Файл: Закупки сельскохозяйственных продуктов и сырья, перспективы их развития, на примере реально существующей организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 263

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данные табл. 5 свидетельствуют об интенсивном развитии племенного хозяйства, которое на конец 2016 г. включает 2374 голов КРС, из них 843 головы являются взрослыми коровами. Анализ структуры стада КРС проиллюстрирован на рис. 3.

Рисунок 3. Структура стада КРС ЗАО «ПР «Васильевское» в 2014-2016 гг., %

Доля быков старше 12 мес. в общей численности стада КРС снижается с 29,46% до 18,66%, что положительно свидетельствует развития стада. Коровы составляют 33-36% стада КРС, телки старше 18 мес. – 22-29% стада КРС, телки 12-18 мес. – 16-17% стада КРС.

Динамика численности стада КРС рассмотрена в табл. 6 и на рис. 4.

Таблица 6

Динамика численности стада
КРС ЗАО «ПР «Васильевское» в 2014-2016 гг.

Категория стада КРС

Абсол. изменения, голов

Темп роста, %

2015/
2014

2016/
2015

2016/
2014

2015/
2014

2016/
2015

2016/
2014

Быки старше 12 мес.

-112

-31

-143

80,89

93,46

75,60

Коровы

70

123

193

110,77

117,08

129,69

Телки от 12 мес. до 18 мес.

45

22

67

113,98

105,99

120,81

Телки старше 18 мес.

166

102

268

138,52

117,09

162,18

Всего КРС

169

216

268

108,50

110,01

119,36

Всего за период численность стада КРС увеличилась на 268 голов или 19,36%, в том числе за счет снижения стада быков на 143 головы или на 24,4%, роста численности стада коров на 193 головы или на 29,69%, телок старше 18 мес. на 268 головы или на 62,18%, а также телок 12-18 мес.

Рисунок 4. Динамика стада КРС
ЗАО «ПР «Васильевское» в в 2014-2016 гг., голов

Далее проанализируем качественный состав стада КРС (табл. 7).

Таблица 7

Структура стада КРС по классам голов в
ЗАО «ПР «Васильевское» в 2014-2016 гг., %

Категория стада КРС по классу голов

Элита - рекорд

элита

I класс

1

2

3

4

2014 г.

Всего КРС

100

100

100

Быки старше 12 мес.

19,32

14,60

75,37

Коровы

31,11

41,61

24,63

Телки от 12 мес. до 18 мес.

19,81

21,35

0,00

Телки старше 18 мес.

29,76

22,45

0,00

2015 г.

Всего КРС

100

100

100

Быки старше 12 мес.

17,97

18,18

53,33

Коровы

28,45

38,06

46,67

Телки от 12 мес. до 18 мес.

20,88

15,72

0,00

Телки старше 18 мес.

32,70

28,04

0,00

2016 г.

Всего КРС

100

100

100

Быки старше 12 мес.

13,89

24,13

34,46

Коровы

31,66

36,76

65,54

Телки от 12 мес. до 18 мес.

19,32

14,23

0,00

Телки старше 18 мес.

35,12

24,88

0,00

Изменение структуры 2016 г. к 2014 г.

Всего КРС

0,00

0,00

0,00

Быки старше 12 мес.

-5,43

9,54

-40,91

Коровы

0,55

-4,85

40,91


Продолжение таблицы 7

1

2

3

4

Телки от 12 мес. до 18 мес.

-0,48

-7,12

0,00

Телки старше 18 мес.

5,36

2,43

0,00

Стадо КРС по классам голов значительно ухудшается. Так, доля коров элит-рекорд с 31,11% в 2014 г. увеличивается до 31,66% в 2016 г., коров класса элита снижается с 41,61% в 2014 г. до 36,76% в 2016 г., а I класс увеличивается с 24,63% в 2014 г. до 65,54% в 2016 г., что является негативной тенденцией. Предприятию следует наращивать поголовье голов класса элит-рекорд. В следующие периоды тенденция изменится, так как доля стада телок старше 18 мес. класса элит-рекорд увеличивался с 29,76; в 2014 г. до 35,12% в 2016 г.

