Файл: Выбор стиля руководства в организации (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ
1.2. Классификация стилей управления
1.3. Критерии выбора стиля управления
ГЛАВА 2. ИсследованиЕ стиля УПРАВЛЕНИЯ В ООО «СТАР»
2.1. Общая характеристика ООО «СТАР»
2.2. Анализ стиля руководства в ООО «СТАР»
2.3. Недостатки существующего стиля управления в организации
2.4. Рекомендации по оптимизации стиля управления в ООО «СТАР»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Оценивание проблем и личностных качеств, которые связаны с отбором управленцев, является одним из самых трудных аспектов управленческой деятельности. Информирование о стиле управления дает право разрешить проблему профессиональной приспособленности административного запаса. Начальнику трудно выработать такой стиль своей работы, который бы удовлетворял весь подчиненный ему коллектив. Если человек будет понимать причины и закономерности своего полведения, то он сможет изменить свое отношение к рабочим ситуациям. Осознание возможных причин и способов управления, гибкое и понятное видение проблем делают управленца более свободным, а его дела более удачными.
Каждый управленец в руководящей работе выполняет свои служебные
обязательства в определенном и характерном только ему стиле работы. Наука управления в своей основе имеет систему основных положений, моделей, стилей руководства, элементов, присущих только ей, при этом связанных с руководством. Поведение человека, одного из наиболее сложных и основных субъектов управления, также строится на внутренних убеждениях, определенной деятельности, которые определяют его отношение к происходящему.
Даже руководитель, имеющий большой опыт и отлично разбирающийся в теории управлении не застрахован от эмоциональной и неразумной реакции на ситуацию. От выбора стиля управления зависит не только результативность работы руководителя и его авторитет, но также атмосфера в коллективе и отношения между подчиненными и руководителем.
Объектом исследования является ООО «СТАР».
Предметом исследования являются стили управления.
Цель работы - проанализировать стиль управления в ООО «СТАР» и разработать рекомендации по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели предлагается решить следующие
задачи:
1) рассмотреть теоретические аспекты стилей управления в менеджменте;
2) проанализировать стили управления в ООО «СТАР»;
3) дать рекомендации по совершенствованию стиля управления руководителя ООО «СТАР».
Научно-методической основой работы послужили труды авторов в области менеджмента, управления персоналом, психологии управления, публикации в научных изданиях, в сети Интернет.
В качестве методов исследования были использованы анализ литературы по проблеме исследования, анкетирования, анализ эмпирического материала.
Источником информации явились данные по ООО «СТАР».
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие стиля управления
Процесс управления состоит из следующих элементов, которые тесно связаны между собой единством взаимодействия стиля управления, определения целей и осуществления функций управления, обеспечения наиболее полного использования потенциала управления организации, деятельности аппарата управления, его материальных, трудовых и финансовых ресурсов[1].
В таком единстве стиль управления служит системообразующим
элементом, формирующим особые качества всех остальных элементов процесса управления. Будучи элементом процесса руководств а, стиль управления, в свою очередь, объединяет элементы в систему. К таким элементам относятся: контроль исполнения решений управленца традиции управления, общественные формы управления и самоуправления, правила и формы
административного распорядительства[2].
Стиль управления как система может рассматриваться и с другой стороны: как единство стилей разных видов управленческой деятельности, а именно стиля руководства стиля исполнительской деятельности в аппарате управления организации (предприятия), стиля деятельности общественных органов управления.
Большое влияние на стиль руководства оказывают условия организационно-распорядительной деятельности: пределы самостоятельности предприятий и органов управления, сбалансированность обязанностей и прав, жесткая согласованность распорядительных действий[3].
Стиль — это обычная манера поведения управленца по отношению к своим работникам для того, чтобы оказывать на них влияние и побуждать их к достижению целей фирмы[4]. Степень, до которой управленец делегирует
свои полномочия, типы власти, которые он использует, а также его забота,
прежде всего, о выполнении задач или о человеческих отношениях — все это определяет стиль управления, дающий характеристику данному лидеру[5].
