Файл: Методы управления инновационными проектами (Теоретические основы управления инновационными проектами.).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления инновационными проектами
1.1. Управление инновационным проектом в условиях неопределенности
1.2. Принципы и методы управления инновационными проектами
Глава 2. Анализ управление проектов на примере компании «Строитель Астрахани»
2.1. Описание инновационного проекта компании ОАО «ПСК «Строитель Астрахани»
2.2. Структуризация проекта компании ОАО «ПСК «Строитель Астрахани»
При управлении инновационным проектом осуществляются следующие конкретные работы[16]:
- оцениваются достижения в решении каждой задачи и выполнении каждого этапа по уровню затрат и длительности работ;
- выявляются те задачи, выполнение которых выходит за пределы намеченного графика, и оценивается вероятность их последствий для общего хода работы над проектом;
- измеряется развитие инновационного проекта в целом относительно запланированных финансовых и материальных затрат и даты его завершения;
- уточняется эффективность проектов и отдельных их этапов (стадий)[17].
Управление инновационными проектами осуществляется с применением различных методов. Применяются следующие методы управления:
- по целям;
- по затратам (метод контроля за уровнем издержек);
- по отклонениям.
Управление по целям характеризуется тем, что постановка целей рассматривается как основа повышения эффективности деятельности предприятия или организации. В первую очередь обеспечивается фиксация точно сформулированных целей. Эти цели должны быть четкими, реальными и эффективно способствовать выполнению общих задач развития предприятия или организации. Затем определяются факторы, которые препятствуют достижению целей, и конкретные мероприятия, способствующие их реализации. Эти мероприятия могут быть организационными, кадровыми (например, переподготовка персонала) и экономическими. Достигнутые результаты периодически оцениваются.
Эффективность данного метода основана на том, что цели, которые сформулированы руководителями предприятия и проектов совместно с сотрудниками, являются стимулами и критериями, позволяющими улучшать работу над инновационным проектом и измерять ее результаты. Реализация метода управления по целям требует значительных усилий и времени[18]. Метод контроля над уровнем издержек (управление по затратам) осуществляется составлением бюджета инновационного проекта. Составление бюджета проекта во многом определяется подходом к его разработке. Используются аналитический, синтетический и комбинированный подходы.
Отметим, что значительная часть портфеля заказов требует относительно постоянной суммы, которая определяется по результатам прошлых лет и незначительно корректируется в зависимости от складывающейся конкретной ситуации. Могут появиться новые инновационные проекты, требующие комбинированного подхода к составлению бюджета. Эта часть бюджета рассматривается отдельно[19].
Бюджет является основным документом для финансового контроля инновационного проекта. Он целесообразен и эффективен для контроля общих расходов и в известной мере является гарантией того, что финансовые средства используются на реализацию инновационного проекта. При применении управления по затратам предусматривается контроль и сравнение фактических расходов с рассчитанными при составлении бюджета. Бюджет проекта составляется на один год, а проверка его исполнения осуществляется один раз в полгода или ежеквартально. Отчеты о затратах составляются один раз в месяц, что дает возможность руководителю следить за расходованием средств бюджета инновационного проекта[20].
Инновационный проект, затраты на который не соответствуют бюджету, тщательно проверяется. Результаты инновационных разработок не могут быть определены лишь на основе информации о затраченных средствах на их выполнение, поэтому метод контроля за уровнем издержек имеет ограниченную сферу применения. Сущность метода управления по отклонениям заключается в том, что руководители высшего уровня управления информируются лишь о значительных отклонениях от запланированного хода работ над проектом. Все другие отклонения от плана рассматриваются на соответствующем уровне управления инновационным проектом. При управлении по отклонениям руководители нижнего уровня (отделов, секторов и групп) несут полную ответственность за последствия принятых ими оперативных решений.
Этот метод управления инновационным проектом отличается одним большим преимуществом: руководитель затрачивает время на решение только таких задач, где его опыт и знания могут быть наиболее эффективными. В рамках инновационного проекта реализуются следующие управленческие функции[21]:
1. Анализ и планирование.
2. Организация и координация.
3. Руководство и сотрудничество (как внутри организации, так и вне её).
4. Мониторинг и оценка результатов.
Особенности проектной организации работы наиболее ярко проявляются в методах, которыми она осуществляется. Можно отметить семь таких методов[22]:
1. Соучастие.
2. Использование команд.
3. Стимулирование творчества.
4. Визуализация и презентация.
5. Сетевое мышление.
6. Семинары в качестве инструментов менеджмента проектов.
7. Процесс упрощения[23].
Эффективное управление инновационными проектами достигается при комплексном применении всех этих методов и принципов. Успех любого инновационного проекта в такой же степени зависит от качества управления проектом, как и от технико-эксплуатационных и рыночных преимуществ. Поэтому нередко при формировании портфеля заказов проекты оцениваются не только с позиций их потенциальной эффективности, но и возможностей эффективного управления для реализации этого потенциала.
Выводы по главе:
Инновационный проект - это совокупность взаимосвязанных действий (мероприятий), направленных на внедрение инноваций в производство и их коммерциализацию. Указанные действия направлены на создание ценности (потребительской стоимости продукта проекта), обладающей уникальностью, собственными отличительными характеристиками и инновационностью. Эффективность реализации этих действий зависит от надлежащего управления.
Управление инновационными проектами, как правило, проистекает в условиях неопределенности, базирующаяся на социально-экономических и научно-технических факторах, что обуславливает непрерывную корректировку пропорций инновационного проекта, но без коренных изменений процесса реализации проекта. За исключением этого, непосредственное влияние на инновационный проект оказывают рыночные факторы: квалифицированность персонала, финансовая вооруженность, конъектура рыночной среды, учет которых необходим при разработке.
