Файл: Организационное поведение на разных стадиях жизненного цикла организации.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 977
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы организационного поведения на разных стадиях жизненного цикла
1.1 Понятие и особенности организационной культуры и организационного поведения в организации
1.2 Теория жизненных циклов специфика управленческой деятельности
1.3 Теория жизненных циклов И.Адизеса и специфика управленческой деятельности
1.4 Взаимосвязь жизненного цикла организаций и организационного поведения
2.1 Общая характеристика ООО «Рифей»
2.2 Анализ жизненного цикла и типа организационной культуры согласно концепции Айзека
2.3 Анализ организационного поведения и организационной культуры ООО «Рифей»
3.1 Разработка основных мероприятий по совершенствованию организационной культуры
3.2 Социально-экономическое обоснование предложенных мероприятий
Таким образом, выдвинутая И. Адизесом теория возникла на основании сравнения организации с живым организмом. Согласно этой модели до расцвета доживают только некоторые предприятия, за расцветом следует бюрократизация бизнеса, а затем наступает смерть. И. Адизес выделяет ряд опасностей, ожидающих организацию на пути своего развития, но не дающих ответа на вопрос: к какому организационному состоянию она должна стремиться, для того, чтобы как можно дольше задержаться в фазе расцвета.
1.4 Взаимосвязь жизненного цикла организаций и организационного поведения
Как отмечают специалисты, жизненный цикл предприятия или фирмы имеет следующий вид: зарождение и становление, рост, когда фирма активно заполняет выбранный ею сегмент рынка, зрелость, когда фирма пытается сохранить имеющуюся долю рынка под своим контролем и старость, когда фирма быстро теряет свою долю рынка и вытесняется конкурентами. В дальнейшем организация либо ликвидируется, либо вливается в более крупную, либо разбивается на более мелкие организации, которые в зависимости от ситуации могут оказаться на стадии роста или зрелости (реже - других стадиях).
Для целей данного исследования и для дальнейшего практического анализа конкретного предприятия, необходимо рассмотреть стадии жизненного цикла компании.
1-я стадия - Становление
Организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели еще нечеткие, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения.
2-я стадия - Рост
Это яркий период быстрого роста организации, осознание своей миссии и формирование стратегии развития (неформальные коммуникации и структура, высокие обязательства). Происходит рост компании: идет активное освоение рынка, рост интеграции особенно интенсивны.
3я стадия - Зрелость
Данная стадия представляет собой этап формализации деятельности, т.е. период стабилизации роста (развития), (формализация ролей, стабилизация структуры, акцент на эффективность).
4-я стадия - Упадок
В данном случае происходит замедления роста и структурных изменений, дифференциация товаров (рынков), предвидение новых потребностей (стремление к комплексности, децентрализация, диверсифицирование рынков) 32, С.104.
Суммируя вышеизложенное, необходимо отметить, что по мере перехода организации от одной стадии развития к другой, происходит накопление организационных проблем. Менеджерам важно представлять, являются ли эти проблемы следствием принятия неверных управленческих решений, могут ли они быть разрешены путем незначительных корректировок системы управления или они свидетельствуют о приближении следующей стадии жизненного цикла, а, следовательно, связаны с необходимостью проведения организационных изменений.
Глава 2 Анализ практических основ развития организационного поведения в организации на разных стадиях жизненного цикла на примере ООО «Рифей»
2.1 Общая характеристика ООО «Рифей»
ООО «Рифей» – это динамично развивающаяся компания, представляющая на российском рынке широкий ассортимент товаров бытовой химии, косметических средств и продукции технического назначения. Полное наименование: Открытое акционерное общество «Рифей» – Казанский химический комбинат имени М. Вахитова». Государственная регистрация: основной государственный регистрационный номер 1021603463705.
Юридический адрес: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Новинская 1. Адрес филиала в г. Кострома – Полянская ул. 33.