Каждое предприятие представляет собой неповторимую комбинацию целей, задач и индивидов. Каждый управляющий обладает рядом способностей и является уникальной личностью. Поэтому стили управления не всегда можно отнести к какой-то определенной категории[6].
1.2. Классификация стилей управления
Из существующих классификаций стилей управления наиболее известная и распространенная предложена Куртом Левиным. В соответствие с этой
классификацией выделяются демократический, автократический (авторитарный) и либеральный стили, которые различаются по степени концентрированности у руководителя функций руководства и участия его и руководимых им подчиненных в принятии решений. Рассмотрим основные стили управления, которые выделял в своих исследованиях К. Левин.
Стили, которые базируются на использовании власти: демократический,
авторитарный, либеральный. В основе этой классификации лежит отношение
между подчиненными руководителем (табл. 1).
Автократический управленец сам принимает решение и навязывает его
сотрудникам. Авторитарный руководитель, обычно уверен в безусловном
превосходстве своих компетенций, способностей, опыта достигать желаемых
целей по сравнению с подчиненными.
Таблица 1
Основные характеристики стилей руководства[7]
Авторитарный |
Демократический |
Либеральный |
|
Природа стиля |
Сосредоточение ответственности и всей власти в руках руководителя |
Делегирование полномочий с удержанием основных позиций у руководителя |
Снятие руководителем с себя ответственности и отказ в пользу коллектива или предприятия |
Персональное установление целей и выбор методов для их достижения |
Принятие решений поделено по уровням на основе участия |
Предоставление |
|
Коммуникационные потоки идут главным |
Коммуникации строятся активно в двух направлениях |
Коммуникации осуществляются в основном по горизонтали |
|
Сильные стороны |
Предвидение результата, внимание срочности и порядку |
Усиление личных обязательств по исполнению работы через участие в руководстве |
Дает право начать |
Слабые стороны |
Сдерживается личная инициатива |
Требуется много времени на принятие решений |
Коллектив может потерять направление движения и сократить скорость без присмотра лидера |
Способ принятия решений |
Единоличный |
На основе мнения |
На основе указаний, |
Способ доведения решений до исполнителя |
Распоряжение, приказ |
Предложение |
Упрашивание, |
Распределение ответственности |
Целиком в руках |
В соответствии с |
Целиком в руках исполнителя |
Отношение к инициативе подчиненных |
Допускается |
Используется и |
Целиком передается |
Принципы подбора кадров |
Освобождение от сильных сотрудников, рассматривает их как конкурентов |
Направленность на знающих, деловых работников и помощь им в развитии карьеры |
По ситуации |
Отношение к знаниям |
Считает, что все знает сам |
Непрерывно учится и требует того же от своих сотрудников |
Равнодушное |
Отношение к общению с подчиненными |
Соблюдает дистанцию, отрицательное |
Активно идет на контакт, положительное |
Не проявляет инициативы |
Отношение к подчиненным |
Неровное, по настроению |
Ровное, требовательное, доброжелательное |
Нетребовательное, мягкое |
Отношение к дисциплине |
Формальное, строгое |
Разумное |
Формальное, мягкое |
Отношение к стимулированию |
Наказание с нечастым поощрением |
Поощрение с нечастым наказанием |
Нет точной ориентации |
На основании этого тяга к решению всех проблем по своему усмотрению, которое внешне проявляется в жесткости в общении и приказном тоне. Личные проблемы своих подчиненных его мало волнуют. Авторитарный руководитель считает, что люди не любят трудиться, избегают ответственности, их к этому надо принуждать. Этот стиль часто используется в настоящее время в российских компаниях, так как командовать легче, чем убеждать. Однако происходит существенная недооценка уровня подчиненных. Применяемый руководителем авторитарный стиль оказывает разрушительное действие, приводит к стрессу у сотрудников, не способствует творчеству[8].
