Файл: Управление рентабельностью организаций гостиничного, ресторанного бизнеса (анализ организации управления гостиницей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 302

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы заключается в том, что разработка мероприятий по совершенствованию управления доходностью гостиничного предприятия способствуют повышению уровня ее рентабельности, а это укрепление ее финансового положения, а, следовательно, увеличение денежных средств, которые могут быть направлены на развитие гостиничного бизнеса.

Повышение доходности гостинцы становиться главной задачей ее руководства, так как сфера гостеприимства продолжает оставаться одним из динамично и интенсивно развивающихся секторов мировой и российской экономики. По оценкам Всемирной туристской организации (ЮНВТО), в России ежегодный темп роста количества прибытий составляет примерно 7,3%, темп роста доходов превышает 16%, расходов – 14%. К 2020 г. ожидается прибытие в Россию 30,5 млн. туристов. Высокая динамика, особенности и направления современного этапа развития сферы гостеприимства обусловили значительную дифференциацию услуг размещения.

Определяющим фактором, способствующим развитию гостиничного сектора индустрии гостеприимства, является структура туристского потока, поскольку именно она определяет объем и качественные характеристики спроса на гостиничный вид размещения.

Удовлетворение меняющихся потребностей клиентов и стимулирование повторных обращений за предоставление им гостиничных услуг – важнейшие направления в деятельности гостиничных организаций во всех странах мира. Развитие средств телекоммуникаций, массовой информации и связанных с ними технологий, способствуют росту ожиданий со стороны клиентов в отношении качества обслуживания, профессионализма работников, разнообразия предлагаемых гостиничных услуг.

Поэтому, в современном гостиничном бизнесе жесткую конкурентную борьбу выдерживают только гостиницы, которые могут предложить своим клиентам высококачественное обслуживание, а это невозможно без использования новых подходов к менеджменту, маркетингу и внедрения передовых технологий.

Целью исследования является разработка рекомендаций по повышению доходности гостиницы «Щелково-Гостиница» как основное направление повышения рентабельности.

Задачи исследования:

  • рассмотреть теоретические аспекты управления доходностью гостиничного предприятия как направление повышения его рентабельности;
  • провести анализ доходности гостиницы «Щелково-Гостиница»;
  • разработать мероприятия и провести оценку экономической эффективности.

Объект исследования – гостиница «Щелково-Гостиница».

Предмет исследования – методика управления доходностью гостиничного предприятия.

Методы исследования: анализ научной литературы, статистический анализ, сравнительный анализ.

Ожидаемые результаты исследования: повышение потока клиентов в гостиницу в сезон и межсезонье, повышение объемов продаж услуг в гостинице, повышение уровня рентабельности гостиницы.

В работе будет использоваться научная литература отечественных и зарубежных авторов, статистические данные.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОХОДНОСТЬЮ ГОСТИНИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

1.1 Гостиница как объект управления доходностью

Гостиница – сложный хозяйственный и имущественный комплекс (здание или часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для производства и предоставления услуг (гостиничного продукта) [15, с. 54]

Выделяются две главные группы гостиниц: для постоянного и для временного проживания, которые в свою очередь подразделяются на: транзитные гостиницы, обслуживающие любой контингент в условиях кратковременной остановки; гостиницы делового назначения, обслуживающие лиц, находящихся в деловых поездках и командировках; гостиницы для отдыха, т.е. туристские, курортные и др.

В международной практике принята стандартная классификация средств размещения, в соответствии с которой они делятся на коллективные и индивидуальные.

Коллективные средства размещения в свою очередь делятся на предприятия гостиничного типа и специализированные предприятия.

Предприятия гостиничного типа – объекты, состоящие из номеров, количество которых превышает определенный минимум (7-10), сгруппированные в классы и категории в соответствии с услугами и стандартами страны, имеющие единое руководство и предоставляющие разнообразные гостиничные услуги (гостиницы, отели, мотели, гостиницы квартирного типа, клубы-отели, пляжные и курортные гостиницы, пансионаты и т.д.).


К коллективным средствам размещения также относятся туристские общежития, меблированные комнаты и другие заведения, которые предоставляют ограниченные услуги (например, проживание, включая уборку номера).

Специализированные средства размещения – объекты, которые выполняют не только услуги размещения, но и еще какую-либо другую специализированную функцию.

Индивидуальные средства размещения – квартиры, комнаты в квартирах, дома, коттеджи, сдаваемые внаем. [16, с. 75]

Гостиничные предприятия классифицируют по различным критериям. Наиболее употребляемые среди них: уровень комфорта, вместимость номерного фонда, функциональное назначение, месторасположение, продолжительность работы, обеспечение питанием, продолжительность пребывания, уровень цен, форма собственности.

Гостиничное предприятие это в целом хозяйствующий субъект целью которого является извлечение прибыли за счет предоставления услуг. Прибыль гостиничного предприятия представлена финансовым результатом деятельности.

