Файл: Правовое регулирование рынка ценных бумаг (Правовые основы государственного регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Фактически на российском фондовом рынке действует один крупный инфраструктурный центр — группа «Московская биржа». Группа «Московская биржа» представляет собой вертикально интегрированную торгово-расчетную инфраструктуру. Её головной организацией является ПАО «Московская биржа ММВБ-РТС» (сокращенно ПАО «Московская биржа»). [19]

Численность открытых (публичных) акционерных обществ в РФ, представляющих собой потенциал публичного финансового рынка, насчитывает более 26 тыс. организаций. Однако, на организованном фондовом рынке представлены акции только 254 компаний-эмитентов, что составляет менее 1 % численности российских публичных акционерных обществ (ПАО). Также представлены акции четырех иностранных эмитентов, de facto являющихся компаниями с российскими активами. [11]

Для российского фондового рынка характерна высокая концентрация капитала: доля десяти наиболее капитализированных эмитентов составляет 62 % общей капитализации (ОАО «Газпром», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «НК «ЛУКОЙЛ», ОАО «НОВАТЭК», ОАО «Сбербанк России», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «ГМК «Норильский никель», ПАО «Магнит», ОАО «Банк ВТБ», ОАО «Татнефть»). При этом за первое полугодие 2015 г. IPO на Московской бирже провели лишь две российские компании. Поскольку главная функция рынка акций — инвестиционная — выполняется не вторичным, а первичным рынком, то можно говорить о недостаточной вовлеченности рынка в процесс трансформации сбережений в инвестиции. [19]

На организованные биржевые торги приходится свыше 95 % вторичного российского рынка корпоративных облигаций. На конец июня 2015 г. на внутреннем организованном рынке присутствовало 345 российских эмитентов, а также обращались облигации международных финансовых организаций и государственные и корпоративные еврооблигации. Эмитентами, сделки с облигациями которых проводились наиболее активно, являются: ОАО «НК «Роснефть», ОАО «АК «Транснефть», SB Capital, Gaz Capital, ОАО «Россельхозбанк», ОАО «Российские железные дороги», АО «Ипотечный агент ВТБ 2014», GPB Eurobond Finance, VTB Capital, VEB Finance. [19]

Наиболее ликвидным на внутреннем долговом рынке (по коэффициенту оборачиваемости) является сектор государственных облигаций, а самым неликвидным

  • рынок субфедеральных и муниципальных облигаций.

Официальные данные о составе и количественных характеристиках инвесторской базы российского рынка ценных бумаг отсутствуют. Их учет и изучение ведут профессиональные участники рынка ценных бумаг, саморегулируемые организации и исследовательские группы. [11]


По данным группы «Московская биржа», основной интерес для частных инвесторов представляют акции (около 80 % сделок), доля физических лиц-резидентов в общем стоимостном объеме сделок на фондовом рынке группы «Московская биржа» с акциями варьировала в течение 1-го полугодия 2015 г. от 31,8 % до 40 %, а с корпоративными облигациями — от 1,6 % до 9,5 %. [14]

Около 44 % общего количества брокеров, дилеров и доверительных управляющих являются кредитными организациями, многие из них являются также инвесторами. При этом количество профессиональных участников рынка ценных бумаг постоянно сокращается: от 1863 организаций на конец 2008 г. до 898 организаций на конец первого полугодия 2015 г. Это связано с активизацией процесса «наведения порядка», в результате чего количество аннулированных лицензий значительно превысило число выданных. [20.C.398]

В список десяти крупнейших управляющих компаний по итогам первого полугодия 2015 г. вошли: ЗАО «Сбербанк Управление Активами», ООО «УК Райффайзен Капитал», ЗАО «УК «УРАЛСИБ», ООО «Альфа-Капитал», ООО «УК «Система Капитал», ЗАО «ВТБ Капитал Управление Активами», ЗАО «Газпромбанк - Управление активами», ООО «УК «Русский Стандарт», ООО «УК КапиталЪ», АО «УК «Ингосстрах — Инвестиции». [19]

Таким образом, на организованном внутреннем рынке ценных бумаг представлено менее 1 % потенциальных эмитентов акций. Налицо значительная концентрация рыночной капитализации. Основные обороты рынка сконцентрированы на акциях и облигациях нескольких эмитентов.

Фондовый рынок еще не является значимым инструментом накопления капиталов для населения и источником инвестиционных ресурсов для большинства предприятий. Это означает, что сегодня он не выполняет весь спектр

1.2. Понятие государственного регулирования рынка ценных бумаг

Термин «регулирование» (от лат. regulo, regulate — устраиваю, привожу в порядок; англ. regulation, нем. regulierung — подчинение определенному порядку, правилу) в современных словарях и энциклопедиях трактуется по-разному:

  1. приведение в порядок, упорядочение (механизма, деятельности и т.д.); руководство движением, направлением, действиями, отношениями и т.п.;
  2. совокупность воздействий на объект управления, посредством которых достигается состояние устойчивости этого объекта в случае возникновения отклонения от заданных параметров;
  3. функция управления, обеспечивающая функционирование управляемых процессов в рамках заданных параметров;
  4. установление государственного контроля за решениями, принимаемыми отдельными лицами или фирмами, обычно монополиями.

В финансовом менеджменте регулирование — это воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости финансовой системы в случае возникновения отклонения от заданных параметров.

В законодательной базе Российской Федерации, даже в Федеральном законе от 22.04.1996 № 39- ФЗ «О рынке ценных бумаг» (с изменениями и дополнениями) нет четкого определения понятия «регулирование рынка ценных бумаг». В некоторых учебниках также отсутствует такое определение [3].

В отечественной литературе наиболее часто встречается следующее определение: «Регулирование рынка ценных бумаг — это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия» [4].

