Файл: Коммуникации в организации: Понятие, сущность коммуникации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы состоит в том, что коммуникативный процесс в работе современных организаций имеет решающую роль. Именно правильно выстроенная система коммуникации в организации является одним из залогов успеха в работе. Также отлаженная коммуникативная структура является стержнем, на который можно опереться в трудных ситуациях.

Невозможно представить то, что в современный век информационных технологий какой-нибудь хозяйствующий субъект был вне информационного поля и не имел коммуникативных внешних и внутренних процессов. Установлен тот факт, что внутри организации как микро социального организма коммуникативный процесс идет даже между теми звеньями и людьми которые по каким-либо причинами были исключены из него (должностная замена, ошибка, болезнь и т.д.), либо само устранены (ссора, личное нежелание общаться, замкнутость и т.д.).

Цель работы состоит в том, чтобы изучить как выстраивается коммуникативный процесс в организации для достижения поставленных перед организацией коммерческих, организационных и социальных задач.

Исходя из поставленной цели работы определены следующие задачи:

- рассмотреть понятие и сущность коммуникаций в целом.

- рассмотреть сущность и виды коммуникаций в организациях.

- рассмотреть коммуникативный процесс на конкретном примере.

- рассмотреть методы решения проблемных моментов в процессе коммуникации внутри организации.

Объект исследования – коммуникации в ООО «ВЕРСАЛЬ»

Предмет исследования – методика, сущность, организация коммуникативного процесса в организации.

Структура работы вытекает из логики исследования и состоит из следующих частей: введения, основной части работы, заключении, списка литературы.

Для реализации поставленных целей и задач использованы учебники и учебные пособия по экономической статистике, экономике.

В процессе написания работы и реализации поставленных задач использовалась литература следующего характера: учебная, научная, периодическая, информация сети Интернет, интервью специалистов и т.д.

В ходе написания работы использовались следующие научные методы: статистический, исторический, аналитический, исследовательский, эмпирический и т.д.

Практическая значимость работы состоит в том, что материал проводимого в работе исследования может быть использован другими исследователями при написании более глубоких работ, таких как монографии, научные статьи, кандидатские работы и т.д.


Таким образом обозначив общую структуру исследования перейдем непосредственно к рассмотрению материала работы и начнем с теоретического блока.

  1. Теоретические основы коммуникативного процесса 

    в организациях

Понятие, сущность коммуникации

С каждым годом специалисты в сфере управления проявляют все больший интерес к организационным коммуникациям. Результаты многочисленных опросов, проведенных в Европе, США и нашей стране, показывают, что не только экспертами в сфере коммуникаций, но и большинством руководителей признается значительная роль коммуникаций в достижении целей организации [20].

Так, исследование, проведенное Международной ассоциацией бизнес-коммуникаций, показало, что большинство руководителей видят связь между рыночной стоимостью компании и способностью руководства использовать внутренние и внешние коммуникации для достижения деловых целей. В сфере организационных коммуникаций на сегодняшний день существуют сотни определений организационных коммуникаций [8].

Все они сводиться к тому, что через различные виды коммуникации человек обменивается информацией, а в отношении организации коммуникации определяют движении информации через управленческие решения, посредствам организационных структур и т.д. Именно на это направлены деловые, невербальные, маркетинговые, массовые, социальные и прочие виды общения.

Под системой внутренних коммуникаций понимают целенаправленно создаваемый комплекс инструментов управления формальными и неформальными процессами обмена сообщениями внутри организации [1].

Под формальными процессами коммуникации понимают официально закрепленные формы передачи информации, соблюдение которых контролируется санкциями. Например, это могут быть официальные отчеты, совещания, обращения руководителя компании к персоналу в корпоративных СМИ.

Под неформальными процессами коммуникации понимают общение вне закрепленных каналов, как правило, через сети личных контактов. Неформальное общение используется сотрудниками там, где руководством не предусмотрены горизонтальные каналы информации.


Если официальные каналы неспособны обеспечить сотрудников необходимой информацией, они будут прибегать к услугам высокоскоростного «сарафанного радио» [9].

Известно, что точность передачи информации через слухи достигает 85%. Ранее считалось, что неформальной коммуникацией управлять невозможно, что это неизбежное зло.

Однако, начиная с 1990-х гг. все больше компаний интегрирует неформальные каналы в свои системы внутренних коммуникаций.

Это могут быть форумы в Интернете, выявление и развитие сетей личных контактов для обмена знаниями и опытом, поддержки инновационных решений и т.п.

Во время общения люди занимают разные позиции по отношению друг к другу. Иногда даются названия по тому, в какие роли человек играет в той или иной позиции [5].

Например, диктатор общается со всеми свысока, командным тоном, приказами и бескомпромиссными решениями. Его же собеседник, который идеально подходит для пары, должен быть послушным, тихим, подчиняющимся, податливым и подающимся влиянию.

Споры возникают тогда, когда люди не создают пару либо меняют свои позиции. Например, жертва ищет спасателя, а собеседник не хочет быть спасателем и тоже играет жертву [6].

Две жертвы долго не могут общаться, рано или поздно кто-то из них превратится в тирана, то есть начнет агрессивно общаться с партнером. Можно сказать, что люди подстраиваются в общении друг под друга.

Почему с одними людьми общаются командным голосом, с другими – дружелюбным, а с третьими вообще наблюдается молчание?

В зависимости от того, каков собеседник, идет подстраивание под него. Если же человек привык общаться со всеми людьми одинаково, тогда собеседники подстраиваются под него.

