Файл: Расчет себестоимости услуг организации индустрии гостеприимства (на примере ФГКУ «Санаторно-курортный комплекс «Крымский» - санаторий «Судак»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. Рыночные условия хозяйствования существенно повлияли на развитие сферы услуг. По показателям роста объема реализации услуг сфера услуг приобрела признаки одной из наиболее перспективных отраслей российской экономики. Особенно существенные сдвиги отмечаются на предприятиях санаторно-курортного комплекса, который относится к важному элементу социальной инфраструктуры государства, обеспечивая право населения на отдых и поддержание здоровья на должном уровне.

Особенностью деятельности указанных предприятий является использование больших объемов природных ресурсов, что влияет на специфику структуры их себестоимости. В этом смысле деятельность предприятий санаторно-курортного комплекса имеет определенные отличия от других субъектов рыночных отношений, что требует глубоких научных исследований. Особенно это касается усовершенствования методов управления себестоимостью, поскольку результаты работы таких предприятий и их конкурентоспособность зависят не только от качества санаторно-курортных услуг, но и от объемов понесенных расходов и полученных доходов.

В повседневной деятельности предприятий санаторно-курортного комплекса формирование и результативное определение себестоимости услуг приобретает все возрастающую значимость и необходимость. Сегодня актуальной становится задача не просто исчисления фактической себестоимости, а формирования таких данных о себестоимости, которые в современных условиях работы предприятия были бы полезны его менеджменту для принятия решений о возможностях управления себестоимостью. При этом в качестве целей управления себестоимостью называют ее стабилизацию во времени, оптимизацию структуры затрат, снижении издержек без ущерба качеству и т.д.

Большинство общепринятых для промышленных предприятий методов и процедур калькулирования себестоимости услуг и управления затратами неприемлемы для процесса формирования санаторно-курортной услуги. В целом, специфика деятельности предприятий санаторно-курортного комплекса существенно сказалась на организации и методике учет, анализа и управления себестоимостью. Для повышения эффективности деятельности необходимо существенно углубить и контрольные процедуры, прежде всего, в отношении доходов и расходов. Необходимость разработки научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию теории и практики управления себестоимостью предприятий санаторно-курортного комплекса с учетом наработок российской и мировой учетной теории и практики определили актуальность темы и основные направления исследования.


Цель курсовой работы состоит в исследовании теоретических и методических основ расчета себестоимости на предприятии на примере ФГКУ «Санаторно-курортный комплекс «Крымский» - санаторий «Судак».

Для реализации указанной цели в ходе исследования ставились следующие задачи:

- рассмотреть сущность, состав и структуру себестоимости продукции на предприятии;

- раскрыть специфику формирования себестоимости услуг санаторно-курортных предприятий;

- рассмотреть организационно-экономический механизм управления себестоимостью услуг санаторно-курортных предприятий;

- проанализировать структуру и динамику себестоимости услуг ФГКУ «Санаторно-курортный комплекс «Крымский» - санаторий «Судак»;

- разработать рекомендации по повышению эффективности управления себестоимостью на предприятии ФГКУ «Санаторно-курортный комплекс «Крымский» - санаторий «Судак».

Объект исследования – формирование себестоимости на предприятии.

Предметом исследования является совокупность теоретических и методологических проблем, связанных с процессом формирования себестоимостью санаторно-курортной организации.

В процессе исследования использованы синтез абстрактно-теоретических и экономико-прикладных подходов и инструментов научного познания, а также общенаучные методы исследования: теоретические: метод теоретического обобщения; методы классификации и систематизации; методы логического обобщения и графической визуализации; метод анализа основных финансовых показателей деятельности санаторно-курортных организаций; эмпирические: метод наблюдения.

Теоретической основой работы являются труды ведущих российских и зарубежных специалистов, публикации периодической печати, данные статистических и аналитических исследований по выбранной теме, текущая и оперативная информация по деятельности ФГКУ «Санаторно-курортный комплекс «Крымский» - санаторий «Судак».

