должников, в частности, мер по стабилизации их платежных балансов, МВФ практически стал выступать важнейшим органом по предоставлению займов развивающимся и восточноевропейским странам. На современном этапе экономического развития можно с уверенностью говорить о том, что произошло повышение роли МВФ как координатора международных кредитов и гаранта платежеспособности стран-должников. Таким образом, заключение страной-должником кредитного соглашения с МВФ, главным элементом которого являются конкретные экономические и политические условия (так называемый «обусловленный кредит МВФ»), предъявляемые данной стране Фондом в качестве программы стабилизации экономики, служит для банков-кредиторов гарантией платежеспособности, необходимой для отсрочки погашения долгов и предоставления стране новых кредитов. В случае отказа страны выполнить условия МВФ ей автоматически закрывается доступ к мировому рынку капиталов. Однако даже небольшое заимствование у МВФ дает стране возможность получить более крупный кредит в банках.

Таким образом, рассматривая деятельность МВФ в современных условиях развития мировой экономики, можно сделать вывод, что Фонд стремится к усовершенствованию своей системы кредитования и ставит задачей упростить финансирование не только наиболее бедных развивающихся стран, но и государств Восточной и Центральной Европы, а также Российской Федерации.

Эксперты подчеркивают, что сферой ответственности МВФ и обязанностей его стран-участниц в соответствии с положениями Соглашения о создании Фонда являются текущие операции, а не движение капиталов[36]. Что касается последних, то в статье 4 отмечается, что одна из важнейших задач международной валютной системы — способствовать подобным обменам между странами. Кроме того, статья 6 позволяет контролировать движение капиталов лишь при условии, что это не наносит ущерба платежам, связанным с текущими операциями. Необходимо отметить, что есть сферы, в отношении которых не произошел пересмотр политики МВФ, а в некоторых случаях тенденция использования неолиберальных инструментов регулирования в качестве «рецепта» борьбы с кризисными явлениями в мировой экономике только усилилась. Например, МВФ взят курс на расширение сферы применения обусловленности, несмотря на явный провал данной политики в ходе финансовых кризисов конца 90-х гг. XX в. Однако, причины кризисов, как правило, кроются в изменении экономической политики развитых стран (в основном «большой семерки»), а также в действиях подконтрольных им финансовых институтов, таких как транснациональные корпорации, трастовые компании и страховые фонды, суверенные инвестиционные фонды и т.д. В то же время формирование механизмов, обеспечивающих прозрачность и стабильность макроэкономической политики этих стран, а также усиление контроля со стороны глобальных финансовых регуляторов, таких как МВФ и Всемирный банк, за деятельностью таких фондов и выработка мер по недопущению глобальной нестабильности в будущем в настоящее время на повестке дня не стоит.


Список литературы

  1. Постановление Верховного Совета РФ "О вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития" от 22 мая 1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 22. Ст. 1180.
  2. Анулова Г. МВФ и МБРР во всемирном хозяйстве. Взгляд с новых позиций // МЭМО 1/2017.
  3. Бертело И. Международная финансовая архитектура: планы реформирования // Международный журнал социальных наук. 2009. № 36. С. 193-306
  4. Делан Э. Дж., Кэмпбэлл К.Л., Кэмпбэлл Р. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. Перевод с английского / под редакцией Лукашевича. – М. -С.Пб, ПФК Профико - Мосинкомбанк-ЛО СП Автокомп, 2016.
  5. Доклад по вопросам глобальной финансовой стабильности за октябрь 2016 года // www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2016/02/pdf/annex.pdf
  6. Доклад по вопросам глобальной финансовой стабильности за октябрь 2016 года и апрель 2017 // www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2017/01/pdf/annex.pdf,
  7. Косолапов Н. Пространство-организационный подход к анализу международных реалий // Международные процессы. 2014. Т. 5. № 003.
  8. Кузнецов В.С. Мировая валютная система капитализма: под знаком долгового кризиса. М., Финансы и статистика, 2017.
  9. Международный валютный фонд. Годовой отчет 2017 содействие сбалансированном у мировому подъему. IMF ANNUAL REPORT 2017 (Russian ) International Monetar y Fun d 700 19th Street, NW Washington, DC 20431 USA.
  10. «Перспективы развития мировой экономики». Аналитический сборник. Противоречия двух темпов подъема. Безработица, биржевые товары и потоки капитала Апрель 2011. // http://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/weo/2011/01/pdf/textr.pdf
  11. Повышение устойчивости национальной банковской системы: Россия и мировой финансовый кризис. Информационно-аналитические материалы VII Международного банковского форума «Банки России — XXI век». Сочи, 3–6 сентября 2016 / Под ред. А.А. Хандруева. М., 2016.
  12. Смирнов Д. Новый взгляд на регулирование мировой валютной системы / Валютная политика кап. стран. - М., 2017.
  13. Смыслов Д. Реформирование мировой валютно-финансовой архитектуры: 1990–2007-е годы. М.: ИМЭМО РАН, 2016.
  14. Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции / Пер. с англ. Г.Г. Пирогова. М.: Мысль, 2010.
  15. Таранкова Л. Новый этап в деятельности «Группы 20» по преодолению последствий мирового финансового кризиса // Деньги и кредит. 2016. № 11.
  16. Юдаева К., Годунова М. Новости глобальной экономики 22–28 февраля 2017 // Центр макроэкономических исследований Сбербанка России, 2017.

