Файл: Организационное поведение на разных стадиях жизненного цикла организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 986

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 Теоретические основы организационного поведения на разных стадиях жизненного цикла

1.1 Понятие и особенности организационной культуры и организационного поведения в организации

1.2 Теория жизненных циклов специфика управленческой деятельности

1.3 Теория жизненных циклов И.Адизеса и специфика управленческой деятельности

1.4 Взаимосвязь жизненного цикла организаций и организационного поведения

Глава 2 Анализ практических основ развития организационного поведения в организации на разных стадиях жизненного цикла на примере ООО «Рифей»

2.1 Общая характеристика ООО «Рифей»

2.2 Анализ жизненного цикла и типа организационной культуры согласно концепции Айзека

2.3 Анализ организационного поведения и организационной культуры ООО «Рифей»

Глава 3 Пути совершенствования организационной культуры в ООО «Рифей» с учетом стадии жизненного цикла компании

3.1 Разработка основных мероприятий по совершенствованию организационной культуры

3.2 Социально-экономическое обоснование предложенных мероприятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Таким образом, выдвинутая И. Адизесом теория возникла на основании сравнения организации с живым организмом. Согласно этой модели до расцвета доживают только некоторые предприятия, за расцветом следует бюрократизация бизнеса, а затем наступает смерть. И. Адизес выделяет ряд опасностей, ожидающих организацию на пути своего развития, но не дающих ответа на вопрос: к какому организационному состоянию она должна стремиться, для того, чтобы как можно дольше задержаться в фазе расцвета.

1.4 Взаимосвязь жизненного цикла организаций и организационного поведения

Как отмечают специалисты, жизненный цикл предприятия или фирмы имеет следующий вид: зарождение и становление, рост, когда фирма активно заполняет выбранный ею сегмент рынка, зрелость, когда фирма пытается сохранить имеющуюся долю рынка под своим контролем и старость, когда фирма быстро теряет свою долю рынка и вытесняется конкурентами. В дальнейшем организация либо ликвидируется, либо вливается в более крупную, либо разбивается на более мелкие организации, которые в зависимости от ситуации могут оказаться на стадии роста или зрелости (реже - других стадиях).

Для целей данного исследования и для дальнейшего практического анализа конкретного предприятия, необходимо рассмотреть стадии жизненного цикла компании.

1-я стадия - Становление

Организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели еще нечеткие, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения.

2-я стадия - Рост

Это яркий период быстрого роста организации, осознание своей миссии и формирование стратегии развития (неформальные коммуникации и структура, высокие обязательства). Происходит рост компании: идет активное освоение рынка, рост интеграции особенно интенсивны.

3я стадия - Зрелость

Данная стадия представляет собой этап формализации деятельности, т.е. период стабилизации роста (развития), (формализация ролей, стабилизация структуры, акцент на эффективность).

4-я стадия - Упадок

В данном случае происходит замедления роста и структурных изменений, дифференциация товаров (рынков), предвидение новых потребностей (стремление к комплексности, децентрализация, диверсифицирование рынков) 32, С.104.


Суммируя вышеизложенное, необходимо отметить, что по мере перехода организации от одной стадии развития к другой, происходит накопление организационных проблем. Менеджерам важно представлять, являются ли эти проблемы следствием принятия неверных управленческих решений, могут ли они быть разрешены путем незначительных корректировок системы управления или они свидетельствуют о приближении следующей стадии жизненного цикла, а, следовательно, связаны с необходимостью проведения организационных изменений.

Глава 2 Анализ практических основ развития организационного поведения в организации на разных стадиях жизненного цикла на примере ООО «Рифей»

2.1 Общая характеристика ООО «Рифей»

ООО «Рифей» – это динамично развивающаяся компания, представляющая на российском рынке широкий ассортимент товаров бытовой химии, косметических средств и продукции технического назначения. Полное наименование: Открытое акционерное общество «Рифей» – Казанский химический комбинат имени М. Вахитова». Государственная регистрация: основной государственный регистрационный номер 1021603463705.