ООО «Рифей» имеет следующие лицензии на осуществляемые основные виды деятельности:
- лицензия на эксплуатацию химически опасных производственных объектов № 48-ЭХ-000838 (ЖХ) выдана Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ 28.06.2015 г. сроком на пять лет по 28.06.2020 г.;
- лицензия на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов № ЭВ-43-000386 (ЖКСХ) выдана Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ 11.10.2015 г. сроком на пять лет по 11.10.2020 г.
Главная цель ООО «Рифей» – производить товары наивысшего качества и потребительской ценности.
ООО «Рифей» – это крупнейшее предприятие Республики Татарстан, специализирующееся на выпуске товаров бытовой химии и продукции производственно-технического назначения. В 2010 году ему исполняется 155 лет – это более полтора века постоянного развития, стремления к совершенству и сохранения лучших традиций.
ООО «Рифей» – это современное высокотехнологичное предприятие, в рамках которого выстроены замкнутые цепочки с большой глубиной переработки, позволяющие из исходного сырья выпускать широкий спектр продукции, что, в конечном итоге, составляет значительное преимущество Комбината перед другими производителями.
ООО «Рифей» сегодня – это:
- огромный потенциал собственных производственных мощностей;
- постоянное совершенствование технологии производства;
- постоянное улучшение качества и дизайна продукции;
- удовлетворение потребностей покупателей;
- квалифицированный персонал;
- гибкое реагирование на спрос;
- высокие гарантии продаж.
На сегодняшний день на Комбинате выпускается более 370 наименований продукции бытовой химии, которые охватывают все ценовые сегменты для всех групп населения. Широко известны бренды и торговые марки ООО «Рифей» – «AOS», «BiMax», «Sorti», «Sorti Капля», «Биолан», «Лесная полянка», «Целебные травы», «Love», «Love Secrets», «Перышко» и др. Также предприятие выпускает технические кислоты (стеариновая и олеиновые кислоты) и глицерин.
Таким образом, можно отметить, что производство порошкообразных синтетических моющих средств (СМС) и жидких моющих средств (ЖМС) для посуды в настоящее время является приоритетным для ООО «Рифей». На долю этих товарных групп по итогам 2016 года приходится 38% и 28% от общего объема реализованной продукции соответственно (в денежном выражении).
Благодаря эффективному менеджменту, предприятие добилось значительных результатов в наращивании объемов производства и реализации продукции и увеличения доли присутствия продукции Комбината на российском рынке. Для того чтобы выявить эффективность деятельности компании проведем анализ финансово-экономических показателей деятельности ООО «Рифей» за 2015-2016 гг. Объем реализации основных видов продукции представлен в таблице 3
Таблица 3 - Объём реализации основных видов продукции в 2015-2016 гг.
Наименование продукции |
2015 г., тн. |
2016 г., тн. |
Синтетические моющие средства |
49971 |
59925 |
Сухие чистящие средства |
4661 |
7904 |
Жидкие моющие средства |
43659 |
54082 |
Туалетное мыло |
13266 |
12181 |
Хозяйственное мыло |
4782 |
2266 |
Технические кислоты |
22752 |
21614 |
Свечи |
1147 |
564 |
ПАВ |
19 |
2,4 |
Прочая продукция |
2489 |
2079 |
Итого объем производства: |
142746 |
160617 |
Таким образом, объем реализации товарной продукции ООО «Рифей» в 2016 году в натуральном выражении составил 160,6 тыс. тонн, что на 17,9 тыс. тонн больше по сравнению с 2015 годом. Увеличение реализации в 2016 году, в первую очередь, произошло за счет значительного роста объема реализации синтетических моющих средств и сухих чистящих средств. Реализация синтетических моющих средств в 2016 году составило 59,9 тыс. тонн, что на 10 тыс. тонн больше соответствующего показателя 2015 года. Объем реализации сухих чистящих средств в 2016 году составил 7,9 тыс. тонн, что на 70% больше соответствующего показателя 2015 года.