Управление всяким проектом инновационного характера должно основываться на использовании самых современных методов управления, ибо лишь так возможен высокий уровень эффективности достижения целей и принятия адекватных управленческих решений.
Применяются следующие методы управления: - по целям; - по затратам (метод контроля за уровнем издержек); - по отклонениям.
Глава 2. Анализ управление проектов на примере компании «Строитель Астрахани»
2.1. Описание инновационного проекта компании ОАО «ПСК «Строитель Астрахани»
ОАО «ПСК «Строитель Астрахани» - крупнейший астраханский застройщик и основной строитель многоэтажного жилья в городе образовано в 2000 г. путем акционирования ПО «Астраханский домостроительный комбинат», головным предприятием которого являлся завод крупнопанельного домостроения, работающий с 1962 г.
Плановая мощность предприятия – 80 тыс. кв.м полезных площадей в год без учета технологии с применение несъемной опалубки (дополнительно 60 тыс. кв.м).
Все современные микрорайоны города Астрахани построены с участием ОАО «ПСК «Строитель Астрахани», в общей сложности – это более 900 жилых домов, в том числе за последние 5 лет – более 40. Застройка микрорайонов ведется комплексно, с прокладкой новых инженерных сетей и дорог, с обустройством территории микрорайонов. По сути ОАО «ПСК «Строитель Астрахани» является градообразующим предприятием[24].
Цель инновационного проекта – строительство комплекса современных частных домов эконом и бизнес класса.
Комплекс включает в себя: 10 домов, одно или двухэтажные, площадью от 80 до 140 кв.м; благоустройство двора (плитка, газон, деревья); благоустройство придомовой территории (бордюры, асфальтировка дорог, озеленение).
Объект будет расположен в пригороде Астрахани на участке 2 га. Дома планируется возводить в одном стиле по одной технологии «Модульный Дом Конструктор МДК». Это позволит уменьшить стоимость производства строительных работ, а также максимально соответствовать критериям каждого индивидуального клиента. При этом внешне они будут отличатся друг от друга, что даст возможность уйти от однотипности постройки, которую так не приветствует потребитель.
Предлагается модульный вариант строительства. Сначала строится так называемая «База» 45-90 метров, а далее, благодаря изначально продуманному проекту дома, достраиваются модули разной квадратуры и целевого назначения. Модуль — это заведомо конструктивно разработанная часть дома, которая пристраивается к «Базе».
Потенциальные покупатели: предприниматели и семьи, желающие сделать размен трехкомнатной квартиры.
В процессе продвижения нужно ориентироваться именно на вышеуказанную целевую аудиторию и использовать средства продвижения, максимально ее охватывающую. При выводе площадей на рынок основными ориентирами являются: широкий целевой сегмент покупателей; сбалансированность цены и предложенной недвижимости; создание образа эксклюзивности жилья в данном сегменте и районе.
Рисунок 2 — Прогноз средние цены спроса за кв.м на 2016-2017 гг. ($/кв.м) [25]
SWOT-анализ проекта представлен в таблице 1. Согласно прогнозам специалистов, с конца весны – начала лета 2016 г. ожидается рост цен и спроса на домовладения бизнес класса. Цены в четвертом квартал 2014 г. по сравнению с четвертым кварталом 2015 г. снизились на 20%. Как говорят аналитики и эксперты в области недвижимости, цены достигли своего «дна».
Таблица 1
SWOT-анализ проекта[26]
Сильные стороны |
Слабые стороны |
С точки зрения рыночной конъектуры: |
1. Не ясна конечная стоимость подвода коммуникаций. |
1. Спрос на домовладения эконом и бизнес класса на окраине г. Астрахани |
2. Возможные затруднения с согласованием разрешительной документации. |
3. До конца еще не определен участок под застройку. |
|
С точки зрения месторасположения: |
|
2. Находится в непосредственной близости к городу |
|
3. Удален от основной магистрали на 1,5км. По близости нет промышленных зон. |
|
4. Высокая востребованность жилья бизнес класса в этом районе |
|
5. Отсутствие загазованности, эстетическая привлекательность окружения, природный колорит. |
|
6. Развитая инфраструктура в данном районе |
|
С точки зрения концепции комплекса: |
|
7. Комплекс позиционируется как комплекс бизнес класса, который сейчас востребован на рынке. |
|
8. Оригинальное архитектурное решение - в современном французском стиле. |
|
9. Ровный ландшафт участка. |
|
Возможности |
Угрозы |
1. Потенциальное расширение проекта строительства комплекса до 30 домов. |
1. Спад экономики, что не позволит продать все дома в поставленный срок. |
2. Строительство в районе коммерческих площадей. |
На протяжении зимы – весны будет наблюдаться стагнация рынка с последующим ростом до 8% в течение 2016 г. Рост цен будет связан с выросшим спросом на частные домовладения.
Ориентируясь на прогнозы роста цен, устанавливаются следующие отпускные базовые цены площади табл. 2.
Таблица 2
Планируемые цены[27]
Этажность дома |
кВ.м/дол.США |
Домовладение одноэтажное |
1050 |
Домовладение двухэтажное |
900 |
Цена продаж указана на весну 2016 г. без учета роста цен. Начало продаж планируется в 3-м квартале 2016 г. Продолжительность продаж 6 кварталов.
План продаж представлен в таблице 3. Планируется, что общий срок реализации проекта составит – 21 месяц, из них, инвестиционной фазы – 9 месяцев, реинвестирование – 6 месяцев.