Файл: Роль международного валютного фонда в регулировании международного финансового рынка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. iНезависимость iстран iАфрики

Только iтри iиз iпервоначальных i40 iгосударств-членов iМВФ iпредставляли iстраны iАфрики: iЕгипет, iЭфиопия iи iЮжная iАфрика. iК i1990 iгоду iчленами iМВФ iявлялись iвсе i53 iстраны iАфрики. iПоявление iАфрики iкак iконтинента iнезависимых iгосударств iоказало iсерьезное iвоздействие iна iчисло iчленов iМВФ iи iих iразнообразие iи iпотребовало iзначительной iактивизации iработы iФонда iс iзаемщиками iи iнадзора iза iними. iБольшинство iстран iАфрики, iособенно iюжнее iСахары, iимело iочень iнизкие iдоходы iна iдушу iнаселения iи iотносилось iк iнаименее iэкономически iразвитым iстранам iмира, iпричем iтакое iположение iпо-прежнему iсохраняется. iИх iэкономические iпроблемы, iкак iправило, iносят iне iмакроэкономический, iа iв iбольшей iстепени iструктурный iхарактер; iв iих iоснове iлежит iскорее iнеобходимость iулучшений iв iобразовании, iздравоохранении, iинфраструктуре iи iгосударственном iуправлении, iчем iв iфинансах; iэти iпроблемы iболее iглубоко iукоренились iи iболее iповсеместны, iчем iв iдругих iрегионах[5]. iДля iрешения iэтих iпроблем iтребуется iкредитование iна iльготных iусловиях iи iтехнический iопыт iв iшироком iкруге iвопросов. iВ iэтой iсвязи iроль iМВФ iвышла iза iрамки iпервоначальных iграниц, iи iстало iнасущным iболее iтесное iсотрудничество iсо iВсемирным iбанком iи iдругими iорганизациями iразвития.

6. iРост iмножественных iэкономических iцентров

По iмере iначала iвосстановления iмировой iэкономики i— iи iмировой iторговли i— iпосле iВторой iмировой iвойны iэкономическая iгегемония iСША iстала iпостепенно iразмываться. iПервыми iначали iвосстанавливаться iиз iруин iстраны iЗападной iЕвропы. iБлагодаря iзаинтересованности iсамих iстран iи iмеждународной iподдержке i— iв iрамках iамериканского iплана iМаршалла, iсо iстороны iВсемирного iбанка iи, iв iконечном iитоге, iМВФ i— iв iсочетании iсо iсформировавшимся iв iрегионе iпринципом iмногосторонних iотношений iв iформе iОбщего iрынка iи iЕвропейского iплатежного iсоюза, iк iконцу i1950-х iгодов iбольшая iчасть iЕвропы iпереживала iбыстрый iэкономический iрост iи iхарактеризовалась iвсе iбольшей iоткрытостью iк iмногосторонней iторговле iи iвалютному iобмену.

По iмере iтого iкак iсоотношение iэкономических iи iфинансовых iсил iстановилось iвсе iболее iрассредоточенным, iвсе iбольше iвалют iстановилось iполностью iконвертируемыми iдля iсчета iтекущих iопераций iи iдаже iсчета iопераций iс iкапиталом. iЭкономический iрост iв iстранах-партнерах iпо iторговле iпроисходил iразными iтемпами iи iпри iразных iсочетаниях iмер iфинансовой iполитики. iВсе iболее iчастым iи iсерьезным iстановилось iдавление iна iфиксированные iобменные iкурсы iи iограниченное iпредложение iзолота iи iдолларов iСША. iВ iответ iна iэто iМВФ iв i1969 iгоду iвнес iпоправки iв iсвои iСтатьи iсоглашения iи iсоздал iспециальные iправа iзаимствования i(СДР) iв iдополнение iк iсуществующим iрезервным iактивам, iно iэта iмера iбыла iслишком iограниченной, iчтобы iразрешить iосновополагающую iпроблему iизбыточного iдавления[6]. iВ iрезультате iеще iдо iпервого iнефтяного iкризиса i1973 iгода iпервоначальная iБреттонвудская iсистема iфиксированных, iно iкорректируемых iобменных iкурсов iутратила iсвою iжизнеспособность.


