Файл: Управление рентабельностью организаций гостиничного, ресторанного бизнеса (анализ организации управления гостиницей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 309

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 2- Сегментация туристов по видам поездок

Рисунок 3- Сегментация туристов по половому признаку

Рисунок 4 - Сегментация туристов по возрасту

Рисунок 5 - Сегментация гостей по доходам

ОАО «Гостиничный комплекс «ЩЕЛКОВО-ОТЕЛЬ» на сегодняшний день является крупным отелем Подмосковья, совмещающий возможность размещения одновременно около 500 человек, проведения конференций с участием более 200 человек и организации питания собственными силами для всех гостей в границах единого здания.

ОАО «Гостиничный комплекс «ЩЕЛКОВО-ОТЕЛЬ» сотрудничает со многими туроператорами и конгрессными ассоциациями. Активное взаимодействие с ними и другими крупными участниками рынка г. Щелково делает гостиницу «ЩЕЛКОВО-ОТЕЛЬ» одним из крупнейших предприятий в области делового и познавательного туризма Москвы и Подмосковья.

Наличие оздоровительного комплекса и универсального Конференц-зала делает гостиницу «ЩЕЛКОВО-ОТЕЛЬ» еще и культурно-развлекательным центром г. Щелково.

В соответствии с решениями, принятыми директором, приоритетными направлениями деятельности Общества являются:

  • В2В – сокращение от английских слов «business to business», в буквальном переводе – бизнес для бизнеса. Это сектор рынка, который работает не на конечного, рядового потребителя, а на такие же компании, то есть на другой бизнес.
  • дальнейшее развитие бизнес направлений деятельности, а именно в области познавательного туризма, делового туризма;
  • совершенствование всех оказываемых услуг для предложения на рынке высококачественного и конкурентоспособного продукта, соответствующего массовым ожиданиям клиентов;
  • диверсификация услуг в едином комплексе обслуживания, в целях увеличения управляемости и эффективности бизнеса, в том числе расширение спектра телекоммуникационных услуг и услуг в области развлечений;
  • оптимизация управленческих и административных функций;
  • внедрение передовых управленческих технологий;
  • сокращение расходов за счет внедрения новых систем учета;
  • развитие систем безопасности.

В г. Щелково при сохраняющемся дефиците номерного фонда на рынке въездного, познавательного и делового туризма складываются хорошие перспективы для роста доходов от продажи номеров под размещение. Но дальнейшее увеличение цен на размещение увеличит для потребителя стоимость тур пакета в целом, что уже сейчас негативно сказывается на динамике объемов данного сегмента. Поэтому, для сохранения объемов продаж необходимо укреплять связи с крупными поставщиками, гарантирующими постоянную загрузку. Наиболее важно постоянно поддерживать номерной фонд и другие подразделения гостиницы, участвующие в обслуживании гостей, на уровне современных гостиниц аналогичного класса для выдерживания конкурентно способности гостиницы на прежнем уровне. Так же требуется постоянный контроль правильного соотношения цен на предоставляемые услуги с ожидаемым качеством услуг.


В сфере делового туризма важно соответствие самым высоким требованиям конгрессных технологий. Постоянное обновление Конференц-зала и увеличение общего набора услуг позволит остаться ведущим предприятием на конгрессном рынке, при условии поддержания Обществом своего уникального преимущества – возможности размещения всех участников мероприятий. Для этого необходимо продолжить совмещать приоритеты при выборе клиентов на размещение.

Самым ответственным в гостиничном хозяйстве, бесспорно, является подразделение, заведующее номерным фондом. Весь успех гостиницы, даже если доходы ресторана и оказывают на него позитивное действие, полностью зависит от того, насколько прибыльным и успешным является этот сектор. Доходы от продажи размещения составляют от 50% до 70% всех доходов предприятия и дают 70%-80% чистой прибыли.

Служба управления номерным фондом включает в свой состав подразделения и персонал, играющий важную роль в процессе регистрации прибытия и организации размещения клиента в гостинице. К подразделению номерного фонда обычно относят сотрудников службы приема и размещения и подразделений хозяйственного обеспечения и обслуживания гостиницы, а также так называемый обслуживающий персонал в униформе гостиницы: администраторов, носильщиков.