Многое еще зависит от того, что конкретно люди желают получить друг от друга. Если они желают кому-то понравиться, то, скорее всего, будут подстраиваться под собеседника. Если желают кому-то навредить, тогда будут говорить с партнером грубо и по-хамски. Если же будут отражать атаку своего оппонента, тогда начнут с ним общаться так же, как и он [3].

Таким образом, так же, как человек общается с другими во многом и общаются с ним. Проявляют к нему такое же отношение – бьют или уважают. Либо подстраиваются под него, ставя себя ниже, подчиняясь, то есть стараясь понравиться. Либо ставят себя выше него: командуют, не слушают оппонента, выдают указания. Но в таком случае часто партнеры либо подчиняются, либо прекращают общение.

Существует множество способов общения. На это влияет человеческий фактор: характер, привычки, желания, цели, навыки, социальное положение, страхи, комплексы и прочие аспекты каждого собеседника [11].


Что такое виды коммуникаций? Люди обмениваются информацией, что и составляет коммуникативный процесс. Это способы взаимодействия людей между собой. Они происходят на уровне обмена различных идей, взглядов, мнений, представлений, установок, чувств, невербальным и вербальным путем. Коммуникации бывают [16]:

  1. Организационными. Они в свою очередь бывают: Внешними и внутренними.
  2. Формальными и неформальными.
  3. Горизонтальными.
  4. Межличностными. Они в свою очередь бывают: Суггестивными. Убеждающими. Экспрессивными. Познавательными. Ритуальными.

Их отличает то, какой информацией люди обмениваются, какие роли отыгрывают, какие цели преследуют и т. д.

Живя в обществе, где у каждого человека имеется свое мнение, мировоззрение, правила жизни и ожидания, нелегко порой становится стать хорошим собеседником[8].

Если бы мы жили среди зверей, то нам было бы намного легче. Все звери одинаковые, все они руководствуются инстинктами. Но пока мы живем среди людей, нам всегда придется сталкиваться с настроением, которое быстро меняется, со взглядами, которые не совпадают с вашими, с агрессией и защитой, которую нам нужно преодолевать, и разностью языкового понимания.

Все люди нашей страны говорят на одном языке, но каждое произнесенное слово понимается отдельным собеседником по-своему. В чем может заключаться секрет успешной коммуникации?

Если человек хочет успешно коммуницировать с другим человеком, нужно учитывать его мнение. Не нужно любить чужую точку зрения, не нужно менять свое мнение. Если хотите успешно развивать отношения с другим человеком, учитывайте его мнение так же, как и свое[8].

Дело в том, что многие люди начинают спорить и ссориться из-за того, что их мнения расходятся. Удивительным было бы, если бы все люди имели одинаковую точку зрения.

Несомненно, легко общаться с человеком, который смотрит на мир так же, как и мы. Но все же люди разные, воспитаны в разных традициях и условиях, что естественным образом влияет на то, как они будут смотреть на окружающий мир.

Не нужно менять своего мнения, если оно больше импонирует. Но нужно принимать право на существование чужого мнения. Если собеседник высказывает противоположное мнение, нужно принять право на его существование [10].

Можно продолжать оставаться несогласными с данной точкой зрения. Можно продолжать не любить чужое мнение. Но унижать, оскорблять, принижать значение этого мнения – все равно что унижать самого человека, который высказывает его. Это не приводит к успешной коммуникации. Скорее всего, оттолкнет от себя собеседника оскорблением его точки зрения.


Таким образом можно сделать вывод, что секрет успешной коммуникации заключается в том, чтобы позволять другому человеку иметь свое мнение и давать ему понять, что он имеет на это право. Уважение к чужой точке зрения, какой бы неприятной она ни была, — уважение к собеседнику, который ее высказал. Это заметно другому человеку, что вызывает желание коммуницировать.

1.2 Виды коммуникаций в организации и основные проблемы

Когда между людьми устанавливаются отношения, они начинают коммуницировать. Это называется межличностным общением, которое направлено на решение вопросов, адекватное восприятие друг друга, прагматичность целей.

Познавательная коммуникация направлена на предоставление дополнительной или новой информации, которая расширит, раскроет, дополнит имеющуюся [7]. Здесь предполагается передача не только научных данных, но и высказывание своего мнения. Сюда можно отнести доклады, лекции, семинары, где передается переработанная другим человеком информация с целью ознакомления с нею других лиц. Это позволяет совершенствоваться, расширять свой кругозор. Коммуникативными средствами выступают доказательство, резюмирование, аргументация, комментирование, культура речи и прочее.

Убеждающая коммуникация направлена на формирование определенных установок и отношения в обсуждаемом вопросе [7]. Все это происходит на уровне дискуссий, споров, переговоров, пресс-конференций и т. д. Упор делается на установки человека, эмоциональную культуру, индивидуальную мотивацию. Целью является смена убеждений собеседника на те, которые ему предлагались, перевод его на свою сторону, обретение союзника.

Экспрессивная коммуникация направлена на выражение эмоций, передачу чувств и переживаний другому человеку. Это может происходить на митингах, брифингах, в художественных произведениях, где часто используются описательные формы. Целью данной коммуникации является изменение настроя партнера на тот, который был нужен [13].

Суггестивная коммуникация направлена на изменение установок, отношения, поведения и прочих глубинных свойств человека. Это возможно, если человек внушаем, ему не предоставляется полная информация, он слаб духом, поддается влиянию толпы. На любых мероприятиях, где собирается большая группа людей, происходит суггестивная коммуникация, например, собрания, пресс-конференции, митинги, тренинги, рекламы и пр. Происходит суггестивная коммуникация разъяснением установок, которые внушаются, изменением настроения, шантажом, угрозой, психологическим террором и прочими способами. Цель – внедрить желаемую установку человеку, хочет он того или нет.