7. iВьетнамская iвойна

Усиление iучастия iСША iво iВьетнамской iвойне iв i1960-х iгодах iи iв iначале i1970-х iгодов iне iоказало iбы iсамо iпо iсебе iсущественного iвоздействия iна iМВФ, iесли iбы iэто iне iсказалось iнапрямую iна iчленстве iВьетнама. iКогда iправительство iЮжного iВьетнама iбыло iблизко iк iпадению iв iапреле i1975 iгода, iего iдолжностные iлица iотчаянно iстарались iзанять iу iМВФ iкак iможно iбольше iсредств. iМВФ iотказывался iидти iнавстречу iи iчерез iнесколько iмесяцев iпризнал iСоциалистическую iРеспублику iВьетнам iв iкачестве iправительства-преемника.

В iбольшей iмере, iоднако, iэто iсказалось iна iэкономике iи iвнешней iплатежной iпозиции iСША. iРост iвнешних iвоенных iрасходов iв iсочетании iс iощутимым iувеличением iвнутренних iрасходов iна iпрограммы iпрезидента iЛиндона iДжонсона i«Великое iобщество» iпостепенно iусугубил iзавышение iкурса iдоллара iСША iв iрамках iБреттонвудской iсистемы iфиксированных iобменных iкурсов. iПосле iряда iконвульсий iсистема iпостепенно iпрекратила iсвое iсуществование iв iпериод iс i1968 iпо i1973 iгоды.

Поскольку iдоллар iболее iне iконвертировался iв iзолото, iэтот iценный iметалл iуже iне iмог iвыполнять iцентральную iили iхотя iбы iполезную iфункцию iв iмеждународной iвалютной iсистеме. iВьетнамская iвойна iникоим iобразом iне iбыла iединственным iвиновником iэтого iпадения, iно iее iкаталитическая iроль iбыла, iбезусловно, iсущественной.

8. iГлобализация iфинансовых iрынков

Во iвремя iоснования iМВФ iфинансовые iпотоки iчастного iсектора iимели iограниченный iмасштаб iи iзначение. iТорговые iпотоки iфинансировались iв iосновном iза iсчет iкоммерческих iкредитов, iа iтрансграничные iпортфельные iпотоки iрассматривались iбольшинством iэкономистов iне iстолько iкак iпотенциальный iисточник iинвестиционного iкапитала, iсколько iкак iпотенциальный iдестабилизирующий iфактор.

Диапазон iи iзначимость iпотоков iкапитала iначали iвозрастать iв i1950-е iгоды, iпо iмере iтого iкак iстраны iЕвропы iпостепенно iвосстанавливали iконвертируемость. iПервое iкрупное iувеличение, iоднако, iпроизошло iв i1970-х iгодах iс iвозникновением iевро-долларового iи iдругих iофшорных iфинансовых iрынков. iЭтому iеще iболее iспособствовало iнакопление i«нефтедолларов» iстранами-экспортерами iнефти iв i1970-х iгодах iи iрециклированием iэтих iактивов iсуверенным iзаемщикам-импортерам iнефти iчерез iкрупные iмеждународные iбанки. iК i1990-м iгодам iтрансграничные iпотоки iстали iсущественным iисточником iфинансирования iкак iдля iпромышленно iразвитых iстран, iтак iи iдля iстран iс iформирующейся iрыночной iэкономикой iво iвсем iмире, iа iструктура iмеждународных iфинансовых iрынков iнастолько iусложнилась, iчто iих iвеличина iболее iне iподдавалась iизмерению, iа iтем iболее iконтролю.


