Файл: Основные функции в системе менеджмента (Функции системы менеджмента и их назначение).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Целью системы менеджмента является достижение целей организации путем эффективного распределения ее ресурсов и результативного построения совместного труда персонала.

Выполнение этого условия является ключевым моментом для менеджеров всех управленческих уровней.

Общепризнано, что управление компанией носит системный характер, т.е. воздействие или изменение состояния любого элемента неизменно скажется на состоянии компании в целом и на функциях системы управления.

Содержание работы менеджеров отражено в тех ключевых задачах, которые они призваны решать. Для того чтобы цели предприятия были достигнуты максимально эффективно, менеджеры должны осуществлять в системе менеджмента качества следующие функции: планирование, организацию, мотивацию и контроль.

Среди функций системы менеджмента ведущей по праву считается планирование, которое заключается в формулировании миссии, целей и задач на предстоящий период, разработки стратегии действий, составление планов и программы для их реализации.

Функция организации заключается в практическом воплощении замыслов, содержащихся в различных планах и программах путем определения фронта работ, способ ее выполнения и того, кто какую задачу будет выполнять и проявляется в построении организационной структуры предприятия. Поскольку организация является не только производственной, но и социальной системой, то важными функциями системы менеджмента является мотивация всех членов компании, а также формирование благоприятной рабочей атмосферы и разрешение различного рода конфликтов.

Успех в достижении конечного результата зависит от степени заинтересованности работников в результатах работы. Таким образом, менеджеру необходимо знать приемы воздействия на людей с тем, чтобы склонить их действовать в интересах предприятия. Цель мотивации заключается в том, чтобы через хорошую работу сотрудников в организации, дать им возможность удовлетворить их потребности и решить их личные жизненные проблемы.

Оценку и корректировку результатов деятельности предприятия, и ее сотрудников осуществляет функция контроля. Контроль как функция системы менеджмента в управлении призван отслеживать ход выполнения поставленных задач с целью обеспечения их выполнения по намеченному графику, что позволит компании минимизировать потери и усовершенствовать работу системы менеджмента нa предприятии.

Таким образом, все вышеназванные функции системы менеджмента призваны обеспечить движение предприятия к поставленным целям, способствуя успешному, эффективному и результативному сотрудничеству управляющей и управляемой подсистем в их единстве и взаимосвязи.


Объектом исследования курсовой работы является компания Xiaomi.

Предметом исследования является система менеджмента компании Xiaomi.

Цель написания курсовой работы – анализ функций менеджмента в компании Xiaomi.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- рассмотреть сущность и понятие системы менеджмента;

- рассмотреть факторы, влияющие на эффективность менеджмента;

- изучить роль организационной культуры в повышении эффективности работы организации;

- рассмотреть общую характеристику предприятия и дать оценку эффективности менеджмента компании Xiaomi.

Глава 1. Функции системы менеджмента и их назначение

Основными функциями менеджмента являются планирование, организация, мотивация, координация и контроль. Некоторые авторы к числу функций относят также прогнозирование, анализ, руководство, регулирование и т.д.

Однако принципиальным является не число выделенных функций, а трактовка их содержания. Теория менеджмента различает основные (иначе «общие») и конкретные, специфические функции. Основу формы и содержания процесса менеджмента составляют следующие функции, относимые к общим: планирование, организация, координация и регулирование, мотивация, функции анализа и учета, контроль. [5, с. 72]

Конкретные функции – это устойчивые, наиболее часто повторяющиеся операции и процедуры по управлению производственными процессами, выполняемые коллективом или отдельным работником. Взаимосвязь между основными и конкретными функциями состоит в том, что в каждой конкретной функции, которых может быть множество, присутствует в той или иной степени основная функция, составляющая содержание процесса менеджмента (например, управление производственным процессом не может осуществлять вне функций его планирования или контроля).

Рассмотрим подробнее основные функции менеджмента.

Планирование как функция менеджмента — это процесс обоснования направлений и параметров развития организации, способов достижения этих параметров с учетом внутренних возможностей организации и ее взаимодействия с внешней средой. Содержание планирования включает:

  1. обоснование миссии и выработку целей организации; конкретизацию целей для структурных подразделений организации на плановый период;
  2. постановку конкретных задач, которые необходимо решить для достижения целей;
  3. обоснование критериев достижения системы целей, решения поставленных задач, системы ограничений: экономических, социальных, правовых, экологических;
  4. определение последовательности, сроков и способов решения задач;
  5. обоснование потребности в ресурсах — трудовых, материальных, финансовых, информационных.

Планирование является сложной системой, включающей ряд элементов, которые могут быть сгруппированы по ряду критериев: 1) в зависимости от длительности планового периода различают долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование; 2) по значимости и масштабности последствий различают стратегическое, тактическое (текущее) и оперативное планирование; 3) в зависимости от объекта различают планирование основных функциональных сфер организации — производства, финансов, НИОКР, маркетинга либо вспомогательных сфер; 4) в зависимости от уровня в организационной структуре различают планирование на уровне организации в целом и на уровне ее отделений, филиалов, подразделений.