Доходность гостиничного предприятия характеризуется суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует гостиничное предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности – одна из основных задач гостиничного предприятия.

Доходность – это та сумма прибыли или убытка, которая была получена в отчетном периоде от реализации продукции, оказания услуг и производства работ, а также прочих хозяйственных операций. На рис. 1. представлен алгоритм формирования доходности гостиничного предприятия. Данный показатель является предметом внимания большого круга участников рынка, имеющих интерес к стабильной работе предприятия, и главным критерием, дающим оценку коммерческой деятельности.

Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, услуг

Валовая (маржинальная) прибыль

Производственная себестоимость реализованных услуг

Финансовый результат от реализации продукции, товаров, услуг

Управленческие и коммерческие расходы отчетного периода

Сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов

Общий финансовый результат отчетного периода (прибыль до налогообложения)

Налог на прибыль и другие иные платежи

Прибыль от обычной деятельности

Чрезвычайные доходы и расходы

Чистая прибыль

Капитализированная (нераспределенная) прибыль


Потребленная прибыль

Рисунок 1 - Структурно-логическая модель формирования доходности гостиничного предприятия

Доходность гостиничного предприятия зависит от ряда факторов:

  • эффективности использования ресурсов производства;
  • соблюдения дисциплины платежей и условий договоров;
  • изменения цен на товарных и сырьевых рынках сбыта и т.д. [2, с. 77]

Доходность также зависит от суммы полученных доходов.

Современная экономическая мысль рассматривает прибыль как доход от использования факторов производства, т.е. труда, земли и капитала. Отрицая прибыль как результат эксплуатации, присвоения неоплаченного наемного труда, можно выделить следующие определения прибыли. Во-первых, прибыль – это плата за услуги предпринимательской деятельности. Во-вторых, прибыль – это плата за новаторство, за талант в управлении фирмой. В-третьих, прибыль – это плата за риск, за неопределенность результатов предпринимательской деятельности. Риск может быть связан с выбором того или иного управленческого, научно-технического или социального решения, с тем или иным вариантом природно-климатических условий. Результаты риска могут быть кардинально различны – большая прибыль и, наоборот, ее уменьшение или даже разорение фирмы. В-четвертых, это так называемая монопольная прибыль. Она возникает при монопольном положении производителя на рынке или при естественной монополии. Монопольная прибыль по большей части неустойчива. [4, с. 25]

Предпринимательство является специфическим фактором, так как в отличие от капитала и земли – неосязаемо и не выступает в материально-вещественной форме. Поэтому с данных позиций довольно трудно определить количественно полученную предприятием прибыль.

Прибыль как экономическая категория выступает:

  • в качестве целевого ориентира деятельности гостиничного предприятия;
  • результативным оценочным показателем деятельности гостиничного предприятия;
  • источником развития предприятия и финансирования его деятельности.

Являясь оценочным показателем, прибыль характеризует совокупную эффективность использования всех ресурсов предприятия.

Наличие прибыли позволяет удовлетворить экономические интересы государства, предприятия, работников, собственников. [5, с. 77]

Наличие прибыли для удовлетворения экономических интересов государства обеспечивается через уплату налогов, которые затем государство использует для решения социальных задач.


Экономические интересы предприятия заключаются в увеличении доли прибыли, остающейся в его распоряжении и направляемой на его развитие.

Интересы работников в увеличении прибыли связаны с созданием дополнительных возможностей для их материального стимулирования.

Собственники тоже заинтересованы в росте прибыли, так как рост прибыли означает увеличение ресурсов их собственности и увеличение получаемых ими дивидендов.

В микроэкономике понятие прибыль определяется как величина, определяемая как разница между общей выручкой и общими издержками, разница между доходами и расходами.

Являясь важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации, прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций:

  • инвестиционная – поскольку ожидаемая прибыль является основой принятия инвестиционных решений;
  • результативная – фактически полученная прибыль оценивает эффективность деятельности предприятия;
  • финансирующая – часть полученной или ожидаемой прибыли определяется в качестве источника самофинансирования предприятия;
  • стимулирующая – полученной или ожидаемой прибыли может быть использована в качестве источника материального вознаграждения работников предприятия и выплат дивидендов владельцам капитала.

Доходность является значимым критерием для привлечения инвесторов, партнеров по совместному ведению бизнеса, а также кредиторов. Формирование финансовых результатов организации производится исходя из доходов, полученных от основной и вспомогательной деятельности. [6, с. 17]

На основе аналитического бухгалтерского учета выводится показатель валовой прибыли. Он является разницей, полученной в результате вычета объема выручки и себестоимости реализованных услуг, управленческих и коммерческих расходов.

1.2 Управление доходностью гостиничного предприятия

Одна из самых сложных проблем, возникающих в области управления предприятиями по оказанию гостиничных услуг, является проблема согласования спроса и предложения. Ежедневно менеджмент гостиницы сталкивается с фактической недогрузкой номеров, несмотря на высокий предварительный спрос. Такая ситуация приводит к недополучению прибыли [11, с. 54].