Файл: Правовое регулирование рынка ценных бумаг (Правовые основы государственного регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Правовые основы государственного регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации
1.1. Понятие и структура рынка ценных бумаг
1.2. Понятие государственного регулирования рынка ценных бумаг
Глава 2. Проблемы регулирования рынка ценныз бумаг на современном этапе
2.1. Характеристика современных проблем регулирования рынка ценных бумаг
2.2.Долгосрочная государственная политика в сфере развития рынка ценных бумаг
Введение
Актуальность темы. Период возрождения и развития в постсоветской России национального рынка ценных бумаг охватывает относительно недолгий интервал времени. Тем не менее, за четверть века с небольшим получен опыт курсовых взлетов и падений, произошло становление профессиональных участников, создана современная инфраструктура, сформирована система регулирования, по аналогии с зарубежными моделями ориентированная на защиту инвесторов.
Сомневающихся в необходимости государственного регулирования рыночной экономики, в том числе рынка ценных бумаг, сегодня нет даже среди адептов экономического либерализма. Разногласия между ними и сторонниками активного государственного регулирования заключаются лишь в допустимой степени вмешательства.
В настоящий момент можно говорить о том, что в сфере государственного регулирования этого важнейшего из институтов рыночной экономики, опосредующего отношения совладения и кредитования, произошел большой прогресс.
Так, если в 90-е годы прошлого века нормативно-правовой вакуум в данной сфере только начал заполняться, то сегодня существует внушительный список законов и актов, регулирующих деятельность субъектов рынка ценных бумаг и направленных на защиту прав добросовестных инвесторов. При этом количество поправок, внесенных в соответствующие законы, во-первых, свидетельствует о том, что проведена колоссальная нормотворческая работа, а во-вторых, отражает ту массу негативного опыта развития российского рынка ценных бумаг, для преодоления которого они и предназначены.
Степень научной разработанности темы исследования. Проблемы правового регулирования рынка ценных бумаг начали изучаться задолго до экономического развития фондового рынка в России. В настоящее время проблемы правового регулирования рынка ценных бумаг исследуются такими авторами как Белов В.А., Буренин А.Н. , Дегтярева И. В. ,Килячков А.А., Чалдаева Л.А. и другими.
Объектом исследования стала совокупность правоотношений, складывающихся между участниками рынка ценных бумаг и предопределяющих особый режим его правового регулирования на основе сочетания частноправовых и публично-правовых начал.
Предмет настоящего исследования – режим правового регулирования рынка ценных бумаг как система частноправовых и публично-правовых средств регулирования, доктринальные исследования вопросов правового регулирования рынка ценных бумаг, а также судебная практика.
Цель исследования - определить правовую природу и характер средств правового регулирования, являющихся основой единого режима правового регулирования рынка ценных бумаг в России.
Для достижения указанной цели были поставлены и решались следующие задачи:
- рассмотреть понятие, структуру и функции рынка ценных бумаг;
- исследовать правовые основы регулирования рынка ценных бумаг;
- изучить проблемы регулирования рынка ценных бумаг.
Методологическая основа исследования. Основополагающими в ходе работы стали всеобщие принципы научного познания объективности, всесторонности, полноты.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Правовые основы государственного регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации
1.1. Понятие и структура рынка ценных бумаг
Отношения, возникающие между уполномоченными органами государства, хозяйствующими субъектами по поводу выпуска, обращения и погашения ценных бумаг, образуют рынок ценных бумаг. [9.C.6]
Рынок ценных бумаг является составной частью финансового рынка, в который также включается денежный рынок (купля-продажа безналичной валюты), валютный рынок (купля-продажа иностранной валюты), рынок производных финансовых инструментов (деривативов) — свопы, опционы.