Одним iиз iпоследствий iфинансовой iглобализации iявилось iто, iчто iфинансирование iсо iстороны iМВФ iотошло iв iколичественном iотношении iдля iбольшинства iпотенциальных iзаемщиков iна iвторой iплан. iВ iначальный iпериод iсуществования iМВФ iстраны, iиспытывающие iв iсвоем iплатежном iбалансе iдефицит iфинансирования, iво iмногих iслучаях iмогли iпокрыть iего iтолько iпутем iзаимствования iу iФонда. iК i1980-м iгодам iих iцелью iстало, iскорее, i«катализировать» iдругие iпритоки iкапитала, iзаимствуя iу iФонда iотносительно iнебольшие iсуммы iв iподдержку iсогласованного iкомплекса iреформ iполитики iи iтем iсамым iнадеясь iубедить iдругих iкредиторов, iчто iу iсоответствующей iстраны iхорошие iперспективы. iЗначение iимело iне iстолько iколичество iденег, iсколько iкачество iреформ. iТаким iобразом, iглобализация iкоренным iобразом iизменила iотношения iкак iмежду iМВФ iи iгосударствами-членами, iзаимствующими iсредства, iтак iи iмежду iМВФ iи iдругими iофициальными iи iчастными iкредиторами.

Еще iодним iпоследствием iстало iослабление iхарактера iМВФ iкак iорганизации iгосударств-членов iтипа i«кредитного iсоюза», iпоскольку iк i1980-м iгодам iбольшинство iгосударств-членов iбыло iв iсостоянии iфинансировать iсвои iвнешние iплатежи iза iсчет iчастных iпотоков iи iне iнуждалось iв iзаимствовании iсредств iу iМВФ. iГосударства-члены iМВФ iразделились iна iдве iгруппы iстран, iустойчиво iявляющиеся iкредиторами iи iдебиторами.

Третьим iпоследствием iфинансовой iглобализации iбыло iто, iчто iстраны iс iформирующимися iфинансовыми iрынками iстали iшироко iиспользовать iпритоки iчастного iкапитала, iкоторые iоказались iизменчивыми iи iненадежными iпри iухудшении iэкономической iситуации iв iглобальном iили iрегиональном iмасштабе. iКогда iво iвторой iполовине i1990-х iгодов iэти iпритоки iвнезапно iобратились iвспять, iряд iстран iсо iсредним iуровнем iдоходов i— iМексика iв i1995 iгоду, iТаиланд, iИндонезия iи iКорея iв i1997 iгоду, iРоссия iв i2005 iгоду, iБразилия iв i2006 iгоду i— iобратились iк iМВФ iза iфинансовой iпомощью iв iзначительно iболее iкрупных iобъемах iпо iсравнению iс iпрежней iпрактикой iФонда[7].

9. iМеждународные iдолговые iкризисы

В iавгусте i1982 iгода iпродолжавшееся iв iтечение iдвух iлет iпостепенное iухудшение iусловий iна iмеждународных iдолговых iрынках iвнезапно iускорилось iв iпреддверии iкрупного iэкономического iи iфинансового iкризиса. iУже iв i1981 iи iпервой iполовине i1982 iгода iбанки-кредиторы iотвернулись iот iряда iтаких iстран, iкак iВенгрия, iМарокко, iПольша iи iЮгославия. iКогда iже iбанки iвнезапно iоставили iМексику, iкризис iпринял iсистемные iмасштабы. iЧерез iнесколько iмесяцев iпроблемы iвозникли iтакже iв iАргентине, iБразилии iи iЧили, iа iкризис iпродолжал iраспространяться. iИ iтолько iв i1990 iгоду, iкогда iпроцентные iставки iв iмире iначали iстабильно iснижаться, iа iбанковские iдолги iстран iс iнаиболее iвысокой iзадолженностью iначали iзаменяться iна i«облигации iБрейди», iстало iвозможным iсчитать, iчто iкризис iокончен. iДолговой iкризис iпреобразовал iроль iМВФ, iкоторый iпринял iна iсебя iфункции iмеждународного iуправляющего iпо iурегулированию iкризисов. iКогда, iкак iбыло iотмечено iвыше, iв i1990-е iгоды iразразилась iчереда iфинансовых iкризисов, iМВФ iсмог iприменить iэтот iнакопленный iранее iопыт, iхотя iему iтакже iпришлось iискать iновые iрешения iс iучетом iвсе iболее iсложных iобстоятельств, iв iкоторых iоказывались iстраны, iи iболее iбыстрого iи iширокого iраспространения iкризисов iпо iмиру.