Юридический адрес: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Новинская 1. Адрес филиала в г. Кострома – Полянская ул. 33.

ООО «Рифей» имеет следующие лицензии на осуществляемые основные виды деятельности:

- лицензия на эксплуатацию химически опасных производственных объектов № 48-ЭХ-000838 (ЖХ) выдана Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ 28.06.2015 г. сроком на пять лет по 28.06.2020 г.;

- лицензия на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов № ЭВ-43-000386 (ЖКСХ) выдана Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ 11.10.2015 г. сроком на пять лет по 11.10.2020 г.

Главная цель ООО «Рифей» – производить товары наивысшего качества и потребительской ценности.


ООО «Рифей» – это крупнейшее предприятие Республики Татарстан, специализирующееся на выпуске товаров бытовой химии и продукции производственно-технического назначения. В 2010 году ему исполняется 155 лет – это более полтора века постоянного развития, стремления к совершенству и сохранения лучших традиций.

ООО «Рифей» – это современное высокотехнологичное предприятие, в рамках которого выстроены замкнутые цепочки с большой глубиной переработки, позволяющие из исходного сырья выпускать широкий спектр продукции, что, в конечном итоге, составляет значительное преимущество Комбината перед другими производителями.

ООО «Рифей» сегодня – это:

- огромный потенциал собственных производственных мощностей;

- постоянное совершенствование технологии производства;

- постоянное улучшение качества и дизайна продукции;

- удовлетворение потребностей покупателей;

- квалифицированный персонал;

- гибкое реагирование на спрос;

- высокие гарантии продаж.

На сегодняшний день на Комбинате выпускается более 370 наименований продукции бытовой химии, которые охватывают все ценовые сегменты для всех групп населения. Широко известны бренды и торговые марки ООО «Рифей» – «AOS», «BiMax», «Sorti», «Sorti Капля», «Биолан», «Лесная полянка», «Целебные травы», «Love», «Love Secrets», «Перышко» и др. Также предприятие выпускает технические кислоты (стеариновая и олеиновые кислоты) и глицерин.

Таким образом, можно отметить, что производство порошкообразных синтетических моющих средств (СМС) и жидких моющих средств (ЖМС) для посуды в настоящее время является приоритетным для ООО «Рифей». На долю этих товарных групп по итогам 2016 года приходится 38% и 28% от общего объема реализованной продукции соответственно (в денежном выражении).

Благодаря эффективному менеджменту, предприятие добилось значительных результатов в наращивании объемов производства и реализации продукции и увеличения доли присутствия продукции Комбината на российском рынке. Для того чтобы выявить эффективность деятельности компании проведем анализ финансово-экономических показателей деятельности ООО «Рифей» за 2015-2016 гг. Объем реализации основных видов продукции представлен в таблице 3

Таблица 3 - Объём реализации основных видов продукции в 2015-2016 гг.

Наименование продукции

2015 г., тн.

2016 г., тн.

Синтетические моющие средства

49971

59925

Сухие чистящие средства

4661

7904

Жидкие моющие средства

43659

54082

Туалетное мыло

13266

12181

Хозяйственное мыло

4782

2266

Технические кислоты

22752

21614

Свечи

1147

564

ПАВ

19

2,4

Прочая продукция

2489

2079

Итого объем производства:

142746

160617


Таким образом, объем реализации товарной продукции ООО «Рифей» в 2016 году в натуральном выражении составил 160,6 тыс. тонн, что на 17,9 тыс. тонн больше по сравнению с 2015 годом. Увеличение реализации в 2016 году, в первую очередь, произошло за счет значительного роста объема реализации синтетических моющих средств и сухих чистящих средств. Реализация синтетических моющих средств в 2016 году составило 59,9 тыс. тонн, что на 10 тыс. тонн больше соответствующего показателя 2015 года. Объем реализации сухих чистящих средств в 2016 году составил 7,9 тыс. тонн, что на 70% больше соответствующего показателя 2015 года.

