Файл: Выбор стиля руководства в организации (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ
1.2. Классификация стилей управления
1.3. Критерии выбора стиля управления
ГЛАВА 2. ИсследованиЕ стиля УПРАВЛЕНИЯ В ООО «СТАР»
2.1. Общая характеристика ООО «СТАР»
2.2. Анализ стиля руководства в ООО «СТАР»
2.3. Недостатки существующего стиля управления в организации
2.4. Рекомендации по оптимизации стиля управления в ООО «СТАР»
Рисунок 1. «Решетка менеджмента» [17]
С помощью «решетки менеджмента» можно соотнести учет в управлении интересов фирмы, отдельных работников и персонала в целом. Оптимальным вариантом руководства организацией является максимальный учет интересов производства и каждого работника. К такому идеалу должен стремиться каждый менеджер[18].
Несмотря на то, что существует множество стилей руководства от авторитарного до демократического, а порой и попустительского, руководитель должен являться лидером в своем коллективе: обладать действительным доверием, находиться в центре происходящих изменений и контролировать их, решения его должны восприниматься как руководство к действию. И здесь уместным будет привести слова американского философа бизнеса Джима Рона: «Качества лидера — быть строгим, но не грубым; быть доброжелательным, но и не слабым; быть уверенным, но не задираться; быть размышляющим, но не ленивым: быть скромным, но не робким; быть твёрдым, но не высокомерным; шутить, но без глупостей!»[19]. Только при таком положении он сможет реализовывать меры и воодушевлять к этому свой коллектив, то есть такого положения, что эти решения будут восприниматься как нечто важное, общее для всех[20]. Если человек является образцом и предметом уважения, то его просьбы выполняются как свои, и при этом исполнитель испытывает чувство личного удовлетворения. И, что важно в организации, руководитель должен явиться лидером для всех сотрудников, а не части из них, то есть он должен возглавить сообщество, некое единство, став, по сути, неким связующим звеном для них. Однако чаще всего в силу повышения своей занятости руководитель меньше времени начинает уделять непосредственным подчиненным, что и лишает его лидерских позиций и переносит в «графу» формального главы, раздающего приказные указания[21].
Важным феноменом, рождающимся во взаимодействии, является взаимопонимание, которое определяется как система чувств и взаимоотношений, позволяющая согласованно достигнуть целей совместной деятельности или общения, максимально способствуя соблюдению доверия и интересов, предоставляя возможность для раскрытия способностей каждого. Взаимопонимание обеспечивает такой уровень «совместности», когда между членами коллектива нет авторитарного доминирования, эмоциональной напряженности, недоверия или незаинтересованности[22].
Доверие является близким по своим характеристикам к взаимопониманию. Доверие есть открытость миру людей, явлений, процессов. Отсутствие доверия к подчиненному – одна из главных причин, задерживающих развитие его личности. Работники испытывают потребность в том, чтобы им доверяли и значимые члены коллектива и руководитель[23].
Образ руководителя здесь может стать как образцом для подражания, так и источником конфликта и агрессии.
Руководитель должен всегда помнить, что неправильно организованное взаимодействие приводит к искажению начальных целевых установок и возникновению непрогнозируемых отрицательных действий. В связи с этим важно, как уже говорилось, устанавливать положительные, доброжелательные, доверительные отношения между руководителем и члена коллектива. Именно эти отношения сказываются на успешности деятельности, психологической атмосфере, авторитете руководителя.
Таким образом, установление партнерских взаимоотношений и партнерского взаимодействия является необходимым условием в создании комфортного психологического климата. Именно такие отношения, построенные на принципах доверия и творчества, паритетности и сотрудничества, лежат в основе совместной деятельности[24].
Все стили, которые используются руководителем, обязательно должны примыкать к понятию «демократический стиль взаимодействия». Его основные особенности – взаимоприятие и взаимоориентация[25]. Такой стиль отношений проявляется в опоре руководителя на мнение коллектива. Демократичный руководитель всегда стремится наиболее оптимально распределить нагрузки, учитывая индивидуальные склонности и способности каждого; поощряет активность, развивает инициативу. Основными способами данного вида общения являются просьба, совет, информация.
1.3. Критерии выбора стиля управления
Выбор стиля управления зависит не только от личности руководителя, но и от совокупности других факторов которые принято делить на субъективные (зависящие от руководителя) и объективные (на зависящие от руководителя) факторы[26].
К числу субъективных факторов можно отнести:
- принципы и установки, обуславливающие умение пользоваться властью;
- специфика психического склада руководителя (темперамент, характер);
- выбор форм и методов воздействия на подчинённых в каждой конкретной ситуации;
- неповторимые личные качества, определяющие «управленческий почерк»;
- индивидуальные особенности исполнения социальных ролей руководителя;
- уровень профессиональных знаний, интеллекта и культуры, определяющий характер поведения[27].
К числу объективных факторов относятся:
- специфика системы, её цели и задачи, управленческой структуры;
- закономерности управления;
- специфика (функциональное назначение) сферы конкретной деятельности;
- окружающая производственная среда (технологический уровень производства, формы организации труда, обеспеченность материальными ресурсами);
- особенности сформированного коллектива: его структура, уровень подготовки, сложившаяся система взаимоотношений, социально-психологические черты его отдельных членов;
- уровень практики управления, как у руководителя, так и у подчиненных;
- способы и приёмы управления, используемые вышестоящим руководством[28].
Выбранный стиль управления в совокупности с указанными субъективными и объективными факторами определяют особенности формирования производственной функции руководителя, регулирования взаимоотношений между членами коллектива, традиции и приемы общения в коллективе[29].