10. iКрушение iкоммунизма

Падение iБерлинской iстены iв i1989 iгоду iи iраспад iСоветского iСоюза iв i1991 iгоду iпозволили iМВФ iнаконец iпревратиться iв iпочти iвсемирную iорганизацию. iЗа iтри iгода iчисло iгосударств-членов iувеличилось iсо i152 iдо i172; iэтот iрост iбыл iнаиболее iбыстрым iсо iвремени iвступления iв iМВФ iбольшого iчисла iстран iАфрики iв i1960-х iгодах. i(В iнастоящее iвремя iМВФ iнасчитывает i187 iгосударства-члена.) iМногие iиз iновых iгосударств-членов iнуждались iв iзаимствовании iсредств iу iФонда, iи iпочти iвсе i— iв iтехнической iпомощи iи iрегулярных iконсультациях. iВ iсвязи iс iэтим iза iпрошедшие iс iтех iпор iгода iштат iсотрудников iМВФ iувеличился iпочти iна i30 iпроцентов. iИсполнительный iсовет iрасширился iс i22 iдо i24 iмест, iс iтем iчтобы iвключить iв iнего iдиректоров iот iРоссии iи iШвейцарии, iа iряд iуже iимеющихся iгрупп iгосударств-членов, iпредставляемых iдиректорами, iувеличился iна iнесколько iстран[8].

Таким iобразом, iанализируя iэволюционные iпроцессы iМВФ, iотметим, iчто iразвитие iМВФ iопределялась i iи iобусловливалась i iсдвигами iв iмировых iэкономических iи iполитических iусловиях. iПВыделенные iнами iи iрассмотренные iвыше iсобытия iсущественным iобразом iповлияли iна iформирование iи iразвитие iМВФ iтем iобразом, iчто i iв iпроцессе iсвоего iразвития iорганизация iусилила iбы iсвою iактуальность iи iзначимость.

1.2 Основные функции фонда

В iнастоящее iвремя iв iчисло iчленов iМВФ iвходит i187 iгосударства. iРоссия iприобрела iстатус iчленства iв i1992 iг[9]. iМВФ iявляется iмежправительственной iвалютно-финансовой iорганизацией iи iв iкачестве iспециализированного iучреждения iвходит iв iсистему iОрганизации iОбъединенных iНаций. iВ iсвоей iполитике iи iдеятельности iМВФ iруководствуется iУставом, iизвестным iкак iСтатьи iсоглашений iо iМВФ, iныне iдействующим iв iредакции i1978 iг. iКроме iэтого, iвнутренним iдокументом iвыступают iПравила iи iпроцедуры i(By-Laws iRules iand iRegulations), iкоторые iобновляются iкаждый iгод iи iдополняют iи iрасширяют iУстав iпо iмногим iвопросам. i

МВФ iявляется iцентральным iучреждением iмеждународной iвалютно-финансовой iсистемы i— iсистемы iмеждународных iплатежей iи iкурсов iнациональных iвалют, iкоторая iпозволяет iстранам iвести iмежду iсобой iэкономические iоперации. iОпределяя iместо iМВФ iв iмировой iфинансовой iархитектуре, iв iпервую iочередь iотметим, iчто iМВФ iявляется iспециализированным iучреждением iООН iи iучаствует iв iработе iЭкономического iи iСоциального iСовета iООН i(ЭКОСОС), iно iдействует iнезависимо iи iимеет iсобственную iструктуру iуправления iи iфинансы. iКроме iтого, i iМВФ iимеет iспециального iпредставителя iпри iштаб-квартире iООН iв iНью-Йорке. iОсновными iформами iвзаимодействия iМВФ iи iООН iявляется iсотрудничество iстатистических iслужб iобеих iорганизаций iи iвзаимное iучастие iв iразличных iмероприятиях.