Более половины всех клиентов гостиницы перед приездом предварительно бронируют номера. Процедура бронирования может быть осуществлена по телефону, а также через коммерческих представителей гостиницы (турагентов и туроператоров), почтой, факсом, электронной почтой и другими коммуникационными средствами. Отдел бронирования ответственен за получение и обработку запросов на будущие услуги проживания. Цель: максимизировать загрузку номерного фонда и соответственно доход гостиницы.

Дифференциация клиентов гостиницы показана в нижеприведенном рисунке 6.

Рисунок 6 - Дифференциация клиентов гостиницы

Сегмент «Служба приема и размещения» означает то, что заявка на бронирование была принята сотрудником этой службы.

«Контракты» заключаются между Отделом продаж и другими организациями (крупными корпорациями, туристическими компаниями)

«Спец. Пакеты» – это различные специальные предложения, связанные с определенными событиями, такими как, Новый год, 8 марта, 23 февраля, свадьба.

Заявки на групповое бронирование поступают из Отдела продаж в Отдел бронирования.


2.2 Анализ организации управления гостиницей

Организационная структура гостиницы отражением полномочий и обязанностей, которые возложены на каждого его работника. Она представлена на рисунке 7.

Общее собрание акционеров

Рисунок 7 - Организационная структура управления гостиницы «Щелково-Отель»

Высший орган управления – Общее собрание акционеров;

Единоличный исполнительный орган – Генеральный директор

Общие решения стратегического характера принимаются владельцами предприятия и генеральным директором. Стратегической целью предприятия, которая определяется самими владельцами является ориентация на прием и обслуживание в основном бизнес туристов. Гостиница предоставляет питание своим гостям в столовой, расположенном в гостинице.

Генеральный директор является посредником между владельцами

Отдел Кадров. Персонал отдела занимается тем, что пытается правильно организовать работу всего персонала гостиницы, рационально распределить имеющийся персонал, нанимает новый персонал, выполняет функции профсоюза, пытается разрешить все конфликтные ситуации, предотвратить их появление.

Отдел продаж. Занимается планированием загрузки. Заключение договоров с компаниями. Организация групповых бронирований.

Финансовый отдел. Система взаиморасчетов с клиентами, осуществляющих оплату услуг по безналичному расчету. Финансовые операции внутри гостиницы. Финансовое планирование.

Хозяйственный отдел. Обслуживание номерного фонда (уборка, стирка, глажение), уборка общественной территории, уборка служебных помещений.

Отдел «Пищеблока». Организация питания (регулярное, банкеты) как гостей, так и персонала.

Кухня. Организация и ответственность за количество и качество приготовляемой пищи.

Инженерный отдел. Организация бесперебойного функционирования систем электроснабжения, водоснабжения, вентиляции, отопления. Устранение неполадок.

Отдел информационных технологий. Организация бесперебойного функционирования информационных систем, оргтехники, системы коммуникаций.

Отдел спортивной активности. Отвечает за оздоровительный комплекс, а также за развитие прилегающей к гостинице территории.

Отдел закупок. Закупки. Складирование. Распределение/расход ресурсов.

Служба безопасности. Охрана гостей и персонала гостиницы.


Таблица 1

Динамика и структура численности персонала ОАО «Щелково-Отель» за 2016-2017 г.г

Категория персонала

Численность, чел.

Удельный вес, %

Отклонения

2016

2017

2016

2017

Чел.

%

Руководители

12

13

27,27%

28,89%

1

108,33%

Специалисты

5

6

11,36%

13,33%

1

120,00%

Служащие

12

10

27,27%

22,22%

-2

83,33%

Рабочие, в т.ч.

15

16

34,09%

35,56%

1

106,67%

– основные

10

12

22,73%

26,67%

2

120,00%

– вспомогательные

5

4

11,36%

8,89%

-1

80,00%

Итого персонала

44

45

100

100

1

102,27%

Таким образом, рост численности персонала составил 1 человек.

Ни какой из отделов не функционирует автономно. Действия всех отделов скоординированы. В гостинице существует не только вертикальная связь внутри отделов, но и очень развита неформальная горизонтальная связь между отделами.

2.3 Анализ финансовых результатов гостиницы

Проведем анализ основных показателей деятельности ОАО «Щелково-Отель» за 2016 – 2017 гг. в таблице 2.