Как показала практика, наиболее эффективным является демократический стиль управления, наименее эффективными - либеральный и авторитарный, то есть существует прямая зависимость между стилем управления и результатами работы организации в целом[30].
Об эффективности того или иного стиля судят по следующим показателям:
- общим результатам деятельности организации (темпам роста, производительности, норме прибыли);
- динамике затрат времени, материальных и денежных средств;
- четкости и рациональности действий персонала;
- материально-психологическому климату, внутренней конфликтности, состоянию трудовой и исполнительской дисциплины;
- уровню инициативы и творческой активности исполнителей;
- восприятию руководителей коллективом и окружением[31].
Практика доказала неоднозначность влияния стиля управления менеджера на результативность его работы. Это обусловило формирование ситуационной концепции, в рамках которой исследовались границы эффективности определенных управленческих стилей. Исследования в рамках ситуационной концепции были направлены на изучение наиболее эффективных с точки зрения управления взаимосвязей «ситуация - стиль – ситуация». Основные различия между разрабатываемыми в этом направлениями теориями связаны с подходами к подбору факторов, характеризующих ситуацию. Их совокупность можно разделить на следующие группы[32]:
1) организационные факторы: наличие ясных и четких целей, особенности организационной структуры, объем должностных полномочий, количество установленных процедур и регламентов;
2) характеристики решаемых задач: степень их структурированности, качество формулировки заданий, степень информированности персонала о характере предстоящей работы;
3) характеристики подчиненных: опыт, квалификация, способности, готовность брать на себя ответственность, потребности, степень заинтересованности в решении задач, степень уверенности в себе, внутренняя удовлетворенность;
4) особенности руководителя: профессионализм; подготовка;
5) качество взаимоотношений «руководитель-подчиненные»: атмосфера в коллективе, отношения подчиненных к менеджеру[33].
Выводы. Стиль руководства — это обычная манера поведения руководителя по отношению к своим сотрудникам для того, чтобы оказать на них воздействие, а также побудить к достижению целей организации.
Несомненно, работа какой-либо организации, движение к поставленным ею целям, морально-психологический климат в ней в основном — это результат умелого или неумелого управления. Именно управляющий является толчковым механизмом работы фирмы. От выбранного стиля управления зависит не только результативность работы руководителя и его авторитет, но и атмосфера в коллективе и отношения между руководителем и подчиненными. Если вся фирма трудится достаточно ровно и эффективно, то начальник замечает, что достигнуты поставленные цели, а также многое другое — в том числе взаимопонимание, простое человеческое счастье и удовлетворение работой.
ГЛАВА 2. ИсследованиЕ стиля УПРАВЛЕНИЯ В ООО «СТАР»
2.1. Общая характеристика ООО «СТАР»
Полное фирменное наименование общества: Общество с ограниченной
ответственностью «СТАР».
Сокращенное фирменное наименование общества: ООО «СТАР».
Место нахождения: Пермский край, Лысьвенский район, п. Кын, ул. Заречная, 113.
Юридический адрес: 618925, Пермский край, г. Лысьва п. Кын, ул.
Заречная 113.
В состав учредителей ООО «СТАР» входят 9 физических лиц (их доля в
уставном капитале 75%) и 1 юридическое лицо ОАО «Кыновской леспромхоз» (доля в уставном капитале составляет 25%). Доли всех физических лиц равные по 8,33%. Уставный капитал составляет 250 тыс.руб.
Организация занимается розничной торговлей пищевыми продуктами,
включая напитки, и табачными изделиями в специализированных магазинах.
В состав ООО «СТАР» входит 7 магазинов, расположенных в поселке Кын. В магазинах используется традиционный метод продажи товаров —
обслуживание через прилавок.
Численность работников по всем магазинам составляет 14 продавцов, 6
уборщиц, 1 водитель и 1 грузчик, которые развозят товар по всем магазинам, а также ездят за ним в город.
Организационная структура ООО «СТАР» показана на рисунке (рис. 2).
Органами управления ООО «СТАР» являются общее собрание участников, директор (единоличный исполнительный орган).
Во главе находится директор, в непосредственном подчинении у которого находятся все остальные работники. Вся полнота власти принадлежит ему.
Он организует выполнение решений общего собрания участников.
Рисунок 2. Организационная структура ООО «СТАР»
Директор ООО «СТАР» функционирует от имени общества без доверенности, в том числе осуществляет сделки от имени общества, отдает приказы и указание, которые обязательны к исполнению всеми работниками общества, утверждает штаты, заключает и разрывает трудовые договоры с работниками, применяет к ним меры поощрения и взыскания, осуществляет также другие функции, которые необходимы для достижения целей ООО «СТАР» и обеспечения его нормальной работы, в соответствии с действующим законодательством и уставом общества.
К обязанностям товароведа относится изучение покупательского спроса,
осуществление контактов с поставщиками товаров и улучшение их качества.
Перед тем, как товар, поступивший на склад, попадет на прилавок, он
тщательно проверяется. Сначала товары принимает по качеству и количеству, сверяет с сопроводительными документами, сортирует, выявляет недостатки, составляет акты о некачественном товаре, возвращает поставщику. Все это осуществляет товаровед. Также он должен быстро и правильно разбираться в многочисленных документах (сертификаты, стандарты, технические условия). Это требует от товароведа способности находить верное решение и сообразительности. Для него характерно чувство материальной
ответственности, потому что он (совместно с продавцами) отвечает за
сохранность товаров. Товаровед в ООО «СТАР» - женщина, которой 47 лет. У нее высшее образование. Она - человек очень требовательный и достаточно строгий с подчиненными.