2.3. Перспективы развития закупки сельскохозяйственных продуктов и сырья в Российской Федерации

Для расширения ниши в продовольственном обеспечении потребительским обществам Центросоюза РФ предстоит расширять взаимосвязи с производственной инфраструктурой АПК, активнее осуществлять заготовки сельскохозяйственной продукции и сырья, укреплять материально- техническую базу, приобретать новое оборудование, развивать межрегиональные и региональные базы концентрации сырья с последующей реализацией продукции в соответствии с экономической целесообразностью. Возрастает необходимость учета производителей сельхозпродукции, готовых участвовать в заготовительной договорной деятельности, предоставления преимуществ, оказания помощи владельцам личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств по приобретению молодняка скота и птицы высоких породных качеств, семян и саженцев культурных растений, вовлечения в заготовки дикорастущего сырья населения, в том числе учащихся, пенсионеров и временно не работающих граждан.

Необходимо в потребительской кооперации создать систему устойчивых, ориентированных на сбыт, экономически эффективных, инвестиционно- привлекательных производственных предприятий на всех уровнях организаций потребительской кооперации, способных обеспечить полную переработку мяса, молока, другой сельскохозяйственной продукции, производство хлеба и хлебобулочных изделий и продвижение продукции от поля до прилавка.


Необходимо законодательно определить роль потребительской кооперации в системе создания продовольственных ресурсов страны, повышении ее роли в обеспечении физической доступности продуктов, повышении их конкурентоспособности за счет модернизации мелкотоварного производства в рамках реализуемых целевых программ, и обеспечения доступа малых форм хозяйствования к цивилизованным рынкам ресурсов, сырья и продовольствия.

Наращивание объемов закупок при формировании гарантированного сбыта позволит потребительской кооперации стабильно развиваться и эффективно участвовать в реализации государственных программ развития сельского хозяйства и обеспечении безопасности Российской Федерации в сфере продовольственного обеспечения.

Важно укреплять целостность кооперативного движения в стране, развивая деятельность Центросоюза. Одновременно «пропитывать» кооперативной идеологией деятельность всех кооперативных обществ, развивать кооперативное предпринимательство. Активизация работы по названным направлениям неизбежно привлечёт в кооперацию молодёжь, а это придаст её новые импульсы к развитию.

Медленно развивается сельскохозяйственная потребительская кредитная кооперация. Число вновь создаваемых сельскохозяйственных потребительских кооперативов ежегодно отстает от числа кооперативов, прекращающих свою деятельность. Это отрицательно сказывается на обслуживании малого и среднего аграрного предпринимательства на селе. Не обеспечиваются необходимые объемы закупок, сбыта и переработки произведенной сельскохозяйственной продукции.

Невелика роль сельскохозяйственных потребительских кооперативов в поддержке малого агробизнеса. Доля услуг кооперативов не превышает 1% по ведению сельскохозяйственного производства (переработка и сбыт продукции, снабжение материально-техническими ресурсами и другие). Доля сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов в кредитовании малых форм хозяйствования не превышает 6% от общего объёма полученных кредитов и займов. Членами сельскохозяйственных потребительских кооперативов являются около 1% личных подсобных хозяйств, 2% К(Ф)Х, 5% сельскохозяйственных организаций, причём указанные показатели на протяжении последних 5 лет снижаются.

Одновременно в потребительских обществах Центросоюза России объёмы работы по многим направлениям снизились, количество членов-пайщиков сократилось. Деятельность Центросоюза РФ сильно ослабили реформы 90-х годов ХХ века, когда значительная часть кооперативной собственности (оптовые базы, колхозно-кооперативные рынки, предприятия торговли, общепита и т.п.) была приватизирована и фактически расхищена. Переход к рыночным отношениям и разрыв сложившихся экономических связей внесли существенные коррективы в жизнь каждого потребительского общества и союза. Возможности и преимущества потребительской кооперации на селе сегодня используются недостаточно эффективно.


