Файл: Закупки сельскохозяйственных продуктов и сырья, перспективы их развития, на примере реально существующей организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 275

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Сельхозпродукция - товар особый, часто скоропортящийся, теряющий свои потребительские качества при долгом хранении и транспортировке. Выгоднее и удобнее закупать овощи, зелень, фрукты, мед без посредников у физических лиц небольшими партиями, что всегда гарантирует их свежесть.

Одним из приоритетных направлений АПК Казахстана является развитие сельскохозяйственной кооперации путем объединения малых форм хозяйствования, развитие малого и среднего бизнеса, эффективной организации системы продвижения сельскохозяйственной продукции от производителя до потребителя. Главная проблема заключается в мелкотоварном характере производства, сопровождающаяся высокой долей малых форм хозяйствования в общем объеме валовой продукции сельского хозяйства, общей численности сельскохозяйственных формирований, тенденцией снижения их земельных наделов.

Доминирование хозяйств населения в структуре АПК тормозит развитие отрасли. Преобладание крестьянского забоя, несоблюдение норм санитарного контроля, слабая кормовая база и технологическая не оснащенность перерабатывающих предприятий соответствующим оборудованием влияют на качество продукции. Мелкотоварность сельскохозяйственного производства не позволяет проводить крупномасштабную селекционно-племенную работу, соблюдать научно-обоснованный севооборот, использовать современные технологии и др. Большинству мелких хозяйств недоступны меры государственной поддержки в виде субсидирования, инвестсубсидий, льготного кредитования в связи с несоответствием их предъявляемым требованиям государственных программ, отсутствием залогового имущества и др. Низкий уровень доходов, высокие ставки по кредитам, значительный уровень рисков субъектов малого и среднего предпринимательства не позволяют обеспечить стартовый капитал для развития бизнеса на селе, для финансирования расходов в предсезонный период оборотных средств, техники, новых технологий.

Одной из важных проблем развития аграрной сферы является неразвитость системы закупа и сбыта, переработки сельскохозяйственной продукции. Современное состояние развития данной сферы АПК характеризуется бессистемностью и стихийностью. Это объясняется тем, что взамен разрушенной системы закупа и сбыта не были созданы рыночные структуры движения сельскохозяйственной продукции, необходимые для обеспечения товаропроизводителями гарантированного сбыта. Все это привело к усилению роли посредников в реализационной сети, практически вытеснившие заготовительную систему, при этом полностью исключена взаимосвязь производителей и переработчиков сырья. Низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, диктуемые перерабатывающими предприятиями, не стимулируют увеличение объемов их производства, что, в итоге, ведет к не загруженности мощностей и емкостей элеваторов, мясокомбинатов и молокозаводов, снижению эффективности их функционирования.


Целью данного исследования является изучение системы закупки сельскохозяйственных продуктов и сырья. Цель достигнута при решении следующих задач:

1) изучить теоретические аспекты закупки сельскохозяйственных продуктов и сырья;

2) охарактеризовать порядок закупки сельскохозяйственных продуктов и сырья в ЗАО «Племрепродуктор «Васильевское»;

3) дать направления развития потребительской кооперации в РФ.

Объект исследования – организация молочного производства ЗАО «Племрепродуктор «Васильевское».

Предметом исследования является механизм закупки сельскохозяйственных продуктов и сырья.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов. Информационной основой для аналитической части послужила бухгалтерская финансовая отчетность предприятия за 2014-2016 годы (бухгалтерский баланс предприятия, отчеты о финансовых результатах), а также регистры бухгалтерского учета.

В ходе написания работы использовались различные приемы изучения реальной действительности и написания научного труда: анализ и синтез, группировка и сравнение результатов. Нашли применение методы системного, организационно-управленческого и финансового и инвестиционного анализа, финансового планирования и прогнозирования, метод экспертных оценок, оценки бизнеса и система сбалансированных показателей.

1. Теоретические и правовые основы закупки сельскохозяйственных продуктов и сырья

1.1. Понятие потребительской кооперации

Сегодня потребительская кооперация России представлена большим числом потребительских обществ, подавляющее большинство которых объединены в целостную систему. В этой системе особая роль принадлежит Центросоюзу РФ, который координирует деятельность потребительских обществ, содействует их развитию в областях, краях, республиках. Именно деятельность Центросоюза придаёт системе потребительской кооперации целостность. Благодаря этой целостности потребкооперация является надежным партнером государственных органов власти и местного самоуправления в решении социальных и экономических проблем сельских жителей.


Центросоюз РФ формирует социально-экономическую и научно- техническую политику потребительской кооперации, представляет и защищает интересы потребительских обществ и их союзов в органах власти, принимает участие в разработке и реализации государственных программ, в которых исполнителями являются организации потребительской кооперации. Взаимоотношения между потребительскими обществами и союзами строятся на основе уставов и договоров. Организации и предприятия потребительской кооперации осуществляют закупки и сбыт продукции, предоставляют различные услуги сельскому населению[1].

В структуре деятельности потребительской кооперации первое место занимает торговля, второе – закупки сельхозпродукции и сырья. Далее идут переработка и общественное питание. В системе потребительской ко-операции Центросоюза РФ действуют приемозаготовительные пункты, мастерские, цеха по переработке сельхозпродукции и сырья, прочие объекты.

В Советский период потребительская кооперация представляла собой мощную экономическую систему, имела солидную материально-техническую базу, обслуживала миллионы людей, поставляла сельскохозяйственную продукцию и сырьё в государственные фонды, играла значительную роль в экономической жизни страны. Но, являясь неотъемлемой счастью советского хозяйственного механизма, потребкооперация не сумела пройти этап вхождения в рыночные отношения без потерь. Произошло это в значительной степени по причине того, что принципы кооперации в советский период были нарушены, подлинных кооперативных скреп в советских кооперативных обществах не было, что и привело к разрушению целостности кооперации, автономизации обществ, их перерождению. Тем не менее, хотя и в ослабленном состоянии, Центросоюз России сохранился и это является несомненно позитивным моментом.