Англоязычные источники

  1. About the IMF—Overview: Collaborating with Others («МВФ: обзор сотрудничества с другими организациями») // www.imf.org/external/about/collab.htm
  2. Factsheet: The IMF’s Flexible Credit Line («Информационная справка — Гибкая кредитная линия МВФ») // www.imf.org/external/np/exr/facts/fcl.htm).
  3. IMF Annual Report 1995. Washington, p. 216-220
  4. IMF Survey, “IMF Studies How to Pay for Financial Sector Rescues” («Обзор МВФ — МВФ изучает вопрос о способах оплаты мер по спасению финансового сектора») // www.imf.org/external/pubs/ft/ survey/so/2017/int011110a.htm
  5. IMF Survey, “Agreement with Banks Limits Crisis in EmergingEurope” («Обзор МВФ, Договоренность с банками позволила ограничить кризис в странах с формирующимся рынком») // www.imf.org/external/pubs/ft/ survey/so/2016/int102809a.htm
  6. Shelton J. Time for a New Bretton Woods. The Wall Street Journal Europe, 16-17.10.2005
  7. PIN 09-95 “IMF Executive Board Concludes 2016 Article IV Consultation on Euro Area Policies” («Исполнительный совет МВФ завершил консультации 2016 года в соответствии со С татьей IV по политике в зоне евро») // www.imf.org/external/np/sec/pn/2016/pn0995.htm.
  8. PIN 10-06 “IMF Executive Board Endorses the Framework for the Fund’s Involvement in the G-20 Mutual Assessment Process” («Исполнительный совет МВФ утвердил основу участия Фонда в процедуре взаимной оценки Группы 20-ти») // www.imf.org/external/np/sec/pn/2017/pn1006.htm
  9. PIN 10-51, “The Fund’s Mandate—Future Financing Role” («Полномочия Фонда: будущая роль в финансировании») // www.imf.org/external/np/sec/pn/2017/pn1051.htm
  10. «Мартовские реформы» в главе 3 Годового отчета МВФ за 2016 год // www.imf.org/external/pubs/ft/ar/2016/eng/
  11. PR 09-283, “IMF Governors Formally Approve US$250 Billion General SDR Allocation” («Управляющие МВФ официально утвердили общее распределение СДР в размере 250 млрд долл. США») (www.imf.org/external/np/sec/pr/2016/pr09283.htm).
  12. The Fund’s Mandate—Future Financing Role: The Current Lending Toolkit and Innovative Reform Options” («Полномочия Фонда — будущая роль в финансировании: существующие инструменты кредитования и варианты инновационных реформ») // www.imf.org/external/np/pp/eng/2017/032510b
  13. Transcript of the Fourth Pillar Meeting Istanbul Convention, Center Taksim Meeting Room October 1, 2016. Р. 12.

Приложение 1

Схема организационной структуры МВФ (по состоянию на 30.04.2017 г.)

Приложение 2

Финансовые механизмы МВФ

Продолжение Приложения 2

Приложение 3

Договоренности об использовании основных механизмов, утвержденных в 2017 году

  1. Делан Э. Дж., Кэмпбэлл К.Л., Кэмпбэлл Р. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. Перевод с английского / под редакцией Лукашевича. – М. -С.Пб, ПФК Профико - Мосинкомбанк-ЛО СП Автокомп, 2016.

  2. Shelton J. Time for a New Bretton Woods. The Wall Street Journal Europe, 16-17.10.2005

  3. Кузнецов В.С. Мировая валютная система капитализма: под знаком долгового кризиса. М., Финансы и статистика, 2017.

  4. Смирнов Д. Новый взгляд на регулирование мировой валютной системы / Валютная политика кап. стран. - М., 2017.

  5. Смыслов Д. Реформирование мировой валютно-финансовой архитектуры: 1990–2007-е годы. М.: ИМЭМО РАН, 2016.

  6. Смыслов Д. Реформирование мировой валютно-финансовой архитектуры: 1990–2007-е годы. М.: ИМЭМО РАН, 2016.

  7. Смирнов Д. Новый взгляд на регулирование мировой валютной системы / Валютная политика кап. стран. - М., 2017.

  8. Смыслов Д. Реформирование мировой валютно-финансовой архитектуры: 1990–2007-е годы. М.: ИМЭМО РАН, 2016.

  9. Постановление Верховного Совета РФ "О вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития" от 22 мая 1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 22. Ст. 1180.

  10. IMF Annual Report 1995. Washington, p. 216-220

  11. Анулова Г. МВФ и МБРР во всемирном хозяйстве. Взгляд с новых позиций // МЭМО 1/2017.