Источниками информации послужили данные финансовой отчетности гостиницы.

Таблица 2

Основные показатели финансово – хозяйственной деятельности ОАО «Щелково-Отель» за 2016 – 2017 гг

Показатели

2015 год

2016 год

2017 год

Измене-ние (+,-)

Темп роста, %

Выручка, тыс. руб.

508446

1422733

723800

-698933

50,87

Себестоимость, тыс. руб.

499231

1416808

628943

-787865

44,39

Управленческие расходы, тыс. руб.

-

-

78755

+78755

-

Прибыль, тыс. руб.

9215

5925

16102

+10177

271,76

Рентабельность работ, %

1,82

0,42

2,22

+1,8

528,57

Остатки основных фондов на конец года, тыс. руб.

1646

7819

19868

+12049

254,09

Остатки оборотных активов на конец года, тыс. руб.

616647

1153569

919110

-234459

79,67

Дебиторская задолженность, тыс. руб.

445940

1095018

678801

-416217

62,24

Оборачиваемость оборотных активов, обор.

0,96

1,23

0,79

-0,44

64,23

Чистая прибыль, тыс. руб.

6646

13806

21510

+7704

155,80

Рентабельность основной деятельности, %

0,42

0,97

2,97

+2,00

306,18


Анализ основных показателей деятельности ОАО «Щелково-Отель» за 2016 – 2017 гг. показал, что в анализируемом периоде наблюдается снижение выручки от с 1 422 733 тыс. руб. до 723 800 тыс. руб. или на 49,13 % в 2017 году по сравнению с 2016 годом. Себестоимость также снизилась на 55,61 % и составила 628 943 тыс. руб. в 2017 году.

Финансовые результаты деятельности организации характеризуются суммой полученной прибыли, она увеличилась за 2017 год по сравнению с 2016 годом на 10177 тыс. руб. или на 171,76 %.

Рентабельность продаж в 2017 г. по сравнению с 2016 г. увеличивается с 0,42 % до 2,22 %. Увеличение рентабельности работ может означать увеличение спроса на услуги, конкурентоспособности организации. На рост рентабельности также повлияло сокращение себестоимости услуг.

Конечный результат деятельности организации – чистая прибыль возросла с 13 806 тыс. руб. до 21 510 тыс. руб., что является положительным фактором, и говорит об отсутствии риска банкротства.

Стоимость основных средств в 2016 году составляла 7 819 тыс. руб. В 2017 году ОАО «Щелково-Отель» увеличило основные средства до 19 868 тыс. руб., так как введено в эксплуатацию различное оборудование.

Напротив, среднегодовая стоимость оборотных активов в течение анализируемого периода заметно снизилась с 1 153 569 тыс. руб. в 2016 году до 919 110 тыс. руб. в 2017 году. Оборотные средства составляют основу деятельности организации, но все же наличие большой дебиторской задолженности оценивается отрицательно. Сокращение оборачиваемости оборотных активов говорит о неэффективности их использования и о риске потери ликвидности.

Рентабельность основной деятельности в 2017 году по сравнению с 2016 годом повысилась с 0,97 % до 2,97 %. Это свидетельствует о повышении эффективности основной деятельности ОАО «Щелково-Отель».

В ходе диагностики баланса определим темп прироста наиболее значимых статей (групп) баланса, выявим позитивные и негативные тенденции изменения значений основных статей баланса. Так, анализ динамики и структуры активов ОАО «Щелково-Отель» за 2015 – 2017 гг. представлен в таблице 3.

Таблица 3

Динамика и структура активов ОАО «Щелково-Отель» за 2015 – 2017 гг

Наимено-вание вида активов

Абсолютные значения на конец периода, тыс. руб.

Удельный вес, %

Изменения абсолютных значений, тыс. руб.

Изменения удельного веса, %

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2016 г. к 2015 г.

2017 г. к 2016 г.

2016 г. к 2015 г.

2017 г. к 2016 г.

1.Внеобо-ротные активы

1646

7819

19868

0,27

0,67

2,11

+6173

+12049

+0,4

+1,44

2.Оборот-ные активы

616647

1153569

919110

99,73

99,33

97,89

+536922

-234459

-0,4

-1,44

ИТОГО

618293

1161388

938978

100,0

100,0

100,0

+543095

-222410

-

-