Сложный период развития отечественной кооперации еще не закончился: за минувшие пять лет в системе потребительской кооперации произошло дальнейшее уменьшение численности пайщиков, потребительских обществ, районных и окружных потребительских союзов.

Но уже можно говорить о начале возрождения кооперации в стране. К кооперации повысился интерес. Ежегодно проводятся кооперативные съезды, обсуждаются вопросы помощи малым формам хозяйствования, усилилось внимание к разъяснению кооперативных норм, преимуществ и принципов. В развитии инфраструктуры села возрастает роль Центросоюза РФ как органичного элемента общественно-экономической системы, организованной и разветвленной кооперативной структуры по широте охвата населения в сфере хозяйственной деятельности, располагающей сетью торговых, заготовительных и производственных объектов, способствующих повышению трудовой занятости сельских жителей[2]. Особая роль потребкооперации заключается в обслуживании фермерства и малого аграрного предпринимательства. Мировой опыт развития кооперации в странах с развитой рыночной экономикой, доказал её эффективность как средства решения ряда социальных проблем, укрепления стабильности в обществе, повышения материального благосостояния. Потребительская кооперация, реагируя на запросы пайщиков, расширяет функции и услуги, помогает людям выживать в сложных условиях.


Оценивая существующее положение дел в потребительской кооперации, следует заметить, что в стране есть объективные благоприятные условия для подъема кооперативного движения на обновленной основе, что следует учитывать при выработке практических мероприятий.

Сегодня возрастает роль потребительской кооперации в развитии инфраструктуры села, в организации закупок и промышленной переработки сельскохозяйственной продукции, в сфере общественного питания и услуг населению. Стало ясно, что крупные агропромышленные холдинги не способны сохранять сельский уклад жизни, а могут только приспосабливать его под свои нужды, трансформируя его не в лучшем направлении[3].

Существенные резервы в сфере заготовок, переработки и реализации продовольственных товаров имеются в сотрудничестве мелких сельхозпроизводителей с потребительскими обществами Центросоюза РФ, который – подчеркну это ещё раз – придаёт всей системен потребкооперации целостность. В системе потребительской кооперации имеется материально-техническая база и опытные кадры в сфере заготовок и сбыта продовольственных товаров. С помощью Центросоюза РФ может быть осуществлена концентрация ресурсов в кооперативных объединениях, что обеспечивает преимущества от производственного масштаба, достижение мультипликативного эффекта всей системы.

1.2. Механизм закупки сельскохозяйственной продукции и сырья

Закупки сельскохозяйственной продукции и сырья выступают, как одно из стратегических направлений сотрудничества потребительских обществ Центросоюза РФ с сельским населением, позволяющее обеспечить расширенное воспроизводство отечественного сельского хозяйства и пополнить продовольственные ресурсы отечественными продуктами питания. Деятельность потребительских обществ способствует развитию свободного предпринимательства на селе, позволяет мелким производителям сельхозпродукции иметь гарантированный канал сбыта произведенной продукции и успешно конкурировать на продовольственном рынке. Базой для расширения деятельности потребительской кооперации в сфере закупок, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и сырья выступают личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели[4].


В мелкотоварном секторе в настоящее время создается значительная часть продовольственных товаров. Вовлечение этих ресурсов в общий организованный процесс товародвижения – одна из важнейших задач потребительской кооперации. Кроме кооперации нет иных сил, которые были бы способны и заинтересованы в этой деятельности.

В Концепции развития системы потребительской кооперации Рос-сийской Федерации на период 2017-2021 гг., утвержденной Постановлением Совета Центросоюза Российской Федерации 14.09.2016 г., записано: «Деятельность по заготовке продукции сельского хозяйства, в том числе произведенной личными подсобными хозяйствами, фермерскими хозяйствами и организациями малых форм, а также собранных дикорастущих растений (лекарственных растений, грибов, ягод, плодов и др.), вторичного, пушно-мехового сырья, изделий народных промыслов, является важнейшим направлением деятельности организаций потребительской кооперации»[5]. И далее подчеркивается, что «эта отрасль деятельности организаций потребительской кооперации имеет, наряду с торговлей, наибольшее социальное значение с точки зрения возрождения села и развития сельской инфраструктуры, создания рабочих мест в сельской местности».

Потребительские общества, расширяя заготовительную деятельность, с одной стороны, увеличивают объёмы закупок сельхозпродукции, с другой – предоставляют производителям канал сбыта продукции, вовлекая малые формы хозяйствования в единый процесс производства продовольственных товаров. Доля закупок сельскохозяйственной продукции и сырья в структуре оборота деятельности потребительской кооперации занимает более 10%.

В условиях санкций и эмбарго потребительская кооперация расширила участие в обеспечении населения продуктами питания через имеющиеся заготовительные пункты и кооперативную торговую сеть. Возросла потребность всестороннего объективного подхода выбора основных путей по увеличению закупок сельскохозяйственной продукции и повышению конкурентоспособности на продовольственном рынке, в формировании продовольственных ресурсов страны[6].

Вовлечение продовольственных ресурсов, производимых малыми формами хозяйствования, в организованный процесс товародвижения от производителя потребителю требует налаживания эффективной работы заготовительных предприятий и организаций, цехов по переработке и системы оптовой и розничной торговли потребительских обществ Центросоюза РФ. Реализация продовольственных товаров через кооперативную торговую сеть выступает важным вектором в работе потребительской кооперации.