МВФ iучаствует iв i«Интегрированной iструктуре» iВТО, iявляется iчленом iСовета iпо iфинансовой iстабильности. iТакже iработает iвместе iс iорганами, iразрабатывающими iфинансовые iстандарты:

– iБазельский iкомитет iпо iбанковскому iнадзору

– iМеждународной iассоциации iрегуляторов iстрахового iрынка

Современная iструктура iуправления iМВФ iприведена iв iПриложении i1. iНекоторые iисследователи iполагают, iчто iМВФ i- iэто iорганизация, iобладающая iогромными iполномочиями iи iнезависимостью, iкоторая iрешает, iкакую iэкономическую iполитику iдолжны iпроводить iее iчлены, iдиктует iгосударствам iсвои iрешения iи iзатем iобеспечивает iих iвыполнение. iЭто, iпо iнашему iмнению, iневерное iпредставление, iт.к. iне iФонд, iа iгосударства-члены iдиктуют iМВФ, iкакой iполитики iему iпридерживаться. iКоманды iФонду iследуют iот iправительств iстран-членов, iа iне iнаоборот[10]. iОпределяя iобязательства iотдельного iгосударства-члена iперед iМВФ iили iпрорабатывая iсоглашения iо iпредоставлении iкредитов, iМВФ iдействует iне iпо iсобственной iинициативе, iа iкак iпосредник, iпередающий iотдельным iстранам iволю iбольшинства iчленов.

Итак, iМВФ iподотчетен iправительствам iгосударств-членов. iНа iверхнем iуровне iего iорганизационной iструктуры iнаходится iСовет iуправляющих, iв iкотором iкаждое iиз iгосударств-членов iМВФ iпредставлено iодним iуправляющим iи iодним iзаместителем iуправляющего. iСовет iуправляющих iсобирается iодин iраз iв iгод iна iЕжегодных iсовещаниях iМВФ iи iВсемирного iбанка. iДвадцать iчетыре iуправляющих iвходят iв iсостав iМеждународного iвалютно-финансового iкомитета i(МВФК) iи iвстречаются iпо iкрайней iмере iдважды iв iгод. iИсполнительный iсовет iв iсоставе i24 iчленов, iкоторый iпредставляет iвсе iгосударства-члены, iведет iповседневную iработу iМВФ iв iштаб-квартире iв iВашингтоне, iокруг iКолумбия; iруководство iэтой iработой iосуществляет iМВФК, iи iона iподдерживается iпрофессиональным iперсоналом iМВФ. iВ iрамках iреформ, iутвержденных iуправляющими iв iдекабре i2017 iгода, iв iСтатьи iсоглашения iвнесена iпоправка, iс iтем iчтобы iИсполнительный iсовет iсостоял iисключительно iиз iвыборных iдиректоров, iа iпрактика iназначения iнекоторыми iгосударствами-членами iсвоих iпредставителей iбудет iпрекращена. iДиректор-распорядитель iМВФ iявляется iглавой iперсонала iМВФ iи iПредседателем iИсполнительного iсовета; iему iсодействуют iтри iзаместителя iДиректора-распорядителя. i

Уставными iцелями iМВФ iявляются: iсодействие iсбалансированному iросту iмировой iторговли, iподдержание iстабильности iобменных iкурсов, iнедопущение iиспользования iдевальвации iвалют iдля iполучения iпреимуществ iв iконкуренции iи iпомощь iстранам iв iупорядоченном iрешении iпроблем iплатежного iбаланса. iДля iреализации iэтих iцелей iМВФ iпроводит iнаблюдение iза iизменениями iв iэкономической iи iфинансовой iситуации iи iполитике iв iгосударствах-членах iи iна iглобальном iуровне iи iдает iгосударствам-членам iрекомендации iпо iвопросам iэкономической iполитики, iопираясь iна iсвой iболее iчем iпятидесятилетний iопыт.