Наиболее полное определение, по мнению авторов, дала Т.Б. Бердникова: «Регулирование рынка ценных бумаг — это объединение в одну систему определенных методов и приемов, позволяющих упорядочить совершение фондовых операций, подчинить их определенным требованиям и правилам. Это механизм поддержания равновесия взаимных интересов всех участников рынка ценных бумаг в рамках действующего законодательства» [10].

Обобщая перечисленные мнения, этому термину можно дать следующее определение: «Регулирование рынка ценных бумаг — это процесс воздействия субъектов регулирования на объект регулирования в рамках действующего законодательства, профессиональных стандартов, традиций и этических норм поведения на рынке для упорядочивания функционирования рынка и стимулирования его дальнейшего количественного и качественного развития с учетом баланса интересов всех участников рынка».

Для построения эффективной системы регулирования РЦБ необходима научно обоснованная классификация, которая позволит систематизировать виды и подвиды регулирования РЦБ, учесть разнообразные формы, методы и инструменты регулирования. [19]

Рассматривая вопросы систематизации видов регулирования РЦБ, наиболее целесообразно, по мнению авторов, использовать иерархический метод классификации, когда заданное множество объектов последовательно делят на подчиненные множества, подразделяемые по выбранному признаку на более крупные классы, которые в свою очередь распределяют на более мелкие подгруппы — вплоть до конкретного объекта классификации.

Существует множество критериальных признаков выделения тех или иных видов регулирования. На основе авторского определения понятия «регулирование рынка ценных бумаг» и проведенного анализа литературных источников авторами разработана классификация видов регулирования рынка ценных бумаг . [19]


В зависимости от субъекта, осуществляющего регулирование на рынке ценных бумаг, выделяют международное, государственное и негосударственное регулирование.

Международное регулирование осуществляется международными организациями, которые включают в себя организации разных стран. Примером такой организации является Международная федерация фондовых бирж (МФФБ), которая находится в Париже. Цель создания этой организации заключается в координации структур РЦБ и обеспечении равных прав для всех акционеров. Ежегодно МФФБ проводит совещания комитетов, на которых рассматриваются вопросы законодательства и регулирования фондового рынка, развития техники торговли и технологии биржевого дела, воздействия экономической политики и международных проблем на фондовый рынок [13].

Еще одним примером являться IOSCO — международная организация, которая объединяет регулирующие органы по ценным бумагам многих стран и устанавливает международные стандарты работы на этих рынках. Штаб-квартира организации расположена в Мадриде. Она была организована в 1974 г. и к 2014 г. стала объединять регулирующие органы 109 стран, в том числе и России. Членами IOSCO являются Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC), Управление по финансовому регулированию и надзору Великобритании (FSA), регуляторы ЕС, Японии, Китая и многих других стран. Эта организация занимается разработкой стандартов регулирования национальных рынков ценных бумаг. Основными задачами IOSCO являются взаимное сотрудничество ее членов для выработки высоких стандартов регулирования в целях сохранения эффективных и устойчивых рынков, выработка стандартов эффективного надзора за международными сделками с ценными бумагами и принятие мер против их нарушений. [12.C.29]

Государственное регулирование осуществляется государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования и опирается на законодательство и нормы налогообложения страны. Оно реализуется через прямое и косвенное вмешательство. На рынке ценных бумаг государственное регулирование осуществляется по следующим направлениям:

  • деятельность органов контроля и надзора;
  • законодательно-правовая база;
  • механизм непосредственного регулирования рынка ценных бумаг.

Согласно ст. 38 Федерального закона от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» [3] государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем:

  • установления обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов; [19]
  • государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;
  • лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
  • запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на РЦБ без соответствующей лицензии.

В настоящее время необходима активная государственная политика, направленная на развитие отечественного РЦБ, отвечающего национальным интересам России, интегрированного в мировой рынок и обеспечивающего привлечение инвестиций в экономику. [11]

Государственное регулирование можно разделить на федеральное, региональное и местное. Структура государственного регулирования зависит от государственного устройства страны, принятой модели рынка и степени централизации управления государством и автономии регионов. В странах с федеративным устройством часть полномочий по регулированию рынка ценных бумаг передана территориям. В таком огромном федеральном государстве, каким является Россия, региональное регулирование особенно важно. В зависимости от степени участия субъектов федерации в процессе государственного регулирования выделяют системы регулирования, предполагающие значительные полномочия субъектов (США, Германия), и системы с минимальным участием субъектов федерации в процессе регулирования (РФ). [16.C.36]

Негосударственное регулирование включает в себя регулирование, осуществляемое саморегулируемыми организациями, биржами, обществом (общественными организациями), самими участниками рынка ценных бумаг.

Биржевое регулирование осуществляется фондовой биржей (фондовыми отделами валютной и фьючерсной бирж) через установление правил торгов на бирже, стандартов и требований как к ценным бумагам, к эмитентам этих ценных бумаг, так и к участникам торгов. Объектами биржевого регулирования являются участники биржевых торгов, биржевые сделки, этические нормы поведения и др. В современных условиях существует ряд методов и рычагов биржевого регулирования . [19]

Саморегулирование осуществляется через деятельность различных ассоциаций профессиональных участников рынка ценных бумаг. В мировой практике существуют два варианта:

  1. государством передается лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил объединениям профессиональных участников РЦБ;
  2. государством передается максимально возможный объем полномочий саморегулируемым организациям при сохранении за государством основных контрольных позиций.

Предметом саморегулирования является профессиональная деятельность субъектов, объединенных в саморегулируемые организации (СРО) (рис. 1).

Саморегулируемая организация выполняет на рынке ценных бумаг несколько функций (рис. 2).

В России статус СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг по состоянию на 08.11.2014 имеют: