Файл: Правовое регулирование рынка ценных бумаг (Правовые основы государственного регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выводы:

В условиях глобализации экономики, активного развития процессов самоорганизации, развертывания финансового кризиса и внедрения новых информационных интегрально-сетевых технологий, охватывающих все сферы жизни человеческого общества, возникает необходимость нового научного осмысления, систематизации и теоретико-методологического исследования вопросов регулирования рынка ценных бумаг (РЦБ), разработки новых эффективно функционирующих механизмов регулирования РЦБ, призванных стать инструментом защиты интересов всех его участников. Одним из таких механизмов в условиях стагнации экономического развития является мегарегулирование.

Заключение

Целью государственного регулирования рынка ценных бумаг выступают обеспечение формирования эффективного рынка с развитой инфраструктурой и институтами финансового рынка, обеспечение реализации единой государственной денежно-кредитной политики, формирование надежного источника инвестирования как для квалифицированных, так и неквалифицированных инвесторов, защита прав инвесторов на рынке ценных бумаг.

К основным элементам государственного регулирования рынка ценных бумаг следует относить следующие: 1) уполномоченный исполнительный орган государственной власти или уполномоченная организация, на которую возложены функции по регулированию рынка ценных бумаги (напомним, что Банк России не является исполнительным органом государственной власти); 2) нормативное правовое регулирование данного рынка.

Правовое регулирование рынка ценных бумаг представлено системой финансово-правовых и гражданско-правовых норм, регулирующих отношения участников рынка ценных бумаг, связанные с выпуском, обращением и погашением ценных бумаг, а также с осуществлением надзора со стороны уполномоченных органов и организаций за деятельностью участников рынка ценных бумаг.

К гражданско-правовым отношениям следует относить общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся на основании сделок и операций с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами, опосредуемые договорами купли-продажи, залога, мены. Особенностью данных отношений является то, что они осуществляются на основе равноправия, автономии воль сторон, имущественной самостоятельности. В свою очередь, финансово-правовое регулирование представлено в рамках финансовых отношений, складывающихся в рамках реализации организующей роли государства на рынке ценных бумаг.


Основным нормативным правовым актом на рынке ценных бумаг, прежде всего на рынке эмиссионных ценных бумаг и производных финансовых инструментов, выступает Федеральный закон № 39-ФЗ от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг» [5]. Значительный массив подзаконных актов представлен нормативными актами Федеральной службы по финансовым рынкам, а также ее правопреемника — Банка России.

В эффективной организации и функционировании рынка ценных бумаг заинтересовано прежде всего само государство. Здесь уместно провести параллели с банковским и страховым правом, где превалирующий характер целей и задач вступления в данные отношения предопределяет финансово-правовую природу банковских и страховых отношений, независимо от того, что сама банковская или страховая операция оформляется на основе гражданско-правового договора. Публичный характер целей регулирования предопределяет финансовоправовую сущность финансовых отношений на рынке ценных бумаг.

Взаимосвязь с финансовой деятельностью государства не должна рассматриваться как обязательный признак отнесения ряда отношений на рынке ценных бумаг к финансово-правовым отношениям. Оговоримся, что такому сегменту рынка ценных бумаг как рынок государственных ценных бумаг такая взаимосвязь изначально присуща, в отличие от рынка ценных бумаг, эмитентом которых выступают хозяйствующие субъекты (коммерческие организации).

Отдельно следует рассмотреть правоотношения, возникающие при выпуске и обращении государственных ценных бумаг. Несмотря на то, что в основе государственной облигации как долговой ценной бумаги лежит гражданско- правовой договор займа, порядок выпуска и обслуживания государственных ценных бумаг регулируется финансово-правовыми нормами, в том числе нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В настоящий период на базе Банка России на финансовом рынке создан мегарегулятор, что позволит унифицировать правила регулирования финансового рынка, системно оценивать существующие риски. Сам факт создания мегарегулятора доказывает заинтересованность государства в системной, комплексной реализации единых целей и задач регулирования финансового рынка, что также является одной из мировых тенденций развития финансовых рынков.

Банк России выступает органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор на рынке ценных бумаг. Реализация данных функций осуществляется через постоянно действующий орган — Комитет финансового надзора, который принимает решение по основным вопросам регулирования, контроля и надзора на финансовом рынке.


Основными целями деятельности Банка России на рынке ценных бумаг являются: обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации; эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям; защита прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках.

Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и реализует политику развития и обеспечения стабильности финансового рынка России, включая рынок ценных бумаг.

В качестве правопреемника Федеральной службы по финансовым рынкам Банк России осуществляет следующие функции, регулируемые нормами административного и финансового права. Как отмечает А.Б. Быля, именно в методах и способах регулирования проявляется регулирующее воздействие норм финансового права на главные институты рынка ценных бумаг [6. С. 589].

К функциям Банка России также относится нормативное регулирование деятельности на рынке ценных бумаг, в том числе установление правил осуществления профессиональной деятельности, стандартов эмиссии, раскрытия информации.

Не менее важной остается функция по лицензированию деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг путем выдачи соответствующих лицензий после проверки соблюдения соискателем лицензионных требований, что обеспечивает стабильность рынка ценных бумаг, а также присутствие на нем надежных хозяйствующих субъектов.

Регистрация выпусков и проспектов эмиссионных ценных бумаг, отчетов об итогах эмиссии ценных бумаг, правил управления паевыми инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами также является функцией Банка России.

К функциям Банка России следует отнести также регулирование аттестации физических лиц в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. В настоящее время ряд полномочий в этой сфере в части обучения и принятия экзаменов переданы саморегулируемым организациям на рынке ценных бумаг, что, однако, не умаляет организующее воздействие со стороны Банка России, в том числе за счет существования института аккредитованных учебных заведений, осуществляющих подготовку к сдаче аттестационных экзаменов.

Установление обязательных нормативов, в том числе нормативов достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, как функция Банка России аналогична публично-правовой функции по установлению нормативов для кредитных организаций, как, впрочем, и надзор за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, эмитентов, инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и других некредитных финансовых организаций.


Банк России осуществляет проведение проверок по жалобам о возможном нарушении законодательства о ценных бумагах, так и плановых проверок деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и других некредитных финансовых организаций.

Банк России выносит обязательные к исполнению предписания и обращается в суд с требованием о ликвидации юридического лица, осуществляющего профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, предъявление исков о признании недействительными сделок, аннулировании выпуска ценных бумаг, в защиту государственных и общественных интересов на рынке ценных бумаг.

Привлечение к административной ответственности в рамках рассмотрения дел об административных правонарушениях физических и юридических лиц на рынке ценных бумаг является функцией, аналогичной функции Банка России в отношении профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Как показывает анализ указанных выше методов регулирования, все они имеют публично-правовую природу и предусматривают наличие вертикальных, публично-правовых отношений на рынке ценных бумаг, где один из участников - надзорный орган, обладающий государственно-властными полномочиями.

Библиография

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  2. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об акционерных обществах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  3. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О рынке ценных бумаг"
  4. Федеральный закон от 29.07.1998 N 136-ФЗ (ред. от 14.06.2012) "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг"
  5. Федеральный закон от 5 марта 1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (ред. 23.07.2013)// Собрание законодательства РФ. 2016. N 30 (часть I). Ст. 4084.
  6. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О защите конкуренции"
  7. Указ Президента РФ от 16 сентября 1997 г. № 1034 «Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на рынке ценных бумаг в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 1997. №38. Ст. 4356.
  8. Постановление Правительства РФ от 3 июня 1992 г. № 376 «Об упорядочении производства бланков ценных бумаг в Российской Федерации» (ред. 30.12.2005)// Собрание законодательства РФ. 2006. №2. Ст. 209.
  9. Адамбекова А.А. Центральный банк страны как мегарегулятор финансового рынка // Деньги и кредит. 2012. № 10. С. 68-71.
  10. Бердникова Т.Б. Оценка ценных бумаг. М.: ИНФРА-М, 2003. 144 с.
  11. Гафурова Г. Т. Государственное регулирование рынка ценных бумаг России в современных условиях. Автореф. дисс. к. э. н. Казань, 2010. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat [Электронный ресурс]: URL: http://www.dissercat.com/content/ gosudarstvennoe-regulirovanie-rynka-tsennykh-bumag-rossii-v-sovremennykh-usloviyakh (дата обращения: 12.06.2017).
  12. Дворецкая А.Е. Модификация банковского надзора с учетом уроков мирового кризиса // Деньги и кредит. 2016. № 5. С. 24-29.
  13. Есипов В.Е., Маховикова Г.А. Ценообразование на финансовом рынке. СПб: Питер, 2017. 176 с.
  14. Жмуркова Л. Ю. Государственное регулирование рынка ценных бумаг // Наука и современность. 2010. №3-3. [Электронный ресурс]: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ gosudarstvennoe-regulirovanie-rynka-tsennyh-bumag (дата обращения: 12.05.2017).
  15. Звягинцева Н. А. Пути повышения инвестиционной активности в Российской Федерации с использованием рынка ценных бумаг: вопросы регулирования. Иркутск: Изд-во БГУ- ЭП, 2013. 202 с.
  16. Звягинцева Н.А. Актуальные проблемы реформирования государственного регулирования рынка ценных бумаг Российской Федерации // Финансы и кредит. 2014. № 16. С. 29-36.
  17. Иванов М.Е. Особенности и тенденции российского рынка ценных бумаг в условиях усиления глобализации процессов // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 39. С. 18-22.
  18. КарловА.М., Вольвач Е.А. Проблемы регулирования российского фондового рынка // Финансы и кредит. 2016. № 28. С. 2-7.
  19. Кондратьев Д. Ю. Государственное регулирование российского рынка ценных бумаг в условиях финансовой глобализации. Автореф. дисс. к. э. н. Москва, 2016. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat [Электронный ресурс]: URL: http://www. dissercat.com/content/gosudarstvennoe-regulirovanie-rossiiskogo-rynka-tsennykh-bumag-v- usloviyakh-finansovoi-globa (дата обращения: 12.05.2017).
  20. Константинов А.В. Теория и опыт зарубежных стран в сфере финансового регулирования и их применение в российской системе // Фундаментальные исследования. 2014. № 9. С. 394-398.
  21. Леонидов А.В., РумянцевЕ.Л. Оценка системных рисков межбанковского рынка России на основе сетевой типологии // Журнал новой экономической ассоциации, 2013. № 3. С. 65-80.
  22. Марченко А.А. Центральный банк и его роль в экономике. Современные аспекты денежнокредитного регулирования // Деньги и кредит, 2012. № 11.С. 72-73.
  23. Нурашева К.К., Бигельдиева З.А. Развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг республики Казахстан // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 2. С. 2-7.
  24. Российский фондовый рынок. События и факты. Обзор за первое полугодие 2015 г. // Национальная ассоциация участников фондового рынка «НАУФОР» [Электронный ресурс]: URL: http://www.naufor.ru/tree.asp?n=4333 (дата обращения: 12.05.2017).
  25. Рынок ценных бумаг / под ред. Н.И. Берзона. М.: Юрайт, 2017. 531 с.
  26. Рынок ценных бумаг и биржевое дело / под ред. О.И. Дектяревой, Н.М. Коршунова, Е.Ф. Жукова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 501 с.
  27. Счастная Т. В. К вопросу создания мегарегулятора финансового рынка в России. URL: http://cyberleninka.m/article/n/k-voprosu-sozdaniya- megaregulyatora-finansovogo-rynka-v-rossii.