  12. Анулова Г. МВФ и МБРР во всемирном хозяйстве. Взгляд с новых позиций // МЭМО 1/2017.

  13. Доклад по вопросам глобальной финансовой стабильности за октябрь 2016 года // www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2016/02/pdf/annex.pdf

  14. Доклад по вопросам глобальной финансовой стабильности за октябрь 2016 года и апрель 2017 // www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2017/01/pdf/annex.pdf,

  15. Договоренность с Молдовой представляет собой смешанную договоренность, предусматривающую одновременное использование механизма расширенного кредитования и расширенного кредитного механизма.

  16. PR 09-283, “IMF Governors Formally Approve US$250 Billion General SDR Allocation” («Управляющие МВФ официально утвердили общее распределение СДР в размере 250 млрд долл. США») (www.imf.org/external/np/sec/pr/2016/pr09283.htm).

  17. Дополнительная информация о ГКЛ приводится в документе “Factsheet: The IMF’s Flexible Credit Line” («Информационная справка — Гибкая кредитная линия МВФ») // www.imf.org/external/np/exr/facts/fcl.htm).

  18. Общая сумма включает 0,1 млрд СДР просроченных кредитов Сомали и Судану из средств Трастового фонда.

  19. «Перспективы развития мировой экономики». Аналитический сборник. Противоречия двух темпов подъема Безработица, биржевые товары и потоки капитала Апрель 2011. // http://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/weo/2011/01/pdf/textr.pdf

  20. Международный валютный фонд. Годовой отчет 2017 содействие сбалансированном у мировому подъему. IMF ANNUAL REPORT 2017 (Russian ) International Monetar y Fun d 700 19th Street, NW Washington, DC 20431 USA.

  21. Кузнецов В.С. Мировая валютная система капитализма: под знаком долгового кризиса. М., Финансы и статистика, 2017.

  22. IMF Survey, “IMF Studies How to Pay for Financial Sector Rescues” («Обзор МВФ — МВФ изучает вопрос о способах

    оплаты мер по спасению финансового сектора») // www.imf.org/external/pubs/ft/ survey/so/2017/int011110a.htm

  23. Таранкова Л. Новый этап в деятельности «Группы 20» по преодолению последствий мирового финансового кризиса // Деньги и кредит. 2016. № 11.

  24. Косолапов Н. Пространство-организационный подход к анализу международных реалий // Международные процессы. 2014. Т. 5. № 003.

  25. Повышение устойчивости национальной банковской системы: Россия и мировой финансовый кризис. Информационно-аналитические материалы VII Международного банковского форума «Банки России — XXI век». Сочи, 3–6 сентября 2016 / Под ред. А.А. Хандруева. М., 2016.

  26. Смирнов Д. Новый взгляд на регулирование мировой валютной системы / Валютная политика кап. стран. - М., 2017.

  27. Transcript of the Fourth Pillar Meeting Istanbul Convention, Center Taksim Meeting Room October 1, 2016. Р. 12.

  28. PIN 09-95 “IMF Executive Board Concludes 2016 Article IV Consultation on Euro Area Policies” («Исполнительный совет МВФ завершил консультации 2016 года в соответствии со С татьей IV по политике в зоне евро») // www.imf.org/external/np/sec/pn/2016/pn0995.htm.

  29. The Fund’s Mandate—Future Financing Role: The Current Lending Toolkit and Innovative Reform Options” («Полномочия Фонда — будущая роль в финансировании: существующие инструменты кредитования и варианты

    инновационных реформ») // www.imf.org/external/np/pp/eng/2017/032510b

  30. PIN 10-51, “The Fund’s Mandate—Future Financing Role” («Полномочия Фонда: будущая роль в финансировании») // www.imf.org/external/np/sec/pn/2017/pn1051.htm

  31. «Мартовские реформы» в главе 3 Годового отчета МВФ за 2016 год // www.imf.org/external/pubs/ft/ar/2016/eng/

  32. Юдаева К., Годунова М. Новости глобальной экономики 22–28 февраля 2017 //

    Центр макроэкономических исследований Сбербанка России, 2017.

  33. “About the IMF—Overview: Collaborating with Others” («МВФ: обзор сотрудничества с другими организациями») // www.imf.org/external/about/collab.htm

  34. PIN 10-06 “IMF Executive Board Endorses the Framework for the Fund’s Involvement in the G-20 Mutual Assessment Process” («Исполнительный совет МВФ утвердил основу участия Фонда в процедуре взаимной оценки Группы 20-ти») // www.imf.org/external/np/sec/pn/2017/pn1006.htm

  35. IMF Survey, “Agreement with Banks Limits Crisis in EmergingEurope” («Обзор МВФ, Договоренность с банками позволила ограничить кризис в странах с формирующимся рынком») // www.imf.org/external/pubs/ft/

    survey/so/2016/int102809a.htm

  36. Бертело И. Международная финансовая архитектура: планы реформирования // Международный журнал социальных наук. 2009. № 36. С. 193-206.