2.2 Анализ жизненного цикла и типа организационной культуры согласно концепции Айзека
Согласно концепции Айзеку (Исааку) Адизесу ООО «Рифей» проходит стадии жизненного цикла представленного на рисунке 5.
Рисунок 5 Стадия жизненного цикла ООО «Рифей» по Айзеку (Исааку) Адизесу
ООО «Рифей» находится на стадии характеризующиеся следующим образом:
- На этой стадии появляются первые признаки старения организации: она начинает терять гибкость.
- Организация обретает стабильную рыночную нишу, но теряет темп. С одной стороны, стабилизация успокаивает, с другой — оказывается опасной в перспективе, поскольку ощущение достаточности влечет слабые ожидания относительно новых рынков и технологий. Снижается интерес к инновациям.
- Количественные показатели начинают вытеснять гибкое концептуальное мышление и. как следствие, растет значимость финансовой подсистемы за счет снижения оценки роли маркетинговой, инновационной и исследовательской подсистем.
- Руководство сосредотачивается на прошлых достижениях и начинает с подозрением относится к переменам. Растет рутинизация и консерватизм.
Далее воспользуемся методом К. Камерона и Р. Куинна для определения желаемой и фактической организационной культуры в ООО «Рифей». С помощью вопросника OCAI Кима Камерона и Роберта Куинна было опрошено 77,93% или работников головного офиса компании ООО «Рифей». В ходе обработки полученные данные были усреднены, что позволило составить профиль организационной культуры ООО «Рифей».
В среднем были получены следующие оценки представленные в Таблице 4, ставшие координатами каждого типа организационной культуры на профиле.
Таблица 4 - Оценки работников компании ООО «Рифей» по вопроснику К.С. Камерона и Р.Э. Куинна
Сегодняшняя организационная культура компании ООО «Рифей» |
Предпочитаемая организационная культура компании ООО «Рифей» |
А (Клан) 14,5 |
А (Клан) 26,1 |
Б (Адхократия) 19,2 |
Б (Адхократия) 22,3 |
В (Рынок) 27,1 |
В (Рынок) 26,9 |
Г (Бюрократия) 39,2 |
Г (Бюрократия) 24,7 |
Профиль актуальной и предпочитаемой ОК компании ООО «Рифей» представлен на рисунке 6
Рисунок 6 Профиль актуальной и предпочитаемой ОК компании ООО «Рифей»
Итак, данные проведенного исследования показывают, что превалирующий на сегодняшний день в компании ООО «Рифей» тип организационной культуры - Бюрократия. Он намного сильнее всех остальных типов.и поэтому ценности бюрократической культуры можно безоговорочно признать доминирующими в данной компании. Далее оценки в порядке убывания распределились между Рынком, Адхократией и Кланом.
Диагностика организационной культуры (ОК) по Камерону-Куину позволила наглядно отразить организационно-культурные представления сотрудников компании ООО «Рифей».
Анализ актуального на данный момент профиля организационной культуры показал, что большинство сотрудников компании ООО «Рифей» (около 80% опрошенных) оценивают организационную культуру как сильную культуру бюрократического типа (Г). Профиль организационно-культурных предпочтений сотрудников компании ООО «Рифей» иллюстрирует необходимость формирования клановой культуры (А) и повышение адхократической культуры (Б). При этом необходимо уменьшить бюрократическую культуру и удержать рыночную как наиболее эффективную, по их мнению, инструмента достижения успеха организации на рынке труда.
Ориентационное развитие клановости жизненно важно для дальнейшего процветания ООО «Рифей» и повышения эффективности деятельности компании. Преимущества Клановости – очень дружная атмосфера. Сотрудники доверяют друг другу и имеют много общего.
Рассмотрим стили руководства, применяемые на разных уровнях управления в ООО «Рифей» по методу Р. Лайкерта.