В целях повышения эффективности работы потребительских кооперативов, обществ и союзов предлагается:

- разработать и принять региональные программы по развитию потребительских кооперативов, потребительских обществ и союзов, создавать дополнительные стимулы для их принятия, например, обуславливать выдачу грантов из федерального бюджета наличием специальной программы по развитию сельскохозяйственных кооперативов и предоставлять больше субсидий регионам, в которых они успешно действуют;

- выделять средства потребительским обществам на компенсацию части затрат на инженерное и техническое обустройство на условиях совместного финансирования;

- в сельских районах с развитой системой кооперации стоит перейти к практике предоставления консолидированных, т.е. включающих в себя все виды, субсидий на развитие МФХ через сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Это снизит издержки оформления и администрирования субсидий, и увеличит долю СПоК в субсидировании. Для апробирования такой системы поддержки МФХ провести в ряде субъектов Российской Феде- рации экономический эксперимент с участием научных организаций;

- развивать в системе сельскохозяйственной кооперации и потребительской кооперации Центросоюза России оптово-распределительные (логистические) центры по закупке, переработке, хранению и реализации сельскохозяйственной продукции. Cредства Госпрограммы по строке «Поддержка развития оптово-распределительных центров» выдавать кооперативным центрам;

- на федеральном, региональном и муниципальном уровнях поддерживать развитие кооперативных рынков, принадлежащих потребительским обществам и союзам, сельскохозяйственным кооперативам, крестьянским (фермерским) хозяйствам и другим сельхозпроизводителям;

- ввести упрощенную систему финансовой отчетности и контроля сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов как особой формы финансовой организации. Кроме того, не допустить, чтобы СКПК были выведены из-под действия закона «О сельскохозяйственной кооперации» и включены в объект регулирования закона «О кредитной кооперации»;

- создать в каждом субъекте Российской Федерации учебно-методические кооперативные центры по проведению мониторинга потребительских кооперативов, обществ и союзов, учебных семинаров членов и работников кооперативов;

- в целях содействия становлению 3-х уровневой системы СПоК рас- смотреть вопрос о создании центральной кредитно-финансовой организации, в том числе с участием капитала Россельхозбанка;


- сельскохозяйственным и кооперативным вузам Центросоюза России включить в учебные программы курсы лекций, семинарских и практических занятий по особенностям формирования и функционирования потребительских и сельскохозяйственных обслуживающих и производственных кооперативов, разработать и распространять учебно-методические материалы по формированию кооперативных систем;

- уточнить перечень показателей кооперативной статистики, собираемой Росстатом и Минсельхозом России, и устранить существующие противоречия;

- предусмотреть в бюджете Минсельхоза России средства на проведение исследований по кооперативной тематике.

Заключение

Важнейшей формой реализации функций потребительской кооперации как компонента сельской экономики является осуществление закупок сельскохозяйственной продукции и сырья. Значение этой традиционной для кооперативных организаций отрасли деятельности существенно возросло в рыночных условиях, так как неразрывно связано с решением проблем обеспечения занятости сельского населения, сбыта продукции сельских подворий, вовлечения ее в экономический оборот.

Закупки сельскохозяйственной продукции у населения, ее переработка на кооперативных промышленных предприятиях и реализация через торговую сеть вносят несомненный вклад в обеспечение экономической доступности продовольственных товаров для сельского населения. Это обусловливает вклад потребительской кооперации в обеспечении региональной продовольственной безопасности.

Источниками сырьевых ресурсов для выполнения программы закупок служат не только личные подворья, сельскохозяйственные предприятия различных форм собственности, фермерские хозяйства, но также садоводческие и огороднические товарищества, находящиеся в зоне деятельности потребительского общества. Хотя последний ресурс потребительской кооперацией до сих пор не используется.

Для сельского населения важна надежность реализации, востребованности излишков сельскохозяйственной продукции их домашних хозяйств. Это повышает моральную удовлетворенность от самозанятости и предоставляет гарантии получения денежных доходов сельскими тружениками. С другой стороны, это способствует стабильности заготовительной деятельности. Взаимоотношения потребительской кооперации со сдатчиками сельскохозяйственной продукции должны строиться на твердой договорной основе, предусматривающей ответственность и обязательства обеих сторон.