Авторитарный стиль эффективен только в тех случаях, когда руководитель обладает необходимой квалификацией, позволяющей ему единолично принимать решения в сложной многофакторной системе управления современным предприятием[9]. Менеджеры подобного уровня — большая редкость. Поэтому чаще всего данный стиль может давать хорошие результаты только при осуществлении простых, локальных видов деятельности, с достаточно простыми целями, реализация которых не требует творческого подхода и инициативы. Данный стиль является единственно возможным в критических ситуациях, когда времени на обсуждение и согласование нет. Необходимо быстро принять решение и действовать. Решение может оказаться удачным или неудачным, однако это все же лучше, чем «никакое» [10].
Следует учесть еще одно важное обстоятельство. Авторитарный стиль применим только в случае готовности работников выступать в роли безоговорочных исполнителей, при отсутствии у них амбициозности, стремления к развитию. В повседневной практике авторитарным стилем обычно пользуются руководители с гипертрофированным мнением о собственных профессиональных достоинствах, не умеющие грамотно работать с персоналом. Следствием его применения часто является потеря позиций предприятия на рынке.
Как показывают некоторые исследования, демократический стиль
управления имеет больше плюсов, чем авторитарный. Фактически во всех
случаях коллектив предприятия наиболее удовлетворен демократическим
стилем управления, то есть таким, при котором управленец ориентирован в своей деятельности на подчиненных дает им инициативу в процессе работы, с учетом их мнения принимает решения. Демократичный руководитель считает, что люди заинтересованы в работе, имеют потребности в самовыражении. Вознаграждение действует лучше принуждения[11].
Демократический руководитель решает практически все вопросы коллегиально, придает большое внимание своевременной и качественной информированности сотрудников о положении дел в коллективе, имеет правильную реакцию на критику на всех уровнях, осуществляет делегирование ответственности и полномочий своим подчиненным. Стиль общения такого руководителя с людьми – вежливость, доброжелательность, желание постоянно находиться в контакте[12].
Демократичный лидер исходит из представлений о мотивированности людей потребностями более высокого уровня — в социальном взаимодействии, в успехе, в самовыражении. Он старается создать такую ситуацию, при которой люди могли бы самоактуализировать себя, а работа как таковая являлась бы для них мотиватором, то есть обеспечить внутреннюю мотивацию деятельности.
Либеральный стиль подчиненным предоставляется полная свобода в
принятии решений. Руководитель ставит задачу перед исполнителями, создает нужные организационные условия для их деятельности, определяет границы этого решения, а сам отходит на задний план. За собой он лишь сохраняет
функции эксперта, арбитра, консультанта, который оценивает полученные
результаты[13].
Руководитель, выбравший либеральный стиль управления, практически не вмешивается в дела коллектива, предоставляя работникам полную самостоятельность практически во всех вопросах, обеспечивая возможность индивидуального и коллективного творчества сотрудников. Для такого руководителя характерны вежливость, возможность отмены принятых им решений не только в пользу дела, но и в целях сохранения им популярности среди коллектива. Для такого руководителя в целом характерны беспрекословное, неосмысливаемое выполнение распоряжений вышестоящих органов управления, безынициативность[14].
Основным методом воздействия на подчиненных являются просьбы и уговоры, избегание конфликтов за счет соглашения с мнением подчиненных. Либеральный руководитель обычно не имеет выраженных организаторских способностей, для него характерны слабая реакция на действия подчиненных и слабый контроль за ними, в результате чего деятельность такого руководителя часто оказывается неэффективной[15].
Автократический, демократичный и либерально-попустительский стили
управления в чистом виде встречаются довольно редко. Обычно стиль работы менеджеров фирмы можно определить, пользуясь так называемой решеткой менеджмента (рис. 1)[16].