Глава 1. Теоретические основы формирования себестоимости на предприятии индустрии гостеприимства


1.1. Сущность и структура себестоимости продукции (работ, услуг)

В современных экономических условиях повышение эффективности деятельности и дальнейшего развития субъектов хозяйствования можно достичь в условиях снижения себестоимости и эффективного управления расходами предприятия.

Себестоимость продукции (работ, услуг) является одним из показателей, в котором находят отражение все стороны работы предприятия: уровень организации производственного процесса, его техническая оснащенность, степень эффективности использования необоротных и оборотных активов, производительность труда, уровень организации материально-технического снабжения и т.д.[1]

Себестоимость свойственна природе развитого товарного производства, когда важно не только определить величину прибыли (или убытка) от производства и реализации продукции, но и подсчитать экономическую эффективность выпуска изделий, выбрать наиболее выгодный вариант их конструкции и технологии изготовления.

Непосредственно термин «себестоимость» появился в конце XVIII ​​в. В отечественной же практике этот термин получил признание и закрепился в нормативных документах благодаря трудам выдающегося российского бухгалтера А.П. Рудановского. Понятие «себестоимости» появилось в 1912 в работах А.П. Рудановского, М.П. Тер-Давыдова, М.Ф. фон Дитмара[2].

Себестоимость длительное время рассматривали как понятие, которое практически используют в основном в планировании, учете и анализе. Такой факт нашел свое отражение в определении себестоимости как затрат предприятий, с чем связано понимание сущности и отличительных признаков себестоимости, ее места и роли в системе экономических показателей.

Толкование понятия «себестоимость» в трудах ведущих ученых по экономической теории и бухгалтерского учета приведены в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Определение сущности понятия себестоимости различными учеными

Автор

Толкование себестоимости

А.И.Базилевич [3]

Себестоимость возмещает затраты предприятия на производство и реализацию продукции для осуществления процесса воспроизводства и выражает при этом сложную систему экономических связей и зависимостей, имеющих место в процессе производства и обращения товара каждого предприятия.

М.М. Алексеева[4]

Себестоимость продукции формируют все затраты предприятия на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме.

И.А.Бланк[5]

Себестоимость продукции (работ, услуг) - это денежное выражение затрат предприятия, связаных производством и сбытом продукции, выполнением работ, оказанием услуг

В.П.Грузинов[6]

Себестоимость продукции - основной качественный показатель работы предприятия. Ее уровень отражает достижения и недостатки работы как предприятия в целом, так и каждого структурного подразделени. Систематическое снижение себестоимости продукции имеет важное народнохозяйственное значение, поскольку позволяет при стабильных рыночных ценах увеличивать прибыль на каждую денежную единицу расходов, повышает конкурентоспособность продукции.

В.В.Жиделева[7]

Себестоимость продукции - это часть стоимости, равной стоимости израсходованных средств производства, части стоимости необходимого продукта и части стоимости прибавочного продукта, выступает в денежной форме и представляет часть цены продукта, за счет которой возмещаются расходы на освоение, производство и реализацию и выражает определенные производственные отношения.

Н.А.Лупей[8]

Себестоимость как экономическая категория является частью стоимости товара и включает все расходы аграрных предприятий в денежной форме, которые необходимы для осуществления простого воспроизводства.


Из таблицы 1.1 можно сделать вывод, что показателю «себестоимость продукции» принадлежит одно из ведущих мест в экономическом механизме хозяйствования, он определяет сумму понесенных на изготовление и реализацию продукции затрат в денежной форме. От уровня себестоимости зависит прибыль, уровень цен, рентабельность и другие показатели.

На основе проведенного выше анализа сущности себестоимости продукции в экономической и учетной литературе сделаем вывод, что: «себестоимость продукции» - это выраженные в денежной форме совокупные расходы на подготовку и выпуск продукции (работ, услуг). Чем лучше работает предприятие, эффективно использует производственные ресурсы, тем ниже себестоимость продукции (работ, услуг).