2.2 Анализ жизненного цикла и типа организационной культуры согласно концепции Айзека

Согласно концепции Айзеку (Исааку) Адизесу ООО «Рифей» проходит стадии жизненного цикла представленного на рисунке 5.

Рисунок 5 Стадия жизненного цикла ООО «Рифей» по Айзеку (Исааку) Адизесу

ООО «Рифей» находится на стадии характеризующиеся следующим образом:

  1. На этой стадии появляются первые признаки старения организации: она начинает терять гибкость.
  2. Организация обретает стабильную рыночную нишу, но теряет темп. С одной стороны, стабилизация успокаивает, с другой — оказывается опасной в перспективе, поскольку ощущение достаточности влечет слабые ожидания относительно новых рынков и технологий. Снижается интерес к инновациям.
  3. Количественные показатели начинают вытеснять гибкое концептуальное мышление и. как следствие, растет значимость финансовой подсистемы за счет снижения оценки роли маркетинговой, инновационной и исследовательской подсистем.
  4. Руководство сосредотачивается на прошлых достижениях и начинает с подозрением относится к переменам. Растет рутинизация и консерватизм.

Далее воспользуемся методом К. Камерона и Р. Куинна для определения желаемой и фактической организационной культуры в ООО «Рифей». С помощью вопросника OCAI Кима Камерона и Роберта Куинна было опрошено 77,93% или работников головного офиса компании ООО «Рифей». В ходе обработки полученные данные были усреднены, что позволило составить профиль организационной культуры ООО «Рифей».


В среднем были получены следующие оценки представленные в Таблице 4, ставшие координатами каждого типа организационной культуры на профиле.

Таблица 4 - Оценки работников компании ООО «Рифей» по вопроснику К.С. Камерона и Р.Э. Куинна

Сегодняшняя организационная культура компании ООО «Рифей»

Предпочитаемая организационная культура компании ООО «Рифей»

А (Клан) 14,5

А (Клан) 26,1

Б (Адхократия) 19,2

Б (Адхократия) 22,3

В (Рынок) 27,1

В (Рынок) 26,9

Г (Бюрократия) 39,2

Г (Бюрократия) 24,7

Профиль актуальной и предпочитаемой ОК компании ООО «Рифей» представлен на рисунке 6

Рисунок 6 Профиль актуальной и предпочитаемой ОК компании ООО «Рифей»

Итак, данные проведенного исследования показывают, что превалирующий на сегодняшний день в компании ООО «Рифей» тип организационной культуры - Бюрократия. Он намного сильнее всех остальных типов.и поэтому ценности бюрократической культуры можно безоговорочно признать доминирующими в данной компании. Далее оценки в порядке убывания распределились между Рынком, Адхократией и Кланом.

Диагностика организационной культуры (ОК) по Камерону-Куину позволила наглядно отразить организационно-культурные представления сотрудников компании ООО «Рифей».

Анализ актуального на данный момент профиля организационной культуры показал, что большинство сотрудников компании ООО «Рифей» (около 80% опрошенных) оценивают организационную культуру как сильную культуру бюрократического типа (Г). Профиль организационно-культурных предпочтений сотрудников компании ООО «Рифей» иллюстрирует необходимость формирования клановой культуры (А) и повышение адхократической культуры (Б). При этом необходимо уменьшить бюрократическую культуру и удержать рыночную как наиболее эффективную, по их мнению, инструмента достижения успеха организации на рынке труда.

Ориентационное развитие клановости жизненно важно для дальнейшего процветания ООО «Рифей» и повышения эффективности деятельности компании. Преимущества Клановости – очень дружная атмосфера. Сотрудники доверяют друг другу и имеют много общего.

Рассмотрим стили руководства, применяемые на разных уровнях управления в ООО «Рифей» по методу Р. Лайкерта.