Следует выделять организованный и неорганизованный рынки ценных бумаг. Существенным отличием организованного рынка является то, что сделки и операции с ценными бумагами осуществляются профессиональными участниками рынка ценных бумаг, действующими на основании лицензий, выданных Банком России. Ранее данные лицензии выдавались ныне упраздненной Федеральной службой по финансовым рынкам. Примером организованного рынка могут выступать торговля ценными бумагами на фондовой бирже (например, ОАО «Московская биржа»), а неорганизованного рынка — скупка ценных бумаг у физических лиц — владельцев акций промышленного предприятия у проходной данного предприятия. [10.C.32]
При этом доступ на организованный рынок ценных бумаг непрофессиональные участники получают через заключение брокерских договоров, договоров доверительного управления ценными бумагами, опосредуемых договорами комиссии, поручения, агентским договором или договором доверительного управления. [27]
С развитием электронно-технических средств участие брокера в торговле его клиентов снижается и заключается в обеспечении технического доступа на организованный рынок, а также выполнении ряда публичных функций, таких как мониторинг операций на предмет противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, манипулированию ценами, неправомерному использованию инсайдерской информации. [12.C.24]
Также следует выделять первичный и вторичный рынок ценных бумаг. Так, на первичном рынке ценных бумаг происходит заключение сделок между эмитентом и первичным приобретателем, опосредующих первоначальный выпуск ценных бумаг. На вторичном рынке происходит обращение ценных бумаг, то есть заключение сделок купли-продажи и иных сделок между первичным приобретателем ценных бумаг и остальными участниками рынка ценных бумаг. В рамках вторичного рынка ценных бумаг осуществляется погашение ценных бумаг при наступлении установленного срока или досрочный выкуп ценных бумаг на рынке самим эмитентом ценных бумаг. [11]
Также следует выделять первичное публичное размещение (initial public offering (IPO)) и вторичное публичное размещение (secondary public offering (SPO)). При первичном публичном размещении ценные бумаги впервые предлагаются на организованном рынке неопределенному кругу лиц, в то время как при вторичном публичном размещении ранее размещенные ценные бумаги также предлагаются неопределенному кругу лиц на организованном рынке одним или несколькими владельцами ценных бумаг. [12.C.25]
Вместе с тем возникает вопрос об отраслевой принадлежности правовых норм, регулирующих отношения на рынке ценных бумаг. В настоящий момент правовое регулирование на рынке ценных бумаг представлено разноцветной палитрой финансово-правовых и гражданско-правовых норм. [13.C.45]
Наличие различных точек зрения на соотношение публично-правового и частноправового элементов в регулировании рынка ценных бумаг говорит о возможности выделения институтов публичного и частного фондового права, где публичное фондовое право представляет собой институт финансового права, регулирующий отношения в сфере осуществления Банком России государственного регулирования и надзора на рынке ценных бумаг. [11]
На публично-правовую составляющую указывают прежде всего функции рынка ценных бумаг. Во-первых, рынок ценных бумаг выполняет регулирующую функцию, которая заключается в создании и обеспечении исполнения правил торговли ценными бумагами, порядок разрешения споров участников торговли. [13.C.41]
Во-вторых, перераспределительная функция, выражающаяся в перераспределении денежных средств между домохозяйствами и различными отраслями хозяйства, перевод сбережений населения из непроизводительной формы в производительную сферу.
В-третьих, компенсационная функция, проявляющаяся в финансировании дефицита бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации на безинфляционной основе, то есть без выпуска и обращения дополнительных денежных средств. [11]
На наш взгляд, не вызывает сомнения, что указанные функции обеспечивают реализацию прежде всего публично-правовой составляющей рынка ценных бумаг, так как хозяйствующие субъекты в меньшей степени заинтересованы в реализации указанных функций. Кроме того, реализация указанных функций возможна лишь при наличии государственного воздействия, выражающегося прежде всего через издание нормативных правовых актов в области рынка ценных бумаг. [12.C.29]
Основными участниками рынка ценных бумаг выступают Банк России, профессиональные участники рынка ценных бумаг. Вместе с тем можно выделить инвестиционные компании, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании, инвестиционные фонды. [11]
Банк России выполняет регуляторную и надзорную функции, а также является участником торговли на рынке ценных бумаг: выпускает ценные бумаги (облигации Банка России), является агентом по обслуживанию государственных ценных бумаг, заключает сделки купли-продажи, сделки репо с ценными бумагами. [14]
К профессиональным участникам рынка ценных бумаг относятся следующие виды субъектов: брокеры, дилеры, доверительные управляющие, депозитарии, регистраторы, форэкс-дилеры. Не является профессиональным участником рынка ценных бумаг, но при этом выполняет важную роль по организации торговли ценными бумаги организатор торговли на рынке ценных бумаг. Деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг признается предоставление услуг по проведению организованных торгов на рынке ценных бумаг на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы.[11]
Также на рынке ценных бумаг присутствуют саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг. Они представляют собой добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, функционирующее на принципах некоммерческой организации.
Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг создаются для обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг. [15.C.66]
Саморегулируемые организации вправе: 1) получать информацию по результатам проверок деятельности своих членов, осуществляемых Банком России; 2) утверждать правила и стандарты осуществления своими членами профессиональной деятельности, в том числе операций с ценными бумагами и операций, связанных с заключением и исполнением договоров, являющихся производными финансовыми инструментами; 3) контролировать соблюдение своими членами утвержденных саморегулируемой организацией правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности; и наконец, 4) осуществлять обучение граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также в случае, если саморегулируемая организация является аккредитованной Банком России, принимать квалификационные экзамены и выдавать квалификационные аттестаты. [11]
На российском фондовом рынке обращаются следующие финансовые инструменты: акции; корпоративные облигации; государственные, субфедеральные и муниципальные облигации; инструменты РЕПО; инвестиционные паи; фьючерсы и опционы на ценные бумаги и фондовые индексы.
Институциональную структуру российского фондового рынка формируют: эмитенты; инвесторы (частные инвесторы, паевые инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды); коммерческие банки; нерезиденты; профессиональные участники рынка ценных бумаг и управляющие компании. [14]
Основными участниками российского фондового рынка являются брокеры, дилеры, управляющие ценными бумагами, а также управляющие компании, коммерческие банки и инфраструктурные организации.
К торгово-расчетной инфраструктуре российского рынка ценных бумаг относятся: биржи; клиринговые организации; расчетные депозитарии. К инфраструктуре также относятся кредитные организации, выполняющие функции расчетных организаций. По данным Банка России, в июне 2015 г. было восемь организаций с лицензией биржи и пять — с лицензией клиринговой организации (в том числе три выполняют функции цен трального контрагента). [17.C.22]