В бухгалтерском учете себестоимость - это стоимостная оценка ресурсов, использованных в процессе достижения определенных целей. Предприятие самостоятельно определяет перечень расходов, которые включают в себестоимость продукции (работ, услуг) как элемент учетной политики, основываясь на экономической сущности понесенных расходов и общих принципах бухгалтерского учета и требований к организации его ведения.

Методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о расходах предприятия и порядок ее раскрытия в финансовой отчетности определяет положение бухгалтерского учета ПБУ10/99 «Расходы организации»[9], согласно которому термин «расходы» означает уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Расходы включаются в состав объектов учетного процесса на основании принципа начисления и соответствия доходов и расходов, по которому для определения финансового результата отчетного периода следует сопоставить доходы отчетного периода с расходами, которые были осуществлены для получения этих доходов. На рис. 1.1 представлены виды расходов с позиции бухгалтерского учета.

Расходы от обычных видов деятельности

  • расходы, связанные с приобретением и продажей товаров;
  • расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг;
  • расходы, связанные с производством и продажей готовой продукции
  • расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;
  • расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
  • расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (с учетом положений ;
  • расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;
  • проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);
  • расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
  • отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;
  • штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
  • возмещение причиненных организацией убытков;
  • убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
  • суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;
  • курсовые разницы;
  • сумма уценки активов;
  • перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;
  • прочие расходы

РАСХОДЫ

Прочие расходы

Рис. 1.1. Классификация расходов предприятия в соответствии с ПБУ10/99

Практика организации учета в экономически развитых странах предусматривает разные варианты классификации затрат в зависимости от целевой установки, направлений учета затрат. Потребители внутренней информации определяют такое направление учета, какое им требуется для обеспечения информацией по исследуемой проблеме. Поэтому представляется необходимым провести анализ классификации затрат, так как это представлено в исследованиях российких и зарубежных авторов (см. приложение 1).

Классификация затрат предприятия по статьям калькуляции занимает особое место в практическом применении, поскольку предполагает группировку расходов в зависимости от их назначения и места возникновения. Она одновременно является важной для калькулирования себестоимости отдельных видов готовой продукции, осуществление контроля за соблюдением установленных норм расходов, анализа состава и структуры затрат, определение влияния факторов на их изменение, принятия различных управленческих решений по сокращению расходов, изменения ассортимента и объемов производства отдельных видов продукции[10].

По степени влияния объема производства на уровень затрат различают расходы переменные и постоянные, такая классификация применяется для решения многих задач управления затратами, в частности применяется при осуществлении операционного анализа.

К переменным общепроизводственным расходам относятся расходы на обслуживание и управление производством (цехов, участков), которые изменяются прямо пропорционально изменению объема деятельности. Переменные общепроизводственные расходы распределяются на каждый объект расходов с использованием базы распределения (часов труда, заработной платы, объема деятельности, прямых расходов и т.п.), исходя из фактической мощности отчетного периода. К постоянным общепроизводственных расходов относятся расходы на обслуживание и управление производством, которые остаются неизменными при изменении объема деятельности. Постоянные общепроизводственные расходы распределяются на каждый объект расходов с использованием базы распределения (часов труда, заработной платы, объема деятельности, прямых расходов и т.п.) при нормальной мощности[11].

Также для целей организационно-управленческого процесса целесообразно разделять на релевантные - это затраты, величина которых может быть изменена в результате принятия соответствующего решения и нерелевантные затраты - это затраты, величина которых не зависит от принятия решения. С этой же целью по уровню контролируемости можно выделить расходы контролируемые - такие расходы, на которые менеджер может непосредственно влиять и контролировать их (использование сырья, материалов и т.п.) и неконтролируемые - это такие расходы, на которые менеджер не может непосредственно влиять и регулировать их (коммунальные платежи, амортизационные отчисления и др.); по целесообразности осуществления - производительные - предусмотренных технологией и организацией производства и непродуктивные – которые возникают в результате определенных недостатков организации производства. Комплексная классификация расходов в разрезе подсистем финансового, управленческого и налогового учетов представлена в приложении 2.