Результатом планирования является разработка системы планов организации. Такая система включает стратегические, тактические и оперативные планы, планы организации в целом, ее основных подразделений и функциональных сфер и т.д. Ключевую роль в данной системе играют стратегические планы организации в целом. [7, с. 125]

Основные требования к стратегическому планированию включают обеспечение: сохранения целостности организации, ее выживания и стабильного развития в перспективе; гибкости организации; возможности адекватной реакции на воздействие внешней среды; адаптации к изменениям; учета и использования сильных сторон организации; привлекательного имиджа, образа организации для ее работников, партнеров и потребителей. Возрастание значения планирования, особенно стратегического, для современных организаций обусловлено в первую очередь:

  • растущим уровнем обобществления производства, его интернационализацией и монополизацией;
  • усилением воздействия на производство научно-технического прогресса и социализацией экономики;
  • усложнением структуры организаций, их диверсификацией;
  • осознанием значимости экономических социальных, экологических ограничений;
  • обострением конкурентной борьбы, в первую очередь между крупнейшими транснациональными корпорациями;
  • усилением регулирующего воздействия на деятельность организаций государства, международных организаций.

Система планирования в организациях различных стран имеет ряд особенностей. В американских фирмах система планирования включает стратегическое и годовое планирование. Для обеспечения гибкости системы планирования американские фирмы: сокращают плановый горизонт (по стратегическому планированию — до двух лет); осуществляют прогнозирование и планирование по скользящей схеме (например, продляя плановый горизонт по истечении каждого квартала); сокращают время выполнения заказов; устанавливают более тесные контакты с заказчиками; анализируют различные показатели в динамике (потери ресурсов, простои, уровень брака, уровень издержек и т.д.), например, в предшествующем, текущем и предстоящем кварталах.


В японских фирмах на соотношение стратегического и оперативного планирования влияет уровень диверсификации организации. В диверсифицированных фирмах выработка стратегических идей и разработка стратегического плана осуществляется в отделениях. Задача высшего руководства организации — координация и объединение стратегий отделений в стратегическом плане организации. Поэтому поиск возможностей повышения нормы прибыли, роста продаж и доли на рынке ведется прежде всего в отделениях. Здесь основное внимание уделяется разработке новой продукции, обоснованию оптимальной программы. Контроль высшего руководства за деятельностью отделений осуществляется при помощи финансовых инструментов.

Основными этапами стратегического планирования являются: определение миссии организации; формулировка целей; оценка и анализ внешней среды; оценка и анализ сильных и слабых сторон организации; формулировка возможных стратегий; выбор стратегии; реализация стратегии; анализ и оценка стратегии и уточнение (или корректировка) на этой основе миссии и целей организации. [8, с. 107]

Миссия раскрывает общественное предназначение организации — удовлетворение определенной общественной потребности (производство товаров, оказание услуг) или выполнение функции, например, обеспечение экологической безопасности. Осуществление миссии организации обеспечивает достижение высшей цели организации. Для коммерческой организации такой целью является обеспечение устойчивой прибыльности в течение длительного периода времени. Для осуществления миссии и достижения высшей цели необходимо разработать ряд прогнозов.

Прогноз — это комплекс взаимосвязанных оценок, целей, путей их достижения и потребностей в ресурсах. В зависимости от объекта различают прогнозы ресурсов, спроса, производственного, научного потенциала, демографические, комплексные.

Конкретная организация на основе ее миссии и высшей цели и с учетом прогнозной информации, полученной как подразделениями организации, так и специализированными центрами, разрабатывает стратегию организации.

Результатом стратегического планирования является стратегический план организации, который должен обеспечить: выживание организации в конкурентной среде, сохранение целостности, стабильности функционирования, перспективы развития организации; привлекательность имиджа организации для партнеров, потребителей, работников; гибкость организации, способность адекватно реагировать на воздействия внешней среды, адаптироваться к ее изменениям.


Организация как функция менеджмента. Организовать — значит создать некую «организованность», т.е. структуру. Организация — это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей.

Чтобы планы были реализованы, руководство должно найти эффективный способ сочетания планов с получением оптимального результата. Организация представляет собой функцию менеджмента по координации многих задач. Существует два основных аспекта организационного процесса: а) делегирование полномочий; б) деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям.

Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Чтобы понять, как эффективно осуществлять делегирование, необходимо рассмотреть связанные с этим концепции ответственности и организационных полномочий. Важное следствие делегирования — создание определенной структуры организации. Задача руководителя — так делегировать полномочия, чтобы сформировалась структура, отвечающая внутренним и внешним факторам (условиям).

Критерием эффективности структуры является достижение целей организации при минимуме затрат ресурсов. Этого добиваются оптимальным распределением и использованием ресурсов. Структуры организаций многообразны. Это обусловлено многообразием самих организаций, условий их функционирования, решаемых ими задач. Значимость и сложность проблемы привлекала многочисленных исследователей, обосновывающих различные типы структур. Структура организации должна отвечать ее стратегии. Формирование структуры идет от общего к частному и включает следующие этапы:

  1. Выделение блоков, обеспечивающих основные направления деятельности организации в соответствии с горизонтальным и вертикальным разделением труда. На этой базе определяются линейные и штабные полномочия.
  2. Определение соотношения основных полномочий, делегирование отдельных полномочий и формирование цепи команд, обеспечивающей оптимальную специализацию исполнителей.
  3. Определение должностных обязанностей исполнителей.

Укажем, что ответственность представляет собой обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение. Важно осознать, что делегирование реализуется только в случае принятия полномочий, и собственно ответственность не может быть делегирована. Руководитель не может размывать ответственность, передавая ее подчиненному. Хотя лицо, на которое возложена ответственность за решение какой-либо задачи, не обязательно выполнять ее лично, оно остается ответственным за удовлетворительное завершение работы. [3, с. 91]